Статья на тему ВОСПИТАНИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ЧЕРЕЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ И НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Савинова Ольга Викторовна город Иваново
ВОСПИТАНИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ЧЕРЕЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ И НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Каждый педагог задумывается о цели своей работы в школе. Учить и воспитывать? А может быть, по-другому? Учить, воспитывая себя и окружающих, доказывая ребёнку, что с каждым днём он становится чуточку лучше и успешнее, чем вчера. Конечно, без особой системы работы невозможно создать ситуацию успеха. Воспитание активной гражданской позиции возможно лишь при объединении формального, неформального и дополнительного образования.
Чёткая работа с учащимися невозможна без знания терминологии. Считаю, что начинать обязательно нужно с определения того, что такое гражданская позиция. Осознанное участие каждого в жизни общества, реальные действия, направленные на осуществление ценностей, - вот основа этого понятия. Гражданская позиция проявляется во всех сферах человеческой деятельности: трудовой, общественной, духовно-нравственной. Среди гражданских ценностей современного мира можно назвать следующие:
1) патриотизм (любовь к Родине, городу);
2) гражданственность (принадлежность к коллективу, школе);
3) активная жизненная позиция;
4) нравственность;
5) творчество (как раскрытие способностей, креативность, самоопределение).
Формальное образование затрагивает каждую гражданскую ценность, подаётся общепризнанными методами, знакомыми всем. Традиционный урок, классный час - форма работы с учащимися.
Неформальное образование требует особого изучения, интерес к нему вызван новаторским характером методов обучения, практическим и насущным целям. Перед нами образовательный процесс, который организован для получения знаний определённой группы людей. Неформальное образование является разносторонним стимулированием самообразования, самовоспитания и саморазвития человека. Основными признаками неформального образования можно назвать добровольность, доступность, взаимодополнение, приоритет активной деятельности, опора на опыт, стремление к удовлетворению запросов обучающихся. Посещение музеев, театров, кинотеатров, экскурсионные поездки - вот неполный перечень работы с учащимися.
Дополнительное образование детей ориентировано на их свободный выбор какой-либо области знаний и умений, на формирование собственных представлений о мире обучающимися, на развитие познавательных мотиваций и способностей. Более эффективно решаются проблемы духовно-нравственного, интеллектуального и физического воспитания. При дополнительном образовании ребята приглашаются к участию в массовых мероприятиях, концертах, праздниках, соревнованиях, защите проектов, демонстрации результатов освоения программ.
Конечно, каждый учитель и классный руководитель использует в своей работе индивидуальные образовательные стратегии, посещение музеев, выходы в театр, спортивные мероприятия, работу с учреждениями культуры. Всё это помогает сформировать активную гражданскую позицию.
В чём же заключается моя система работы по становлению активной гражданской позиции? Во-первых, в добровольности, во-вторых, в многогранности, в-третьих, в познавательности, в-четвёртых, в важности каждого учащегося, в-пятых, в социальной активности, в-шестых, в полезности, в-седьмых, в инициативности, в-восьмых, в самостоятельности, в-девятых, в обязательном взаимодействии с родителями. Каждое мероприятие дополнительного и неформального образования служит для развития разных способностей. Приведу примеры. Очень важным для гражданского воспитания считаю посещение театра. В каждом классе, где я работаю, обязательно есть ученики, увлекающиеся театром. Они много знают, хорошо разбираются в терминах, могут помочь в выборе репертуара. Эти дети - главные помощники в выходе на спектакль. Перед посещением обязательно проводится инструктаж. Обычно начинают его дети. Объясняют, что можно делать, а что нельзя. Иногда мы продолжаем рассуждение: "Нельзя, потому что..." "Нельзя во время спектакля кричать, потому что это мешает окружающим. Нельзя вставать во время спектакля, потому что тот, кто сзади, не увидит действие на сцене", - проговаривают ребята. Дети, пытаясь сами объяснить нарушения, находят более точные слова для того, чтобы уйти от проблем. Они учатся, учатся не только составлять сложноподчинённые предложения, но и учатся уважать чужой труд, нравственно воспитываются, а самое главное учатся жить в обществе. Обязательным является обсуждение после посещения театра. Оно может быть разной формы: беседа, сочинение, выставка рисунков, поделок, выступление перед младшими и старшими школьниками и многое другое. Часто это зависит от возраста и желания детей.
Не менее важным в воспитании активной гражданской позиции считаю посещение музеев. Здесь моя работа с учащимися во многом зависит от класса, в котором обучаются дети. Обязательно провожу анкетирование: какие музеи посещали (классом, с родителями) и куда хотели бы попасть. Если есть возможность, стараемся заказать мастер-классы. Сколько бы человек не записалось на экскурсию, просим экскурсовода. При беседе с ним прошу по возможности использовать термины и задавать вопросы. Детям показываю сайты музеев, предлагаю прочитать дополнительно. При появлении новых выставок, даже в тех музеях, где уже не раз бывали, мы с инициаторами предлагаем посетить.
Для пополнения своего электронного портфолио некоторые учащиеся после посещения музея пишут заметки на сайт школы.
Мои учащиеся очень любят сравнивать. Например, экспериментаниум в Москве и выставка в Иваново из Ярославля, зоопарк ивановский и московский, планетарий в Москве и Ярославле, мумии в Эрмитаже Санкт-Петербурга и мумия в ивановском Художественном музее, покровский краеведческий музей и ивановский краеведческий, музей Цветаевых в Ново-Талицах и в Александрове и многое другое.
Не менее интересными для них являются и единственные в своём роде музеи: музей Петуха в Петушках, Шоколадный музей в Покрове, музей Бабы Яги во Владимире, музей самоваров в Городце, музей Мыши и музей Валенка в Мышкино и многие другие.
Если говорить о прерогативах в выборе музея, первую роль играют интересы учащихся. Любое посещение с родителями превращается в яркий рассказ или интереснейшую презентацию. Создаётся банк музеев, выставок, которые хотелось бы посетить, причём ограничения по местности нет. Если понравилось что-то за пределами Иванова, организуем экскурсию. Здесь главные помощники - родители. Они работают с туристическими компаниями, обговаривают музеи, экскурсоводов, мастер-классы. Обязательно сами, часто семьями принимают участие в поездках, на своём примере показывая высокую нравственность. А ведь именно так и формируется активный, полезный для общества гражданин.
Не менее важным в выборе музея или выставки считается историческая дата, событие, какой-либо праздник. Воспитание чувства любви к Родине невозможно без посещения краеведческих музеев, бесед с лучшими людьми нашего края, встреч с ветеранами. Умение нести ответственность за будущее своей страны невозможно без знания её истории. Поэтому очень часто дети сами становятся экскурсоводами. Они выбирают какие-либо моменты (сюжеты, картины, изображения и так далее), находят информацию и рассказывают остальным.
Итогом работы по этому направлению считаю личностное портфолио как способ фиксации, накопления и ранжирования индивидуальных объективных успехов школьников. Оформление страницы "Моя гражданская позиция" начинается с создания программы саморазвития. Используются разные формы работы: тренинги, деловые игры, диспуты, презентации и другие. Определяем три основных "Я":
1) я будущий семьянин;
2) я достойный житель моего края;
3) я гражданин России.
Находим составляющие каждого пункта, обсуждаем. Общую схему вывешиваем в классный уголок. Затем продумываем формы деятельности, учащиеся выбирают ту, где могут ярче себя проявить: уроки России, уроки мужества, дебаты, конкурсы политических плакатов, листовок, эссе, "открытый микрофон", социальные проекты и многое другое. В течение учебного года каждый учащийся проявляет себя в той или иной сфере, тем или иным способом.
Мои задачи как классного руководителя в воспитании патриотических убеждений, в прививании общегражданских ценностей, в формировании чувства гражданской ответственности, общественной активности. Учащиеся получают грамоты, дипломы, благодарности.
Таким образом, работая с портфолио, мы помогаем ученику "познать себя", поднимаем самооценку, учим работать самостоятельно.
Особая система, которую я использую уже более 15 лет, помогает мне в воспитании активной гражданской позиции через дополнительное и неформальное образование.