ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: «Формирование универсальных учебных действий на уроке окружающего мира «Почва и ее состав» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)


Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: «Формирование универсальных учебных действий на уроке окружающего мира «Почва и ее состав»
(УМК «Перспективная начальная школа», 3класс)
Выполнила:
Зарубина Е.Е.,
МБОУ «СОШ № 31»
Курс № 20/4
Научный руководитель:
Демчук Н. А., к.п.н.,
доцент кафедры нач. и доп. образования МАОУ ДПО ИПК

Новокузнецк, 2014
№ Содержание Страницы
1. Введение С.3 -4
2. Основная часть
Проект урока по окружающему миру
«Почва и ее состав». С. 5 - 9
3. Заключение С. 10
4. Список литературы С. 11
I. Введение

« Не вводите знания в готовом виде.
Даже если нет никакой возможности
повести детей к открытию нового,
всегда есть возможность создать
ситуацию поиска».
/ Г.А. Цукерман/

Начальная школа, призвана решать целый ряд важнейших задач, среди которых – успешное «включение» детей в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе совместной деятельности учителя и учащихся. Теперь в начальной школе ребенка должны научить, не только читать, считать и писать,  но привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться, т.е. «учить себя» познавать мир через освоение и преобразование в конструктивном сотрудничестве с другими. «Умение учитьСЯ» - есть процесс, в котором учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.  
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, способность оценивать свое место в окружающем мире и современном обществе, участвовать в его познании, созидании и преобразовании. Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. Особая значимость этого курса в формировании у школьника целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.
В моей творческой разработке представлен проект урока окружающего мира для 3 класса, УМК «Перспективная начальная школа», по теме «Почва и ее состав».
II. Проект урока окружающего мира, 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"
Тема урока: Почва и ее состав.
Цели:
-формирование представлений учащихся о различных видах почвы и ее составе;
-развитие познавательного интереса средствами предметного содержания;
-воспитание экологической культуры;
Результаты обучения
Предметный результат
-овладение первоначальными знаниями о составе почвы, умениями постановки опытов.
Личностные УУД:
-определять личностный смысл полученных знаний
Коммуникативные УУД
- умение работать в группе
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
Регулятивные УУД
-Понимать и удерживать учебную задачу урока,
-Оценивать достижения свои и ребят в классе
Познавательные УУД
- находить информацию в тексте учебника, готовить рассказ,
анализировать, обобщать и делать выводы
Средства обучения.
Учебник, тетради на печатной основе, раздаточный материал (блюдечки с почвой, стеклянные палочки, ручные лупы, стаканчики с водой, стеклянный стакан, воронка, бумажный фильтр, пипетка, предметное стекло, штатив, спиртовка, спички, пробирка), листы-распечатки с заданиями для работы в группах.Ход урока.
I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний. Мотивация.
1) Военные устроили базу на острове в океане. Одно плохо: очень много комаров. Ну, они долго не думали, решили потравить все комаров.
Следствие: исчезли комары - исчезли птицы, питающиеся комарами - на деревья напали червяки, жуки и т.д., - они поели всю листву - деревья высохли и погибли, их смыло в океан - остров стал абсолютно голым, без растительности.)Почему это произошло? (взаимосвязь в природе)
2.1 Задание на доске
Найдите не достающие части в цепи питания животных почвы.
_________________(корни одуванчика) - личинка – крот
корни салата – тля - ____________(муравей)
2.2 Беседа
-Мы с вами восстановили цепи питания животных и растений почвы.
-Вспомните, что такое почва? (это верхний плодородный слой земли)
-Что значит ПЛОДОРОДНЫЙ? (содержатся различные вещества, необходимые для роста и развития растений)
-Проверьте, верны ли наши предположения, прочитайте значение этого слова в словаре.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? (мы будем говорить о почве)
-Да, тема нашего урока «Почва».
-Какую цель мы перед собой поставим? (узнать, из чего состоит почва, узнать о веществах, которые входят в ее состав)
III. Познавательная деятельность
3.1 Работа в группах.
Задание:
провести опыты и узнать, из чего состоит почва.
2.Результаты опыта занести в таблицу
Правила работы в группе (критерии)
Умейте слушать и слышать.
Умейте спорить, но не ссориться.
Правильно распределяйте обязанности между членами группы.
Помните, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый в отдельности.
Для выполнения опыта необходимо распределить роли:
Исследователь - (тот, кто проводит опыты)
Куратор времени – (тот, кто контролирует процесс выполнения опыта и следит за временем исследования)
Эксперт - (тот, кто заносит результат опыта в таблицу)
Научный консультант (делает сообщение)
1группа
Опыт Задание Что наблюдали? (записать)
Опыт №1 Разрыхлите палочкой комочек земли.
2.Рассмотрите почву под лупой.
3Что увидели? Запишите. 2группа
Задание Что наблюдали? (записать)
Опыт№2 1.Опустите в стакан с водой комочек сухой почвы.
2.Что происходит?
Почему? Опыт №5 1.Если продолжим нагревать почву, то увидим дым и почувствуем неприятный запах.
2.Почему?
3.Что содержится в почве?
(Если не знаете, обратитесь к учебнику с. 37, значение слова посмотрите в словарике на с.142)
4.Какого цвета стала почва?
5.Почему? Опыт №6 1.Насыпать в стакан с водой немного прокаленной почвы. Дайте немного отстояться.
2.Что увидели на дне стакана, запишите. Опыт 3,4,5 проводит учитель, дети записывают выводы
Опыт №3 1.Подержать стекло с капелькой воды над спиртовкой.
2.Что осталось после испарения воды?
3.Что это? (если не знаете, откройте учебник на стр.36 опыт №3)
4.Запишите название вещества. Опыт №4 1.Нагреть пробирку с почвой и подержать над ней холодное стекло.
2.Что происходит?
3. Почему? Выводы:
1группа (в состав почвы входят полусгнившие корешки, листья, части насекомых)
2группа (в почве есть – воздух)
Из опыта № 3 доказали – (в почве присутствуют минеральные соли)
Опыт №4 – (в почве есть вода)
Опыт №5 – (в почве есть перегной)
Опыт №6 – (в почве есть песок и глина)
IV. Физминутка. (см. СанПины)
V. Первичное закрепление.
5.1Обобщение
На доске таблички с названиями: ПЕРЕГНОЙ, ВОЗДУХ, ПЕСОК И ГЛИНА, ВОДА, МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА.
-Попробуйте обобщить понятия. Части чего, какого целого мы разложили на доске? (почвы). (СОСТАВ ПОЧВЫ)
-Что же делает почву плодородной?
-Вернитесь к определению почвы. Уточните понятие. Какое слово надо добавить? (ПЛОДОРОДНЫЙ)
Самостоятельная работа. ТПО с. 14, №16 (1,2)
-Ребята, как вы думает, везде ли состав почвы одинаковый? ( Нет)
Учитель:
Из-за разнообразия условий выделяют много типов почв, имеющих разное строение и свойства. Одна почва образуется на песках. Другая – на глинах, третья на известняках. В зависимости от горной породы, на которой шло почвообразование почвы и условий образования выделяют разные типы почв. Мы сегодня, попробуем предположить какие виды почв, встречаются в Кемеровской области.
5.2 Работа в парах.
Задание:
1.Прочитать текст в таблице с описанием различных типов почв, местом их распространения и культурами, которые на них выращивают.
2.Определить, какие типы почвы встречаются в Кемеровской области, а какие нет? «+» встречаются, «-» не встречаются
№ Название почв (типы) залегание использование почв после вырубки лесов, иссушение рек, болот + или -
1. черноземные почвы вдоль рек выращивание зерновых культур и овощей, картофеля 2. подзолистые почвы тайга, горы при удобрении, используются в сельском хозяйстве 3. серые лесные хвойные лес, горы имеют водоохранное и лесоохранное значение 4. горно-луговые почвы альпийского типа горы, луга сенокосы, пчеловодство 5. тундровые почвы вершины гор пасеки, пчеловодство 6. аллювиально-луговые почвы луга, вдоль рек сенокосы, пастбища 7. желтоземы леса цитрусовые 8. красно-желтые почвы леса кофе, какао, бананы, арахис, фруктовые деревья Выводы
Учитель: почвы, которые могут встречаться в Кемеровской области (разнообразные) Какие типы почв вы убрали сразу? Почему? (выращивают цитрусовые, какао..)Всего 17 типов почв насчитывают в Кемеровской области, с некоторыми из них вы познакомились.
Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи, песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда и она будет нас радовать богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
VI. Итог урока. Рефлексия
-Какую цель мы перед собой ставили? (Нам надо было узнать, из чего состоит почва, и какие вещества входят в ее состав)
Закончите предложение:
-Теперь я знаю, что (в состав почвы входят ПЕРЕГНОЙ, ВОЗДУХ, ПЕСОК И ГЛИНА, ВОДА, МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА).
- Растения получают из почвы: (воздух. Корни растений дышат воздухом, который находится в почве);Растения получают из почвы: (воду. Вместе с водой растения поглощают питательные вещества).Остатки погибших растений, животных, перерабатывают бактерии и насекомые, и почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Следовательно, в почве имеются все вещества, необходимые для роста и развития растений.
- Где могут пригодиться знания, полученные на уроке? (краеведение, уход за комнатными растениями, пришкольный участок, дачные участки родителей)
Самооценка
1. На уроке я работал активно /пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен /не доволен
3. Урок для меня показался коротким/длинным
4. Материал урока мне был понятен/не понятен
VII. Домашнее задание. Учебник с.35-38. ТПО с.14 № 16 (3-6)
III. Заключение.
На уроке по теме «Почва и ее состав» учащиеся вовлекаются в активную мыслительную и практическую деятельность, поскольку тема урока для них интересна.
Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различные виды деятельности. Учебные вопросы способствуют организации посильного поиска нужной информации в различных источниках (учебнике, словаре) и в тоже время даётся возможность использовать жизненный опыт ребят (вспомнить наблюдения вовремя осенней экскурсии).
Учебный материал урока соответствует принципу научности, доступности и посилен для учеников третьего класса. Предлагаемые для выполнения групповые задания призваны способствовать развитию у обучающихся мыслительных операций, т.к. дети имеют возможность самостоятельно наблюдать результат опыта и сделать вывод.
Большое внимание на уроке уделяется отработке умения работать не только с текстом учебника, но и с текстовым материалом словаря, умению находить необходимые сведения в тексте и преобразовывать текст, умению выстраивать ответ с помощью вопросов и заданий, умению слаженно работать в группе и давать самооценку своей работе.
Интенсивность урока оптимальна. Урок спроектирован с учётом психолого - возрастных особенностей обучающихся третьего класса. На уроке стараюсь создавать комфортные условия, чтобы ребята чувствовали себя уверенно, чётко и слаженно работали в группах, парах.
В групповой работе ребятам даётся возможность учиться договариваться, принимать решение, убедительно представлять результат совместной работы.
С запланированным объёмом заданий обучающиеся во время урока справляются.
IV. Список литературы:
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008 - 151 с.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С. Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с .Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
Федотова О.Н. Окружающий мир: 3 класс. Методическое пособие [Текст]: О. Н. Федотова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010. – 184 с.
Чуракова Р.Г. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа» [Текст] Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник , 2006. – 195 с.
Федотова О.Н. Окружающий мир: 3 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч 2. – 3-е изд., дораб. - М.: Академкнига/Учебник, 2013. – 144 с.: цв. ил.
Федотова О.Н. Окружающий мир [Текст]: 3 класс: тетрадь для самостоятельной работы №2 / – 3-е изд., дораб. - М.: Академкнига/Учебник, 2012. – 48 с.: ил.