Конспект урока литературы Узел конфликта в поэме М.В.Ломоносова Песня про..купца Калашникова.
Тема урока: « Узел конфликта в поэме М.Ю.Лермонтова « Песнь про купца Калашникова»
Цель урока: формирование представления о своеобразии поэмы; продолжить
развивать умение работать с художественным текстом, выявить черты фольклора в
призведении, познакомить с эпохой Ивана Грозного как основой,на которой
строится конфликт в поэме,развивать нравственные качества через образы
произведения.
1.Орг.момент. Приветствие.
2.Опрос домашнего задания-индивидуальных сообщений учащихся.Ученики
получили задание подготовить рассказ об Иване Грозном ,эпохе с презентацией.
3.Подготовленные учащиеся демонстрируют презентации и рассказывают о царе и
нравах того времени.
Учитель.-Итак ,ребята ,давайте сделаем вывод-что за эпоха был в то время? Чья
рука правила всем жестоко и беспощадно?
Поэму свою Михаил Юрьевич назвал «Песней..» Песни всегда пел народ. Как
можно назвать произведение, охарактеризовать его ,смысл такого названия
-Рассказ про купца Калашникова-романтическая поэма с фольклорными
традициями.Запишем тему урока.
Учитель:
Поэма –лиро-эпический жанр литературы.В чём же своеобразие этой поэмы,какой
конфликт в основе сюжета-вот об этом мы сегодня и поговорим.Перед вами тексты
произведения. Посмотрите на иллюстрации .Мы видим на них героев поэмы.Как
зовут жену Калашникова? Считаете ли вы ей виновной в
произошедшем?Случаются ли в жизни,среди нас такие ситуации:есть ли Алёны
сегодня,среди нас?
Работа в группах «А как в жизни?»Группы получают задание разрешить ситуацию.
Задеты честь и достоинство человека и его близких.Существует несколько
способов защиты чести ,но в каждом из них необходимо обнародовать
случившееся ,то есть разгласить семейную тайну .Как должен поступить
настоящий мужчина? Есть подобная ситуация в поэме?
( Ученики отвечают,выражают своё мнение.На экране-слайд презентации с
изображением эпизодов поэмы)
Работа в группах « Разрешите ситуацию»
Человек привык быть активным.У него есть воля,сила, чувство уверенности в
себе. Появилась цель, достижение которой имеет для него особенное значение.Все
ли средства хороши для этого?Что является нравственной чертой
,границей ,которую никому не позволено переступать? Есть ли в поэме Лермонтова
герой,переступивший в своих действиях нравственную черту?
Ответы представителей групп.
Разрешите ситуацию.
Кирибеевич влюлён в Алёну Дмитриевну .Можно ли назвать настоящей ,истинной
любовь Кирибеевича ?А любил ли её муж? Докажите свои мысли.
Обсуждение.
Учитель:
Ребята, а кем был Кирибеевич?Что вы знаете об оприччине?(Ответы учащихся)
Учитель:
Запишите,пожалуйста .Оприччина-система чрезвычайных мероприятий,
осуществляемых царём Иваном Грозным для разгрома боярско-княжеской
оппозиции и укреплния централизованной влости.Она была введена в 1565
году,для этого было создано войско Стрелецкое.
Учитель:
Давайте сравним главных героев-двух мужчин.
Задание группам:
Описать характер,поступки,поведения.отношение народа к героям.портрет.
Свои наблюдения вы заносите в таблицу.
Средства создания характера
Калашников
Кирибеевич
Портрет
Отношения
Поведение
Поступки
Отношение народа к герою
Учитель:
А как относился царь к опричникам?Может они были любимчиками ?
Историографы утверждают ,что сказать неучтивое слово опричнику-значит оскорбить
самого царя.Люди были безгласны против опричных..поминалось о похищении жен у
знатных людей.
Что такое Домострой? Свод житейских правил .
«Царя бойся,служи ему верою как Богу,повинуйся.Зло на зло не воздавай,кто грешит ,тех
не осуждай».
Семья: «Угождать мужу ,жить в согласии ,покоряться ,быть благочинной ,со страхом
принимать наказание».
Задание группам:
-Составьте современные правила Домостроя, какие правила должны быть
наше время?
(Ответы детей)
А теперь давайте проанализируем финал.Чем всё закончилось?Найдите в тексте эпизод
кулачного боя.Мог ли Калашников поступить по-другому?Ведь он сознательно шёл на
смерть. Не мог-его попросила защитить её жена,не отдать на поругание
.
(Выразительое чтение эпизода кулачного боя учениками под слайды презентации и
музыку М.В.Глинки )
Итак,Калашников победил честь жены отстоял, за что поплатился собственной головой,по
приказу царя
пошёл на плаху за сознательное убийство «верного слуги».С царской точки зрения,Иван
Васильевич восстановил справедливость после смерти Кирибеевича и казни Калашникова.
Как понять поведение царя? Не узнал правды, а наградил победителя царской милостью
не оставить жену и сиротинушек детей. Кирибеевич был его любимцем, выходцем
знатного рода Скуратовых.А кем был Калашников? Простым человеком,купцом.
Давайте сделаем вывод-какие нравственные качества показаны нам в образе
Калашникова?Что для него святое?
(Для его святыней является брак, справедливость и право на святую правду-
матушку.Честность, достоинство, твёрдый и сильный характер-вот те качества, какими
обладал этот человек.Хранитель обычаев и христианских заповедей.
С каким образом из русского фольклора ассоциируется у вас этот герой?
Калашников-былинный герой, русский богатырь, образ человека из народа.
Задание группам.
-Каким бы вы создали памятник купцу Калашникову и что бы написали
на надгробии?
Выступление групп.
И в заключении хочу добавит, что и в наше время честь и достоинство человек дорого стоит, мы должны не забывать об этом.
Домашнее залание.
Написать письменный отзыв о прочитанном произведении по плану(на парте у каждого)
Итоги.Оценивание. «Шкала самооценки»