Утренник «Юным героям-антифашистам посвящается…» (4 – 7 классы)
УТРЕННИК
«Юным героям-антифашистам посвящается» (4 – 7 классы)
Цели мероприятия:
1. расширение кругозора учащихся,
2. патриотическое воспитание подрастающего поколения,
3. воспитание коллективизма, коммуникативности,
4. развитие речи, памяти, мышления, творческих способностей учащихся..
Оформление и реквизит:
- лозунг «Никто не забыт, ничто не забыто»,
- портреты пионеров – героев,
- фонограммы («Орленок» (слова Я. Шведова, музыка В. Белого), «Бухенвальдский набат», «Поклонимся великим тем годам», «Пусть всегда будет солнце»),
- выставка книг о пионерах – героях,
-цветы, шары.
Ведущий 1: Памяти юных героев-антифашистов посвящается. Ведущий 2: 8 февраля отмечается как день памяти и солидарности против фашизма, империализма, за демократию и мир.
Ведущий 3: В феврале 1962 года, в Париже, в мрачные годы реакции, когда фашисты правили страной, в помещениях советского посольства, прогрессивных общественных организаций взрывались бомбы. Тогда бандиты убивали на улицах Парижа лучших людей страны. Прогрессивные силы Франции решили «дать» бой - колонны демонстрантов двинулись к центру города. Ведущий 4: Полиция встретила их огнем. Было много убито людей. Среди тех, кто отдал жизнь во имя прогресса и в борьбе с черной чумой, был и совсем маленький паренек - Даниэль Фери. Он был юным героем, сыном рабочего, членом Коммунистического Союза молодежи Франции.
Ведущий 1: День памяти юного героя-антифашиста отмечается с 1964 г. в честь погибших участников антифашистских демонстраций, (в том числе и французского школьника Даниэля Фери.
Ведущий 2: Юные безусые герои,
Юными остались вы навек.
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
Боль и гнев сейчас тому причиной,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
Ведущий 3: Много юных погибло в борьбе. Имена у них разные, но взрослые дали им общее имя – Орлята. Орлята – это значит отважные, смелые. Им, орлятам всех стран, мы говорим сегодня слова любви и благодарности.
Звучит фонограмма песни «Орленок».
Инсценировка.
Дочь: Мама-а-а!
Мать. Снова дралась во дворе?
Дочь. Ага! Мама, но я не плакала!
Вырасту, выучусь на моряка.
Я уже в ванне плавала!
Мать. Боже, не девочка, а беда!
Сил моих больше нету!
Дочь. Мама, а я вырасту, а когда?
Мама. Вырастешь, ешь котлету.
Дочь. Мама, купим живого коня?
Мать. Коня? Да что ж это делается?
Дочь. Мама, а в летчики примут меня?
Мать. Примут, куда ж они денутся?
Ты же из каждого сатана,
Душу сумеешь вытрясти!
Дочь. Мама, а правда, что будет война
И я не успею вырасти?
Ведущий 4. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то на пороге юности. Война застала их в столичных городах, маленьких деревеньках, дома, в гостях у бабушки, пионерском лагере. Что чувствовали, что переживали дети войны?
Ведущий 1. Тогда нам было десять лет.
Мы помним ночь войны.
Ни огонька в окошках нет –
Они затемнены.
Ведущий 2. Кто прожил только десять лет,
Запомнит навсегда,
Как потушив дрожащий свет
Ходили поезда.
Ведущий 3. Во тьме на фронт везли войска,
Детей – в далекий тыл,
И поезд ночью без гудка
От станции отходил.
Ведущий 4. Тот не забудет никогда,
Хоть был он очень мал,
Как дорога была вода,
И не всегда была еда.
Ведущий 1: Вот страшная выдержка из дневника ленинградской девочки Тани Савичевой, которая написала о семье в своем дневнике.
«Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года,
Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.
Лека умерла 17 марта в 6 часов утра 1943 года.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 час ночи 1942 года.
Мама умерла 13 мая 7 часов 30 минут утра 1942года.
Савичевы умерли все. Осталась одна Таня»
Ведущий 2. Таня ненадолго пережила своих близких. Вскоре умерла и одиннадцатилетняя Таня. Всю семью унесла блокада. Не выдержала и Таня. Её, правда, успели вывезти из Ленинграда, но голод настолько подорвал здоровье девочки, что она умерла. Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашистских преступников.
Ведущий 3. А вот воспоминания тех, кто выжил.
Ведущий 4. «В сентябре 1941 года немцы заняли нашу деревню. Бабушка от ранения умерла, а меня с дедушкой отправили в концлагерь «Красное село», где дедушку расстреляли, а меня, двенадцатилетнего, отправили в «Бухенвальд». Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами. Из многих выкачивали кровь, до капли прямым переливанием. Когда я вконец обессилела, меня заразили туберкулезом и отправили на уничтожение. Выжила чудом».
Звучит фонограмма песни «Бухенвальдский набат».
Ведущий 1. На священную борьбу с захватчиками вместе с отцами, старшими братьями и сестрами по зову сердца с оружием в руках шли в бой тысячи юных патриотов. Они старалась ни в чем не уступать взрослым.
Ведущий 2. Двадцать тысяч пионеров получили медаль «За оборону Москвы». 15249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда».
Ведущий 3. Ветры походные трубы трубили
Дождь отбивал барабанную дробь.
Ребята – герои в разведку ходили.
Сквозь чащу лесов и болотную топь.
Нынче в разведку идут следопыты
Там, где когда-то ровесники шли.
Не будут, не будут, не будут забыты
Ребята – герои родимой земли!
Ведущий 4. И кажется, снова в борьбе и в походе
Снова в рядах твоих верных друзей –
Голиков Леня, Дубинин Володя,
Котик, Матвеева, Зимин, Казей.
Учитель: Война изменила мирную жизнь людей. Тысячам ребят пришлось пройти по дорогам войны. Они выполнили долг перед Родиной, а некоторые из них заплатили за это ценой своей начинающейся жизни. Познакомимся с некоторыми из них.
Сцена 1. «Первая медаль» (4 класс)
(Занавес открывается. Декорации блиндажа. На сцене Радист (1) в наушниках с рацией и Солдат (1). Сбоку сцены Автор. Входит Витька, слегка прихрамывая на правую ногу.)
Витька: 0-0!
Солдат: Братцы, кого я вижу!
АВТОР: Витька Жук, 14-летний разведчик, оказался в крепких объятиях бойцов.
ВИТЬКА: Подлечился малость. Из госпиталя прямиком сюда...
СОЛДАТ: Болит?
ВИТЬКА: Не-е...
Солдат: Врёшь ведь?
(Слышны звуки рации. Радист (I) внимательно слушает.)
РАДИСТ: Тишина! Хозяин к нам идёт.
(Входит Командир дивизии.)
АВТОР: Командир дивизии полковник Синькевич.
КОМАНДИР (Витьке): Ну-ка, сыми, сынок, шинельку.
(Витька снимает шинель.)
Так хорошо. (Строго.) За умелое выполнение заданий командования, проявленные мужество и героизм, за десять доставленных «языков»: спасибо, сынок!
(Прикрепляет Витьке медаль «За отвагу».)
(Витька искоса поглядывает на грудь.)
А теперь тебе, сынок, предстоит выполнить новое задание.
(Командир и Витька склоняются над картой.)
Автор: И шагал «сынок» опалёнными фронтовыми дорогами. Шагал в строю разведчиков, ходил с группой в тыл противника за «языком».
Сцена 2. Сын флотилии. (6 класс)
(Занавес открывается. Саша и Старшина стоят на вахте на корабле. Сбоку сцены Автор.)
·АВТОР: Саша стал юнгой в свои неполные 14 лет. Утро 11 апреля 1945 года выдалось тихое и тёплое. Безоблачное небо отражалось в Дунае. Природа была равнодушна к далёкому грохоту взрывов. К бронекатерам начали спускаться десантники.
СТАРШИНА: Чуешь, маневрируем? Не даём пристреляться фрицам! Я на высадку, помогу ребятам. Ты стой у мотора. Если что действуй самостоятельно! Понял? (Уходит.)
САША: ЕСТЬ!
Автор: Юнга остался один в жарком машинном отделении, насыщенном бензиновыми парами и отработанными газами. В мотор попал вражеский снаряд.
(Слышен звук падающего снаряда.)
САША: Что делать? Кипит вода, масло. Чем закрыть пробоину? Промедление грозит гибелью корабля и людей, многих людей. (Бросается к пробоине и закрывает её грудью.)
АВТОР: Есть на войне высший подвиг подвиг во имя товарищей. Отвести от них беду, прикрыть их жизнь своей жизнью. Так поступил Саша Ковалёв, закрыв своей грудью пробоину. Он награждён орденом Красной Звезды, медалью Ушакова и посмертно орденом Отечественной войны I степени.
Сцена 3. «Иван - полковой разведчик» (5 класс)
(Декорации блиндажа. На сцене Лейтенант изучает карту. Рядом Радист. Входит Солдат с Иваном. Автор сбоку сцены.)
СОЛДАТ: Товарищ лейтенант, тут задержали одного.
ЛЕЙТЕНАНТ: Ну и дальше что? (Не отрываясь, изучает карту.)
СОЛДАТ: Ползал в воде возле берега. Зачем не говорит, требует доставить в штаб.
Лейтенант: Иди, стань к печке, кто ты такой?
ИВАН: Товарищ лейтенант, сообщите в штаб дивизии.
ЛЕЙТЕНАНТ: Какой дивизии?
ИВАН: Полевая почта вэ-че 49550.
ЛЕЙТЕНАНТ: Сообщи в штаб дивизии о мальчишке. Но что-то я сомневаюсь, чтобы его там знали.
(Радист передаёт сообщение в штаб дивизии, получает ответ, передаёт Лейтенанту. Лейтенант усаживает Ивана к печке и даёт ему бумагу и карандаш. Просит всех выйти из землянки. Приносит кружку с чаем.)
Пиши, А это что у тебя?
(Иван разворачивает носовой платок.)
АВТОР: Мальчик развернул носовой платок, а в нём были зёрна пшеницы, камушки, стёклышки, горох.
ЛЕЙТЕНАНТ: Мусор? Зачем тебе всё это? Выброси!
ИВАН: Вот напишу отчёт, тогда и выброшу. Пшеница это пулемёты, горох пушки, камушки - танки, стёкла количество вражеских составов на станции.
(Входит Радист)
Радист: Товарищ лейтенант, из штаба дивизии выехал человек за мальчиком.
АВТОР: Иван долго составлял отчёт, на нескольких листах.
(Входит Катасонов.)
КАТАСОНОВ: Старшина Катасонов прибыл из штаба. Где тут наш малец?
ИВАН: Катасоныч, миленький, здравствуй!
КАТАСОНОВ: Живой, вернулся! Всё, больше к немцам в тыл не ходок! Учиться тебе надо, а не по немецким тылам лазить. Не детское дело война.
ИВАН: В интернате я уже был, вытерпел один месяц. Убежал.
КАТАСОНОВ: Теперь командующий велел тебя отправить в Суворовское училище, из тебя хороший офицер получится.
ИВАН: В училище не поеду, ты ведь, Катасоныч, знаешь, нет у меня никого. Отец в первый день войны погиб, мать тоже убило, сестрёнка полутора лет была убита у меня на руках.
АВТОР: Ивану столько пришлось пережить, что солдатам и не снилось. Он был в партизанах, был в лагере смерти. У Ивана на уме одно: мстить до последнего.
КАТАСОНОВ: Я, Ваня, ухожу в тыл врага, свидимся ли мы с тобой ещё, не знаю. А если выживу, то найду тебя в училище, и будем мы с тобой вместе жить. Ведь у меня никого нет.
(Катасонов и Иван прощаются и уходят.)
АВТОР: Катасоныч погиб сразу, только ступив на вражескую землю. Видать, разведчик не учёл всего, так на войне бывает. Иван также выпросился у командира дивизии последний раз в тыл врага. Надеялся узнать о судьбе Катасоныча.
ЛЕЙТЕНАНТ: Да, много людей полегло из тех, кто знал Ваню. И я долго наводил справки, где Иван, вернулся ли из немецкого тыла.
Сцена 4. «Сестра милосердия».
Из архива Министерства обороны: «Донесение о героических подвигах воинов Красной Армии: Дочь кузнеца завода «Арсенал» 16-летния Скворчинская явилась в артдивизион 14 кавалеристской дивизии и после неоднократных просьб была оставлена в дивизионе в качестве санитарки. В период военных действий подвижной группы 26 армии Скворчинская, пренебрегая опасностью, во время бомбёжки авиацией противника оказывала помощь раненым, выносила их в укрытия, когда сама не могла донести пострадавшего, заставляла бойцов вылезать из щелей и оказывать ей помощь. Скворчинская спасла жизнь десяткам бойцов и командиров». Она была смешлива, весела.Болтались косы в лентах за плечами, Её сестренкой братья величали:Ещё девчонка, мол, не доросла!Был день её не сложен: хохочи, Учи уроки, расцветай на воле!И высоко над ней на волейболеВзлетали вверх весёлые мячи.Но школа кончена. Война. И вотУже ей тесен мир бумажной карты,И в мир живой она со школьной партыИдёт сестрой в сражение на фронт.И кладь её не ручка, не тетрадь, Не книжки те, которые любила,- Она на плечи юные взвалилаБойца в крови, чтоб от врага убрать.И для бойцов, что вновь вернулись в строй,Чьё сердце билось тихо и устало,Она теперь родной и близкой стала – Не маленькой сестрёнкой, а сестрой.(Е. Тароховская)
Ведущий 1. На войне погибло 13 миллионов детей. Мы должны помнить их всех: сожжённых, расстрелянных, повешенных, убитых и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом.
Ведущий 2. Они прикрыли жизнь собою,
Жизнь начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зеленая трава.
Звучит фонограмма пени «Поклонимся великим тем годам».
Ведущий 3. Мы не слышали взрывов бомб, сигналов воздушной тревоги.
Ведущий 4. Не стояли холодными ночами за хлебом. Мы не знали, что такое похоронки.
Ведущий 1. Ради счастья и жизни на свете, ради воинов, павших тогда,
Да не будет войны на планете
Хором: Никогда! Никогда! Никогда!
Учитель: Вновь скупая слеза сторожит тишину,
Вы о жизни мечтали и не ждали войну.
Сколько юных тогда не вернулось назад,
Не дожив, не допев, под гранитом лежат.
Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье –
Ты послушай святую минуту молчанья.
Учитель: В память о детях, погибших в 20 веке и начале 21-го, оставшихся в руках варваров в годы войны и в мирное время, мы объявляем минуту молчания.
МИНУТА МОЛЧАНИЯ.
Ведущий 2. Пусть солнце утопит всю землю в лучах! Пусть!
Пусть мирные звезды сияют над ней! Пусть!
Пусть дышится глубже, спокойней, вольней! Пусть!
Хором: Пусть! Пусть! Пусть!
Исполнение песни «Солнечный круг»
Куплет: Милый мой, верный мой друг
Людям так хочется мира.
Их тридцать пять – сердце опять
Не устает повторять.
Припев: Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо
Пусть всегда мама
Пусть всегда буду я!
Куплет: Тише солдат, слышишь солдат
Люди пугаются взрывов
Тысячи глаз в небо глядят,
Губы упрямо твердят.
Припев:
Куплет: Против беды, против войны
Встанем за наших мальчишек.
Солнце навек, счастье навек -
Так повелел человек.
Припев:
13PAGE 15
13PAGE 14115