Физкультминутки для снятия общего утомления

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ ДЛЯ СНЯТИЯ ОБЩЕГО УТОМЛЕНИЯ

Игра с мячом №1 «Назови цвет».
Учитель называет предмет, бросая мяч ученику. Ученик возвращает мяч учителю с ответом, какого цвета названный предмет;
Например:
уголь – черный,
помидор – красный,
апельсин – оранжевый,
трава – зеленая,
снег – белый,
солнце – желтое и т.п.

Игра с мячом №2 «Назови действия».
Учитель называет предмет и кидает ученику мяч, а ученик возвращает учителю мяч, называя характерное действие предметов.
Например:
лошадь (ржет, на ней ездят);
свинья (хрюкает, ест желуди и т.п.);
снег (он падает, покрывает поля, тает) и т.п.

Игра с мячом №3 «Что (кто) так делает?». (Обратная предыдущей).
Учитель кидает ученику мяч, называя какое-либо действие, а ученик возвращает учителю мяч, называя предмет (или живое существо), который это действие делает. После чего все остальные ученики должны придумать как можно больше предметов, также выполняющих названное действие (если это возможно).
Например:
летает (самолет, стрекоза, птица, бабочка, воздушный шар);
мяукает (только кошка или кот);
убирает улицы (дворник, специальная машина);
поет (певец, птица);
копает землю (крот, лопата, экскаватор) и т.п.

Игра с мячом № 4 «Назови профессию».
Учитель кидает ученику мяч, называя действия человека определенной профессии, а ученик возвращает учителю мяч, называя эту профессию.
Например:
строит дома (строитель);
готовит еду (повар);
водит поезда (машинист);
шьет одежду (портной);

Игра с мячом № 5 «Обратное действие».
Учитель кидает ученику мяч, называя какое-либо действие, а ученик возвращает учителю мяч, называя действие, обратное названному.
Например:
Сесть-встать;
Налить-вылить;
Написать-стереть или зачеркнуть;
Забыть-вспомнить и т.п.

Игра с мячом №6 «Следующее слово».
Учитель кидает мяч, называя слово, а ученик возвращает мяч, называя следующее по смыслу и порядку слово.
Примеры: январь-февраль; зима-весна; вторник-среда; лето-осень; март-апрель; и т.п.
Игру можно провести в виде соревнования, кто ошибся – садится. Таким образом, в конце игры остается один или несколько победителей.

Игра с мячом №7 «Рыба, птица, зверь».
Учитель ходит с мячом по классу и произносит слова: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица» На последнем слове он кидает ученику мяч, а ученик должен быстро назвать, в данном случае, птицу. Причем названия животных не должны повторяться. Затем считалка возобновляется: «Рыба, птица, зверь, рыба, птицы, зверь». Ученик, получивший мяч на этом последнем слове, быстро называет какого-либо зверя и т.д.
При проведении игры охватить как можно больше учеников.
После этой игры учитель рисует на доске мешок со словами: «А теперь давайте всех названных зверей соберем в один мешок» (и на мешке надписывает слово «звери»).
Дети вспоминают, а учитель выписывает на доске всех названных в игре зверей.
- Много в мешке получилось зверей? (Много).
- В математике такую группу предметов (или живых существ) с общим названием и собранных вместе называют «множеством».
- А теперь давайте соберем множество птиц (вновь на доске рисуется мешок с названием «птицы», и туда собираются все придуманные ранее птицы.)
Затем составляется множество рыб.

Игра с мячом №8 «Цветок, дерево, фрукт».
Игра «Цветок, дерево, фрукт, овощ» аналогична предыдущей. Можно также нарисовать соответствующие множества (мешки).

Игра с мячом № 9 «Назови букву».
Учитель кидает ученику мяч, называя какое-либо слово, а ученик возвращает учителю мяч, называя первую букву этого слова.
Примеры: кот – к, ветер – в, шапка – ш, юла – ю и т.д.

Игра с мячом №10 «Дай истинное название».
Учитель просто задает любые вопросы, а дети должны дать на них правильные ответы. (Учитель бросает ученику мяч с вопросом, а ученик возвращает мяч с ответом.)
Например:
Кто говорит «кукареку»? (Петух.)
Кто спит в берлоге? ( Медведь.)
Как зовут детеныша лошади? ( Жеребенок.)
Кто любит, есть желуди? (Свинья, кабан)
Кто превращается в бабочку? (Гусеница.)
Что плетут пауки? ( Паутину.)
Кто дрессирует зверей? (Дрессировщик, укротитель
Кто сочиняет стихи? (Поэт)
Кто готовит обед в столовой? (Повар.)
Что надевают на ноги? (Обувь, ботинки, сапоги, Туфли и т.п.)
Что мы берем собой в школу? ( Портфель, тетрадь, учебник и т.п.).

Игра «Карлики – Великаны».
По команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» - встают. Учитель тоже выполняет вместе с учениками все действия, но через некоторое время нужно начать делать ошибки. (Например, присесть при слове «Великаны»).
Команды даются вразбивку и в разном темпе.
Можно устроить соревнование: ученики, сделавшие ошибку, садятся за парту. Таким образом, останется только победитель.

Игра «Найди лишнего».
Учитель договаривается с классом, какие он будет перечислять предметы (например, фрукты). Далее, в процессе называния очередного предмета, дети или сидят спокойно, если предмет назван верно, или хлопают, если предмет назван неверно.
Например: яблоко, апельсин, булка (хлопок), груша, арбуз (хлопок), тыква (хлопок), банан, абрикос, огурец (хлопок) и т.п.
Повторить игру заданием новой группы предметов.
Например:
Головные уборы: шляпка, кепка, ботинок (хлопок), платок, пальто (хлопок), шапка, фуражка и т.п.

Игра «Угадай предмет» (кто первым угадал – встает).
Учитель максимально подробно описывает какой-либо предмет (только признаками), а ученики отгадывают его.
Например:
фрукт: желтый, овальный, кислый (лимон);
зверь: лесной, маленький, серый, колючий (еж);
рыба: морская, большая, хищная, серая, зубастая, злая (акула) и т.п.
Далее можно предложить детям самостоятельно загадать предмет.

Игра «Бывает – не бывает».
Учитель задает предмет и его действие. Ученики сидят, если предмет такое действие выполняет, и встают, если предмет такого действия не выполняет.
Например:
лягушка кукарекает (не бывает),
книгу читают,
курица плавает (не бывает),
сосиску едят,
пингвин летает (не бывает),
лопатой подметают пол (не бывают) и т.п.

Игра «Лишнее действие».
Учитель называет предмет (или живое существо) и начинает перечислять его действия. Если предмет это действие выполняет, ученики сидят спокойно, если не выполняет – хлопает в ладоши.
Например:
машина: едет, ломается, чинится, летает (хлопок), ее моют, перевозит пассажиров, плавает (хлопок) и т.п.;
пингвин: плавает, ныряет, ест рыбу, летает (хлопок), ест апельсины (хлопок), живет в лесу (хлопок), откладывают яйца, ест мышей (хлопок) и т.п. его выкапывают из земли, его можно жарить, его солят в бочках (хлопок) и т.п.
картофель: растет в огороде, его едят сырым (хлопок), растет на дереве (хлопок), его выкапывают из земли, его можно жарить, его солят в бочках (хлопок) и т.п.

Игра «Прыгни столько же».
Учитель предлагает всем детям встать и прыгнуть столько же раз, сколько:
Хвостов у кота (1 раз).
Лап у собаки (4 раза).
Сколько гномов было у Белоснежки (7).
Сколько раз я хлопну (хлопнуть 9 раз).
Сколько рук у человека (2).
Сколько показывает самая хорошая оценка в школе (5).
Сколько лап у мухи (6).
Сколько пальчиков на двух руках (10).
Сколько пальчиков я покажу (8).
Сколько было поросят в сказке про волка и поросят (3).

Игра «Встаньте множество».
Встаньте множество мальчиков.
Встаньте множество девочек.
Поднимите вверх руки множество мальчиков, которых зовут Дима.
Подуйте, как могучий ветер множество мальчиков, в чьих именах есть буква А.
Поднимите вверх руки и покачайте ими как березки множество девочек, которых зовут Даша.
Покружитесь плавно на месте как опавшие листья множество девочек, в чьих именах есть буква И.
Помашите руками и покричите как птицы множество мальчиков, имена которых начинаются с буквы А.
Тихо сядьте множество мальчиков нашего класса.
Тихо сядьте множество девочек нашего класса.
Спойте песню множество бабушек нашего класса. (Пустое множество).

Игра «Зарядка».
Учитель просит детей встать и выполняет те упражнения, которые он назовет. Эти упражнения должны содержать слова: «влево», «вниз», «вправо», «правая рука», «левая рука» и т.п.
Например:
Поднимите вверх правую руку (отпустите).
Закройте левый глаз (откройте).
Повернитесь налево (повернитесь обратно).
Наклонитесь вниз (выпрямитесь).
Подпрыгните вверх 5 раз (стоп).
Посмотрите направо (прямо).
Присядьте вниз (встаньте) и т.п.
Учитель следит за правильностью выполнения упражнений, поправляя отдельных учеников. Вероятнее всего, дети будут хорошо ориентироваться в понятиях «вверх» и «вниз», а понятия «направо», «налево» могут вызвать затруднения. Предложите им какой-нибудь ориентир, например: «право»– это дверь, «лево»– окно. Говорить, что правой рукой мы пишем и рисуем, не стоит, так как среди детей могут оказаться левши.
Можно провести игру в виде соревнования: те, кто ошибся – садятся, таким образом, в конце игры остается победитель.

Игра «Зеркало».
Учитель предлагает ученикам встать и стать его зеркалом, т.е. повторять все его движения в зеркальном отражении. Учитель поднимает руку – ученики тоже, отставляет ногу в сторону - ученики тоже. Однако нужно напомнить ученикам, что они – зеркало, т.е. они должны отражать все движения учителя. Возможно, дети поднимут вместе с правой рукой учителя свою правую руку (как на физкультуре), но, отражаясь в зеркале, правая рука становится левой. А если приблизиться к зеркалу вплотную, то можно слиться со своим отражением. Для демонстрации этого можно поставить перед собой какого-либо ученика, а затем медленно поднимать вверх свою правую руку, держа его левую. После этого можно провести еще ряд упражнений.
Можно организовать игру в виде соревнований: тот, кто неправильно выполняет очередное упражнение – садится на место. Таким образом, в конце игры остается победитель.
Теперь мы знаем, что в зеркале все становится наоборот: правая рука станет левой, левая нога – правой.

Игра «Найди по адресу».
Учитель: Ну, что ж, теперь все понятно: бандиты замыслили ограбить банк, значит, его надо охранять. Шериф решил выделить для охраны 4 человека, и он дал их «адреса» (номер ряда и парты).
Далее учитель называет «адреса» 4 учеников и дети с данными координатами встают.

Игра «Бывает – не бывает».
Учитель называет действия предметов. Ученики сидят за партами, если предмет это действие выполняет (или над ним выполняют), и встают, если это действие не может быть выполнено. Примеры следует чередовать.
Например:
лодка плывет по небу (встать);
веником подметают пол;
мальчик сломал карандаш;
девочка съела чайник (встать) и т.п.

Игра «Где нет обратного действия?».
Учитель подробно описывает какое-либо действие. Ученики сидят, если действие имеет обратное себе, и встают со своих мест, если названное действие не имеет обратного. После каждого примера обсудить результат: если действие имеет обратное, ученики должны назвать его, если не имеет - объяснить почему.
Например:
птичка улетела с ветки (птичка может прилететь обратно на ветку);
воздушный шарик улетел в небо (он не может вернуться обратно);
из муки испекли хлеб (из хлеба нельзя обратно получить муку);
в луже замерзла вода (лед в луже может растаять и превратиться обратно в воду) и т.п.;

Игра «Туда – обратно».
Учитель задает детям выполнить какое-либо действие, а затем дети выполняют и обратное ему. (При этом разбираются только ошибки детей, если таковые будут).
Например:
Встать-сесть;
Поднять правую руку - опустить правую руку;
Наклонить голову влево – поднять голову слева и т.п.
Учитель может выполнять действия вместе с детьми, но через некоторое время начать делать ошибки (как в самом действии, так и в обратном ему).
Можно провести игру в виде соревнования: кто ошибся – садится. Таким образом, остаются один или несколько победителей.

Игра «Ухо - Нос».
По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо (свое, конечно), по команде «Нос»- за нос. Учитель тоже выполняет вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинает делать ошибки, например, по команде «Нос» он хватается за ухо, но дети должны делать правильно. Команды даются вразбивку и в разном темпе.
Можно предложить соревнование: дети, которые ошиблись – садятся. Таким образом, остаются победители (можно остановиться на нескольких победителях).

Игра «Что висит на елке?».
Учитель: «Давайте расскажем Деду Морозу, что можно увидеть на нашей елке. Мы помним, что на елку вешают только елочные украшения».
Учитель перечисляет предметы. Если их вешают на елку, дети говорят «да», если не вешают – «нет» (на слова «нет» можно хлопать в ладоши или вставать.)
Вот висят на елке:
Яркая игрушка (да)
Звонкая хлопушка (да)
Петенька- Петрушка (да)
Старая подушка (нет)
Белые снежинки (да)
Черные ботинки (нет)
Зайчики из ваты (да)
Зимние лопаты (нет)
Красные фонарики (да)
Хлебные сухарики (нет)
Яблоки и шишки (да)
Рваные штанишки (нет).

Елку правильно нарядим,
Встанем в хоровод.
Весело и радостно
Встретим Новый Год.

Игра «Найди лишнего».
Учитель называет какое-либо множество и начинает перечислять его элементы. Ученики должны встать (или хлопнуть в ладоши), если какой-либо названный предмет не является элементом заданного множества.
Например:
Мы идем по парку и видим деревья: березу, осину, розу (хлопок), тополь, сосну, ромашку (хлопок), клен, сирень (хлопок) и т.п.
Мы заходим в магазин и покупаем овощи: помидоры, картошку, апельсины (хлопок), колбасу (хлопок), морковь, редиску, яблоки (хлопок), огурцы и т.п.
В спортивном зале мы видим спортивные принадлежности: мяч, брусья, гантели, кресло (хлопок), теннисные ракетки, обруч, расческу (хлопок), стул (хлопок), коньки и т.п.
Мы знаем страны: Франция, Германия, Москва (хлопок), Россия, Испания, Волга (хлопок), Италия и т.п.

Игра «Слово, соберись».
Ученикам раздаются все карточки с буквами алфавита. Затем учитель просит: «Слово «стол» - соберись». Те дети, у которых на карточках соответствующие буквы, выходит с ними к доске, и становятся в нужном порядке, образуя из букв слово «стол» (можно вызывать поэтапно: какая первая буква? («с»), а вторая? («т» и т.д.)
Далее вопрос классу: «Чем слово «стол» отличается от слова «стул»?» (Дети со словом «стол» пока остаются у доски). Некоторые дети сразу догадываются, что буква «о» заменяется на букву «у». В подтверждение их ответа учитель просит: «Ну-ка, слово «стул» - соберись. Сейчас мы посмотрим, как из слова «стол» получается слово «стул». Ученик с буквой «о» должен уйти, а с буквой «у» - встать на его место.
Далее учитель задает очередные пары для сравнения:
Например:
соль – моль;
шум – шут;
роза – гроза;
луг – слуга;
семя – семья;
як – маяк;
кот – крот;
мел – мель;
пол – полк.
Сначала дети пытаются определить различия на слух, затем эти различия демонстрируются с помощью игры «Слово, соберись».

Игра «Светофор».
Учитель показывает детям зеленый круг – они идут на месте, красный круг – стоят. Учитель чередует цвета в произвольном порядке: зеленый, красный, зеленый, зеленый, красный и т.д. Можно провести игру в виде соревнования: кто ошибся – садится на место. Остается один или насколько победителей.

Игра «Выполни действия».
а) Сначала учитель голосом дает детям команды зарядки, например: руки, вверх, в стороны, присесть, наклониться вправо, влево и т. п. Ученики выполняют все команды.
б) Затем договоритесь с детьми о системе сигналов, например: учитель делает движение руками вверх – дети должны встать, руки вниз – сесть, влево-вправо – дети должны наклонится в соответствующую сторону, хлопок в ладоши – столько раз нужно прыгнуть и т.п.

15