Презентация по основам поиска работы и трудоустройства
Мотивация выбора профессииЕрешкина Наталия МмхайлованаПреподаватель, колледж «Звездный, Санкт-Петербург
Для подростка выбор профессии в значительной степени — сложная дискуссия с самим собой и окружающим его миром. Справлюсь ли я с обязанностями, предполагающимися на будущей работе? Будет ли удовлетворять будущая профессия мои амбиции и интересы? Как отнесутся к выбору мои родители? Высокооплачиваема ли будет выбранная профессия через пять лет учебы в институте? Эти и многие другие вопросы лежат в основе мотивации выбора профессии у старшеклассника.
Сам термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Мотивация — совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Профессиональная мотивация — это циклический процесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором подросток и ситуация выбора взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение в выборе будущей профессии. Мотивация в данном случае — процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив и мнения ближайшего окружения.
С одной стороны мотивация выбора профессии может быть направлена на достижение успеха, когда профессиональная деятельность выполняется с целью получения положительных достижений: хочу выбрать интересную профессию, чтобы с удовольствием ходить на работу; готовлюсь к экзаменам, чтобы поступить в желаемый институт; работаю над проектом, чтобы именно он был признан лауреатом на конкурсе.
С другой стороны профессиональная мотивация может носить характер избегания неудач: выбираю профессию, чтобы не остаться «в дворниках» (как часто запугивают родители); хожу к репетитору, чтобы поступить хоть в какой-нибудь ВУЗ; выполняю работу вовремя, чтобы избежать штрафных санкций от начальника.
На формирование мотивов человека оказывают влияние различные социальные факторы, они многообразны и находятся в сложной взаимосвязи. На выбор профессии старшеклассников влияют следующие социальные факторы:1. настоящее: объективная действительность и условия деятельности, культура общества, групповое сознание и поведение;2. прошлое: история индивида, его собственный опыт;3. будущее: тенденции общественного развития, личные цели, уровень притязаний.
Мотивация выбора профессии у подростка может быть и отчасти бессознательной, когда профессиональные потребности и цели, управляющие поведением человека, осознаются им частично.В научной литературе единой классификации мотивов выбора профессии нет. В одном случае выделяются такие группы мотивов как:• общая мотивация;• романтика профессий;• научно-познавательные мотивы;• мотивы общественной значимости профессии;• ссылка на пример.
В другом рассматриваются:• осознание перспективности избранной профессии;• учебные и внеклассные интересы;• желание приносить пользу;• влияние родных и знакомых.В третьем выделяют следующие мотивы выбора профессии:• социальные мотивы;• моральные мотивы;• этические мотивы;• познавательные мотивы;• творческие мотивы;• мотивы, связанные с содержанием труда;• материальные мотивы;• престижные мотивы;• утилитарные мотивы.
Резюмируя вышеперечисленное, можно сказать, что основными мотивами выбора профессии подростка являются: позиция родителей, преподавателей, друзей; свои личные способности и предпочтения; информированность о профессиях и современном состоянии рынка труда. Причем чем шире диапазон выбора, тем, как известно, он психологически сложнее.
Желаю успеха в выборе профессии, способствующей реализации вашей личности!!