Статья Отражение динамики социального заказа в образовательных программах Центра раннего развития детей
Отражение динамики социального заказа
в образовательных программах
Центра раннего развития детей
Е.Л. Алферова, ДДТ «Кировский»
Современная социокультурная ситуация, связанная с выявлением социального заказа и предоставлением соответствующих образовательных услуг, носит неустойчивый, нестабильный характер. Социальные изменения столь стремительны, что к ним педагогу-практику трудно приспособиться: прежняя опека со стороны государства и вышестоящих органов управления образованием сменились необходимостью действовать самостоятельно. При этом требования к условиям предоставления образовательных услуг существенно возросли, а положение с ресурсным обеспечением заметно ухудшилось.
Педагоги Центра развития ребёнка «Филипок» ДДТ «Кировский» (далее ЦРР) в этой проблемной ситуации неизменно придерживаются двух следующих принципиальных позиций:
Центр призван обеспечивать образовательные потребности макро- и микросоциума.
Центр должен быть конкурентоспособным и престижным. Соблюдение этих позиций возможно только в режиме постоянного развития и поиска наиболее эффективных технологий, методов и методик.
Представим теперь те основные структуры, которые, выступая по отношению к нашему Центру с определенными требованиями, составляют совокупный социальный заказ.
Макросоциум выражает свой заказ через общественное мнение, общественные ожидания. Современному обществу нужен не просто грамотный исполнитель, но человек, способный к самообразованию, к самостоятельному приобретению информации, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления, умеющий принимать решения в изменяющихся условиях. Эти социальные ожидания на государственном уровне сформулированы в таких базовых документах, как «Фундаментальное ядро содержания общего образования», «ФГОС дошкольного образования» и др. На этот идеальный теоретический образ педагоги ЦРР ориентируются, прогнозируя в своих образовательных программах ожидаемые образовательные и воспитательные результаты.
Социальный заказ эмпирически конкретизируется также в ожиданиях таких представителей макросоциума, как педагогические коллективы школ, гимназий, которые впоследствии могут принять уже подготовленных выпускников нашего Центра. Данная категория заказчиков заинтересована в наборе подготовленных к обучению детей, обладающих универсальными умениями, трудовыми навыками. Эта линия социального заказа существенно влияет на содержание наших дополнительных образовательных программ, варьируя требования к выпускникам ЦРР.
Конечно, формирование универсальных учебных действий как конечная цель в образовательных программах Центра раннего развития не прописывается. Но в программах продуманы разнообразные формы, техники, приёмы работы, с помощью которых педагоги стараются создавать максимально комфортные условия для формирования у детей навыков общеучебных действий.
Педагоги ЦРР активно работают также над формированием у дошкольников навыков сотрудничества в группе, умения взаимодействовать друг с другом и с взрослым педагогом, конструктивно выстраивать межличностные отношения, ведущие к получению результата в деятельности. Достигнутая результативность работы способствует формированию у детей положительной самооценки. Умение слышать, слушать и понимать партнёра, уважать его и самого себя, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, контролировать действия друг друга, договариваться и правильно выражать свои мысли отрабатываются, к примеру, на занятиях конструированием. Так, получив задание и действуя совместно в парах или группах, дети договариваются о предстоящей постройке, ведут поиск и отбор необходимых деталей, отыскивая наиболее продуктивное решение. А при нехватке каких-либо деталей, учатся просить или обменивать необходимые детали конструктора у других пар или групп, а не просто забирать по принципу «кто сильнее, тот и прав».
На таких занятиях простые, на первый взгляд, виды работы для ребёнка складываются в сложнейшие логические операции. Анализируя и синтезируя, ребёнок выстраивает фигуры из игр-головоломок «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Волшебный квадрат». Выполнение игровых заданий конструирования на плоскости способствует развитию у дошкольников сообразительности, смекалки, находчивости, пространственного воображения, логического мышления, математических, комбинаторных, творческих, а также сенсорных способностей. Попутно развиваются усидчивость, самостоятельность мышления, умение сосредоточиться и мыслить пространственными образами.
Представители этнических групп, численность которых в последнее время всё больше растёт в нашем учреждении, предъявляют запрос по поводу эффективной адаптации молодого поколения в относительно новой для них культуре. Прежде всего, это успешное овладение русским языком, усвоение социальных норм общения, бытовых и культурных традиций. Поэтому педагоги нашего Центра готовят специальные адаптивные программы обучения грамоте и чтению детей, для которых русский язык не является родным.
Задачи воспитания толерантности, способности принять чужой мир, иную культуру, решаются на всех занятиях Центра. Например, уже в начале обучения по программе «Умелые ручки», малыши изготавливают маленькие игрушки из контейнеров от киндер-сюрпризов - забавных свинок, котят, ягнят, лошадок. Обязательно в конце занятия ребята обыгрывают своих персонажей, дают им имена, «ходят» друг к другу в гости, дарят друг другу изготовленные поделки. Таким образом, развиваются коммуникативные навыки через взаимодействие с детьми из разных этнических групп, семей с разными устоями, традициями.
Микросоциум (родители дошколят) также предъявляет к Центру развития ребёнка свои собственные, постоянно растущие требования. В последнее время в моду среди наших родителей вошли такие виды дополнительных образовательных занятий, как обучение английскому языку, детский фитнес, йога, бальные танцы. По результатам выполненного анкетирования мы установили, что ожидания родителей от ЦРР распределяются таким образом:
- подготовка детей к успешному обучению в школе - 70%,
- получение начального музыкально – эстетического образования – 20%,
- обеспечение досуговой деятельности ребенка - 10%.
Кроме того, из специальных наблюдений и индивидуальных бесед с родителями (законными представителями) мы выяснили, что большая часть современных родителей ориентирована не на длительные, многолетние образовательные программы, а на короткие курсы обучения с видимым, конкретно ощутимым результатом. Не учитывать эти запросы невозможно, так как в настоящее время на рынке образовательных услуг в секторе воспитания и раннего развития детей появился огромный выбор, кроме того, мест в детских садах прибавилось, поэтому педагогам Центра приходится действовать в условиях жёсткой конкуренции.
Педагоги ЦРР «Филипок», комплексно проанализировав социальный заказ, пришли к выводу, что многолетние программы, ориентированные на 3-4 года обучения, не соответствуют нынешним условиям в образовании, так как численность групп колеблется из-за свободы выбора, появившейся у родителей, поэтому ни о какой сохранности контингента на длительное время не может быть и речи. Необходима принципиально новая структура образовательных программ, нужен новый подход к конструированию содержания. Разработанный в педагогической теории и практике блочно-модульный подход к структурированию образовательных программ стал для нашего Центра выходом из создавшейся ситуации. Была разработана особая структура дополнительных образовательных программ, способная обеспечить более гибкий, дифференцированный подход с учётом реально существующих запросов различных групп родительской общественности..Такие дополнительные образовательные программы, как «Ступеньки» (педагог Н. В. Леонтьева), «Умелые ручки» (педагог Е. Л. Алфёрова), «Волшебные краски» (педагог Е. Д. Ситникова), состоят из четырёх модулей, представляющих собой завершённые в содержательном отношении подпрограммы. Кроме того, каждый модуль состоит из нескольких блоков, соответствующих разным образовательным областям. Например, модули программы «Ступеньки» состоят из двух блоков: Познание (математика) и Коммуникация (родная речь). Для каждого модуля определены цели и задачи, сформулированы ожидаемые результаты и подобрана соответствующая диагностическая методика, разработан отдельный учебно-тематический план. Кроме того, каждый модуль предполагает расширенный вариант обучения (занятия 2 раза в неделю) и сокращённый (1 занятие в неделю).
По существу дела, каждый модуль привязан к конкретным возрастным периодам. Например, в программе «Умелые ручки» I модуль – «Шедевры крошек или крошечные шедевры» рассчитан на детей от 2 до 3 лет включительно; II модуль – «Умный малыш» мы предлагаем детям 4-5 лет; III модуль – «Весёлые занимашки» - для детей 5-6 лет; IV модуль – «Умелые ручки» – для старших дошкольников. Однако, для детей, опережающих или отстающих в развитии, допускается возможность обучения по модулю, соответствующему не столько их возрасту, сколько их уровню развития, определяемому во время входной диагностики. Освоив один образовательный модуль, ребёнок вместе с родителями может выбирать: продолжать обучение на следующем модуле, или завершить своё дошкольное образование по одному из них.
Таким образом, представленная классификация структур, которые выступают по отношению к ЦРР заказчиками образовательных услуг, детальный анализ образовательных запросов, выявленных через анкетирование, собеседования и наблюдения, позволяет педагогам нашего Центра делать своевременные выводы и вносить соответствующие изменения в реализуемые образовательные программы.
Задача, которую нам предстоит решить в ближайшей перспективе, на следующем этапе эксперимента - работая в ещё более тесном контакте с разными группами заказчиков, своевременно оказывать конструктивное влияние на развитие их образовательных запросов и потребностей.