Из опыта работы наставника молодого специалиста
Из опыта работы по реализации программы «Наставничество»
Профессионализм педагога становится в настоящее время
решающим фактором обеспечения качества образования. Именно поэтому
возрастает роль наставничества. Приоритетным направлением деятельности
наставника является создание условий для развития личности молодого
педагога, самореализации его возможностей, повышение квалификации и
профессионального мастерства. Целью наставничества в образовательной
организации является оказание помощи молодым учителям в ихпрофессиональном становлении.
Основные задачи наставничества:
ускорить процесс профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него должностные обязанности;
содействовать усвоению молодым педагогом лучших традиций коллектива;
познакомить молодого учителя с требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности специалиста по занимаемой должности;
разрабатывать совместно с молодым специалистом план его
профессионального становления с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
оказывать молодому специалисту помощь в овладении педагогической профессией, технологиями, приемами, методами находить вместе с молодым специалистом пути устранения допущенных ошибок;
личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.
Хочется поделиться некоторым опытом работы в качестве
наставника. Представлю план работы и проведу краткий
анализ результатов моей работы с молодым специалистом Кучиным Владимиром Александровичем. Возможно, данный материал будет полезен педагогам,
решившим принять на себя эту важную миссию – быть наставником впрофессиональном становлении молодого специалиста.
Приказом директора школы я была назначена наставником к начинающему учителю, выпускнику ТГАС Кучину Владимиру Александровичу и как руководитель ММО учителей математики я оказывала методическую помощь начинающему учителю Толстых Тимуру Александровичу, выпускнику этого же ВУЗА.
Владимир Александрович – выпускник нашей школы. Я прекрасно знаю его, хотя и его не учила, но он – одноклассник моей дочери. В школе очень хорошо учился , университет закончил с отличием. же ВУЗ взаимное уважение, что является необходимым условием
успешной совместной работы. Я охотно согласилась помогать молодому учителю. Известно, что наибольшей эффективности педагогическая деятельность достигает в тех
образовательных учреждениях, которые сами «растят» свои педагогические кадры.
Владимир Александрович начал работать в качестве учителя математики с 2015 года.
За период с сентября 2015 года по февраль 2017 года с Владимиром Александровичем были проведены следующие виды деятельности по реализации программы «Наставничество»:
мероприятия для скорейшей адаптации в коллективе
знакомство с контингентом обучающихся школы
знакомство со спецификой работы с детьми, попавшими в трудную
жизненную ситуацию
изучение нормативных документов, определяющих служебную
деятельность, структуру, особенности деятельности школы и
функциональные обязанности по занимаемой должности
Проведены консультации по темам:
составление рабочих программ;
составление тематического плана;
разработка сценария уроков разного типа;
применение наглядности на уроках математики;
виды проведения целеполагания на уроках;
способы проведения рефлексии;
оценка учебных результатов;
активные формы работы на уроке математики;
создание психологически комфортной среды на уроке;
организация самостоятельной работы на уроках.
Посещение уроков молодого специалиста. Проведено
обсуждение каждого урока………
.
За указанный период Владимир Александрович многому научился, но
Он ещё нуждается в помощи и контроле со стороны опытных педагогов.Поэтому на период 2016 – 2017 уч. года
составлен следующий план занятий с молодым специалистом.
План работы на 2016 – 2017 уч.годЦель работы
развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста
оказание методической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно – воспитательной деятельности;
создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;
развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании.
Задачи на 2016 – 2017 учебный год:
привлечь молодого педагога к участию в профессиональных конкурсах
Одной из задач на 2016 – 2017 учебный год является привлечение
молодого педагога к участию в профессиональных конкурсах. Конкурс - это
не только форма соревнования в профессиональном мастерстве и способ
продемонстрировать свои способности в достижении качественногорезультата, но и условие обнаружения собственных затруднений, дефицита
профессионализма, что, в свою очередь, служит стимулом формирования
потребности в профессиональном совершенствовании. Это не только
соревнование, но и возможность общения с другими преподавателями,
организаторами, членами жюри на профессиональном уровне.
Ожидаемые результаты участия молодого педагога в профессиональныхконкурсах развитие творческих способностей
развитие профессионального общения в педагогическом
сообществе внедрение новых педагогических технологий в педагогический
процесс
повышение профессионального мастерства
Календарно – тематический план занятий с молодым специалистом
Занятие: Планирование внеурочных занятий;
Посещение уроков молодого учителя с целью знакомства с работой, выявления затруднений, оказания методической помощи;
Практическое занятие: Требования к плану воспитательной работы. Методы познания личности. План – характеристика класса. Тематика родительских собраний. Беседа с родителями.
Методические разработки: требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке. Типы, виды, формы урока;
Практическое занятие. Как работать с ученическими тетрадями (изучение инструкции, советы при проверке тетрадей); октябрь
Занятие: Работа с школьной документацией; Обучение составлению отчетности по окончанию четверти;
Изучение положения о текущем и итоговом контроле за знаниями учащихся;
Участие в работе РМО.
Занятие: Современный урок и его организация;
Практикум: Разработка олимпиадных заданий. Цель: научить молодого специалиста грамотно составлять олимпиадные задания. Знакомство с методикой подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам по предмету. ноябрь
Беседа: Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся. Индивидуальный подход в организации учебной деятельности;
Тренинг: Учусь строить отношения; Анализ педагогических ситуаций; Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций;
Посещение молодым специалистом уроков учителя - наставника в среднем и старшем звене; декабрь
Индивидуальная беседа: Психолого – педагогические требования к проверке, учету и оценке знаний учащихся;
Практикум: Домашнее задание: как, сколько, когда;
Обмен мнениями по теме «Факторы, которые влияют на качество преподавания»; январь
Занятие: Формы контроля знаний, как помочь обучающимся подготовиться к экзаменам.Посещение уроков, мероприятий, классных часов, праздников у опытных учителей школы;
Посещение уроков молодого учителя с целью выявления затруднений, оказания методической помощи;
Посещение открытого урока молодого учителя Красноярской средней школы с целью знакомства с опытом работы. Анализ и самоанализ урока;
Практикум: "Современные образовательные технологии, их использование в учебном процессе"; февраль
Дискуссия: Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё; Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения. Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее);
Беседа: Виды контроля, их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала;
Отчёт молодого учителя о работе. Март
февраль