Статья Взаимодействие учителя – логопеда и воспитателей в общеобразовательной группе по речевому развитию детей.


Взаимодействие учителя – логопеда и воспитателей в общеобразовательной группе по речевому развитию детей.
Зуева Т.В., воспитатель
Карагужева Р.В., воспитатель
Крутских В.А., учитель – логопед
Пермский край, г. Кунгур
МАДОУ «Детский сад № 6» В последние годы в системе образования наметился позитивный поворот к дошкольному детству как к периоду, в котором заложены значительные образовательные ресурсы. В этом возрасте дети получают базовый комплекс ключевых компетентностей, которые им будут необходимы во взрослой жизни. Во многом от того, как проживут они свое дошкольное детство, зависит в будущем их способность быть успешными и мобильными.
Модернизация в современном образовании в последние годы внесла значительные преобразования и в дошкольное образование: впервые дошкольное образование стало первой ступенью образования и введены федеральные государственные образовательные стандарты. Важным направлением модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. К этой категории относятся и дети с нарушениями речи. По данным логопедических диагностик видно, что количество таких детей увеличивается с каждым годом. Причем увеличивается процент детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Такие дети должны посещать логопедические группы. Но в настоящий момент логопедических групп в нашем городе недостаточно и открытие их не планируется, т.к. они малорентабельны: небольшое количество детей, увеличение заработной платы педагогам, «простаивают» большие по площади группы. Поэтому дети с ТНР, как правило, посещают общеобразовательные группы. Коррекция речи ребенка с ТНР должна занимать не менее 2-3 лет, а на практике ввиду ограничения ставок и при таком количестве детей работа эта, как правило, проходит за 1 год, в подготовительной группе. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов и родителей возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития.
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание. В группе особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель – логопед и воспитатели. В подготовительной группе нашего детского сада по результатам диагностики было выявлено, что 75% детей имеют речевые нарушения, из них 50% - дети с тяжелыми нарушениями речи. Поэтому, главная задача разработать единые (вариативные) подходы и отобрать программное обеспечение по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей группы.
Важным пунктом в вопросе взаимодействия учителя - логопеда и воспитателей группы мы считаем организацию и проведение ежемесячных мероприятий, которые способствуют повышению уровня компетенции воспитателей в вопросах коррекции речи детей. Тематика этих мероприятий охватывает все стороны взаимодействия учителей-логопедов и воспитателей. Здесь мы обсуждаем новинки литературы, интересные методические находки, вместе апробируем новые пособия или формы работы. В начале учебного года учитель-логопед знакомят воспитателей с результатами обследования, проводят совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по работе с детьми с речевыми нарушениями. Учитель - логопед отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу, обучает элементам грамоты, одновременно знакомит детей с определенными лексико-грамматическими категориями. Логопед руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Воспитатель, в свою очередь, проводит занятия по развитию речи, по особой системе с учетом лексических тем; пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты. В своей работе воспитатели используют следующие нововведения: логопедические утренние гимнастики, упражнения биоэнергопластики, элементы логоритмики, кинезиологическую гимнастику. Также воспитатель контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего дня. Во время прогулки воспитателями проводятся подвижные игры и упражнения по развитию лексико – грамматического строя речи. Основное отличие по коррекции речи детей в работе воспитателя и логопеда: организация, методические приёмы и продолжительность. В настоящее время доказано, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в общеобразовательной и коррекционной работе. Однако часто родители не уделяют внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Причины этого: родители не слышат недостатков речи своих детей; не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой. Именно поэтому необходимо проводить с родителями просветительскую работу. Одной из форм взаимодействия учителей-логопедов и воспитателей старших дошкольников считаем проведение совместных мероприятий для родителей: круглый стол, занятия-практикумы, индивидуальные консультации, где сообщается родителям, как правильно заниматься с детьми и как стимулировать мотивацию к занятиями и т.д. Тренинг «Артикуляционная гимнастика», где родители могут увидеть совместную работу с детьми учителя-логопеда и воспитателя. Показ спектаклей с участием детей. Где родители являются не просто зрителями, но и активными участниками в подготовке спектакля (разучивание ролей, изготовление костюмов и атрибутов). Оформление информационных стендов «Советы логопеда», «Учите вместе с нами», «Что сегодня я узнал» тематических выставок книг и пособий. Где родители могут познакомиться с материал по развитию речи, рекомендациями воспитателей и учителя-логопеда по развитию артикуляционной и мелкой моторики. Родители стали участникам проекта по театрализованной деятельности. Они изготовили разные виды театров. Данный вид работы позволяет привлечение родителей к жизни детей в ДОУ. Только тесная взаимосвязь в работе учителей-логопедов и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.
Повышение результативности обучения возможно только при наличии целенаправленной, систематически спланированной комплексной работе учителя-логопеда и воспитателей, а также при осознанном и заинтересованном включении родителей в логопедическую работу.