Адаптивная программа педагога-наставника по профессиональному становлению молодого педагога

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24 с углубленным
изучением отдельных предметов»

Адаптивная программа педагога-наставника по профессиональному становлению молодого педагога
Российская школа последовательно и необратимо идет по пути преобразований. Большое внимание уделяется инновационным процессам в сфере образования. Сейчас все современное сообщество предпочитает такие направления, как модернизация, инновация, информатизация. Происходит переход к новым технологиям, новому мышлению, новому образованию, новым взаимоотношениям.
Главная задача современной школы указывается в национальной образовательной инициативе. «Наша новая школа» – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Особая роль в современной школе отводится учителю. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Школе нужен профессионально компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ школьной действительности и социально-педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно.
Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу помогло создание в школе гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность.
Процесс наставничества затрагивает интересы как минимум трёх субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и образовательного учреждения. Молодой специалист получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности; развивает собственную профессиональную карьеру; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, а через него – со всей адаптивной средой. Наставник развивает свои деловые качества: повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения. В школе повышается культурный и профессиональный уровень подготовки кадров; улучшаются взаимоотношения между сотрудниками. Педагоги- наставники призваны: продолжить работу над учебно-методической темой; ознакомить молодых педагогов с новыми педагогическими технологиями; разработать программу внедрения регионального компонента в образовательный процесс; использовать как оптимальную форму методической работы методические недели; включить в план работы информирование молодых учителей о новых и параллельных программах и учебниках.
Анализируя деятельность школы в данном направлении, творческая группа педагогов лаборатории «Педагог-новатор» нашего образовательного учреждения пришла к выводу о необходимости использования системного подхода по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов, что позволит им быстро адаптироваться к работе, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, раскрыть свою индивидуальность, сформировать мотивацию к самообразованию, «почувствовать вкус» профессиональных достижений. Поэтому появилась необходимость создания программы по работе с молодыми кадрами "Профессиональное становление молодого учителя в условиях образовательного пространства".
Основная цель: формирование целостной педагогической среды, направленной на развитие и успешную адаптацию молодых специалистов, их самоутверждение, раскрытие творческих способностей и повышение профессиональной компетентности.
Задачи:
обеспечение психологической поддержки в период адаптации молодых специалистов;
выявление и предупреждение наиболее типичных ошибок, оказание помощи в преодолении педагогических затруднений;
установление отношений сотрудничества и взаимодействия между молодыми специалистами и опытными педагогами, обобщение положительного педагогического опыта, апробация и внедрение в работу молодых учителей современных образовательных технологий;
содействие формированию индивидуального стиля творческой деятельности, профессиональному росту молодых педагогов.
Основные направления работы с молодыми педагогами:
1. Адаптационная работа:
знакомство с учреждением, представление молодого учителя коллективу на педагогическом совете;
закрепление педагога-наставника за молодым специалистом;
выявление затруднений в работе на начало года.
2. Организация профессиональной коммуникации:
с наставниками - оказание помощи при составлении тематических и поурочных планов, взаимопосещение уроков, совместная подготовка материалов для контрольных работ, анализ и коррекция результатов;
с коллегами по методическому объединению - проведение практикумов, круглых столов, дискуссий, анализ методических разработок учителей;
с администрацией - проведение дней и методических недель молодого педагога.
3. Мотивация самообразования:
определение методической темы;
посещение открытых уроков;
курсовая подготовка для молодых специалистов;
участие в работе школьного методического объединения молодых специалистов;
участие в фестивалях, конкурсах
4. Психологическая поддержка:
работа педагога-психолога с молодыми специалистами.
В школе создана нормативная база: Положение о формах непрерывного образования педагогов нашего образовательного учреждения, план работы с молодыми педагогами на три учебных года с учетом предложений и пожеланий молодых специалистов.
Заседания школы молодого учителя проводятся в форме тренингов, практикумов, мастер-классов, консультаций, носят практический характер, молодые специалисты решают поставленные проблемы и задачи, находят выход из предложенных ситуаций.
Приветствуется и такая форма работы с молодыми специалистами, когда они сами становятся экспертами: присутствуют друг у друга на уроках, посещают уроки своих старших коллег, заседания методического объединения, обмениваются опытом, мнениями.
Адаптивная программа профессионального становления учителя английского языка была составлена в 2013-2014 учебном году с учетом установленных в результате анкетирования профессиональных потребностей молодого учителя. Было выявлено, что педагог нацелен на успешное построение профессиональной карьеры. В соответствии с этим продуман план основных мероприятий по педагогической поддержке развития молодого специалиста.

Реализация программы помогает:
- выстраиванию индивидуального образовательного маршрута педагога;
- психолого-педагогическому сопровождению его профессиональной деятельности;
- подготовке учителя к аттестационным испытаниям;
- оказанию методической поддержки в предметной области. Образовательная среда программы выстроена на основе системно-деятельностного подхода, предполагающего постепенное включение практико-ориентированных деятельностных форм. Наша программа позволяет реализовать идею непрерывного образования педагогов, осуществить адресную психолого-педагогическую поддержку каждого молодого специалиста. Программа рассчитана на 2010-2013 годы, включает три модуля согласно потребностям молодого педагога и его стажу работы. На каждом этапе программы к работе активно привлекаются: учитель-наставник, другие опытные учителя-предметники, педагог-психолог.
Содержание работы строится по модульному принципу и включает инвариантную и вариативную части. Модуль первого года (Теоретико-методологический, проектировочный (1 уч. год): молодой педагог изучает спектр современных действующих учебных программ, особенности организации воспитательной работы, знакомится с нормативно-правовой базой, передовым педагогическим опытом, посещает мастер-классы; участвует в тренингах на развитие коммуникативных и организаторских способностей. Модуль второго года (Деятельностно-технологический (1 уч. год)
организация внутришкольных семинаров, мастер-классов, постоянно действующих проблемных курсов для повышения профессионального мастерства молодого специалиста;
внедрение современных педагогических технологий на основе дифференциации: развития творческих способностей школьников, ИКТ, метода проектов;
разработка "Методического паспорта учителя", "Паспорта учебного кабинета";
организация совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса в зоне ближайшего развития с использованием проектных технологий, коллективных творческих дел;
проведение мониторинга деятельности молодого учителя;
изучение и обобщение материала, накопленного молодым специалистом; создание информационно-методического банка для обеспечения целостного видения деятельности молодого специалиста;
ведение портфолио учащихся и молодого учителя.
Организованная методическая поддержка для молодых педагогов помогает формированию умений в использовании современных информационных и личностно ориентированных технологий обучения через активное участие педагогов в учебно-познавательной деятельности (посещение практико-ориентированных занятий по моделированию уроков (занятий) с последующей апробацией в классах (группах), в которых работает молодой педагог. Активное включение в практические занятия и тренинги создает условия для трансляции полученных знаний в практическую деятельность и выхода на новый профессиональный уровень. Модуль третьего года: Контрольно-оценочный этап, внедренческий предполагает наиболее полное раскрытие индивидуального стиля профессиональной деятельности и презентационной культуры. Основные формы работы с молодыми педагогами - участие в творческих, проблемных группах, самостоятельная проектная деятельность с последующей защитой творческих работ (разработанные дидактические материалы, сценарии уроков или занятий), участие в профессиональных конкурсах, конференциях и так далее.
На протяжении всех трех лет наставники и учителя-предметники осуществляют непрерывную методическую поддержку молодых педагогов, посещают уроки и занятия начинающих педагогов, определяют основные проблемы и пути их решения, а также возможности для раскрытия творческого потенциала, задавая тем самым индивидуальный образовательный маршрут молодого специалиста.
месяц
1 год работы
Теоретико-методологический, проектировочный
2 год работы
Деятельностно-технологический
3 год работы
Контрольно-оценочный этап, внедренческий

Сентябрь
1.Назначение наставника.
2.Оформление классной докумен-тации (личных дел, журнала). 3.Подготовка учителя к уроку (обучение составлению темати-ческого и поурочного планирования).
4.Выбор темы по самообразованию «Повышение само-стоятельности и активности учащихся II cтупени обучения на уроках англий-ского языка с исполь-зованием информа-ционных техноло-гий».
5.Установление отно-шений сотрудни-чества и взаимодейст-вия между молодым педагогом и опыт-ными учителями. (взаимопосещение уроков).
1.Выступление молодого педагога на заседании МО «Принципы отбора содержания обуче-ния и его учебно-тематическое планирование».
2. Круглый стол: «Новизна современного урока – ступень усвоения содержания материала через самостоятельную работу учеников».
1.Практический семинар «Классное руководство. Составле-ние характеристики класса с учётом возрастных особен-ностей учащихся».

2."Организация индии-видуальной работы с учащимися" (посе-щение уроков молодых учителей, самоанализ уроков).

Октябрь - ноябрь
1. Практикум :
а) разработки плана урока.
б) самоанализу урока.
2. Обмен опытом в составлении поуроч-ных планов.
3.Работа со школьной документацией: ведение записей в журнале и оформле-ние итогов четверти.
1. Открытый урок молодого педагога в рамках методи-ческого дня по теме: «Деятельностный подход в обучении английского языка».
2Практикум «Требо-вания к современ-ному уроку».

1. Презентация опыта работы молодого педагога по теме: «Современные образовательные технологии в условиях реализации программы школы-лаборатории» .

Декабрь - январь
1.Обучающий тре-нинг «Цели совре-менного урока». 2. Обучение анализу, самоанализу урока.
3.Создание портфо-лио (-общие положе-ния портфолио пе-дагога
-структура содержа-ния и порядок ведения портфолио
-оценивание мате-риалов портфолио).
1Декада молодого учителя.
2.Практическое занятие «Организа-ция индивидуальной работы с учащи-мися» (посещение уроков молодых учителей, самоанализ уроков).
3.Посещение адми-нистрацией уроков молодых педагогов, с целью оказания методической помощи.
1.Практикум «Внеклассная работа по предмету». Мето-дика работы с одарёнными детьми». 2.Выступление на заседании методи-ческого объединения учителей иностран-ных языков "Оптими-зация выбора методов и средств обучения при орга-низации различных видов урока".

Февраль
1.Посещение уроков опытных коллег
2.Практикум "Опти-мизация выбора методов и средств обучения при орга-низации различных видов урока".
Проведение опыт-ными педагогами открытых уроков.
3.«Имидж педагога: педагогическая этика, риторика, культура поведения»
4.Открытые уроки для молодого специалиста.

1.Информационно-обучающее занятие «Нестандартные формы урока».
2.Практикум «Методика прове-дения внеклассных мероприятий и праздников». 3.Посещение уроков молодого специалиста.
1.Дифференцирован-ный и индивиду-альный подход к учащимся в процессе обучения.
2.Методическая выставка достижений молодого учителя».


Март
1. Типология учебных занятий (самообра-зование) .
2.Обсуждение мето-дической, педагоги-ческой литературы, изученной молодым педагогом.
3. Посещение уроков молодых педагогов.
1.Участие в конференциях, семи-нарах, конкурсах различного уровня. 2. Формы и методы работы с роди-телями (консуль-тация).
3.Посещение уроков молодых педагогов.
1.Открытый урок молодого специалиста. 2.Педагогическая техника в работе учителя (самообразова-ние).
3Аттестация. «Требова-ния к квалификации педагогических работников».

Апрель
1.Анкетирование молодого учителя по теме самообразо-вания.
2.Практическое занятие "Организа-ция индивидуальной работы с учащи-мися" (посещение уроков молодых учителей, самоанализ уроков).
3.Участие в конкурсах молодых специалистов.

1.Выявление причин неуспева-емости учащихся и пути их преодоления.
2. Мастер - классы наставника по теме: «Нетрадиционные, интегрированные уроки с примене-нием компьютер-ных технологий»

1.Обобщение материалов работы по темам за годы педагогической практики.
2.Участие в конкурсах молодых специалистов.
3.Как пройти аттестацию (консультация).

Май
1.Анкетирование молодых учителей по итогам первого года работы в школе.
2. Итоги работы за год педагогической практики .
1.«Круглый стол». Обсуждение методической, педагогической литературы, изученной молодым специалистом. 2. Анкетирование молодого учителей по самообразова-нию.
1.Подведение итогов работы молодого учителя, семинар или аукцион педагогических идей, или методическая выставка достижений молодого учителя.
2.Творческий отчет о самообразовании и инновационной деятельности.


Ожидаемые результаты:
дифференцированное и целенаправленное планирование методической работы на основе выявленных потенциальных возможностей молодого учителя;
повышение профессионального уровня педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений;
развитие творческого потенциала молодого педагога, мотивация его к участию в инновационной деятельности;
прослеживание динамики развития профессиональной деятельности молодого педагога;
повышение продуктивности работы педагога и результативности учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении;
создание условий для удовлетворения запросов по самообразованию молодого учителя.















ЛИТЕРАТУРА
1.Алямовская В.Г. Социально-психологический аудит – инструмент
управления. Основы педагогического менеджмента, 2003. № 4.
2. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Рефлексивная диагностика в системе
образования. // «Вопросы психологии», 1997. № 5.
3.Митина Л.М. Профессиональное здоровье учителя: стратегия, концепция,
технология. // Народное образование, 1998. № 9.
4.Письмо Министерства образования Российской Федерации «Методические
рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в
учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования». //
«Официальные документы в образовании»,2003. № 24.
5.Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Изд-во Ин
та Психотерапии. М., 2002.
6.Андреева Е.В., Новокшанова Н.В. Программа поддержки начинающего
учителя Е.В.Андреева, Н.В.Новокшанова //Завуч.-2010.-N 2.-С.82-96.
7.Артемьева Л.Н. Организация методической работы с молодыми
специалистами /Л.Н.Артемьева //Завуч.-2009.-N 3.-С.77-80.
8.Белова Н. Школа молодого педагога /Н.Белова //Воспитание школьников.
2008.-N 8.-С.8-10.
9.Белоцерковская Е.Г. Проект работы с молодыми учителями //Методист.
2008.-N 10.-С.20-25.
10.Болотова Е.Л. Есть ли правовой статус у молодого специалиста?
/Е.Л.Болотова // Народное образование.-2010.-N 2.-С.132-138.
11. Голоктионова Е.П., Суханова Е.В. Адаптация молодых специалистов в
учреждении дополнительного образования детей: проект "Мы - одна команда"
//Методист.-2010.-N 5.-С.41-43.
12.Дугарова Д.П. План работы школы молодого учителя на ___/___ учебный
год /Д.П.Дугарова //Завуч.-2009.-N 3.-С.81-84.
13.Жукова Н. Молодой учитель на пороге школы. Профессиональные
мотивации начинающих педагогов /Н.Жукова //Первое сентября.-2011.-N 4.-
C.14.
14.Зарина Г. Адаптация молодого специалиста /Зарина Г. //Директор школы.
2009.-N 2.-С.45-48.
15. Игонина М.В. Роль тренинга в формировании умений и навыков
педагогического общения молодого учителя /М.В.Игонина //Мастер-класс.
Прил.к газ. Методист.-2009.-N 8.-С.33-38.
16."Как выжить молодому, когда ему достаются все "шишки"?" //Управление
школой. Прил. к газ. ПС.-2008.-N 18.-С.30-31.
17. Корчагина И.В. Особенности личностного и профессионального развития
молодого учителя начальных классов в педагогической деятельности
/И.В.Корчагина //Завуч начальной школы.-2009.-N 4.-С.23-28.
18. Кузнецова Е.А., Кухлинская В.В. Создание условий для самореализации
молодого специалиста /Е.А.Кузнецова, В.В.Кухлинская //Методист.-2009.-N 7.-
С.63-65.

Прило жение 1.
АНКЕТА ДЛЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ
1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?
Да
Нет
Частично

2.Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватало в начальный период педагогической деятельности (допишите)?___________

3. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности?
в календарно-тематическом планировании
проведении уроков
проведении внеклассных мероприятий
общении с коллегами, администрацией
общении с учащимися, их родителями
другое (допишите) ______________________

4. Представляет ли для вас трудность:
формулировать цели урока
выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока
мотивировать деятельность учащихся
формулировать вопросы проблемного характера
создавать проблемно-поисковые ситуации в обучении
подготавливать для учащихся задания различной степени трудности
активизировать учащихся в обучении
организовывать сотрудничество между учащимися
организовывать само и взаимоконтроль учащихся
организовывать своевременный контроль и коррекцию ЗУН учащихся
развивать творческие способности учащихся
другое (допишите)_____________

5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
cамообразованию
практико-ориентированному семинару
курсам повышения квалификации
мастер-классам
творческим лабораториям
индивидуальной помощи со стороны наставника
предметным кафедрам
школе молодого специалиста
другое (допишите)_________

6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
типы уроков, методика их подготовки и проведения
методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе
приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся
учет и оценка знаний учащихся
психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов
урегулирование конфликтных ситуаций
формы работы с родителями
формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися
другое (допишите) ____________________




























Приложение 2

ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ
Уважаемый молодой коллега!
1.Не забудьте, составляя план: сделать анализ работы за предыдущий год (если вы работаете в школе не первый год);
2. Написать характеристику класса (если Вы взяли классное руководство только в этом учебном году, то выполните это в течение первой четверти);
3. Определить цель, поставить воспитательные задачи.
4. Постарайтесь спланировать экскурсии, классные часы, темы родительских собраний.
5. Подумайте над темой самообразования (или обобщения опыта работы), выберите удобную для вас форму самообразования.
6. Проанализируйте дела класса как внутренние, так и общешкольные.
Вы можете включить в план работы следующие разделы:
учебные дела;
участие в общешкольных мероприятиях;
дела класса;
работа с родителями;
индивидуальная работа с учащимися.
7.Приготовьтесь к тому, что классный руководитель ведет следующую документацию:
классный журнал;
план воспитательной работы с классным коллективом;
тетрадь классного руководителя в любой форме;
дневники учащихся;
личные дела учащихся;
психолого-педагогические карты изучения личности учащихся (по необходимости);
папки с разработками воспитательных мероприятий.
8. Составьте себе памятку:
кабинет, закрепленный за вашим классом;
помещение, прикрепленное для генеральной уборки;
прикрепленный пришкольный участок;
дни дежурства по школе;
график дежурства по классу;
день выпуска общешкольной или классной газеты;
список учащихся, которым необходимы проездные билеты;
список многодетных и социально не защищенных семей;
сведения об учащихся класса и их родителях с указанием домашнего адреса, телефона;
сведения о занятости учащихся во внеурочное время;
распределение общественных поручений (отдельно указать тех, кто является старостой класса, членом ученического комитета);
педсоветы и совещания классных руководителей по четвертям;
список учителей-предметников, работающих в классе;
расписание занятий класса;
расписание по личной учебной нагрузке;
состав родительского комитета (если в школе есть Попечительский совет, то указать представителя от класса);
цепочка для срочного оповещения учащихся;
дни рождения учеников класса по месяцам;
дела, которые требуют предварительной подготовки;
акции, в которых может принять участие класс.






































 Приложение 3

Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке
Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями. Для этого, впрочем, как всегда с учётом нашей профессии, необходимо ответить как минимум на три вопроса:    Кого учить? Чему учить? Как учить?        Особенности неуспевающих учащихся
низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития
отсутствие познавательного интереса
не сформированы элементарные организационные навыки
учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения
нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника
дети, в основном, из асоциальных семей
отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся
частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта
Как можно помочь слабоуспевающему ученику: Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач. Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик. Как повысить работоспособность:
Разнообразить виды деятельности.
Проветривать кабинет.
Проводить физминутки.
Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
Виды работ со слабоуспевающими учениками
Карточки для индивидуальной работы.
Задания с выбором ответа.
Деформированные задания.
“Разрезные” теоремы.
Перфокарты.
Карточки - тренажеры.
Творческие задания.
 “карточки-информаторы”,
“карточки-с образцами решения”,
 “карточки-конспекты”.
В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами: 1 Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку. 2.Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме. 3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения. 4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома. 5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д. 6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится. 7.Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного. 8. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку. Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться? Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении. Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока:
При закреплении.
При проверке домашнего задания.
При самостоятельной работе.
Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов: ·специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля; ·карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания, ·карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами; ·карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения; ·карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий. Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.
Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
Индивидуальные дифференцированные задания.
Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек. .
Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Что так необходимо в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися. При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках.  Ещё одна современная технология - технология “полного усвоения” На протяжении трехсот лет идеалом для всех ступеней образовательной лестницы являются слова Я.А. Коменского “Всех учить всему!”. Но реально ли решить эту задачу? Как не потерять слабых и не навредить сильным? Суть технологии “полного усвоения” выражается в следующем. По наблюдению ученых, в зависимости от интеллектуальных способностей разным ученикам требуется разное время для овладения одним и тем же учебным материалом. Однако традиционно организованный учебный процесс игнорирует эту реальность и требует, чтобы все ученики выучили весь материал к заданному сроку, одинаковому для всех. Но многие не успевают выучить, и потому полностью усваивают материал далеко не все. Недостаток времени является главной причиной “хромающих” знаний. В результате нужно так индивидуализировать занятия, чтобы каждый ученик получил столько времени, сколько надо для полного усвоения материала. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов. Если считать, что блок уроков – это фрагмент процесса обучения, в течение которого учащиеся усваивают некоторую отдельную порцию учебного материала, то этапы освоения изучаемого материала можно представить в виде следующей таблицы. Отметим, что технология позволяет ученику при возможности и возникшем интересе перейти на более высокий уровень на любом этапе обучения. Таким образом, дифференциация способствует индивидуализации обучения, и соответственно к концу изучения темы каждый оказывается на том уровне, на котором он может или желает оказаться за отведенное на данную тему время. Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться.  

 






Приложение 4
Рекомендации молодому педагогу
Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.
Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.
Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске.
Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.
Не требуй на уроке "идеальной дисциплины". Не будь авторитарным. Помни, урок - это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.
Стремись к тому, чтобы твои уроки не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.
Каждая встреча с учителем для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.
Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.Неси детям добрую энергию и всегда помни, что "ученик - это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь".
Помни, двойка очень вредна и для формирования характера. Найди возможным не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.
Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого.
Ученик всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить "планку" трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной.
Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое плечо, твои знания, твой опыт.
Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.
Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не должно быть особого места для "любимчиков". Постарайся в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, открой его ему самому и развей в нем то скрытое, о чем он и не подозревает.
Помни о том, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.
В общении с родителями своих учеников помни, что их дети - самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство.
Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам.
Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.
Не воспитывай слишком самонадеянных - их будут избегать; слишком скромных - их не будут уважать; слишком болтливых - на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых - с ними не будут считаться; слишком суровых - от них отмахнутся; слишком добрых - их растопчут.

15