Формирование гражданской позиции обучающихся в урочной деятельности


Формирования гражданской позиции обучающихся в урочной деятельности
Новое время предъявляет и новые социальные требования к системе гражданского образования.
Важнейшей задачей учителя общественных дисциплин в школе является воспитание гражданина. Необходима целостная система работы учителя на уроках, в воспитательной и учебно-исследовательской деятельности, рассчитанная на поэтапное формирование необходимых знаний, качеств личности, развитие необходимых навыков и умений, компетентностный подход в освоении важнейших гражданских ролей личности.
Под гражданским воспитанием подростков понимается целенаправленное педагогическое воздействие на их самосознание путем передачи системы специальных знаний, развития чувства уважения к истории своего народа к законам государства, к гражданским правам и обязанностям, воспитание ответственности за судьбу своей страны, готовности к гражданскому действию.
Именно поэтому работа в обозначенном направлении решает не только учебно-методические проблемы, но и задачу, зафиксированную в модели выпускника школы, который должен быть «духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личностью, способной на сознательный выбор жизненной гражданской позиции».
Хочу привести высказывания политика и историка Натальи Нарочницкой: «Человек и нация не могут жить только хлебом единым. Рынок или плановая экономика – это просто инструмент. Поэтому так важно с детского сада приучать к тому, что честь, долг, ответственность, вера, Отечество, любовь – это главные ценности, а все остальное лишь механизм».
В этой фразе сформулированы основные качества гражданина, которые общество должно воспитать в каждом ребенке.
Большую роль в формировании гражданских качеств и выработки гражданской позиции у подрастающего поколения играют уроки обществознания, где становление гражданственности проходит через:
Развитие демократических гражданских качеств;
Выработку осознанности гражданской позиции;
Сохранение баланса между свободной личной инициативой и ответственностью перед обществом;
Стремление к активным действиям для решения существующих проблем
Юному гражданину необходимо:
во-первых, научиться самостоятельно находить и получать необходимую информацию, анализировать ее и оценивать;
во-вторых, попробовать деятельно освоить основные роли гражданского поведения;
в-третьих, осознать стоящие перед обществом проблемы, попытаться предложить способы решения или улучшения ситуации хотя бы одной из них.
В работе по данному направлению можно встретить ряд противоречий, заключающихся в том, что происходящие в государстве изменения связанны со становлением гражданского общества и развитием демократического государства, общественной и государственной необходимостью в полноправных самостоятельных гражданах, но, в то же время, не сформулирована национальная идея, не разработан опыт формирования активной гражданской позиции учащихся в теории педагогики и образовательной практике.
Общество и государство нуждается в полноправных самостоятельных гражданах, а мы часто встречаемся с политическим инфантилизмом и гражданским равнодушием.
Формирование активной гражданской позиции учащихся – это процесс совместной деятельности учителя и учеников, основой которого является освоение школьниками комплекса необходимых для социально-активной жизни знаний, ценностных ориентиров, способов деятельности.
Формирование активной гражданской позиции учащихся в процессе обучения истории через использование компетентностного подхода будет более эффективно при соблюдении комплекса педагогических условий, если:
учащиеся будут вовлечены в регулярную и поэтапную деятельность;
взаимодействие учителя с учениками будет осуществляться на основе субъект-субъектных отношений с учащимися;
учитель откажется от проявления волевых методов воздействия на мотивационную деятельность учащихся;
успехи и достижения воспитанников будут поощряться;
в системе будет производиться взаимодействие с социумом;
создание условий для предъявления результатов деятельности учащихся на внешнем уровне.
Гражданское образование – это воспитание и обучение ориентированные на формирование совокупности гражданских свойств личности.
Можно выделить три взаимосвязанных направления гражданского образования. Это:
формирование у учащихся социально-гражданской компетентности, позволяющей свободно ориентироваться в жизни гражданского общества, правильно определять способы своего поведения и жизненные планы;
воспитание гражданственности, предполагающей наличие у человека системы социально значимых нравственных ценностных ориентиров, питающих чувства причастности к судьбе Отечества, определяющих готовность принять на себя моральную ответственность за его прошлое, настоящее, будущее, установку на активное участие в развитии своей страны, в общественной жизни в формах, отвечающих моральным и правовым нормам;
создание условий для развития гражданской активности, накопления учащимися опыта реальных социально значимых дел.
Учитель обществознания должен подготовить учащихся к необходимости владеть большим объемом информации, знать досконально понятийный аппарат, уметь критически анализировать документы, сформулировать свое суждение о важнейших исторических событиях, знать историографию вопроса. В своей работе для форсированного изучения большого объема общественного материала, я использую компетентностный подход. Компетенция - готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной жизненной ситуации. Компетентностный подход не отрицает, но и изменяет роль знаний. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они и хранятся в энциклопедиях, Интернет-сайте и т. д. В то же время учащийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем.
Уроки истории и обществознания всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма учащихся. Познавая историю своей Родины, переживая за чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу за ее будущее и настоящее, учащийся утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В тоже время знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще делается так, как должно быть.
Для осуществления задач по гражданскому воспитанию я использую следующие формы и приемы: урок-диспут, «мозговой штурм», лабораторные работы, творческие задания; ролевые игры, ИКТ. Одной из наиболее активных форм обучения является учебный проект.
Использование проектной деятельности при обучении на уроках позволяют
развивать творческие способности обучающихся, раскрывать на примерах
изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и
гуманитарных наук.
Практико-ориентированные проекты помогают совершенствовать умения и
навыки и накапливать положительный социальный опыт учащихся.

Формирование гражданственности на современном уроке, в полной мере не возможно без использования ИКТ. Учебные диски имеют большое количество иллюстративного материала, фотографий, документальных источников.
Отлично действует на школьников информация о проведении конференций и чтение докладов. Только здесь рождается понятие о возможности своего проявления в полную меру. На этих мероприятиях различного уровня учащиеся могут проявить свои лидерские качества, качества оратора, умение работать в группе, а это уже коммуникативная компетенция. Но прежде чем выступать перед большой аудиторией учащиеся учатся высказывать свою точку зрения и отстаивать ее в классе.
Показателями сформированности активной гражданской позиции будут являться:
интерес к общественно-политической жизни поселка, района, страны (просмотр информационно-политических программ, отношение к избирательному процессу, участие в социальных, патриотических, творческих проектах, волонтерство);
отношение к предметам обществоведческого цикла (уровень качества знаний по предметам, участие в предметных олимпиадах и конкурсах);
работа в органах ученического самоуправления;
успешная социализация учащихся после окончания школы.
Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания гражданина России. От роста сознательности и социальной активности граждан, особенно молодежи, в значительной степени зависит формирование в нашей стране гражданского общества и правового государства.