Рабочая программа по технологии 7 класс (неделимые)
Ростовская область, Тацинский район, станица Тацинская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тацинская средняя общеобразовательная школа № 2
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы ___________ /Н.И. Солошенко/
Приказ от 31.08.2015 № 167
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии 7 – е классы
основное общее образование
Количество часов 70
Учитель Прошина Наталья Анатольевна
Программа разработана на основе
Программы начального и основного общего образования, авторы: М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко, Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2011;
Авторская рабочая программа по учебникам под ред. В.Д. Симоненко. Модифицированный вариант для неделимых классов под редакцией В.Д. Симоненко - 2011 г., авторы-составители Н.П. Литвиненко, О.А. Чельцова. Т.А. Подмаркова, издательство «Учитель» Волгоград;
Программа по технологии для неделимых 5-7 классов, авторы Ю.В. Крупская, В.Д. Симоненко, Школа и производство, 2005, №3.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 , основой послужили:
Программы начального и основного общего образования, авторы: М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко, Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2011;
Авторская рабочая программа по учебникам под ред. В.Д. Симоненко. Модифицированный вариант для неделимых классов под редакцией В.Д. Симоненко - 2011 г., авторы-составители Н.П. Литвиненко, О.А. Чельцова. Т.А. Подмаркова, издательство «Учитель» Волгоград;
Программа по технологии для неделимых 5-7 классов, авторы Ю.В. Крупская, В.Д. Симоненко, Школа и производство, 2005, №3.
Программа составлена с учётом индивидуальной работы с учащимися, имеющих задержку психического развития, которые должны обучаться в специальных коррекционных классах VII вида.
Цели изучения учебного предмета «Технология»
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
■ формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;
■ освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
■ формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
■ овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
■ овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
■ развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
■ формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
■ воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
■ профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
Задачи учебного курса
Образовательные:
приобретение графических умений и навыков, графической культуры;
знакомство с наиболее перспективными и распространенными технологиями преобразования материалов, энергии и информации в сферах домашнего хозяйства, а также освоение этих технологий;
знакомство с принципами дизайна, художественного проектирования, а также выполнение проектов.
Воспитательные:
формирование технологической культуры и культуры труда, воспитание трудолюбия;
формирование уважительного и бережного отношения к себе и окружающим людям;
формирование бережного отношения к окружающей природе с учетом экономических и экологических знаний и социальных последствий;
формирование творческого отношения в преобразовании окружающей действительности.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
В данной программе изложено два основных направления технологии: «Индустриальные технологии» и «Технологии ведения дома», в рамках которых изучается учебный предмет. Выбор направления обучения не должен проводиться по половому признаку, а должен исходить из их интересов и склонностей, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий.
На основе данной программы в образовательном учреждении допускается построение комбинированной программы при различном сочетании разделов и тем указанных выше направлений с сохранением объёма времени, отводимого на их изучение.
Независимо от изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
■ культура, эргономика и эстетика труда;
■ получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
■ основы черчения, графики и дизайна;
■ влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
■ творческая, проектно-исследовательская деятельность;
■ технологическая культура производства;
■ история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;
■ распространённые технологии современного производства.
В результате изучения технологии обучающиеся ознакомятся:
■ с ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда, технологической культурой производства;
■ устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (инструментов, механизмов, приспособлений, приборов, аппаратов, станков, машин);
■ предметами потребления, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
■ методами обеспечения безопасности труда, культурой труда, этикой общения на производстве;
■ информационными технологиями в производстве и сфере услуг, перспективными технологиями;
овладеют:
■ основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии, информационной преобразующей, творческой деятельности;
■ умением распознавать и оценивать свойства конструкционных, текстильных и поделочных материалов;
■ умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе с использованием компьютера;
■ навыками чтения и составления конструкторской и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда; выбора, проектирования, конструирования, моделирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
■ навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте с учётом имеющихся ресурсов и условий, соблюдения культуры труда;
■ навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием;
■ навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
■ умением разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия или получать продукты с использованием освоенных технологий;
■ умением соотносить личные потребности с требования ми, предъявляемыми различными массовыми профессиями к личным качествам человека.
Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.
Программой предусмотрено выполнение обучающимися в каждом учебном году творческого проекта. Соответствующая тема по учебному плану программы предлагается в конце каждого года обучения. Однако методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности с начала учебного года.
При организации творческой, проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и стоимости продукта труда — изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления. Учитель должен помочь школьникам выбрать такой объект для творческого проектирования (в соответствии с имеющимися возможностями), который обеспечил бы охват максимума
рекомендуемых в программе для освоения технологических операций. При этом необходимо, чтобы объект был посильным для школьников соответствующего возраста.
Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов. В связи с тем, что в здании школы отсутствует специальное помещение, для обучения навыкам приготовления пищи, соответствующее СанПиН 2.4.2. 2821-10 пункт 5.12, практические работы по технологии приготовления блюд, после изучения теоретического материала и необходимого инструктажа, учащиеся выполняют самостоятельно, под наблюдением родителей в домашних условиях. Проверка ведётся по видео и фото - материалам, предоставленным в электронном варианте.
Основные отличительные моменты данной рабочей программы заключаются в следующем:
Особый акцент сделан на инновационный раздел «Дизайн пришкольного участка». Его актуальность заключается в том, что в последнее время большое внимание уделяется экологическому и эстетическому воспитанию учащихся. Ландшафтная архитектура и озеленение имеет огромное эстетическое, воспитательное и санитарно-гигиеническое значение. При этом в процессе изучения данного раздела учащиеся осваивают не только (двора жилого дома) декоративное оформление участка, стили садово-паркового искусства, особенности ландшафтного стиля, использование водоёмов и фонтанов для оформления участка, использование светильников для оформления участка, но и знакомятся с различными видами художественного оформления участка из недорогих, практически «бросовых» материалов. Инициатива, самостоятельность, творческий подход, совершенствование умений работы в коллективе при выполнении творческих проектов – это лишь часть из задач, которые решаются в процессе изучения данного раздела. А положительные отзывы, полученные от жителей прилегающих к школам домов, позволяют учащимся оценить социальную значимость выполняемых ими проектов.
В разделе «Технология ведения дома» рассмотрены вопросы, одинаково востребованные мальчиками и девочками. Данный раздел одинаково необходим мальчикам и девочкам для успешной адаптации и социализации во взрослой жизни.
Раздел «Электротехнические работы» очень тесно связан с физикой и является важным для безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов; оценки возможности подключения различных потребителей электрической энергии к квартирной проводке и определения нагрузки сети при их одновременном использовании; помогает понимать назначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки; правила безопасной эксплуатации бытовой техники; пути экономии электрической энергии в быту.
В рамках учебного предмета «Технология» в 7 классах часть учебного времени используется для изучения учащимися строительных ремонтно-отделочных работ
Раздел «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» позволяют мальчикам и девочкам ознакомиться с историей и современностью народных художественных промыслов; изучить особенности понятия «натюрморт», «пейзаж». Данная тема одинаково для мальчиков и девочек привлекательна тем, что в процессе обучения школьников, трудовое и эстетическое воспитание сливаются воедино, взаимно дополняют и обогащают друг друга. Подобраны объекты труда одинаково доступные и интересные для мальчиков и девочек как по обеспечению материалами и инструментами, так и по приемам исполнения. Проектные задания для учащихся подобраны таким образом, чтобы, получая консультации у учителя и выполняя часть работы на уроках, они имели возможность в домашних условиях продолжить работу над изделиями. Предполагается, что дома они могут привлечь к работе над изделиями родителей – сообща проще подготавливать материалы и инструменты и осваивать те или иные приемы работы. Если раньше родители обучали детей своему ремеслу, то теперь возникает обратная связь: дети помогут возрождению бытовавших ранее традиций. В целом обучение по данной программе позволяет сформировать творческую, социально – активную и технологически грамотную личность.
Место предмета «Технология» в базисном учебном плане
Базовыми для программы по направлению «Технология» для неделимых классов являются разделы: «Культура питания», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Бытовая техника», «Основы чертёжной грамотности», «Ремонтные работы в быту», «Материаловедение», «Машиноведение», «Декоративная обработка металла», «Декоративная обработка древесины», «Технология ведения дома», «Электротехнические, электротехнические работы», «Творческие проекты».
Рабочая программа рассчитана на 70 часов (2ч. в неделю). Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.
Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате обучения учащиеся овладеют:
■ трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими показателями;
■ умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
■ навыками применения распространённых ручных инструментов и приспособлений, бытовых электрических приборов; планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения технологии обучающийся, независимо от изучаемого направления, получает возможность ознакомиться:
■ с основными технологическими понятиями и характеристиками;
■ технологическими свойствами и назначением материалов;
■ назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
видами и назначением бытовой техники, применяемой для повышения производительности домашнего труда;
■ видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
■ профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
■ со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
■ рационально организовывать рабочее место;
■ находить необходимую информацию в различных источниках;
■ применять конструкторскую и технологическую документацию;
■ составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта;
■ выбирать сырьё, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
■ конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
■ выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
■ соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами, электрооборудованием;
■ осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами и приборами контроль качества изготовляемого изделия или продукта;
■ находить и устранять допущенные дефекты;
■ проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
■ планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и условий;
■ распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в целях:
■ понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека; формирования эстетической среды бытия;
■ развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности;
■ получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
■ организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
■ создания и ремонта изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
■ изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
■ контроля качества выполняемых работ с применением измерительных инструментов и приспособлений;
■ выполнения безопасных приёмов труда и правил электробезопасности, санитарии, гигиены;
■ оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги;
■ построения планов профессионального самоопределения и трудоустройства.
Содержание программы.
Вводное занятие
Основные теоретические сведения. Технология как учебная дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 8 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских. Организация теоретической и практической частей урока.
Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 7 классе. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения.
Варианты объектов труда. Учебник «Технология» для 7-х неделимых классов , библиотечка кабинета. Электронные средства обучения.
КУЛИНАРИЯ
Физиология питания
Основные теоретические сведения. Значение минеральных веществ в питании человека.
Понятие о микроорганизмах, их воздействие на пищевые продукты. Пищевые инфекции. Источники и пути проникновения. Заболевания, передающиеся через пищу. Определение срока годности консервов по маркировке на банке. Профилактика инфекций, первая помощь при отравлениях
Практические работы. Составление схемы «Полезное и вредное воздействие микробов на пищевые продукты».
Варианты объектов труда. Рабочая тетрадь, раздаточный дидактический материал.
Мучные изделия. Виды теста
Основные теоретические сведения. Инструменты и приспособления. Продукты для приготовления мучных изделий. Качество муки. Разрыхлители теста. Виды теста (бисквитное, слоёное, песочное, соленое). Рецептура и технология приготовления теста. Инструменты и приспособления для раскатки теста. Правила варки. Способы приготовления пресного теста. Виды начинок. ТБ при обращении с электроплитой. Способы приготовления бисквитного теста, рецептура. Виды начинок. Способы оформления. ТБ. Состав песочного теста.
Виды и способы приготовления непеченых кондитерских изделии. Технология приготовления желе, мусса, суфле. Технология приготовления соленого теста.
Практические работы. Художественное оформление изделий из соленого теста:
«Технологии приготовления соленого теста для различных изделий»,
«Основные приемы лепки из соленого теста»
«Технологии окраски соленого теста»
Варианты объектов труда. Рабочая тетрадь, раздаточный дидактический материал, мука, соленое тесто.
Технология приготовления непеченых кондитерских изделий
Основные теоретические сведения.
Виды и способы приготовления непеченых кондитерских изделий. Профессия кондитер.
Практические работы.
Составление последовательности приготовления непеченых кондитерских изделий.
Варианты объектов труда.
Пирожные: «Картошка» из печенья, «Картошка» из сухарей, «Кукуруза», «Здоровье», кондитерская колбаска (по выбору учащихся).
Итоговая самостоятельная работа по разделу «Культура питания»
Составление кроссворда по теоретическим вопросам раздела «Кулинария». Задания позволяют контролировать знания обучающихся по разделу.
ЭЛЕКТРОТЕХНИКА, ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Электроосветительные приборы.
Основные теоретические сведения .Значимость и виды электроосветительных приборов. Пути экономии электроэнергии. Лампы накаливания и люминесцентные лампы дневного света, их достоинства, недостатки и особенности эксплуатации. ТБ
Практические работы «Подбор бытовых приборов»
Варианты объектов труда Бытовые осветительные приборы, лампы. Таблицы, схемы.
Автоматические устройства. Элементы автоматики и схемы их устройства
Основные теоретические сведения Виды и назначение автоматических устройств. Элементы автоматики в бытовых устройствах. Составление и чтение простейших схем автоматики .
Практические работы «Составление схем автоматики»
Варианты объектов труда Таблицы, схемы.
Электроприборы, человек и окружающая среда
Основные теоретические сведения Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека. Соблюдение правил безопасности
Практические работы презентация «Влияние электронных приборов на окружающую среду»
Варианты объектов труда Таблицы, схемы, учебник.
ОСНОВЫ ЧЕРТЕЖНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Сборочный чертеж
Основные теоретические сведения. Понятие о сборочном чертеже. Назначение, изображение, размеры, наносимые на сборочные чертежи. Номера позиций и спецификация сборочного чертежа. Чтение чертежей несложных сборочных единиц.
Практические работы. Работа по карточкам.
Варианты объектов труда. Чертежи (по выбору учителя).
Технология ведения дома
Ремонт жилого помещения. Подклеивание и замена обоев
Основные теоретические сведения. Основные сведения о ремонте жилых помещений. Классификация обоев. Особенности структуры различных обоев и их применение. Правила расчета необходимого количества обоев.
Практические работы. Расчет количества обоев для ремонта жилой комнаты. Мелкий ремонт учебной мастерской.
Варианты объектов труда. Рабочая тетрадь, учебная мастерская.
Эстетика и экология жилища
Основные теоретические сведения. Интерьер жилых помещений их комфортность. Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Отделка интерьера тканями, росписью, резьбой по дереву. Фильтрация воды.
Практические работы. Эскиз интерьера комнаты.
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
Классификация сталей. Свойства черных и цветных металлов
Основные теоретические сведения. Виды, свойства и назначение сталей. Основные приемы термообработки.
Практические работы. Пробная обработка образцов закаленной и незакаленной сталей.
Варианты объектов труда. Образцы закаленной и незакаленной стали.
Химические волокна и ткани из них
Основные теоретические сведения. Способы получения искусственных и синтетических волокон. Механические, физические, технологические свойства тканей из химических волокон.
Практические работы Распознавание вида волокна по характеру горения. Определение технологических свойств тканей из искусственных волокон.
Варианты объектов труда. Образцы тканей из химических волокон.
Характеристика тканей по назначению
Основные теоретические сведения. Классификация тканей по волокнистому составу, характеру отделки и окраски, назначению.
Практические работы. Составление коллекции тканей по назначению.
Варианты объектов труда. Образцы различных тканей.
МАШИНОВЕДЕНИЕ
Устройство станков для обработки дерева и металла. Общие механизмы различных станков
Основные теоретические сведения. Устройство токарно-винторезного, фрезерного станков, токарного станка для обработки древесины.
Практические работы. Ознакомление с устройством станка, практическое освоение приемов работы на нем.
Варианты объектов труда. Станки, заготовки деталей для последующей обработки.
ДИЗАЙН ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА
Обустройство пришкольного участка. Цветочно- декоративные растения.
Основные теоретические сведения Формирование умений составления плана работ обустройства пришкольного участка и организация его выполнения. Ассортимент цветочно-декоративных растений
Практические работы « Разработка плана – обустройство пришкольного участка»
«Эскиз проект – обустройство пришкольного участка»
Варианты объектов труда: учебник, рассада, схемы, таблицы.
Способ обустройства пришкольного участка — водоемы
Основные теоретические сведения. Принципы устройства водоемов на приусадебных участках.
Практические работы. Составление в рабочей тетради технологической последовательности обустройства водоема.
Варианты объектов труда. Технологическая последовательность обустройства водоема.
Оформление пришкольного участка.
Декоративные элементы из природного материала
Основные теоретические сведения. Технология обработки природных материалов. Применение изделий, выполненных в технике корнепластики, в дизайне приусадебных и пришкольных участков.
Практические работы. Изготовление лесной скульптуры.
Варианты объектов труда. Подвесные кашпо, подставки для цветов, декоративные изделия, выполненные в технике корнепластики.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Рукоделие. Художественные ремесла
Основные теоретические сведения
Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Инструменты и материалы для выполнения декоративного изделия. Работа с каталогами, литературой, экспонатами. ТБ.
Виды декоративно-прикладного творчества. Народные традиции и культура приготовления декоративно-прикладных изделий. Назначение декоративно-прикладных изделий. Составление технологической карты выполнения изделия. Способы перевода рисунка на фольгу.
Технология изготовления декоративно-прикладного изделия: выдавливание рисунка по контуру, использование природных материалов. Виды и способы оформления готового изделия. Уход за изделием. Правила безопасного труда.
Практические работы «Перевод рисунка на фольгу»
« Изготовление изделия рифление на фольге»
Варианты объектов труда. Фольга, картон, ручка.
Создание изделий из поделочных материалов
Основные теоретические сведения. История развития техники плетения из тесьмы. Основные приемы плетения узлов в технике «Макраме». Материалы и инструменты, составление схемы изделия. Подбор инструментов, приспособлений, материалов для плетения. Технология, приемы и особенности плетения из тесьмы. Подбор инструментов, приспособлений, материалов для плетения. Значимость художественного оформления изделия, соответствие отделки назначению. Современные материалы отделки и перспективы их применения.
Практические работы «Способы плетения тесьмой в четыре и пять рядов»
«Основные приемы и узлы макраме»
«Разработка технологической карты по плетению амулета »
«Изготовление изделия из тесьмы- денечки »
«Художественная обработка ручки тесьмой»
«Плетение кашпо»
Варианты объектов труда. Тесьма, шнур, нитки, ленточки
Творческие проектные работы
Разработка дизайнерской задачи с применением компьютера
Основные теоретические сведения
Под проектом понимается самостоятельная творчески завершенная работа, выполненная под руководством учителя. Выбор и обоснование проекта (проблема, потребность). Этапы выполнения проекта (подготовительный, технологический, заключительный). Правила выполнения и оформления творческого проекта. Выбор и обоснование проблемы, дизайнерской задачи с применением компьютера, дизайн-анализ Работа с журналами, разработка рисунка. Подбор материалов по соответствующим критериям и инструментов. Технология выполнения выбранного изделия. Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Последовательность выполнения изделия. ВТО. Корректировка плана выполнения проекта в соответствии с проведенным анализом правильности выбора решений.
Практические работы презентация
«Выбор и обоснование проблемы, дизайнерской задачи с применением компьютера»
«Дизайн анализ»
«Работа с журналами, разработка рисунка».
Варианты объектов труда Таблицы, схемы, учебник.
Экономическое и экологическое обоснование проекта
Основные теоретические сведения Экологическое обоснование. Реклама. Выполнение творческого проекта. Презентация готового изделия, защита проекта Требования к выполнению творческого проекта. Разработка технологического маршрута и эго поэтапного выполнения. Выбор темы с учетом требований экономики, экологии, современного дизайна и моды, возрастных и личностных интересов учащихся обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность учащихся при выполнении проекта.
Практические работы презентация «Расчет себестоимости проекта»
Варианты объектов труда Таблицы, схемы, учебник.
Защита проекта
Содержание сообщения по защите проекта: цели проекта, обоснование возникшей проблемы и потребности, самооценка проделанной работы и качества изделия.
Предложение вниманию жюри технологической последовательности изготовления и чертежей выкроек изделия.
Календарно-тематический план
Разделы и темы. Количество часов.
Вводное занятие. 1
Кулинария. 11
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. 18
Элементы материаловедения. 6
Элементы машиноведения. 2
Основы чертёжной грамотности. 2
Технологи ведения дома. 4
Электротехнические работы. 6
Творческие проектные работы. 10
Дизайн пришкольного участка. 10
Итого: 70
Календарно-тематическое планирование
№
урока №
урока
в те-ме Дата Раздел, тема урока, количество часов Основные виды учебной деятельности Требования к результату Виды контроля Региональный компонент Материально-техническое обеспечение
по плану по факту Вводный урок (1ч)
1 1 02.09 02.09 Технология как учебная дисциплина.
1 час Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 7 классе. Знать санитарно-гигиенические требования при выполнении практических работ. Опрос
учащихся по ТБ. К/п «ПредметТехноло-гия».
Кулинария: 11 (ч)
2 1 02.09 02.09 Понятие о микроорганиз-мах. 1 час Изучение роли микроорганизмов в жизне-деятельности человека, знакомство с разно-1видностями и признаками пищевых отравлений, с первой помощью при пищевых отравлениях. Знать воздействие микроорганизмов на пищевые продукты.
Уметь определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам Ответы на вопросы.
К/п «Микро-организ-мы».
3 2 09.09 09.09 Мясо и мясные продукты. 1 час Изучение способов определять качество мяса органолептическим методом.
Планировать последовательность технологических операций по приготовлению мясных блюд.
Находить и предъявлять информацию о блюдах из мяса. Знать влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов.
Уметь выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах. Работа в рабочих тетрадях.
Ответы на вопросы.
Мясные породы животных на Дону К/п «Пищевая ценность мяса».
4 3 09.09 09.09 Обработка мяса. 1 час Планировать последовательность технологических операций по приготовлению мясных блюд.
Находить и предъявлять информацию о блюдах из мяса, соусах и гарнирах к мясным блюдам.
П.р. Составление технологической последовательности по приготовлению мясных блюд. Знать влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов.
Уметь выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов. Проверка
Практичес-кой работы. К/п «Обработка мяса».
5 4 16.09 16.09 Мучные изделия. 1 час Изучение пищевой муки, мучных изделий, ассортимента мучных изделий, отличительных особенностей видов теста. Знать состав различных видов теста; отличительные особенности в рецептуре слоёного и песочного теста.
Уметь оформлять праздничную выпечку, выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов. Ответы на вопросы. Зерновые культуры Дона К/п «Мучные изделия».
6 5 16.09 16.09 Изделия из пресного теста.
1 час П. р. «Составление технологической карты по приготовлению изделий из пресного теста». Знать состав пресного теста; отличительные особенности в рецептуре пресного теста.
Уметь оформлять праздничную выпечку, выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов. Проверка
практичес-кой работы. К/п «Изделия из бисквит-ного и песочного теста».
7 6 23.09 23.09 Сладкие блюда. 1 час П. р. «Составление технологической карты по приготовлению сладких блюд». Знать состав сладких блюд; отличительные особенности в рецептуре сладких блюд
Уметь оформлять праздничные сладкие блюда, выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов. Проверка
практичес-кой работы. Разнообразие традиционных донских сладких блюд К/п
«Сладкие блюда»
8 7 23.09 23.09 Кондитерские изделия. 1 час Знакомство с видами и способами приготовления непечёных кондитерских изделий. Знать технологии приготовления кондитерских изделий, правила ТБ.
Уметь определять степень готовности блюда Беседа. К/п «Непечё-ные кондитер-ские изделия».
9 8 30.09 30.09 Способы приготовления.
1 час П. р. «Составление последовательности приготовления непечёных кондитерских изделий». Знать технологии приготовления кондитерских изделий, правила ТБ.
Уметь определять степень готовности блюда Проверка практичес-кой работы. Закономерности процесса приготовления кондитерских изделий на Дону К/п «Технология изготовления непечё-ных изделий».
10 9 30.09 30.09 Схемы приготовления кондитерских изделий. 1 час П. р. «Составление схемы приготовления непечёных кондитерских изделий» Знать технологии приготовления кондитерских изделий, правила ТБ.
Уметь определять степень готовности блюда Проверка практичес-кой работы. 11 10 07.10 07.10 Приготовление обеда в походных условиях. 1 час Ознакомление со способами обеспечения сохранности продуктов в походе, обеззараживании воды, приготовления пищи.
Обсуждение правил поведения на природе. Знать способы обеспечения сохранности продуктов в походе, обеззараживания воды,
приготовления пищи, правила поведения на природе. Беседа. Донские достопримечатель-ности. К/п «Дикорастущие съедобные травы»
12 11 07.10 07.10 Контрольный тест по теме «Кулинария».
1 час Тестовая работа.
Проверка теоретических знаний учащихся по разделу «Кулинария» Уметь обобщать полученную информацию по разделу. Тест К/п «Дикорастущие съедоб-ные травы»
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов, рукоделие – 18 (ч)
13 1 14.10 14.10 История вязания крючком. 1 час Знакомство с историей вязания крючком. Знать краткие сведения из истории старинного рукоделия.
Беседа 14 2 14.10 14.10 Материалы и инструменты для вязания крючком.
1 час Изучение правил подбора крючка и ниток для вязания. Знать правила подбора материалов и инструментов.
Уметь выбирать материалы и фурнитуру для проектного изделия Контроль за действиями Народные промыс-лы Ростовской области К/п
Вязание, вязальные крючки, вязальные нитки.
15 3 21.10 21.10 Безопасные приёмы работы. 1 час Изучение правил выполнения приёмов вязания крючком.
П.р. Выполнение безопасных правил при вязании крючком. Знать технику,
порядок выполнения изделия.
Уметь переводить рисунок на ткань. Контроль за действиями Журналы, спицы, вязальные нитки.
16 4 21.10 21.10 Начало вязания. 1 час Изучение правил выполнения приёмов вязания крючком.
П.р. «Освоение приёмов вязания крючком (цепочка из воздушных петель)».
Знать виды, приёмы и последовательности выполнения технологических операций.
Уметь выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами. Контроль за действиями.
Оценивание качества образца. Журналы, спицы, вязальные нитки.
17 5 28.10 28.10 Основные виды петель.
1 час Изучение правил выполнения основных видов петель. Знать виды, приёмы и последовательности выполнения технологических операций.
Уметь выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами. Контроль за действиями.
Оценивание качества образца. Журналы, крючок, вязальные нитки.
18 6 28.10 28.10 Технология выполнение полустолбика.
1 час Изучение правил выполнения полустолбика.
П. р. «Освоение приёмов вязания крючком соединительного столбика - полустолбика)».
Знать виды, приёмы и последова-тельности выполнения техноло-гических операций по вязанию крючком.
Уметь выполнять технологичес-кие операции с использованием ручных инструментов, соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами. Контроль за действиями.
Оценивание качества образца. Журналы, крючок, вязальные нитки.
19 7 11.11 11.11 Технология выполнение столбиков с накидами.
1 час Изучение последовательности выполнения столбиков с надами.
П. р. «Освоение приёмов вязания крючком столбика с 1и2 накидами».
Знать виды, приёмы и последовательности выполнения технологических операций по вязанию крючком.
Уметь выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами. Контроль за действиями.
Оценивание качества образца. Журналы, крючок, вязальные нитки.
20 8 11.11 11.11 Схемы для вязания.
1 час Изучение схем вязания.
П. р. «Освоение приёмов вязания крючком (вязание по схеме)».
Знать виды, приёмы и последовательности выполнения технологических операций по вязанию крючком.
Уметь выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами. Контроль за действиями.
Оценивание качества образца. Журналы, крючок, вязальные нитки.
21 9 18.11 18.11 Вязание полотна рядами.
1 час Изучение правил выполнения полотна рядами.
П. р. «Освоение приёмов вязания крючком полотна рядами (вязка по схеме)».
Знать виды, приёмы и последовательности выполнения технологических операций.
Уметь выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами. Контроль за действиями.
Оценивание качества образца. Коллек-ция готовых работ учащихся.
Журналы, крючок, вязальные нитки.
22 10 18.11 18.11 Вязание по кругу.
1 час Изучение правил выполнения вязания по кругу.
П. р. «Освоение приёмов вязания крючком (вязка по кругу)».
Знать технику, порядок выполнения изделия.
Уметь выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами. Оценка качества образца. Коллек-ция готовых работ учащихся. К/п
«Вязание крючком»
23 11 25.11 25.11 Способы окончательной обработки изделия. 1 час Изучение способов окончательной обработки изделия. Знать способы оформления изделия. Уметь ухаживать за готовым изделием Качество образца. Выполненные работы учащихся.
24 12 25.11 25.11 Защита проекта.
1 час Защита творческого проекта. Уметь обосновать целесообразность предлагаемого изделия; провести презентацию изделия Оценка работы. Выполненные работы учащихся.
25 13 02.12 02.12 История плетения из тесьмы.
1 час Ознакомление с историей развития техники плетения из тесьмы. Знать историю
техники плетения тесьмой. Уметь читать схемы, умело применять инструменты и материалы Беседа. Традиции края в рукоде-лии К/п
Возможности вязания из тесьмы
26 14 02.12 02.12 Подбор инструментов для изделия.
1 час Изучение правила подбора инструментов, приспособлений, материалов для плетения. Знать технику,
порядок выполнения изделия. Уметь составлять и читать схему плетения Проверка
практичес-кой работы. К/п
Инструменты
27 15 09.12 09.12 Технология выполнения изделия.
1 час П. р. «Разработка технологической карты по плетению амулета». Знать технологию выполнения изделия.
Уметь использовать схему образца в технологической
последовательности изготовления изделия Проверка
практичес-кой работы. К/п
Техноло-гия вязания тесьмой
28 16 09.12 09.12 Изготовления изделия.
1 час П. р. «Изготовление изделия в технике плетения из тесьмы». Знать технологию выполнения изделия.
Уметь использовать схему образца в технологической
последовательности изготовления изделия Проверка
практичес-кой работы. К/п
Техноло-гия вязания тесьмой
29 17 16.12 16.12 Окончательная отделка изделия.
1 час П. р. «Изготовление изделия в технике плетения из тесьмы». Знать правила подбора фурнитуры в соответствии с Назначением.
Уметь определять композиционную зависимость элементов изделия в художественном оформлении Проверка
практичес-кой работы. К/п
Техноло-гия вязания тесьмой
30 18 16.12 16.12 Контрольный тест по теме «Рукоделие».
(1 час). Тестовая работа
Проверка теоретических знаний учащихся по разделу «Рукоделие» Уметь обобщать полученную информацию по разделу. Тест Материаловедение (6 ч)
31 1 23.12 23.12 Классификация сталей.
1 час Ознакомление с разновидностями сталей. Знать классификацию сталей
Уметь определять по внешнему виду закаленную сталь. Ответы на вопросы. Ковка металла на Дону Видео «Разновид-ности и свойства сталей».
32 2 23.12 23.12 Свойства чёрных и цветных металлов. 1 час Изучение свойств и назначений сталей.
П. р. «Составление сравнительной характеристики металлов». Знать свойства сталей
Уметь определять по внешнему виду закаленную сталь. Проверка
практичес-кой работы. Видео «Разновидности и свойства сталей».
33 3 13.01 13.01 Химические волокна.
1 час Изучение способов получения искусственных и синтетических волокон. Знать классификацию
и символику волокон.
Уметь определять вид волокон по внешнему виду, Ответы на вопросы. Коллекция тканей, презентация «Производство тканей», диафильм «Химические волокна».
34 4 13.01 13.01 Свойства тканей.
1 час Изучение свойств тканей из химических волокон. Знать свойства тканей
Уметь определять вид ткани с учетом ухода за ней. Тест. К/п
Свойства тканей из хим. волокон».
35 5 20.01 20.01 Классификация тканей.
1 час Знакомство с классификацией тканей по волокнистому составу, характеру отделки и окраски, назначению. Знать переплетения тканей
Уметь определять переплетение, вид ткани с учетом ухода за ней. Ответы на вопросы. К/п Классификация тканей
36 6 20.01 20.01 Составление коллекции тканей. 1 час П.р. «Составление коллекции тканей по назначению». Уметь подбирать по признакам и назначению образцы тканей. Проверка
практичес-кой работы. Коллек-ция тканей.
Машиноведение (2ч)
37 1 27.01 27.01 Устройство станков по обработке дерева и металла.
1 час Знакомство с устройством токарно-винторезного, фрезерного станков, токарного станка для обработки древесины. Знать устройство и назначение приспособлений к швейной машине.
Уметь определять приспособления по назначению Опрос Умельцы на Дону К/п «Устройство станков для обработ-ки древеси-ны».
38 2 27.01 27.01 Механизмы различных станков.
1 час Знакомство с механизмами различных станков. Знать типы механических устройств, их схематическое обозначение.
Уметь читать условные обозначения элементов на схеме Работа в рабочих тетрадях. К/п
Механиз-мы
Основы чертёжной грамотности (2ч)
39 1 03.02 03.02 Понятие о сборочном чертеже.
1 час Знакомство с понятием о сборочном чертеже. Изучение назначений, изображений, размеров, наносимых на сборочные чертежи. Знать правила чтения чертежей.
Уметь выполнять эскизы деталей (палец, штифт, шпилька, втулка). Читать чертежи деталей Контроль
за практичес-кими действиями К/п
Сбороч-ный чертёж
40 2 03.02 03.02 Чтение чертежей сборочных единиц.
1 час Работа по карточкам. Знать правила чтения чертежей.
Уметь выполнять эскизы деталей (палец, штифт, шпилька, втулка). Читать чертежи деталей. Работа по карточкам. Раздаточ-ный материал.
Технология ведения дома (4ч)
41 1 10.02 10.02 Ремонт жилого помещения.
1 час Знакомство с основными сведениями о ремонте жилых помещений, классификацией обоев Знать разновидности ремонта помещений, классификацию обоев.
Уметь выполнять мелкий ремонт помещений. Беседа К/п
Виды ремонта помеще-ний
42 2 10.02 10.02 Подклеивание и замена обоев.
1 час Изучение технологий оклейки помещений обоями.
П.р. «Расчёт количества обоев для ремонта жилой комнаты». Знать разновидности ремонта помещений, классификацию обоев.
Уметь выполнять мелкий ремонт помещений. Оценка практичес-кой работы К/п «Ремонт-но-отде-лочные работы в быту».
43 3 17.02 17.02 Экология жилища.
1 час Знакомство с интерьером жилых помещений их комфортностью.
П.р. «Эскиз интерьера комнаты». Знать разновидности современных приборов для создания микроклимата в доме.
Уметь пользоваться приборами Проверка
практичес-кой работы. Эстетика оформле-ния донского жилища К/п Интерьер жилого помещения
44 4 17.02 17.02 Роль комнатных растений.
1 час Знакомство с ролью комнатных растений в интерьере. Знать влияние комнатных растении на микроклимат в жилище.
Уметь ухаживать за комнатными растениями Мини - проект К/п Композиции в интерьере
Электротехнические работы (6ч)
45 1 24.02 24.02 Электроосвети-тельные приборы.
1 час Изучение значимости электроосветительных приборов, знакомство с видами электроосветительных приборов. Знать пути экономии электрической энергии.
Уметь пользоваться электроосветительными приборами Ответы на вопросы. К/п Электро-освети-тельные приборы»
46 2 24.02 24.02 Пути экономии электроэнергии.
1 час П.р. «Подбор бытовых приборов». Знать пути экономии электрической энергии.
Уметь пользоваться электроосветительными приборами Проверка
практичес-кой работы. Раздаточ-ный материал.
47 3 02.03 02.03 Автоматические устройства.
1 час Знакомство с видами и назначением автоматических устройств. Знать основные виды автоматических устройств.
Уметь читать простейшие схемы Беседа. К/п
Автоматические устрой-ства».
48 4 02.03 02.03 Чтение схем автоматики.
1 час П. р.
Составление схем автоматики. Знать основные виды автоматических устройств.
Уметь читать простейшие схемы Проверка
практичес-кой работы. Раздаточный материал.
49 5 09.03 09.03 Влияние электроприборов на здоровье человеке.
1 час Изучение влияния электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека. Знать правила
безопасного по-
ведения.
Уметь применять средства защиты от воздействия электроприборов Беседа. К/п Электроприборы и человек.
50 6 09.03 09.03 Правила электробезопас-ности.
1 час П.р.
Влияние электронных приборов на окружающую среду. Знать правила
безопасного по-
ведения.
Уметь применять средства защиты от воздействия электроприборов Проверка
практичес-кой работы. Опрос Дизайн пришкольного участка (10ч)
51 1 16.03 16.03 Контрольная работа по темам: «Материаловедение», Технология ведения дома», «Электротехнические работы». 1 час Тестовая работа
Проверка теоретических знаний учащихся по разделу «Материаловедение», Технология ведения дома», «Электротехнические работы» Уметь обобщать полученную информацию по разделу. Тест 52 2 16.03 16.03 Обустройство пришкольного участка. 1 час Изучение правил составления плана благоустройства пришкольного участка. Изучение ассортимента растений.
Знать сущность составления плана, ассортимент растений
Уметь составлять план благоустройства пришкольного участка. Беседа. К/п
«Способы обустройства пришкольного участка».
53 3 30.03 30.03 Агротехника культур. 1 час Знакомство с понятием сорта и агротехники культур,
способами их выращивания. Знать понятие сорта, агротехники культур
и способы их выращивания.
Уметь определять сроки посадки растений Опрос. Основные направле-ния земледе-лия на Дону К/п
Агротехника культур
54 4 30.03 30.03 Понятие о сорте, сроках уборки и посадки.1 час П.р. «Определение сроков посадки растений». Знать понятие сорта, агротехники культур
и способы их выращивания.
Уметь определять сроки посадки растений Проверка
практичес-кой работы. 55 5 06.04 06.04 Защита растений от неблагоприят-ных факторов. Знакомство с неблагоприятными факторами региона, способами борьбы с вредителями растений.
Знать неблагоприятные факторы региона, способы борьбы с вредителями растений.
Уметь опрыскивать культурные растения для защиты их от вредителей и болезней Беседа. К/п
Защита культур от неблаго-приятных факторов
56 6 06.04 06.04 Анализ формирования культуры труда. П.р. «Составление плана трудовой деятельности». Знать о культуре труда на уроках технологии.
Уметь составлять план трудовой деятельности Проверка
практичес-кой работы. 57 7 13.04 13.04 Принципы устройства водоёмов. Знакомство с устройством водоёма. Знать устройство водоёмов.
К/п
Водоёмы
58 8 13.04 13.04 Последователь-ность обустройства водоёмов. П.р. «Составление в рабочей тетради технологической последовательности обустройства водоёма». Знать устройство водоёмов.
Уметь составлять последовательность обустройства водоёмов. Проверка
практичес-кой работы. К/п Обустройство водоёма.
59 9 20.04 20.04 Обработка природных материалов. П.р. «Составление последовательности изготовления лесной скульптуры». Знать способы обработки природных материалов.
Уметь составлять последовательность изготовления лесной скульптуры. Проверка
практичес-кой работы. К/п
Обработ-ка природ-ных материа-лов.
60 10 20.04 20.04 Создание микроландшаф-та пришкольного участка. П.р. Выполнение эскиза микроландшафта пришкольного участка. Знать сущность составления плана, ассортимент растений
Уметь составлять план благоустройства пришкольного участка. Проверка
практичес-кой работы. К/п Микро-ландшафт пришкольного участка.
Творческие проектные работы (10ч) составления
61 1 27.04 27.04 Этапы творческого проекта. Изучение составляющих творческого проекта. Знать технологическую последовательность выполнения работы.
Уметь последовательно выполнять изделие; Разработка дизайнер-ской
задачи К/п
Творчес-кий проект
62 2 27.04 27.04 Разработка дизайнерской задачи. Выдвижение идей для выполнения учебного проекта.
Анализ моделей-аналогов из банка идей.
Выбор модели проектного изделия. Знать технологическую последовательность выполнения работы.
Уметь последовательно выполнять изделие; Разработка дизайнер-ской
задачи К/п
Творчес-кий проект
63 3 04.05 04.05 Выдвижение идей. Знать технологическую последовательность выполнения работы.
Уметь последовательно выполнять изделие; Контроль за действиями К/п
Творчес-кий проект
64 4 04.05 04.05 Технология выполнения изделия. Знать технологическую последовательность выполнения работы.
Уметь последовательно выполнять изделие; Контроль
качества
работы К/п
Творчес-кий проект
65 5 11.05 11.05 Последовательность выполнения изделия. Знать технологические особенности выполнения изделия.
Уметь подбирать материалы и инструменты, цветовую гамму; выполнять эскиз изделия; соблюдать правила ТБ Контроль
качества
работы К/п
Творчес-кий проект
66 6 11.05 11.05 Корректировка плана. Выполнение творческого проекта. Знать основные технологические понятия.
Уметь проводить самоанализ. Контроль
качества
работы К/п
Творчес-кий проект
67 7 18.05 18.05 Экономическое обоснование проекта. Экономическое обоснование проекта. Знать основные технологические понятия.
Уметь рассчитывать стоимость изделия; проводить самоанализ. Самоанализ К/п
Творчес-кий проект
68 8 18.05 18.05 Экологическое обоснование проекта. Экологическое обоснование проекта. Знать основные экологические понятия.
Уметь проводить самоанализ. Самоанализ К/п
Творчес-кий проект
69 9 25.05 25.05 Презентация готового изделия. Презентация готового изделия. Уметь обосновать целесообразность предлагаемого изделия; провести презентацию изделия Оценка
работы и проекта 70 10 25.05 25.05 Защита проекта. Защита работы. Уметь обосновать целесообразность предлагаемого изделия; провести презентацию изделия Оценка
работы и проекта Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
1. Технология 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Н. Правдюк, П.С.Самородский, В.Д. Симоненко и др./ под ред. В. Д. Симоненко./ - М.: Вентана-Граф, 2013-2015г.
Требования к знаниям, умениям, навыкам
В результате изучения технологии учащиеся должны:
знать/понимать:
основные технологические понятия;
назначения и технологические свойства материалов;
назначение применяемых ручных инструментов, приспособлений, правила безопасной работы с ними;
виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций;
влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
уметь:
рационально организовывать рабочее место;
находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта;
выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов и приспособлений;
соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами;
осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
находить и устранять допущенные дефекты;
проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
планировать работу с учетом имеющихся ресурсов и условий;
распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для получения технологических сведений из разнообразных источников информации;
для организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
для изготовления или ремонта изделий из различных материалов;
для создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов и приспособлений;
для обеспечения безопасности труда;
для оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги.
Рабочая программа имеет четкую логическую структуру, включает в себя предметные модули, позволяющие ознакомить учащихся с наиболее распространенными материалами, используемыми в промышленности и быту для изготовления различных изделий, их свойствами и технологией обработки.
Результаты обучения.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.
Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
РАЗДЕЛ «Кулинария»
Знать/понимать: санитарно-гигиенические требования к помещению кухни, столовой; к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; процесс пищеварения; роль и значение витаминов, минеральных солей, белков, жиров и углеводов в жизнедеятельности организма; виды и технологию приготовления бутербродов и горячих напитков; пищевую ценность овощей.
Уметь: работать с кухонным оборудованием, инструментами; определять доброкачественность продуктов по внешним признакам; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; готовить бутерброды и горячие напитки, блюда из овощей, яиц и не печеные кондитерские изделия.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного приготовления блюд и их оформления; сервировки стола, соблюдения правил этикета за столом.
РАЗДЕЛ «Бытовая техника»
Знать/понимать: правила техники безопасности; принцип работы и устройство бытовых приборов, применяемых на кухне для приготовления пищи и для уборки квартиры (пылесоса, стиральной машины); название основных частей велосипеда, основные неисправности велосипеда и способы их устранения.
Уметь: правильно эксплуатировать электроприборы в быту, определять причины и устранять простейшие неисправности; настроить велосипед, выполнить смазку, заклеить камеру, накачать колеса.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выбора, правильной эксплуатации и ухода за бытовой техникой.
РАЗДЕЛ «Основы графической грамотности»
Знать/понимать: эскиз, технический рисунок, чертеж, сборочный чертеж.
Уметь: читать и выполнять эскиз, рисунок и простейшие чертежи.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: изготовления каких – либо изделий в быту.
РАЗДЕЛ «Технология ведения дома»
Знать/понимать: что такое мебельная фурнитура, разницу между накладной и врезной фурнитурой, причины неисправности мебели, способы установки и замены фурнитуры; материалы и инструменты для обойных работ, классификацию обоев, технологию обработки стен обоями, дефекты обойных работ.
Уметь: устанавливать и заменять фурнитуру; обрабатывать стены обоями, устранять дефекты обойных работ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания уютных и комфортных условий проживания.
РАЗДЕЛ «Материаловедение»
Знать/понимать: процесс заготовки и обработки пиломатериалов, физические и химические свойства древесины, процесс производства черных и цветных металлов, их свойства и область применения; способы получения натуральных, искусственных и синтетических волокон, свойства тканей из натуральных и химических волокон.
Уметь: распознавать: металлы и сплавы; породы древесины; ткани из натуральных и химических волокон.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для подбора материалов согласно их свойствам для изготовления деталей и изделий.
РАЗДЕЛ «Машиноведение»
Знать/понимать: значение техники в истории человечества; назначение детали в машине; общее устройство машин; общее устройство станков для обработки дерева и металла; общее устройство швейной машины, виды приводов швейной машины, их отличительные признаки, устройство машинной иглы.
Уметь: готовить швейную машину к работе, устанавливать иглу, регулировать качество строчки, длину стежка; производить простейшие расчеты режимов работы сырья и готовой продукции.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения технологических процессов по изготовлению изделий с применением машин и механизмов.
РАЗДЕЛ «Основы народных ремёсел»
Знать/понимать: историю народных промыслов, основные виды техник, материалов и инструментов применяемые в декоративно-прикладном творчестве, приемы обработки материалов согласно их свойств.
Уметь: владеть техникой подготовки основы к работе, владеть техникой создания эскиза, выполнять несложные изделия по чертежам и технологическим картам; выбирать необходимые инструменты и приспособления для работы, владеть техникой оформления готовых работ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для декоративного оформления интерьера помещений и приусадебных участков.
РАЗДЕЛ «Уход за одеждой, ее ремонт»
Знать/понимать: правила ухода за одеждой из хлопка и льна; способы ухода за обувью; виды фурнитуры; символы ухода за одеждой
Уметь: чистить и удалять пятна с одежды; выполнять влажно-тепловую обработку рубашки (блузки) и брюк; осуществлять простейший ремонт одежды: ремонт распоровшихся швов; выбирать и менять фурнитуру, застежку-молнию, подшивать низ брюк.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выбора рациональных способов ремонта одежды и средств ухода за ней.
РАЗДЕЛ «Дизайн пришкольного участка»
Знать/понимать: принципы планировки приусадебных участков, способы обустройства пришкольного участка,
Уметь: создавать переносные цветники, миниатюрные сады, элементы альпийской горки, водоемы; использовать различные виды художественного оформления композиции из ваз, цветников, скульптуры из засохших стволов деревьев.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для озеленения территории с учетом современных тенденций в ландшафтном дизайне.
РАЗДЕЛ «Электротехнические работы»
Знать/понимать: виды соединения элементов в электрических цепях, их условные обозначения; понятия: постоянного и переменного электрического тока, напряжения и силы тока; классификацию электропроводов по назначению; виды электронагревательных приборов; устройство, принципиальную электрическую схему, правила эксплуатации, приёмы безопасной работы утюга; устройство и принцип действия электроизмерительных приборов, правила пользования ими; разбираться в устройстве лампы накаливания, утюга, амперметра.
Уметь: читать и составлять принципиальные электрические схемы; собирать простейшие электрические цепи с последовательным и параллельным включением нагрузки.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного использования бытовой техники.
РАЗДЕЛ «Творческие проектные работы»
Знать/понимать: основные этапы проектирования, общие требования к проекту (содержание, обоснованность, своевременность, востребованность). Направления сфер деятельности.
Уметь: выбирать тему проекта, составлять технологическую карту, рассчитывать себестоимость изделия, проводить защиту проекта.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для декоративного оформления интерьера помещений и приусадебных участков.
Система оценки и видов контроля
Устный контроль включает методы индивидуального опроса, фронтального опроса, устных зачетов, устных экзаменов, программированного опроса. Письменный контроль предполагает письменные контрольные, письменные зачеты, программированные письменные зачеты. Эти виды контроля учитель может использовать как на каждом занятии, так и в периодически (по этапам, по разделам). Практика показывает, что совмещение устного опроса одного - двух учеников с возможно большим охватом остальных (допустим, письменным безмашинным программированным опросом) дает значительную экономию по времени и развернутую картину информации учителю о знаниях учащихся.Выполнение проверочных заданий целесообразно проводить после изучения больших разделов программы «Технология». Как правило, к завершению обучения в школьных мастерских и проводят такие формы контроля.
Проектная культура предполагает большую свободу критериев, многие из которых устанавливаются самими исполнителями. При оценке проекта учитываю целесообразность, сложность и качество выполнения изделия, кроме того – полноту пояснительной записки, аккуратность выполнения схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалом при защите.
Устный контроль включает методы индивидуального опроса, фронтального опроса, устных зачетов, устных экзаменов, программированного опроса.
Письменный контроль предполагает письменные контрольные, письменные зачеты, программированные письменные зачеты.
Эти виды контроля учитель может использовать как на каждом занятии, так и в периодически (по этапам, по разделам). Практика показывает, что совмещение устного опроса одного - двух учеников с возможно большим охватом остальных (допустим, письменным безмашинным программированным опросом) дает значительную экономию по времени и развернутую картину информации учителю о знаниях учащихся.
Опрос целесообразно проводить по карточкам - заданиям разных типов технологии. В зависимости от целей, которые выдвигает преподаватель, карточки-задания в частности и программы в целом могут носить обучающий, контролирующий и контрольно-обучающий характер.
В последнее время имеют место стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемых.
На современном этапе при оценке знаний перечисленные проблемы в большей степени решаются использованием такой формы контроля, как тестирование.
Критерии оценки качества знаний учащихся по технологии
При устной проверке.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
полностью усвоил учебный материал;
умеет изложить учебный материал своими словами;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
в основном усвоил учебный материал;
допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
не усвоил существенную часть учебного материала;
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
почти не усвоил учебный материал;
не может изложить учебный материал своими словами;
не может подтвердить ответ конкретными примерами;
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Оценка «1» ставится, если учащийся:
полностью не усвоил учебный материал;
не может изложить учебный материал своими словами;
не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
При выполнении практических работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
творчески планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
правильно и аккуратно выполняет задания;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
правильно планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
в основном правильно и аккуратно выполняет задания;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
допускает ошибки при планировании выполнения работы;
не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
допускает ошибки и не аккуратно выполняет задания;
затрудняется самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
не может правильно спланировать выполнение работы;
не может использовать знаний программного материала;
допускает грубые ошибки и не аккуратно выполняет задания;
не может самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «1» ставится, если учащийся:
не может спланировать выполнение работы;
не может использовать знаний программного материала;
отказывается выполнять задания.
При выполнении творческих и проектных работ
Технико-экономические требования Оценка «5»
ставится, если учащийся: Оценка «4»
ставится, если учащийся: Оценка «3»
ставится, если учащийся: Оценка «2»
ставится, если учащийся:
Защита проекта Обнаруживает полное
Соответствие содер-жания доклада и проделанной работы. Правильно и четко отвечает на все
Поставленные вопросы. Умеет самостоятельно
Подтвердить теорети-ческие положения
конкретными примерами. Обнаруживает, в основном, полное соответствие
доклада и проделанной
работы. Правильно
и четко отвечает почти на все
поставленные вопросы. Умеет, в основном,
самостоятельно подтвердить
теоретические положения
конкретными примерами Обнаруживает неполное
Соответствие доклада и проделанной проектной работы. Не может правильно и четко ответить на отдельные вопросы. Затрудняется самостоятельно
подтвердить теоретическое
положение конкретными
примерами. Обнаруживает незнание большей части
проделанной проектной работы.
Не может правильно и четко ответить на многие вопросы.
Не может подтвердить теоретические положения конкретными примерами.
Оформление проекта Печатный вариант.
Соответствие требованиям
последовательности
выполнения проекта.
Грамотное, полное изло-жение всех разделов.
Наличие и качество наглядных материалов
(иллюстрации, зарисовки,
фотографии, схемы и т.д.). Соответствие техноло-гических разработок
современным требов-аниям. Эстетичность
выполнения. Печатный вариант.
Соответствие требованиям
Выполнения проекта.
Грамотное, в основном, полное изложение всех
разделов. Качественное,
неполное количество
наглядных материалов.
Соответствие технологи-ческих разработок
современным требованиям. Печатный вариант. Неполное соответствие требованиям проекта. Не совсем грамотное изложение разделов. Некачественные наглядные материалы. Неполное соответствие технологичес-ких разработок современным требованиям. Рукописный вариант. Не соответствие
Требованиям выполнения проекта.
Неграмотное изложение всех разделов.
Отсутствие наглядных материалов.
Устаревшие технологии обработки.
Практичес
кая направлен
ность Выполненное изделие соответствует и может
использоваться по назначению, предусмотренному при разработке проекта.
Выполненное изделие соответствует и может
использоваться по назначению и допущенные отклонения в проекте не имеют принципиального значения. Выполненное изделие имеет отклонение от указанного назначения, предусмотренногов проекте, но может использо-ваться в другом практическом применении. Выполненное изделие не соответствует и не может использоваться по назначению.
Соответст
вие технологии выполнения Работа выполнена в соответствии с
технологией.
Правильность
подбора
технологических
операций при проектировании Работа выполнена в соответствии с технологией, отклонение от указанных инструкционных карт не имеют принципиального значения Работа выполнена с отклонением от технологии, но изделие может быть использовано по назначению Обработка изделий (детали) выполнена с грубыми отклонениями от технологии, применялись не предусмотренные операции, изделие бракуется
Качество
проектного
изделия Изделие выполнено в соответствии эскизу чертежа. Размеры выдержаны. Отделка выполнена в соответствии с требованиями предусмотренными в проекте. Эстетический внешний вид изделия Изделие выполнено в соответствии эскизу, чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого, в основном внешний вид изделия не ухудшается Изделие выполнено по чертежу и эскизу с небольшими отклонениями, качество отделки удовлетворитель-но, ухудшился внешний вид изделия, но может быть использован по назначению Изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует эскизу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия
При выполнении тестов, контрольных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся: выполнил 90 - 100 % работы
Оценка «4» ставится, если учащийся: выполнил 70 - 89 % работы
Оценка «3» ставится, если учащийся: выполнил 30 - 69 % работы
Оценка «2» ставится, если учащийся: выполнил до 30 % работы
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО Заместитель директора по УВР
учителей математики, ИВТ и технологии ______________И.А.Приходько
от __________ № ____ _____________201_ г
Руководитель МО___________