Конспект урока технологии в 4 классе по теме: Многослойное процарапывание


Урок технологии в 4 классе по теме:
«Многослойное процарапывание»
Учитель: Леонова В.Ю. МБОУ «Гимназия №1» г. Братск Иркутская область
Цели и задачи: - продолжить знакомство с разновидностями рельефа,
Повторить свойства различных материалов, способы и
И приемы работы с пластилином;
Учить, используя многослойный пластилиновый фон
выполнять пейзаж процарапыванием;
- воспитывать эстетический вкус, чувство восхищения
природными картинами через поэзию, фотографию,
живопись, музыку;
- развивать мелкую мускулатуру рук, внимание.
Оборудование: чеканка, рамка для фото, репродукции и фото с зимними пейзажами, образцы работ из пластилина, пластилин, стеки, карточки.
Ход урока:
I Организационная часть:
Приветствие гостей, пожелание позитивного рабочего настроя.
II Основная часть:
Актуализация знаний
Дидактическая игра «Третий лишний»
На доске тройки слов, среди которых учащиеся должны выбрать лишнее.
Картон, бумага, ткань
Нитки, ножницы, нож.
Глина, картон, пластилин.
Учитель: - Есть ли другие материалы, которые обладают теми же свойствами, что и пластилин? А в природе? (глина, воск, снег, пластика)
- Какие приемы работы с пластилином нам известны с детского сада и школы? (раскатывание, формирование жгутов и шаров, резьба резаком, обрубовка, нанесение фактурной поверхности…)
Постановка проблемы
- На прошлом уроке мы познакомились с разными видами рельефа и изготовили многоплановый рельеф на пластине. Соедините стрелками названия рельефа с их определением.
Барельеф углубленный
Горельеф низкий
Контррельеф высокий
- Перед вами образцы из пластилина, пластмассы, дерева и металла. К какому виду рельефа отнесете эти предметы? (Барельеф – чеканка, горельеф – рамка для фото, контррельеф- резьба по дереву и пластилиновая работа.
- Существуют ли в природе рельефы не созданные человеком? (Узоры на окне, останки доисторических животных, найденные на археологических раскопках, камни, размытые водой и обработанные ветром, следы животных на снегу…- - Все ли виды рельефа мы узнали? Что же еще могли придумать люди и сама природа, чтобы передать объемность изображения?
Постановка учебной задачи
- Какой же будет цель нашего урока? (Познакомиться с новым видом рельефа, научиться использовать его в работе)
«Открытие нового знания»
Учитель: -Сегодня мы познакомимся с новым видом рельефа, выполнив многослойное процарапывание. Как вы думаете, в чем особенность этого рельефа? (Предположения детей)
-Этот рельеф, при котором открывается нижний слой другого цвета, называется сграфитто (от итальянского «выцарапанный». Он похож на резьбу по дереву. Рассматривание рисунков в учебнике на стр. 51.
- Как и резчики по дереву, которые используют много инструментов, мы тоже применим разные приспособления? Как вы думаете для чего? (толщина слоя будет сниматься по-разному). Вы можете использовать стеки, заготовленные дома резаки из-под стаканчиков от йогурта или трубочки для коктейля с концами, срезанными под разным углом.
4) «Поэтическая минутка»
Учитель: - За окном зима. В домашних сочинениях вы описывали красоту, подаренную нам природой. Посмотрите на репродукции, фотографии, послушайте музыку и стихи, написанные русскими поэтами.
«Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…» Ф.И.Тютчев
«Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,-
И радостен для взгляда
Сей праздничный наряд…» А.А.Фет
5)Практическая работа
- Вспомните и вы яркие картины зимней природы и передайте в своих работах.
А) нанесите набросок стекой,
Б) Выберите лишний пластилин синего цвета своими инструментами.
6) Итог урока
_ Какой была наша цель? Смогли ли вы добиться ее?
- Каждая работа должна иметь практическое применение. Для чего можно использовать ваши работы? (Настенное панно, подарок близким, выставка работ…)- Какие трудности встретились в работе?
Ученики выходят к доске показывают всем свою работу и выслушивают мнение детей.
Затем оформив выставку, ученики называют лучшие работы.