Сборник Я иду дорогой здоровья.Комплекс физминуток, разминок, кроссвордов для здоровья школьников.
СОШ имени Ю.А.Гагарина
Евгеньевского сельского округа г.Аксу
2011 год
Составитель: Смирнова С.Л.
учитель начальных классов
СОШ имени Ю.А.Гагарина
Евгеньевского сельского округа г.Аксу.
Рецензент: Идилуп Айман Тулегеновна, заведущая кабинетом начального образования Павлодарского областного института повышения квалификации педагогических кадров.
В данном сборнике предлагается комплекс физкультминуток, разминок, кроссвордов, релаксационных упражнений по здоровьесбережению школьников, которые учитель может применять на уроках ,классных часах, для того чтобы снять утомление и напряжение у детей, восстановить их учебную работоспособность.
Рекомендуется использовать учителям начальных классов.
Содержание
Физкультминутки на уроке.
Творческие физкультминутки на координацию движений и психологическую разгрузку.
Кроссворды «Учись быть здоровым».
Кроссворды по безопасности жизни.
Релаксационные упражнения.
Модель релаксационного тренинга.
Психомышечная тренировка.
Пояснительная записка
Начальная школа стоит на пути обновления. Каким должно быть содержание обновленной начальной школы в 12 летнем образовании? Какими методами изучать новое содержание? Изменения отношения людей к своему здоровью , окружающей среде, образу жизни, формированию нового типа мышления. Особо актуальна стала задача формирования целостного взгляда на здоровый образ жизни. Несомненно, здоровье человека отражает одну из наиболее чувствительных сторон жизни общества. Данная проблема стала одной из приоритетных задач Правительства РК, занимает ключевое место в «Стратегии 2030». Для эффективного внедрения в педагогический процесс идей здорового образа жизни необходимо вести систематическую, планомерную работу по здоровьесбережению школьников. Проблема здоровья народа сегодня как никогда актуальна.
Вашему вниманию предлагается комплекс физминуток, разминок, кроссвордов для здоровья школьников, несколько релаксационных упражнений (упражнения на расслабление) , которые учитель может применять на уроках во время физкультминуток или переменах, для того чтобы снять утомление и напряжение у детей, восстановить их учебную работоспособность. Учитель – это сегодня педагог, способный последовательно и целенаправленно вносить новаторские идеи в практику своей профессиональной деятельности, достигая при этом гарантированных качественных результатов.
«Это не школа – где учат, школа – это где прежде всего любят, уважают, стараются помочь, терпимо и терпеливо относятся к здоровью каждого ребенка. Школа – это где учитель никогда не злобствует, не кричит, не преследует оценками, не жалуется родителям, не тащит ребенка в кабинет директора. Школа – это где трудно, весело, интересно, радостно. Хорошая школа всегда начинается с веры и любви»
К.Д.Ушинский
ФИЗМИНУТКИ НА УРОКЕ
На регуляцию психического состояния
«Успокоение»
Учитель говорит слова, а дети выполняют действия, отражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения.
Нам радостно, нам весело!
Смеемся мы с утра.
Но вот пришло мгновение,
Серьезным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили, ротик закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого,
А себя лишь одного!
После медленного проговаривания этих слов выдерживается пауза, после которой дети приступают к работе.
«Не боюсь»
В ситуации трудной задачи или чтения наизусть трудного стихотворения, или выполнения контрольной работы, вызывающей у детей страх, надо проводить это упражнение. Дети выполняют действия под речевку учителя. Причем учитель говорит строчку речевки и делает паузу, а в это время дети про себя повторяют эти строчки:
Я скажу себе, друзья,
Не боюсь я никогда
Ни диктанта, ни контрольной,
Ни стихов и ни задач,
Ни проблем, ни неудач.
Я спокоен, терпелив,
Сдержан я и не хмурлив,
Просто не люблю я страх,
Я держу себя в руках.
«Очень хочется трудиться»
В ситуации, когда дети устали, а работа предстоит трудная. Необходимо провести коррекцию психического состояния на возбуждение активности и трудоспособности. Учитель говорит слова, а дети после каждой строчки повторяют про себя слова, а можно и коллективно говорить вслух, но лучше про себя. Глаза закрыты.
Ох, как хочется трудиться!
Делать все охота.
Чтоб трудом своим гордиться,
Пусть кипит работа!
Я и бодр, и силен,
Всю работу сделаю.
Свою волю покажу.
Слово для себя сдержу!
«Поза кучера на дрожках»
Саморегуляция спокойствия. Учитель делает указания сесть, наклонить туловище немного вперед, слегка согнуть спину, опустить голову на грудь, бедра расправить под прямым углом. Предплечья должны свободно свисать. Мышцы максимально расслаблены. Поза напоминает положение уставшего кучера на дрожках. Мысленным взором «пробежаться» по всем мышцам тела, проверяя, достаточно ли они расслаблены.
Начинать нужно с мышц лица, с освоения маски релаксации. Учитель медленно говорит, исполняющие все делают. Сеанс проводится один раз, но медленно, а застывшая поза затягивается. Затем дается команда вернуться в обычное положение в такой же последовательности.
«Полный физический покой»
Цель: максимально расслабить мышцы тела, снять все мышечные зажимы. Учитель говорит слова, а все проговаривают про себя и расслабляются:
«Я расслабляюсь».
«Полный физический покой!» (Все: «Покой»);
«Я расслабляюсь: мышцы шеи расслаблены, плечи расслаблены, мышцы рук расслаблены, кисти рук расслаблены».
«Кисти рук расслаблены, руки кажутся плетьми, брошенными на колени».
«Мышцы спины расслаблены, живот расслаблен».
По команде учителя круг внимания медленно скользит по телу, проверяя, все ли мышечные зажимы убраны. Опускается по мышцам ног.
«Ноги расслаблены, мышцы голени, стопы... Каждый мой мускул расслаблен и вял. Покой. Полный физический покой».
Все мысленно про себя повторяют:
- Я отдыхаю в саду. Я отдыхаю на пляже. Мне приятно состояние полного физического покоя.
Продолжительная пауза
Учитель выводит успокаивающихся из состояния покоя и переводит их в обычное состояние.
«Саморегуляция тонуса мимических мышц»
Учитель говорит: «Мое внимание останавливается на моем лице. Мое лицо спокойно. Мышцы лба расслаблены. Мышцы глаз расслаблены. Мышцы щек расслабленны. Губы и зубы разжаты. Рот растянут в улыбке Мое лицо как маска. Я хорошо чувствую себя. Мне хорошо. После медленного проговаривания вслух дается команда проговаривать команду про себя. После всех упражнений на самоуспокоение дается команда на окончание сеанса, и учащиеся принимают обычное состояние.
«Выход из состояния самоуспокоения»
Учитель ведет счет до десяти. На каждый второй счет подается команда:
- Раз, два - вы отдохнули.
- Три, четыре - покой проходит.
Пять, шесть - появляются силы.
Семь, восемь - настроение бодрое.
Девять, десять - открыть глаза, улыбнуться, потянуться и почувствовать свежесть во всем теле.
Учитель дает энергичную команду: «Потянитесь, сядьте прямо! Сплетите кольца рук перед собой. Выверните кисти рук ладонями наружу. С полным вдохом поднимите руки со сплетенными пальцами над головой. С резким выдохом опустите руки». Это упражнение надо повторить 2-3 раза.
«Психологическая установка на работу»
Улыбнемся друг другу, дети.
Сядьте тихо, удобно, закройте глаза, опустите голову на грудь.
Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому (пауза).
Внимание мое растет.
Я как разведчик все замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно (пауза).
Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю!
Творческие физкультминутки на координацию движений и психологическую разгрузку:
Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!» Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.
Сидя, надо одновременно носками ног отбить: левой ногой два удара, правой - три удара. Хлопнуть в ладоши и то же самое проделать, сменив ноги: левой -три удара, правой -два удара.
Сидя, взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой - правое ухо, правой - кончик носа.
Физкультминутки на общее развитие организма детей (конечностей, туловища):
«Петрушка». Исходное положение: руки опущены, расслаблены. Одновременным хаотичным встряхиванием рук и ног достичь расслабления мышц до чувства тепла и покраснения ладоней.
«Потягивание кошечки». Исходное положение: сидя на скамейке парты, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох - потянутся, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох- кисти к плечам, локти свести впереди.
Исходное положение: приподняться на носках. Сделать несколько энергичных движений тела влево и вправо, растирая носки ступней о массажный коврик до появления теплоты. Повторить упражнение, стоя на пятках.
Исходное положение: сидя на скамейке, подтянуть ногу, максимально сжать пальцы стопы, затем расслабить и потрясти ногой. Упражнение выполнять поочередно обеими ногами.
Исходное положение: сидя, кисти рук переплетены в замок и лежат на коленях. На счет 1 - ноги приподнять, на счет 2 - подтянуться руками к стопам, на счет 3-4 - расслабиться и вернуться в исходное положение.
Исходное положение: сидя на скамейке, упор рук сзади. Поднять прямые ноги под углом 30° и удержать их в таком положении.
Исходное положение: сидя, руки лежат на коленях. На счет раз поднять плечи, 2 - обхватить коленку, прижать их к груди, 3 - сильный выдох, 4 - вернуться в исходное положение. Упражнение выполнять медленно.
Исходное положение: сидя, кисти рук к плечам, выполнять круговое вращение рук.
Исходное положение: сидя, с опорой рук сзади. Выполнять круговое вращение прямыми ногами.
Исходное положение: сидя, спина прямая, попеременное закидывание ноги на ногу на каждый счет.
Исходное положение: сидя с упором рук сзади. Поочередно поднимать прямые ноги и удерживать их в таком положении.
Исходное положение: стоя, поднять руки вверх - вдох, наклониться вниз - выдох.
Исходное положение: сидя, расслабиться, выполнить успокаивающие глубокий вдох и выдох. Повторить несколько раз (3-4 раза, чередуя их с позой «кучера» на расслабление).
Во время физкультминуток выполнять до 5 различных упражнений. Комплекс заканчивать упражнением на восстановление дыхания.
Творческие физкультминутки на координацию движений и психологическую разгрузку:
Смотреть прямо вдаль 2-3 секунды, перевести взгляд на кончик пальца перед глазами на расстояние 25-30 см и смотреть на него 2-3 секунды. Повторять 5-6 раз.
Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз.
Быстро моргать в течение 10-12 секунд. Открыть глаза, отдыхать такое же время. Повторять 3 раза.
Закрыть глаза, подушечками трех пальцев рук слегка подавить на верхние веки. Спустя 2-3 секунды снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза.
Закрыть глаза, выполнить круговые движения глазными яблоками 10-15 секунд, открыть глаза, отдыхать такое же время. Повторить 2 раза.
6. Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течение 20-30 секунд.
7. Исходное положение: сидя, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица. Медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 4-6 раз.
Упражнения полезно сочетать с вращательными движениями головы, ее наклонами вперед, назад и в стороны. Эти движения нужно делать в медленном темпе и с большой амплитудой.
Кроссворды «Учись быть здоровым».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Вопросы
По горизонтали
1. Физические упражнения, имеющие целью развитие и укрепление организма.2. Органические вещества, содержащиеся в большом количестве в овощах и фруктах.3. Смесь газов, необходимая для дыхания человека.4. Прозрачная бесцветная жидкость, необходимая всем живым организмам.5. Точно установленный распорядок жизни.6. Перерыв в занятиях, в работе для восстановления физических сил.7. Воспитание стойкости выносливости, способности противодействовать неблагоприятным условиям.8. Гигантский раскаленный газовый шар, излучающий свет и тепло, необходимые человеку для жизни.
Ответы
По горизонтали: 1. Спорт. 2. Витамины. 3. Воздух. 4. Вода. 5. Режим. 6. Отдых. 7. Закаливание. 8. Солнце.
В выделенных клетках – слово: "Развитие".
Почему надо умываться
Вопросы
По горизонтали
3. Ношу их много лет,А счету им не знаю. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
4. Мойдодыру я родня.Отверни, открой меня,И холодною водоюЖиво я тебя умою.
7. Есть в комнате портрет,Во всем на вас похожий.Засмейтесь – и в ответОн засмеется тоже.
8. Кто меня назвать не сможет?Я на ежика похожа.Я от пыли и от пятенОхраняю ваше платье.
По вертикали
1. Вафельное и полосатое,Гладкое и лохматое,Всегда под рукою –Что это такое?
2. Ускользает, как живое,Но не выпущу его я.Дело ясное вполне:Пусть отмоет руки мне.
3. Горяча и холодна,Я всегда тебе нужна.Позовешь меня – бегу,От болезней берегу.
5. Хожу-брожу не по лесам,А по усам, по волосам,И зубы у меня длинней,Чем у волков и медведей.
6. А что было! А что было?Мама речку в дом пустила.Речка весело журчала,Мама в ней белье стирала.А потом, а потомЯ купался под дождем.
Ответы
По горизонтали: 3. Волосы. 4. Водопровод. 7. Зеркало. 8. Щетка.
По вертикали: 1. Полотенце. 2. Мыло. 3. Вода. 5. Расческа. 6. Душ.
Почему надо чистить зубы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Вопросы
По вертикали
1. Микроскопический организм, вызывающий разрушение зуба.2. Мышечная ткань, покрывающая нижнюю часть зуба.3. Предмет, необходимый для чистки зубов.4. Органические вещества, необходимые для правильного развития организма, поступающие в него с овощами и фруктами.5. Соединительная ткань, заполняющая полость зуба.6. Плотное вещество, которым заделывают дырочки в зубах.7. Верхнее покрытие зуба.8. Заболевание зуба, вызывающее его гниение.9. Внутренняя часть зуба.10. Органические вещества, поступающие в организм из сахара, меда, различных круп, необходимые для его полноценного развития.
Ответы
1. Микроб. 2. Десна. 3. Щетка. 4. Витамины. 5. Пульпа. 6. Пломба. 7. Эмаль. 8. Кариес. 9. Корень. 10. Углеводы.
В выделенных клетках – слово: "Стоматолог".
Кроссворды по безопасности жизни.
1-й класс (1–4)
Причины опасностей
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Вопросы
По горизонтали
3. Лечебное средство, которое при неправильном использовании является причиной отравления.
4. Что "бежит" по проводам?
6. Живое существо, которое может укусить.
По вертикали
1. То, что на проезжей части таит в себе опасность для пешехода.
2. Причина потопа.
5. Причина пожара.
Ответы
По горизонтали: 3. Лекарство. 4. Электричество. 6. Животное.
По вертикали: 1. Транспорт. 2. Вода. 5. Огонь.
Как подружиться с электричеством
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Вопросы
По горизонтали
1. Гладит все, чего касается,А дотронешься – кусается.
6. Нет ушей, а слышит,Нету рук, а пишет.
7. Полюбуйся, посмотри –Полюс Северный внутри!Там сверкает снег и лед,Там сама зима живет.
8. Он пыхтит как паровоз,Важно кверху держит нос.Пошумит, остепенится –Пригласит чайку напиться.
2. Чудо-ящик – в нем окно,В том окошечке – кино.
3. На голове пуговка,В носу решето,Одна рука, да и та на спине.
4. Ей набили мясом рот,И она его жует.Жует, жует и не глотает –В тарелку отправляет.
5. Я вдыхаю много пыли,Чтобы вы здоровы были.
Ответы
По горизонтали: 1. Утюг. 6. Магнитофон. 7. Холодильник. 8. Самовар.
По вертикали: 2. Телевизор. 3. Чайник. 4. Мясорубка. 5. Пылесос.
Пожар в квартире
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Вопросы
По горизонтали
1. Накормишь – живет, напоишь – умрет.
2. Объект, притягивающий вора.
4. Я мохнатый, я кудлатый,Я зимой над каждой хатой,Над пожаром и заводом,Над костром и пароходом,Но нигде-нигде меняНе бывает без огня.
5. В два ряда дома стоят –Десять, двадцать, сто подрядИ квадратными глазамиДруг на друга глядят.
6. Средство защиты от огня в помещении, в автомобиле.
9. Я из дома на порогЛишь один шагнул шажок,Дверь закрылась за спиной,Нет пути передо мной.Я и дома, и не дома,Между небом и землей.Отгадайте-ка, друзья, где же я?
10. Вафельное и полосатое,Гладкое и лохматое,Всегда под рукою – что это такое?
12. Без шофера, без колес,А домой меня привез.Прокатил меня почтиДо дверей квартиры.Управляли им в путиСами пассажиры.
13. Вот гора, и у горыДве глубокие норы.В этих норах воздух бродит,То заходит, то выходит.
15. В шахту спустится шахтер,Принесет воды во двор.
16. Костяной порог,За ним – красный говорок.
По вертикали
1. Болезненное состояние, вызванное попаданием в организм вредных и ядовитых веществ.
3. В деревянном домикеПроживают гномики.Все такие добряки –Раздают всем огоньки.
4. Кто приходит, кто уходит –Все ее за ручку водят.
5. То назад, то впередХодит, бродит пароход.Остановишь – горе,Продырявит море.
7. Чудо-ящик – в нем окно,В том окошечке – кино.
8. Через поле и лесокПодается голосок.Он бежит по проводам –Скажешь здесь, а слышно там.
10. Огонь, вышедший из-под контроля человека.
11. Деревянная дорогаВверх идет отлого.Что ни шаг – то овраг.
14. Межи деревянные,А поля стеклянные.
15. Я и туча, и туман,И ручей, и океан,И летаю, и бегу,И стеклянной быть могу.
Ответы
По горизонтали: 1. Огонь. 2. Квартира. 4. Дым. 5. Улица. 6. Огнетушитель. 9. Балкон. 10. Полотенце. 12. Лифт. 13. Нос. 15. Ведро. 16. Рот.
По вертикали: 1. Отравление. 3. Спички. 4. Дверь. 5. Утюг. 7. Телевизор. 8. Телефон. 10. Пожар. 11. Лестница. 14. Окна. 15. Вода.
Поговорим о домашней аптечке
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Вопросы
По горизонтали
2. Спиртовой раствор бриллиантовой зелени, употребляемый для смазывания ран кожи.3. Пушистая волокнистая масса из хлопка, употребляемая в медицине или быту.5. Кусок ткани в виде длинной ленты для лечебной повязки.7. Лепешечка прессованного лекарственного порошка.8. Прибор, с помощью которого измеряют температуру тела.9. Тонкая хлопчатобумажная ткань из редко переплетенных нитей, применяемая главным образом как перевязочный материал.
По вертикали
1. Ткань, покрытая липкой лекарственной массой, прикладываемая к ранам.3. Органические вещества различного состава, необходимые для жизнедеятельности человека и животных (А, В, С).4. Набор лекарств для оказания первой помощи или несложного домашнего лечения.6. Спиртовой раствор вещества темно-коричневого цвета, используемый для смазывания ран кожи.
Ответы
По горизонтали: 2. Зеленка. 3. Вата. 5. Бинт. 7. Таблетка. 8. Градусник. 9. Марля.
По вертикали: 1. Пластырь. 3. Витамины. 4. Аптечка. 6. Йод.
Как сохранить хороший слух
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Вопросы
По горизонтали
3. Двигающийся поток воздуха.
6. Аппарат, воспроизводящий записи с аудиокассет.
7. Через реки, через горыСлышим музыку и говор.Нам услышать их помогЭтот чудо-сундучок.
По вертикали
1. Что за чудо, что за ящик?Сам певец и сам рассказчикИ к тому же заодноДемонстрирует кино.
2. Невидимка-озорникВ нашу комнату проник.Заплясали занавески,Календарь пустился в пляс.Хорошо, что сразу с трескомДверь захлопнулась у нас.
4. Неясные глухие звуки, сливающиеся в однообразное звучание; гул.
5. Низкая температура воздуха, мороз.
Ответы
По горизонтали: 3. Ветер. 6. Магнитофон. 7. Радио.
По вертикали: 1. Телевизор. 2. Сквозняк. 4. Шум. 5. Холод.
2-й класс (1–4)
Наш дом
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Вопросы
По горизонтали
4. Деревянная дорога, Вверх идет отлого.Что ни шаг – то овраг.
6. Кто по проводам в дом приходит к нам?По ночам, когда темно, освещает дом оно.
8. Если речка по трубе прибегает в дом к тебеИ хозяйничает в нем – как мы это назовем?
По вертикали
1. Без шофера, без колес,А домой меня привез.Прокатил меня почтиДо дверей квартиры.Управляли им в путиСами пассажиры.
2. Черненькая собачкаСвернувшись лежит:Не лает, не кусает,А в дом не пускает.
3. Я из дома на порогЛишь один шагнул шажок,Дверь закрылась за спиной,Нет пути передо мной.Я и дома, и не дома,Между небом и землей.Отгадайте-ка, друзья, где же я?
5. Межа деревянная, а поле стеклянное.
7. Кто приходит, кто уходит –Все ее за ручку водят.
9. А что было! А что было?Мама речку в дом пустила.Речка весело журчала,Мама в ней белье стирала.А потом, а потомЯ купался под дождем.
Ответы
По горизонтали: 4. Лестница. 6. Электричество. 8. Водопровод.
По вертикали: 1. Лифт. 2. Замок. 3. Балкон. 5. Окно. 7. Дверь. 9. Душ.
3-й класс (1–4)
Почему случаются травмы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Вопросы
По горизонтали
2. Повреждение в тканях тела от внешнего воздействия, поражения.3. Степень теплоты человеческого тела как показатель состояния здоровья.6. Повреждение морозом какой-либо части тела.7. Нарушение целости, повреждение кости.8. Смещение костей в суставе.
По вертикали
1. Повреждение связок сухожилий вследствие чрезмерного натяжения, рывка.4. Рана от чего-либо режущего.5. Повреждение, причиненное ударом.6. Повреждение ткани тела огнем, чем-то горящим или едким, жгучим.
Ответы
По горизонтали: 2. Рана. 3. Температура. 6. Обморожение. 7. Перелом. 8. Вывих.
По вертикали: 1. Растяжение. 4. Порез. 5. Ушиб. 6. Ожог.
Как беречь глаза
Вопросы
По горизонтали
2. Тонкий заостренный предмет для шитья.4. Дугообразные полоски волос над глазами.7. Отверстие, через которое свет падает внутрь глаза.10. Инструмент для черчения окружностей.11. Носовой...13. Усталость, ослабление сил.14. Инструмент для прокалывания отверстий.15. Приемник, предназначенный для показа телепередач.16. Повреждение тканей или органов тела в результате какого-либо внешнего воздействия.17. Инструмент для резания, стрижки.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
По вертикали
1. Частичное или полное отсутствие зрения.3. Металлический заостренный стержень для соединения, прикрепления деталей и др.5. Оптический прибор для корректировки зрения.6. Врач – специалист по глазным болезням.8. Микроскопический болезнетворный организм.9. Часть оболочки глаза, от которой зависит цвет.12. Воздействие на организм с целью его оздоровления.
Ответы
По горизонтали: 2. Игла. 4. Брови. 7. Зрачок. 10. Циркуль. 11. Платок. 13. Утомление. 14. Шило. 15. Телевизор. 16. Травма. 17. Ножницы.
По вертикали: 1. Слепота. 3. Гвоздь. 5. Очки. 6. Окулист. 8. Микроб. 9. Радужка. 12. Лечение.
Бытовой травматизм
Вопросы
По горизонтали
2. Неглубокая, длинная рана на теле, нанесенная чем-либо тонким и острым.4. Смещение костей в суставе.5. Повреждение головного мозга, вызванное сильными и резкими колебаниями, толчками.7. Рана от чего-либо режущего.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
По вертикали
1. Вредное воздействие на организм ядовитых веществ.3. Нарушение целости, повреждение кости.6. Повреждение ткани тела огнем, чем-то горячим, едким, жгучим.
Ответы
По горизонтали: 2. Царапина. 4. Вывих. 5. Сотрясение. 7. Порез.
По вертикали: 1. Отравление. 3. Перелом. 6. Ожог.
Опасность вредных привычек
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Вопросы
По горизонтали
1. Физическое, умственное и нравственное благополучие человека.2. Вредные вещества, оказывающие действие на нервную систему и весь организм человека.3. Важный орган человека, обеспечивающий его жизнедеятельность.4. Выделяется при курении, сжигании чего-либо.5 и 12. Вредные вещества, содержащиеся в сигаретах.6. Возбудители инфекционных заболеваний.7. Орган дыхания, отравляемый курильщиком.8. Поступление пищи в организм.9. Распорядок жизни.10. Болезнь, вызванная пьянством.11. Вещества, помогающие укреплять организм (А, В, С...).13. Система медицинских действий, направленная на оздоровление организма.14. Занятия, способствующие сохранению и поддержанию здоровья.15. Одна из наиболее распространенных вредных привычек.
Ответы
По горизонтали: 1. Здоровье. 2. Наркотики. 3. Сердце. 4. Дым. 5. Никотин. 6. Микробы. 7. Легкие. 8. Питание. 9. Режим. 10. Алкоголизм. 11. Витамины. 12. Смолы. 13. Лечение. 14. Физкультура. 15. Курение.
В выделенных клетках – слова: "Вредные привычки".
Как справиться с инфекцией
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Вопросы
По вертикали
1. Микроскопические болезнетворные организмы.2. Препарат, служащий для предохранительных и лечебных прививок.3. Ветряная оспа.4. Медицинский инструмент для впрыскивания в организм лекарственных препаратов.5. Невосприимчивость организма к какому-либо заболеванию.6. Заразная болезнь, сопровождающаяся повышением температуры тела, кожной сыпью.7. Ряд мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья.8. Нарушение нормальной жизнедеятельности организма.9. Детское заразное заболевание – воспаление околоушных желез.10. Заразная болезнь, проявляющаяся в поражении оболочек носа и гортани.11. Заразная детская болезнь, выражающаяся в приступах судорожного кашля.12. Вакцина.13. Смесь газов, необходимых для существования человека.14. Острое вирусное заболевание, сопровождающееся воспалением дыхательных путей и лихорадочным состоянием.15. Детская заразная болезнь, сопровождающаяся сыпью и лихорадкой.16. Воспаление слизистой оболочки гортани.17. Медицинские препараты.18. Ощущение физического страдания.19. Живое целое с его органами.
Ответы
По вертикали: 1. Микробы. 2. Вакцина. 3. Ветрянка. 4. Шприц. 5. Иммунитет. 6. Скарлатина. 7. Гигиена. 8. Болезнь. 9. Свинка. 10. Дифтерия. 11. Коклюш. 12. Прививка. 13. Воздух. 14. Грипп. 15. Корь. 16. Ангина. 17. Лекарства. 18. Боль. 19. Организм.
В выделенных клетках – слова: "Инфекционные болезни".
Релаксационные упражнения
Вашему вниманию предлагается несколько релаксационных упражнений (упражнения на расслабление) из книги А.Л. Сиротюк, которые учитель может применять на уроках во время физкультминуток или переменах, для того чтобы снять утомление и напряжение у детей, восстановить их учебную работоспособность.
Поза покоя
Необходимо сесть поближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится учителем медленно, тихим голосом, с длительными паузами.
Все умеют танцевать,Прыгать, бегать, рисовать,Но пока не все умеютРасслабляться, отдыхать.Есть у нас игра такая –Очень легкая, простая:Замедляется движенье,Исчезает напряженье...И становится понятно –Расслабление приятно!
Упражнение "Кулачки"
Исходное положение – сидя на полу.
Учитель. Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно. Вдох – пауза, выдох – пауза!
Руки на коленях,Кулачки сжаты,Крепко, с напряжениемПальчики прижаты (сжать пальцы).Пальчики сильней сжимаем –Отпускаем, разжимаем (легко поднять и уронить расслабленную кисть).Знайте, девочки и мальчики,Отдыхают наши пальчики.
Упражнение "Олени"
Учитель. Представьте себе, что вы – олени. Поднимите руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки. Уроните их на колени. Расслабьте руки. Спокойно. Вдох – пауза, выдох – пауза.
Посмотрите: мы – олени,Рвется ветер нам навстречу!Ветер стих,Расправим плечи,Руки снова на колени.А теперь немножко лени...Руки не напряженыИ расслаблены.Знайте, девочки и мальчики,Отдыхают ваши пальчики!Дышится легко, ровно, глубоко.
Упражнение "Загораем"
Учитель. Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперед, сидя на полу). Поднимите ноги, держите на весу. Ноги напряглись (можно предложить ребенку самому потрогать, какими твердыми стали его мышцы). Напряженные ноги стали твердыми, каменными. Опустите ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало! Вдох – пауза, выдох – пауза.
Мы прекрасно загораем!Выше ноги поднимаем!Держим... Держим... Напрягаем...Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол).Ноги не напряжены, расслаблены.
Упражнение "Штанга"
Исходное положение – стоя.
Учитель. Встаньте. Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится. Вдох – пауза, выдох – пауза.
Мы готовимся к рекорду,Будем заниматься спортом (наклониться вперед).Штангу с пола поднимаем(выпрямиться, руки вверх).Крепко держим...И бросаем!Наши мышцы не усталиИ еще послушней стали.
Во время выполнения упражнения можно прикоснуться к мышцам плеча и предплечья ребенка и проверить, как они напряглись.
Нам становится понятно:Расслабление приятно.
Упражнение "Любопытная Варвара"
Цель: расслабление мышц шеи.
а) Учитель. Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох – пауза, выдох – пауза.
Любопытная ВарвараСмотрит влево...Смотрит вправо...А потом опять вперед –Тут немного отдохнет.Шея не напряжена И расслаблена.
Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.
б) Учитель. Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямитесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох – пауза, выдох – пауза.
А Варвара смотрит вверх!Выше всех, все дальше вверх!Возвращается обратно –Расслабление приятно!Шея не напряженаИ расслаблена.
в) Учитель. Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох – пауза, выдох – пауза.
А теперь посмотрим вниз –Мышцы шеи напряглись!Возвращаемся обратно –Расслабление приятно!Шея не напряженаИ расслаблена.
Упражнение "Раскачивающееся дерево"
Исходное положение – стоя. Предложите ребенку представить себя каким-нибудь деревом. Корни – это ноги, ствол – туловище, крона – руки и голова. Начинает дуть ветер, и дерево плавно раскачивается – наклоняется вправо и влево (3–5 раз), вперед и назад. Во время выполнения движений необходимо стремиться соблюдать ритмичность дыхания. В результате выполнения упражнения усиливается деятельность внутренних органов, улучшается эластичность легких, особенно нижних отделов, и кровообращение головного мозга.
на колени.
Упражнение "Росток"
Исходное положение – дети сидят на корточках в кругу, голову нагнув к коленям и обхватив их руками.
Учитель. Представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста.
В начале освоения этого упражнения на каждый счет детям называется часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности, расслабленности других:
"один" – медленно выпрямляются ноги;
"два" – ноги продолжают выпрямляться и постепенно расслабляются руки, висят, как "тряпочки";
"три" – постепенно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам);
"четыре" – разводим плечи и выпрямляем шею, поднимаем голову;
"пять" – поднимаем руки вверх, смотрим вверх, тянемся к солнышку.
Усложняя в будущем это упражнение, педагог может увеличивать продолжительность "роста" до 10–20 стадий. После этого упражнения полезно сразу перейти к упражнению "Потянулись – сломались".
Вы, наверное, немало слышали об упражнениях, приводящих к нервно-мышечной релаксации.
Подобные упражнения чрезвычайно полезны для снятия острого утомления, помогают избежать вредных последствий такого утомления. Можно сказать, что в целом такие упражнения служат для профилактики хронического утомления школьников, нервно-психических срывов, предотвращают развитие некоторых болезней.
Этот способ нормализации состояния представляет собой комплекс простых упражнений для снятия мышечного напряжения в различных участках тела.
Особенностью упражнений является контрастное чередование сильного сокращения с последующим полным расслаблением определенной мышечной группы.
Попробуйте сильно сжать руки в кулаки и затем быстро сбросить напряжение. Кисти рук при этом расправляются, размякают, по ним ощутимо распространяется волна тепла и приятной тяжести. Все перечисленные ощущения – следствие устранения остаточного, обычно даже незаметного напряжения мышечных групп кисти, усиления кровенаполнения сосудов данной области и, как следствие, усиления протекания обменных и восстановительных процессов.
Последовательно выполняя подобного рода упражнения для мышц ног, живота, грудной клетки, рук, спины, плеч, шеи, лица, можно достаточно быстро (за 15–20 мин) добиться полного расслабления всего тела.
Это помогает снять неприятные эмоциональные переживания, "привести в порядок" мысли и чувства, улучшить настроение.
Следует помнить, что мышечное напряжение не тождественно мышечной боли и другим неприятным ощущениям – непроизвольной дрожи, подергиваниям и т. п. При возникновении у детей подобных ощущений нужно снизить степень произвольного сокращения мышц или просто отказаться от выполнения упражнения.
Релаксационным упражнениям в специальной модификации можно научить и младших школьников. Можно выполнять эти упражнения в перерывах между уроками или после них. Дети смогут восстановить силы и работоспособность. Особенно полезны такие упражнения для гиперактивных детей с синдромом дефицита внимания.
Если у вас не хватает времени, для того чтобы заниматься подобной работой с детьми, вы можете попросить проводить такие занятия с вашими учениками школьного психолога. Почти во всех школах теперь есть такие специалисты. Поэтому учитель начальных классов и школьный психолог могут во многих случаях действовать сообща.
Ниже приводится релаксационный тренинг. Он разработан психологами И.П. Брязгуновым и Е.В. Касатиковой. Упражнения в этом тренинге представлены в игровой форме.
Релаксационный тренинг можно проводить во время индивидуальной и групповой психологической работы, в спортзалах или в обычном классе. Как только дети научатся расслабляться, они смогут это делать и самостоятельно (без учителя), что повысит в целом их самоконтроль. Успешное овладение техниками релаксации (как и любой успех) может повысить и их самооценку.
Когда дети достаточно хорошо освоят упражнения релаксационного тренинга, учитель может объяснить учащимся, что приведенный комплекс упражнений полезно выполнять вечером, перед сном.
Если к релаксационным упражнениям прибегают в перерывах между занятиями, то необходимо обеспечить быстрое возвращение учащихся в активное состояние. Для этого выполняют специальные активизирующие упражнения на "выходе" из состояния релаксации: энергичные вдохи и выдохи, на фоне которых по счету от 1 до 10 слегка напрягаются основные участки тела.
После окончания комплекса полезно выполнить несколько доступных гимнастических упражнений.
Выход из состояния релаксации сопровождается приятной негромкой музыкой.
После выполнения всех упражнений ведущий предлагает детям сделать паузу продолжительностью 1–2 мин, чтобы прочувствовать полное расслабление всех мышц лица и туловища.
Для обучения детей расслаблению различных групп мышц необязательно, чтобы они знали, где и как расположены эти мышцы. Необходимо использовать детскую фантазию: включать в инструкции определенные образы так, чтобы, воспроизводя их, дети автоматически включали в работу определенные мышцы. Использование фантазийных образов помогает также привлечь и удержать интерес детей.
Рекомендуется работать не больше 15 минут на один сеанс, а во время его тренировать не более трех групп мышц. На первых сеансах дети изучают новые упражнения. 2–3 коротких сеанса в неделю помогут закрепить это новое умение. Помимо теоретических соображений, очень сложно для некоторых детей держать глаза закрытыми более 15 минут. В дальнейших сеансах новое умение закрепляется и идет подготовка для работы с другими мышцами. Обычно в течение недели каждый день 10–15 минут посвящено расслаблению, в оставшееся время занимаются чем-либо другим.
Необходимо отметить, что многие инструкции надо повторять гораздо больше раз, чем указано в сценарии (эти повторения были намеренно сокращены). Каждый ребенок или группа детей уникальны. При выборе продолжительности сеанса и темпа выполнения упражнения важно учитывать индивидуальность детей и своеобразие ситуации. И еще одно важное предупреждение: дети глубже, чем взрослые, входят в такие состояния и их выбивает из колеи резкий обрыв сеанса. Подготовка детей к выходу из расслабленного состояния не менее важна, чем правильное введение в него.
МОДЕЛЬ РЕЛАКСАЦИОННОГО ТРЕНИНГА
Вступление
Сегодня мы собираемся заняться некоторыми упражнениями, которые называются упражнениями на расслабление. Они помогут вам научиться расслабляться, когда вы чувствуете скованность, и помогут вам избавиться от многих неприятных ощущений в теле. Эти упражнения довольно короткие и простые – вы можете выполнять их незаметно для окружающих, например в классе.
Но есть некоторые правила, которые вы должны соблюдать, чтобы эти упражнения принесли пользу. Во-первых, вы должны делать именно то, что я говорю, даже если вам это кажется неправильным. Во-вторых, вы должны это делать очень старательно, прикладывая все силы. В-третьих, вы должны прислушаться к ощущениям своего тела. В течение всего времени, как мы будем делать упражнения, обращайте внимание на то, как чувствуют себя ваши мышцы, когда они напряжены и когда расслаблены. И, наконец, в-четвертых, вы должны практиковаться. Чем больше вы будете повторять эти упражнения, тем лучше вы научитесь расслабляться. Есть у кого-нибудь вопросы?
Готовы ли вы начать? Хорошо, для начала устройтесь как можно удобнее на своем месте. Откиньтесь на спинку стула, ноги опустите на пол, пусть обе ваши руки свободно свисают. Прекрасно. Теперь закройте глаза и не открывайте их, пока я вас об этом не попрошу. Помните, что вы должны очень точно выполнять мои инструкции, прилагать все свои силы, прислушиваться к своему телу. Итак, начнем.
Руки
Представьте, что в вашей левой руке находится целый лимон. Как можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Чувствуете, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы его сжимаете? А теперь выроните его. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена. Теперь возьмите другой лимон и сожмите его. Постарайтесь сжать его еще сильнее, чем первый. Прекрасно. Вы прилагаете все силы. Теперь выроните этот лимон и расслабьтесь. Не правда ли, ваши рука и ладонь, чувствуют себя намного лучше, когда они расслаблены? И снова возьмите лимон левой рукой и постарайтесь выжать из него весь сок до капельки. Не оставляйте ни единой капельки. Сжимайте все сильнее. Прекрасно. Теперь расслабьтесь, пусть лимон сам выпадет из вашей руки. (Повторить весь процесс для правой руки.)
Руки и плечи
Представьте, что вы ленивые пушистые коты и кошечки. Представьте, что вам хочется потянуться. Вытяните руки вперед. Поднимите их высоко над головой. Теперь откиньте назад. Почувствуйте, как напряглись ваши плечи. Тянитесь как можно сильнее. А теперь уроните руки по бокам. Молодцы, котята, давайте еще потянемся. Вытяните руки перед собой, поднимайте их вверх, над головой, откиньте назад как можно дальше. Тянитесь сильнее. А теперь быстро уроните руки. Хорошо. Заметьте, насколько более расслабленными чувствуют себя ваши руки и плечи. А теперь давайте потянемся, как настоящие коты. Попробуем дотянуться до потолка. Вытяните руки прямо перед собой. Тяните их как можно выше, поднимая над головой. А теперь закиньте их назад, тяните назад. Чувствуете, как напряглись ваши руки и плечи? Тянитесь, тянитесь. Напряжение в мышцах растет. Прекрасно! А теперь быстро опустите руки, пусть они упадут сами. Не правда ли, как хорошо чувствовать расслабление? Вы чувствуете себя хорошо, уютно, тепло и лениво, как котятки.
Плечи и шея
А теперь представьте, что вы маленькие черепашки. Сидите вы на камушке на берегу симпатичного мирного пруда и греетесь, расслабившись, на солнышке. Вам так приятно, так тепло, так спокойно. Но что это? Вы почувствовали опасность. Черепашки быстро прячут голову в панцирь. Постарайтесь поднять ваши плечи вверх до ушей, а голову втянуть в плечи. Втягивайте сильнее. Не так легко быть черепашкой и втягивать голову в панцирь. Но, наконец, опасность миновала. Вы можете вытащить голову, снова расслабиться и блаженствовать на теплом солнышке. Но берегитесь, приближается еще боRльшая опасность. Торопитесь, быстрее прячьтесь в своем домике, сильнее втягивайте головку. Старайтесь как можно сильнее ее втянуть, а то вас могут съесть... Но вот опасность миновала и опять можно расслабиться. Вытяните вашу шейку, опустите плечики, расслабьтесь. Почувствуйте, насколько лучше это прекрасное ощущение расслабленности, чем когда ты весь сжался. Но опять опасность. Втяните голову, поднимите плечи прямо к ушкам и крепко держите их. Ни один миллиметр вашей головы не должен показаться из-под панциря. Втягивайте голову сильнее. Почувствуйте, как напряглись ваши плечи и шея. Хорошо. Опасность опять миновала, и вы можете опять высунуть голову. Расслабьтесь, вы теперь в полной безопасности. Больше никто не появится, не о чем беспокоиться и некого теперь бояться. Вы чувствуете себя хорошо и спокойно.
Челюсти
А теперь представьте, что вы пытаетесь жевать очень тягучую большую жвачку. Вам очень трудно ее жевать, челюсти движутся с трудом, но вы пытаетесь ее прокусить. Надавливайте сильнее. Вы так стараетесь сжать ее зубами, что напряглась даже шея. А теперь остановитесь, расслабьтесь. Почувствуйте, как свободно свисает ваша нижняя челюсть, как это приятно – расслабиться. Но давайте опять примемся за эту жвачку. Двигайте челюстями, пытайтесь ее прожевать. Сильнее сжимайте ее, так, чтобы она выдавливалась сквозь зубы. Хорошо! Вам удалось ее продавить сквозь зубы. А теперь расслабьтесь, приоткройте рот, пусть ваши челюсти отдохнут. Как хорошо вот так отдохнуть и не бороться с этой жвачкой! Но пора с ней покончить. На этот раз мы ее разжуем. Двигайте челюстями, сдавливайте ее как можно сильнее. Вы стараетесь изо всех сил. Ну все, наконец-то вы с ней справились! Можно отдохнуть, расслабиться, пусть отдохнет все ваше тело. Почувствуйте, как расслабились все ваши мускулы.
Лицо
А вот прилетела надоедливая муха. Она опускается прямо вам на нос. Попробуйте прогнать ее без помощи рук. Правильно, сморщивайте нос, соберите столько морщин на носу, сколько вы сможете. Покрутите носом – вверх, в стороны. Хорошо! Вы прогнали муху! Теперь можно расслабить лицо. Заметьте, что когда вы крутили носом, и щеки, и рот, и даже глаза помогали вам и тоже напрягались. А теперь, когда вы расслабили нос, расслабилось все лицо – это такое приятное ощущение. О-о, опять эта назойливая муха возвращается, но теперь она садится на лоб. Сморщите его хорошенько, попытайтесь просто сдавить эту муху между морщинками. Еще сильнее сморщите лоб. Наконец-то! Муха вылетела из комнаты совсем. Теперь можно успокоиться и расслабиться. Лицо расслабляется, становится гладким, исчезают все морщинки до одной. Вы ощущаете, какое гладкое, спокойное, расслабленное у вас лицо. Какое это приятное чувство!
Живот
Ого! К нам приближается симпатичный маленький слоненок. Но он не смотрит себе под ноги и не видит, что вы лежите у него на пути в высокой траве. Вот-вот сейчас он наступит на ваш живот. Не двигайтесь, уже нет времени отползти в сторону. Просто подготовьтесь: сделайте ваш живот очень твердым, напрягите все мускулы как следует. Оставайтесь так лежать. Но, кажется, он сворачивает в сторону... теперь можно расслабиться. Пусть ваш живот станет мягким, как тесто, расслабьте его как следует. Насколько так лучше, правда?.. Но вот слоненок опять повернул в вашу сторону. Берегитесь! Напрягите ваш живот. Сильнее! Если слоненок наступит на твердый живот, вы не почувствуете боли. Превратите ваш живот в камень. Уф, опять слоненок свернул, можно расслабиться. Успокойтесь, ложитесь поудобнее, расслабьтесь. Замечаете разницу между напряженным и расслабленным животом? Как это хорошо, когда ваш живот расслаблен! Но вот слоненок перестал крутиться и направился прямо на вас! Сейчас точно наступит! Напрягите живот как можно сильнее. Вот слоненок уже заносит над вами ногу, сейчас наступит!.. Фу-у, он перешагнул через вас и уже уходит отсюда. Можно расслабиться. Все хорошо, вы расслабились и чувствуете себя хорошо и спокойно.
А теперь представьте, что вам нужно протиснуться через очень узкую щель в заборе между двумя досками, на которых так много заноз. Надо стать очень тоненьким, чтобы протиснуться и не получить занозу. Втяните живот, постарайтесь, чтобы он прилип к позвоночнику. Станьте тоньше, еще тоньше, ведь вам очень нужно пробраться через забор. А теперь передохните, уже не надо утоньшаться. Расслабьтесь и почувствуйте, как живот "распускается", становится теплым. Но вот пора опять пробираться через забор. Втяните живот. Подтяните его к самому позвоночнику. Станьте совсем тоненьким и напрягитесь. Вам очень нужно протиснуться, а щель такая узкая... Ну все, вы пробрались, и ни одной занозы! Можно полностью расслабиться. Откиньтесь на спину, расслабьте живот, пусть он станет мягким и теплым. Как вы хорошо себя чувствуете! Вы все сделали замечательно.
Ноги
А теперь представьте, что вы стоите босиком в большой с илистым дном луже. Постарайтесь вдавить пальцы своих ног глубоко в ил. Попытайтесь достать до самого дна, где ил кончается. Напрягите ноги, чтобы получше вдавить ступни в ил. Растопырьте пальцы ног, почувствуйте, как ил продавливается вверх между ними. А теперь выйдите из лужи. Дайте своим ногам отдохнуть и согреться на солнышке. Пусть пальцы ног расслабятся... Не правда ли, какое это приятное чувство?.. Опять шагните в лужу. Вдавливайте пальцы ног в ил. Напрягите мышцы ног, чтобы усилить это движение. Все сильнее вдавливайте ноги в ил, постарайтесь выдавить весь ил наружу. Хорошо! Теперь выходите из лужи. Расслабьте ноги, ступни и пальцы ног. Как приятно ощущать сухость и солнечное тепло! Все, напряжение ушло. Вы чувствуете в ногах легкое приятное покалывание. Чувствуете, как по ним разливается тепло.
Заключение
Оставайтесь расслабленными. Пусть все тело станет слабым и безвольным, почувствуйте, как каждый мускул "распускается". Через несколько минут я попрошу вас открыть глаза, и это будет конец сеанса. В течение всего дня вспоминайте, насколько приятно это ощущение расслабленности. Иногда, конечно, необходимо чуть-чуть напрягаться, прежде чем расслабиться, – мы с вами только что так поступали в упражнениях. Кстати, попытайтесь повторить эти упражнения самостоятельно, при этом учитесь все больше и больше расслабляться. Лучше всего, конечно, это делать вечером, когда вы уже легли в постель, свет уже потушен и вас никто не собирается больше беспокоить. Кстати, это поможет вам быстрее уснуть. А потом, когда вы научитесь как следует расслабляться, вы можете это практиковать и в других местах, даже в школе. Вспомните, например, слоненка, или жвачку, или илистую лужу – эти упражнения можно выполнять так, что никто и не заметит.
...Сегодня выдался хороший день, и вы, отдохнувшие и расслабленные, можете вернуться к обычным делам. Вы сейчас поработали очень усердно, вы молодцы. А теперь медленно, очень медленно открывайте глаза, слегка напрягите ваши мускулы. Прекрасно. Теперь вы в совершенстве можете овладеть этими упражнениями.
ПСИХОМЫШЕЧНАЯ ТРЕНИРОВКА
Эта методика разработана А.В. Алексеевым. Она применяется для детей в возрасте 8–12 лет.Методика проста для обучения и в то же время достаточно эффективна. Ею можно овладеть за 5–7 дней.В основе этой методики лежат четыре компонента:
1) умение расслаблять мышцы;2) способность максимально ярко, но без напряжения представлять содержание формул самовнушения;3) умение удерживать внимание на избранном объекте;4) умение воздействовать на самого себя нужными словесными формулами.
Для удобства обучения психомышечной тренировке все мышцы тела разделяются на пять групп: мышцы рук, ног, туловища, шеи, лица.
"Надо представить, что вы находитесь в помещении, где висят пять больших ламп, а в углу светится небольшой ночник. Лампы – это группы мышц, а ночник – контроль спокойного, сосредоточенного сознания. Вы расслабили одну из групп, выключили из напряжения мышцы рук (как бы потушили одну из ламп) – стало несколько темнее. Затем выключили мышцы ног – потухла вторая лампа, стало еще темнее. Не торопясь, последовательно расслабляя мышцы туловища, шеи, лица, мы как бы тушим лампу за лампой и погружаемся в приятную темноту – дремотность, контроль за которой осуществляет спокойное сознание – маленький непотухающий ночничок".
Уже с первого занятия тренировки в мышечном расслаблении следует объединять с упражнениями, направленными на вызывание тепла. В последнем случае рекомендуется использовать образные представления струящейся по рукам теплой воды.После освоения упражнений для рук следует переходить к упражнениям для мышц ног, шеи, лица, туловища.Выполнение упражнений строится по аналогичному принципу. В последующем проводится тренировка в достижении общей релаксации: "Я расслабляюсь и успокаиваюсь". При этом, когда произносится "я", нужно сделать вдох с напряжением всех мышц и на 2–3 секунды задержать дыхание, после чего с выдохом произнести "рас-слаб-ля-юсь", на следующем коротком вдохе – "и", на выдохе – "ус-по-ка-и-ва-юсь".Вся психомышечная тренировка состоит из 12 формул:
1. Я расслабляюсь и успокаиваюсь...
2. Мои руки расслабляются и теплеют...
3. Мои руки полностью расслабленные... теплые... неподвижные...
4. Мои ноги расслабляются и теплеют...
5. Мои ноги полностью расслабленные... теплые... неподвижные...
6. Мое туловище расслабляется и теплеет...
7. Мое туловище полностью расслабленное... теплое... неподвижное...
8. Моя шея полностью расслабляется и теплеет...
9. Моя шея полностью расслабленная... теплая... неподвижная...
10. Мое лицо расслабляется и теплеет...
11. Мое лицо полностью расслабленное... теплое... неподвижное...
12. Состояние приятного (полного, глубокого) покоя...
В день рекомендуется заниматься 4–6 раз по 5–10 минут.Из всех психотерапевтических методик аутогенная тренировка наиболее доступна в овладении и может применяться самостоятельно. Она не имеет противопоказаний у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Литература
Т.А,Даренская. Оздоровительные двигательльные минуты на уроках и подвижные игры на динамических переменах. «Открытая школа» №8,№9 , 2009год.
В.С.Семёнова. Здоровьесбережение -главная задача школы. «Открытая школа»№8, 2008 год.
А.В.Кенеман. Детские подвижные игры народов мира1988год
З.М.Богуславская Е.О Смирнова. Развивающие игры для детей младшего возраста.
Журнал «Валеология и здоровье» 2006,2007 год.
Журнал «Валеология и самопознание» 2008,2009 год.
Журнал «Валеология и физкультура» 2005,2008 год.
Интернет литература.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 143415
сборник физминуток,кроссвордов,разминок для здоровьесбережения школьниковRoot Entry