Роль исследовательской деятельности при формировании ключевых компетенций и универсальных учебных действий


Роль исследовательской деятельности при формировании ключевых компетенций и универсальных учебных действий
Как известно, исследовательская деятельность – это образовательная технология, которая представляет собой выполнение исследовательских задач с заранее неизвестным решением. Исследовательская деятельность предполагает высокую степень самостоятельности учащихся, творческий подход, практическую, «осязаемую» составляющую. Благодаря сущностным особенностям исследовательского метода такая технология является эффективной в формировании у учащихся основных компетенций и универсальных учебных действий, иными словами, помогает ребенку стать умным, думающим, самостоятельным, креативным и т.д.
В контексте ФГОС обучающие возможности художественной литературы только увеличиваются. Поиск, понимание, умение увидеть главное, точно выразить, правильно воспроизвести – все эти элементы мыслительной деятельности являются составляющими урока литературы и частью исследовательского процесса. От вдумчивого чтения текста к его анализу, сопоставлению, самостоятельному поиску ответов на вопросы, работе с дополнительной литературой – вот вектор, который берется за основу работы по исследовательской деятельности на уроках литературы.
В чем же привлекательность исследовательской деятельности? Во-первых, предполагая неизвестный результат, она рождает любопытство. Сделанное однажды удивительное открытие пробуждает постоянный интерес, ведь в каждом произведении может быть спрятано «потайное дно», только нужно посмотреть внимательней, с другой стороны, подобрать «шифр». К примеру, на уроке в 8 классе мы работали с повестями Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», изобилующими описаниями праздников. Текст натолкнул нас на вопрос о роли календарных праздников в цикле повестей. Оказалось, что каждый праздник является не просто фоном событий, а выполняет сюжетообразующую функцию, задает тон произведению и предвещает финал. Через включение в каждую повесть праздника Гоголь выразил важную для него философско-религиозную мысль. Следующим этапом стало изучение этих же повестей с точки зрения мотива страха, что также привело к неожиданным результатам.
Второе преимущество исследовательской деятельности в том, что она может расширить границы одного предмета, показать, что каждая школьная дисциплина, являясь автономной отраслью, не замыкается в себе, а неразрывно связана с другими сферами нашей жизни, поэтому исследовательская деятельность может быть межпредметной: литература + психология, + музыковедение, + лингвистика и др. Один из самых простых примеров такой синергии – это содружество литературы с историей. Так, в 2012 г. мы провели урок (8 кл.) по теме «Образ воина в стихотворениях о войне 1812 г.». Учащиеся подготовили историческую справку, я предложила им стихотворения разных поэтов: басню И.А. Крылова «Обоз», оду А.П. Буниной «На кончину графа Александра Кутайсова», отрывок из «Певца во стане русских воинов» В.А. Жуковского (где также говорится о графе Кутайсове), элегию К.Н. Батюшкова «Тень друга». Эти стихотворения, написанные в один год (1812-1813), наглядно показывают, как по-разному можно воспринимать и изображать одни и те же события: в одних звучит официальный гражданский пафос, в других – искренняя человеческая печаль. На уроке мы совместно читали и анализировали все стихотворения, однако эту работу целесообразней было провести по группам.
Кроме того, исследовательская деятельность расширяет кругозор, имеет возможность выхода за рамки школьной программы. Здесь возникает простор для разного рода предпочтений: ребенок всю исследовательскую энергию может направить на то произведение, которое ему действительно по душе, а значит, процесс обучения будет приносить ему не только пользу, но и удовольствие. Дети сами предлагают то, что им нравится. К примеру, с ученицей 7 кл., которая являлась участницей фольклорного ансамбля «Кристалл Балалайка», писали работу «Понятие красоты в фольклорных песнях и песнях Димы Билана».
Исследовательская деятельность помогает сделать процесс образования более современным. И даже привычные, отчасти даже банальные темы могут приобрести новое, свежее звучание. Этой способностью исследовательской деятельности часто пользуются в высшем образовании - на филологическом факультете в СГУ. Сейчас, чтобы заинтересовать студентов, им очень часто предлагают исследовать близкое для молодежи Интернет-пространство. В этом году на конференции студенты выступали с темой «Какие смыслы мы вкладываем в понятие “троллинг”?» Таким образом, современное понятие изучается привычными для любого исследования методами: сбор материала, лингвистический анализ, сравнение, выводы и т.д. Учащийся получает навык, применимый и для хрестоматийного объекта исследования. Так, серьезный и тяжеловесный вопрос о жанровых разновидностях в прозе и поэзии можно актуализировать через исследование новых, современных и «модных» жанров: фанфики, статьи в блогах, «новости» (небольшие заметки) на страницах сообществ в вк и др..
И наконец, исследовательская деятельность так или иначе имеет научную основу, а значит, учащийся усвоит поисковый, исследовательский инструментарий, научный фундамент, позволяющий мыслить глубоко. И конечно, такой вид деятельности еще и учит общаться – с «партнерами» по исследованию, с участниками конференций и т.д.
Исследовательскую деятельность можно классифицировать по разным признакам. Безусловно, учитываем возрастной фактор. Исследование в 5-6 классе – это прежде всего коллективная работа, в 7-8 классах увеличивается доля самостоятельности учащихся в исследовательском процессе: учитель здесь – соавтор и координатор. В старших же классах учащиеся сами предлагают предмет исследования, тему, схему работы, нетрадиционные способы исследования и т.д.
Исследовательская деятельность в школе может осуществляться в рамках урока, в форме групповой внеурочной работы и в виде индивидуального исследования. Последний вид является самым привычным. Эта работа строится путем непосредственного взаимодействия между учителем и ребенком. Предполагает следующие этапы:
Организационно-подготовительный (учитель определяет личностные особенности учащихся, совместно с учеником выбирается объект исследования, формулируется тема, выдвигаются гипотезы, осознаются цели и задачи, первые шаги исследовательской работы).
Поисково-исследовательский (учитель наблюдает, консультирует, советует, помогает учащимся по их просьбе; учащийся изучает теорию вопроса, собирает свой собственный материал, формулирует анализирует его, используя разные методики исследования: наблюдение, сопоставление, сравнение, выбор главного, обобщение «недоверие», эксперимент. На основе работы делаются выводы)
Итоговый (непосредственно представление результатов исследовательской деятельности: выступление на конференциях, школьных чтениях, на уроках; учитель координирует, участвует в анализе работы, аргументирует оценку)
В виде схемы эту работу можно представить следующим образом:
Действия учителя Действия ученика
Определение личностных особенностей учащихся Выбор объекта исследования
Совместное определение направления исследования, т. е. его темы.
Корректировка действий учащихся, помощь в затруднительных ситуациях. Определение целей и задач.
Изучение теории, связанной с выбранной темой.
Сбор материала.
Анализ собранного материала.
Формулировка выводов.
Анализ, помощь в аргументации оценки Презентация результатов.
Благодаря этой работе имеем следующие результаты:
Преимущественно развиваются познавательные УУД, т.е. общеучебные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, умение осознанно и правильно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, постановка и решение проблемы, установление логических связей и т.д.
Также значительное развитие получают регулятивные УУД, которые обеспечивают организацию учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, оценка своих временных ресурсов и скорости и качества работы, коррекция, оценка.
В ходе работы ребенок получает определенные профессиональные навыки, формируется его мировоззрение, анализируя поступки героев, он учится распознавать хорошее и плохое, а значит, исследовательская деятельность влияет на развитие личностных УУД, а умение слушать, вступать в диалог во время выступления предполагает развитие коммуникативных УУД,
Как мы видим, исследовательская деятельность в значительной степени развивает все типы УУД. Однако исследовательская деятельность здесь реализуется индивидуально. Поэтому необходимо использовать другие формы.
Исследование в рамках урока
Центром такого урока станет исследовательский вопрос. К примеру, на уроке литературы в 9 классе по теме «Пушкин и фольклор» было предложено раскрыть загадку из истории литературы. Пушкин, собрав большое количество народных песен, передал свою коллекцию известному фольклористу Киреевскому со словами: «Несколько из них написал я сам – догадайся какие». Киреевскому не удалось решить этой загадки, да и ученые до сих пор не знают ответа. Учащиеся предложили шаги к решению этого вопроса, наметили определить: 1. Что такое ФОЛЬКЛОР? ОСОБЕННОСТИ НАРОДНОЙ ПОЭТИКИ. 2. Идейно-тематические интересы А. С. Пушкина. 3. Особенность языка А. С. Пушкина. Работали с ранее изученными произведениями Пушкина (сказки, поэмы), опирались на только изученную «Капитанскую дочку» и на уроке анализировали стихотворение из цикла «Песни о Стеньке Разине», «Зимнее утро». У детей к концу урока был инструментарий для попытки разрешения спорного вопроса между Пушкиным и Киреевским. Домашнее задание было – попытаться определить пушкинское произведение и обосновать свой выбор.
Безусловно, на уроках литературы приходится часто обращаться к исследовательскому методу, особенно при изучении сложных текстов. К примеру, при изучении «Медного всадника» Пушкина необходимо внимательное исследование текста. На уроке в 7 классе мы выделили основных героев произведения: Евгений, Параша, Нева и Петр («Медный всадник»), последовательно оценивали взаимоотношения между ними (Евгений и Параша, Евгений и Нева, Нева и Петр, Евгений и Петр). Работали небольшими группами. На этом этапе мы уловили авторское сопоставление самого «маленького» персонажа Евгения и могучего Медного всадника: во время потопа Евгений сидит на льве, превращается в своего рода второго всадника, жалкого, беспомощного, комичного. Кроме того, параллелизм присутствует и в описании двух персонажей: автор начинает рассказ с того, о чем думал Петр, потом - о чем мыслил Евгений. Дети пришли к выводу, что параллелизм подчеркивает величие одного и ничтожность другого. Однако после вопроса об авторском отношении к героям и анализе «бунта» Евгения выясняется, что в итоге стоит именно Евгений, как бы возвышаясь над сидящим Медным всадником. Чувство «маленького человека» возвышается над равнодушием Петра. В конце урока учащимся предложили сформулировать тему урока. Наиболее удачной стала: «Два всадника в поэме Пушкина».
Групповая исследовательская работа в моей практике была осуществлена в форме «Выездной школы» (в нашей школе проводятся «выездные уроки» по физике, английскому языку). Провели занятие осенью с учащимися 8 класса в лагере «Березка». Разделились на группы. Каждой группе были даны заранее приготовленные стихотворения разных эпох: 18, 19, 20 и 21 вв. Учащиеся должны были проанализировать произведения и определить образ осени, сравнить со своим восприятием пейзажа. Безусловно, было бы лучше, если бы дети сами предложили тему и подобрали стихотворения. Для этого на уроке нужно было провести подготовительную работу, возможно, предложить для сравнения два стихотворения, различные по способу изображения осени. Тогда бы дети сами задались вопросом, от чего зависит взгляд на один и тот же пейзаж, а также какие еще интерпретации возможны.
Результаты групповой урочной и внеурочной исследовательской деятельности:
Здесь развиваются преимущественно коммуникативные УУД: умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Однако и познавательные, и личностные, и регулятивные УУД также получают свое развитие.
ИТАК,
Исследовательскую деятельность в школе можно представить в виде следующей схемы:
К.И. 90%
К.И. 70%
И.И. 20%

Это известные всем педагогам цифры. 90-100% учеников занимаются коллективными исследованиями в рамках урока, часть из них, заинтересовавшись, углубляют свои исследовательские действия и занимаются во внеурочное время. И примерно 20% от всех учащихся создают индивидуальные исследовательские работы, максимально углубляя и расширяя свои исследовательские поиски. При этом нужно осознавать, что именно с коллективных исследований начинается настоящая, глубокая, научная индивидуальная исследовательская деятельность.
Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время поможет пройти школьнику свой путь более продуктивно, эффективно и интересно. Она может стать тем толчком, который заставит ребенка интересоваться миром, наукой, людьми в большей степени, чем это предписано правилами, сформирует критический, глубокий, взгляд на вещи.