Презентация Развитие речи у детей с расстройстами аутического спектра
Развитие речи у детей с РАСИз опыта работы учителя-логопеда Булыгиной И. В.
Что такое расстройства аутического спектра (РАС)?Термином расстройства аутического спектра описывается диапазон состояний развития, включающий классический аутизм, высокофункциональный аутизм и синдром Аспергера. Вне зависимости от конкретного диагноза расстройства аутического спектра включают следующее описание «триады нарушений»:Социальное взаимодействие — нарушение, задержка или атипичность социального развития, в особенности развития межличностных отношений. Речь и коммуникация — нарушенные и необычные речь и коммуникация, вербальная и невербальная. Необычные прагматические и семантические аспекты речи, включая использование речи, смысл и грамматику языка.Мысли и поведение — ригидность мышления и поведения и бедное социальное воображение. Ритуальное поведение, зависимость от рутин, крайняя задержка или отсутствие "ролевых игр".
Одним из наиболее характерных проявлений синдрома детского аутизма является отклонение в речевом развитии, на что указывали L. Kanner, В.В. Лебединский, О.С. Никольская и другие исследователи. Выраженные речевые нарушения наблюдаются у всех детей с аутизмом.
Работа по формированию речевых навыков начинается с оценки уровня актуального развития речи данного ребенка. Более пристального внимания заслуживает обследование понимания речи, а также ее коммуникативного использования (диагностика). Дети с аутизмом обычно не подчиняются речевым инструкциям и не обращают внимания на лицо говорящего. Речевая картаНа основе диагностической карты аутичного ребенка Лебединской К. С., Никольской О. С. и мет. реком. «Руководство по организации работы логопеда в ДОУ» Йощенко В.О. Дата заполнения________________ Фамилия______________________________________Имя__________________________________ Дата рождения___________________________________ Сведения о родителяхМать________________________________________________________________________________Отец________________________________________________________________________________ I. Исследование неречевых психических функций.Аффективная сфера:«Уходы в себя»_______________________________________________________________________Преобладание повышенного или пониженного фона настроения______________________________Немотивированные колебания настроения________________________________________________Негативизм__________________________________________________________________________Агрессивность (на кого направлена; аутоагрессия)_________________________________________ Особенности общения:Визуальный контакт (фиксация взгляда, характер взгляда)_____________________________________________________________________________Реакция на близких___________________________________________________________________Реакция на нового человека (как идет на общение)_________________________________________Отношение к физическому контакту_____________________________________________________ Восприятие:Зрительное: Слежение взглядом за предметом________________________________________________________Рассматривание своих рук______________________________________________________________Сосредоточенность взгляда на «беспредметном» объекте (световом пятне, узоре обоев и пр.)_________________________________________________________________________________Вызывание стереотипной смены зрительных ощущений (включение и выключение света, верчение колес, пересыпание мозаики и пр.)______________________________________________________Восприятие величины_________________________________________________________________Восприятие цвета_____________________________________________________________________Восприятие формы____________________________________________________________________Зрительно-пространственный гнозис и праксисОриентировка в пространстве__________________________________________________________Складывание разрезных картинок из 2-3 частей___________________________________________Складывание фигур из палочек по образцу_______________________________________________Слуховое: Дифференциация звучащих игрушек_____________________________________________________Определение направленного источника звука_____________________________________________Отсутствие реакции на звук_____________________________________________________________Страхи отдельных звуков_______________________________________________________________Стремление к звуковой аутостимуляции (сминание и разрывание бумаги, шуршание целлофановыми пакетами)______________________________________________________________Отрицательная реакция на музыку _______________________________________________________
При обследовании должны учитываться требования к проведению обследования для детей с РАС:В помещении, где проводится обследование не должно быть предметов, отвлекающих ребенка. Должны соблюдаться правила безопасности ребенка, т.к. многие дети с РАС импульсивны, агрессивны, двигательно беспокойны.Должен избегаться зрительный и тактильный контакт первые минуты обследования, иногда и дольше.Диагностика проводится тихим голосом, исключаются резкие движения, не используются крупные, яркие, резко звучащие игрушки.
Направленное обследование понимания речи включает в себя задания на:понимание названий предметов;понимание названий действий;понимание названий качеств предметов, понятий, выражающих пространственные отношения и т.п.Если у ребенка есть собственная речь, то она обследуется одновременно с пониманием.
Основные задачи логопедической работы с детьми с РАС сходны с задачами работы с детьми, не имеющих этого диагноза:развитие понимания устной речи,уточнение и расширение словарного запаса,развитие лексической системности,формирование практических навыков словоизменения и словообразования,формирование диалогической формы общения,формирование умения составлять короткие рассказы по картинке, серии картинок, пересказов, рассказов-описаний,развитие артикуляторного праксиса и вызывание звуков,коррекция звуковой стороны речи.Но построение занятий для детей с РАС значительно отличается, особенно на начальном этапе обучения.
На всех этапах работы для педагога часто более важно сформировать у ребенка желание общаться, чем добиться усвоения учебного материала. При установлении контактов (первые занятия) следует исключить любое давление или нажим и даже прямое обращение к ребенку во избежание неприятных для него ситуаций, педагог находится рядом, при возможности включаясь в игру, комментируя действия или играя параллельно рядом. Работу по формированию у ребенка потребности в общении нельзя форсировать, она может быть длительной. Усложнять формы контактов можно только в том случае, если у ребенка появятся положительные эмоции при общении со взрослыми и потребность в контактах с ними. Это усложнение происходит постепенно, с опорой на уже сформировавшиеся стереотипы взаимодействий с людьми.
Необходимыми предпосылками начала обучения являются частичная сформированность «учебного поведения», выполнение простых инструкций (в том числе, «Дай» и «Покажи»). Эти инструкции необходимы для обучения пониманию названий предметов. Все слова, пониманию которых ребенок научится в учебной, несколько искусственной ситуации, должны употребляться в контексте повседневной жизни ребенка. Способы процесса переноса навыка обговариваются с родителями.Обучение выполнению инструкций проводится:а) на простых движения,б) с предметами,в) по картинкам. На начальном этапе при выполнении инструкций необходима помощь педагога («рука в руке», жест, направление движения).
Обучение выполнению инструкции «Дай». Выбирается один предмет, пониманию названия которого будет обучаться ребенок. Этот предмет должен соответствовать двум характеристикам: часто встречаться в быту; форма и размер должны быть такими, чтобы ребенок мог взять этот предмет рукой. После того, как ребенок уже дает предмет по инструкции, учат отличать этот предмет от других, не похожих на него.Помещают на стол два предмета - причем они должны находиться на равном расстоянии от ребенка. Когда ребенок безошибочно дает по инструкции данный предмет из 5-6 альтернативных, можно переходить к изучению второго слова.
Обучение выполнению инструкции «Покажи»происходит таким же образом, как и инструкции "Дай". Некоторые дети долго не научаются правильно складывать пальцы для формирования указательного жеста (указательный палец вытянут, остальные - сложены). В некоторых случаях на начальных этапах обучения возможно прикосновение кисти руки к предмету. В то же время проводится дополнительное обучение формированию указательного жеста.
Обучение пониманию действий по картинкам.Подбирают картинки, на которых изображены люди (на начальных этапах обучения не стоит использовать изображения животных), совершающие простые действия. В начале лучше использовать те действия, которые ребенок уже умеет выполнять по инструкции (например, "пьет", "сидит", "рисует", "спит", "ест"). Каждый из людей, действующих на фотографиях (картинках), должен выполнять несколько действий. Например, если используются фотографии мамы, то она должна и пить, и спать, и рисовать, и т.д.. Тогда при выборе между несколькими действиями ребенок будет ориентироваться именно на действие, а не на субъект этого действия.
Установление зрительного контакта. Формирование начальных коммуникативных навыков.Как замена взгляда «глаза в глаза», сначала вырабатывается фиксация взора на картинке, или интересующую вещь ребёнка, имеющую для него большое значение в данный момент (например любимый брелок или игрушку) которую педагог держит на уровне своих глаз. Если ребенок не реагирует на обращение, нужно мягко повернуть его за подбородок и дождаться, когда взор скользнет по предъявляемому материалу. Когда это происходит, вещь отдают ребёнку. Добавляется инструкция «Посмотри на меня». Постепенно время фиксации взора на предъявляемом материале будет возрастать и заменяться взглядом в глаза.
Обучение экспрессивной речи.Формирование навыков экспрессивной речи начинают с обучения навыку подражания звукам и артикуляционным движениям.Навык подражания движениям является одним из первых при обучении, и к началу обучения речевым навыкам ребенок уже должен уметь повторять за взрослым простые движения в ответ на инструкцию «Делай так» или «Повторяй за мной». Главная задача — установление контроля над подражанием.Имитация основных движений: Сидя напротив ребенка, добиваемся внимания. Предъявляем инструкцию: «Делай так» или «Сделай это», одновременно демонстрируем движение. Постепенно помогаем все меньше (показ движения, подталкивание его рук на движение, подсказка жестом): похлопай по животу, потри руками, подними руки вверх, дай руку, хлопай в ладоши и др. На этих инструкциях мы приучаем ребенка действовать по подражанию, далее работа будет вестись на более мелких движениях (тонкая моторика, речь).
Имитация мелких и точных движений: указать на части тела, разжимать и сжимать кулаки, постучать указательным пальцем, выставить указательные пальцы и т.д. Постепенно выполняется действие по словесной инструкции.
Имитация артикуляционных движений: открой рот, покажи язык, упри язык в верхние зубы, сложи губы в трубочку, надуй щеки, подуй и т.д. Данные движения формируем аналогично предыдущим: инструкция “посмотри на меня”, показ ребенку движения, затем логопед включает пассивную гимнастику, сам прилагает механическую помощь, если ребенок не подражает действию (например: тянет нижнюю челюсть ребенка вниз, чтобы тот открыл рот). Мы учим ребенка артикуляции ради имитации речи, сопровождаем движения звуками. При показе движений используем зеркало, ребенок смотрит сразу и на педагога и в зеркало.
Произнесение звуков речи.Перспектива постановки и вызова звука по показу (зрительному образцу) проводится сразу после усвоения ребенком вербальных движений. Начинается работа с попытки вызвать звук любыми способами. Таким образом, развитие речи ребёнка с синдромом раннего детского аутизма это длительный, трудоёмкий и планомерный процесс.Дальнейшие занятия строятся таким образом, чтобы продолжить развитие речи ребёнка, и аналогичны логопедической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, но для успешной работы особое внимание уделяется уменьшению эхолаличной речи, которая не позволяет ребенку вступать в полноценное речевое общение, и формированию навыка ведения диалога.
Спасибо за внимание!