Рефлективный отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков


Рефлективный отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков.
«Урок — это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы
учебных занятий»
(Н.М. Верзилин)
Урок – это главное составляющее учебного процесса. Для того, чтобы у учащихся развивались интеллектуальные способности при планировании и подготовке любого урока, главным является определение цели урока, о том, какие методы реализации цели использовать, или какие формы организации работы применить. Предоставляемый в отчете урок я планировала с учетом интеграции в свою практику семи модулей Программы Кембриджского подхода. Внедрение семи модулей в практику ведения уроков способствует тому, чтобы ученики научились тому, как учиться, и, в итоге, умели размышлять, понимать учебный материал, приводить обоснования и доводы, давали полные, развернутые ответы на поставленные мною вопросы: «Зачем?», «Почему?», «Для чего?», а также были ответственными за свое обучение учениками с развитым критическим мышлением.
Придя после первого этапа обучения, я выбрала в качестве экспериментального класса 7 так, как они были менее загружены по сравнению со старшими классами, которые сдают государственные экзамены. Для успешной реализаций последовательных уроков с включением всех 7-ми модулей Программы, я составила среднесрочное планирование в котором раскрыла основные идеи своих уроков, а так же разработала формы и приемы через которые будут реализованы все идеи семи модулей программы. Свои уроки я проводила по четырем темам: два урока на ткму «Преобразование выражений, содержащих свойства степени с натуральным и целым показателем», и два урока на тему «Функция у=ах2 , у=ах3 и их свойства».
В отчете хочу остановиться более подробно на одном уроке по теме «Преобразование выражений, содержащих свойства степени с натуральным и целым показателем». В данный урок включила все семь модулей Программы, а именно «Новые подходы в преподавании и обучении», «Обучение критическому мышлению», «Оценивание для обучения и оценивание обучения», «Использование ИКТ в преподавании и обучении», «Обучение талантливых и одаренных учеников», «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников», «Управление и лидерство в обучении».
Мой план урока состоял из нескольких ключевых моментов. Первое - создание коллаборативной среды, разделение по группам, работа в группе, защита кластера, рефлексия.
К новым подходам обучения и преподавания я отношу создание коллаборативной среды в классе, в котором учитель понимает меру своей ответственности, не ограниченной лишь рамками преподаваемого предмета\содержания обучения. Успешность обучения и преподавания заключается в создании атмосферы, позволяющей личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения («Задания для выполнения в период практики в школе», стр. 32) , работа в группах, рефлексия по проведенному уроку.
Обучение критического мышления осуществляла через работу в группе по созданию кластера .Что касается оценивания для обучения и оценивания обучения осуществлял через взаимное оценивание, а так же путем решения тестовых заданий.
Использование информационно-коммуникационных технологий применяла через использование интерактивной доски, показа презентации, приготовленных
самими учениками с использованием интернета.
Обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников. В рамках данного модуля
на уроке я подготовила учебный материал, согласно учету возрастных особенностей. Также при использовании компьютера на уроке, я учитывала время работы 10-12 минут, так как детям 12- лет рекомендуют именно такое время при работе с компьютером.
Свою работу по раскрытию модуля обучение талантливых и одаренных
осуществлял через создание кластера, а так же его защиты перед всеми одноклассниками.
При создание коллаборативной среды я использовала прием «возьмитесь за руки» (каждый берет за руки того, кого он хочет взять ) которая была проведена для того, чтобы выявить скрытых лидеров, так как это игра предполагает, что вся команда пойдет за одним лидером, в большинстве случаев на наших уроках мы видим формальных лидеров, это отличники, призеры олимпиад и конкурсов и т.д., тех кого мы сами решили сделать лидерами, а для построения успешной работы нужны не только формальные лидеры, а так же не формальные. Пронаблюдав за поведениями моих учеников, у меня сложились некоторые мысли, в частности один ученик, как и в учебе, так и в не формальной обстановке вел себя как лидер, а вот другой ученик который никак не замечен на уроке, из числа «троечников» оказался тем, за кем пошли дети, в последующим планирую так же, найти подтверждение того, что это было не разовое явление и что он действительно является не формальным лидером своего класса и уже в последующем активно использовать его лидерские качества в целях достижения поставленных задач перед классом. Этот прием еще проводился не только для того, что бы выявить, неформальных лидеров, ну и для того что бы снять эмоциональную нагрузку с детей после учебных предметов, и что бы их подготовить к новому освоению знаний.
Следующий этап урока это работа в группах по темам. Класс поделен был на две группы (так как в классе всего 9 учеников), деление происходило по выбору конфет (конфеты были 2х видов) . Ученики с удовольствием проходят этот этап, так как данный вид работы я использовала и ранее.
Для того чтобы урок прошел успешно, нужно чтобы ученики чувствовали себя свободно и раскрепощенно. Для этого одним из заданий было составление кластера на тему «Свойства степени с натуральным и целым показателем»
Начав наблюдать за группами для себя выделила следующие, что менее успешные ученики выполняли задание более легко : раскрыли презентацию на данную тему, пользовались справочником, находить, в одной группе для меня одна ученица раскрылась, как творческая личность, она взяла на себя ответственность за то чтобы нарисовать кластер, при этом она всегда была в числе мало успешных учеников. Составление кластера показала, что все индивиды думают по-разному, например, одни составили кластер в виде схемы, другие- в виде солнышка с лучиками. Некоторые ученики проявили свои лидерские качества, управляя процессом ответа на вопрос. В большинстве групп ответственность за подборку информаций брали на себя успешные ученики, а так же -27432002642235Фото №3. Составление кластера.
020000Фото №3. Составление кластера.
большинство успешных взяли на себя ответственность за выступление, в одной группе учащиеся разделили между собой выступление, при этом каждый поучаствовал в выступление когда группа защищалась, конечно большинство сложного материала на себя взяли сильные ученики.
У каждой группы были свой листы оценивания, один лист был для того, что бы оценить выступления других групп, ну а так же лист оценивания деятельности внутри группы. Критерий для оценивания выступления группы при защите групп, были следующие:
Грамотность выступления
Содержательность кластера
Доступность выступления
Красочное представление
на кластере информаций
Ребята должны были описать деятельность каждого участника группы, а так же оценить степень участия в создание кластера по следующим критериям:
Исполнительские функций в группе (найти информацию, изобразить всю главную информацию на кластере)
Главные функций в группе (исполнение кластера, выступление, защита кластера)
При этом они выставили оценки в свои проформы, конечно по результатам их оценок все стали одновременно отличниками, при этом я внимательно читала о деятельности каждого ученика, потом только после проработки данных листов я выставила окончательные оценки в журнал.
На следующим уроке я сделала детальный разбор оценки с учетом своих наблюдений и листов оценивания которые были заполнены учениками, тем самым показала, как нужно делать правильно. При этом я понял, что ошибка эта была полностью моя ,потому что для ребят это было новым видом работы, а не объяснила и не показала данный вид работы в действительности.
Конечно же данная работа очень трудоемка, потому что на каждое упражнение, задание нужно прорабатывать критерии. А так как на уроках математики мы выполняем большой объем работы, поэтому много времени уходит на подготовку оценочных листов. В дальнейшем планирую активно использовать данный вид оценивания, потому что он помогает ученикам развивать навык критического оценивания, а так же честно выставлять и оценивать работу друзей и самих себя.
В использование модуля программы «Оценивание для обучения и оценивание обучения» вижу только плюсы.
Когда размышлял о том, как же включить модуль развития критического мышления школьников в свой урок обратился к руководству учителя. «Работы, посвященные исследованию коммуникационных процессов в классе, показывают, что определенные модели взаимодействия-исследовательский разговор, аргументация и диалог – способствуют развитию высокого уровня мышления, интеллектуальному развитию через вовлечение учителей и учеников в совместные действия по постижению смысла и знаний». («руководство учителя», стр. 155).
Поэтому при опросе домашнего задания я использовала стратегию «Горячий стул». Один ученик выходит к доске, другие задают вопросы. Ученик, сидящий на стуле, должен быстро отвечать на вопросы. В случае неправильного ответа или не знания его ученик задает наводящие вопросы, либо вовлекает в диалог еще какого–нибудь ученика. Всему классу понравился такой прием проверки домашнего задания.
Осознав, какие навыки развивает использование приемов критического мышления или задание основанные на знаниях по данному модулю я пришла к выводу , что составление кластера- это тоже развитие одного из приемов критического мышления так, как ребята в течение урока анализируют различную информацию по данному вопросу, синтезируют и делают вывод, выходя к доске интерпретируют информацию по своему вопросу.
В конце урока было проведено тестирование при помощи которого было видно, хорошо усвоили этот материал или нет, по которому они работали, по вопросам которые были по темам разработанные одноклассниками результативность была ниже, но если судить в общем, при обычном уроке когда я была единственным источником знаний, общий результат был примерно таким же, но при этом знания по темам всем были поверхностны, а при работе в группе у них отложились хорошие знания по конкретному вопросу, потому что новые знания ученики добывали сами.
Последним этапом моего урока была рефлексия. Для того, что бы дети почувствовали свою важность участия в процессе обучения на каждом этапе, всем ученикам были розданы цветные смайлики: одного грустного, а другого веселого, на которых дети писали свои ощущения по данному уроку, свои пожелания и мнения. Данный вид для ребят был новым, я никогда раньше не использовала такой метод на своих уроках, поэтому большинство учеников были удивлены такому завершению урока. В конце, всех учеников попросила встать в круг, они из рук создали круг единства для того, что бы все обиды оставить в этом кабинете, а так же для сплочения и единства всех учеников.
Анализируя весь урок, я делаю для себя несколько выводов. При написание среднесрочного планирования я думала, что включить все семь модулей Программы в один урок будет сложно, хотя, через некоторое время, поразмыслив над всеми модулями, раскрыв и поняв их суть, я сделала вывод для себя, что все семь модулей Программы между собой очень тесно интегрированы, поэтому один этап урока например: создание кластера можно отнести и к созданию коллаборативной среды, и к развитию критического
мышления школьников, ну а так же преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников, использование ИКТ в преподавание и обучении, оценивание для обучения и оценивание обучения, новые подходы в преподавание, то есть делаю вывод, что внедрение всех семи модулей Программы в один урок это не есть проблема. Моя проблема состояла в том, что бы перестроится к новому стилю проведения уроков, заставить себя мыслить и строить урок по новому, отойти от принципа учитель - единственный источник знаний, порой чувство долга, что ты что-то не додашь своим ученикам намного выше, чем позволить ребятам самостоятельно добывать знания. При этом я делаю им «медвежью» услугу, потому что в ВУЗе уже давно говорится о том, что 30% знаний дает преподаватель остальное добывает самостоятельно. В связи с этим данная программа помогает мне перестроится для работы в школе .Одной из трудностей для меня в данном уроке был соблюдение регламента времени, мне не хватило времени на разъяснение домашнего задания, в дальнейшем более тщательнее буду подходить к вопросу времени.
В общем, считаю, что с поставленными перед собой задачами справилась. Главная цель, которую я ставила перед собой внедрение всех семи модулей программы в один урок по теме: «Преобразование выражений, содержащих свойства степени с натуральным и целым показателем» выполнила. Теперь ставлю перед собой большую и важную цель перед собой внедрение проведение всех уроков в различных классах по всем темам. Я сама увидела результат работы, и мне очень понравилось, конечно, были недостатки, но ведь если нет недостатков, то просто некуда стремиться.
Положительные моменты я отложу в свою “педагогическую копилку” и буду стараться применять при планировании последующих уроках, а от своих допущенных недостатков постараюсь постепенно избавиться.