Рефлективный отчёт по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков
Рефлективный отчёт по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков
На сегодняшний день преподавание немыслимо без «сотрудничества», всё большую значимость приобретает не только взаимодействие учитель-ученик, но и становится актуальным сотрудничество ученик-ученик. Чтобы вовлечь учащихся в работу необходимо использовать новые стратегии в обучении, где за основу необходимо брать идет модуля «Новые подходы в преподавании и обучении». Такие уроки повышают мотивацию учения, эффективность и продуктивность обучения, обеспечивают работу всего класса, позволяют учащимся раскрыть свои «скрытые» способности, быть более уверенном в себе.
При составлении среднесрочного планирования я включила изученные модули, в этом отчёте хочу проанализировать третий урок, из серии запланированных уроков, по математике в третьем классе. В классе 18 учащихся. Из них 12 девочек и 6 мальчиков. Исследования психолога показали, что в классе преобладают учащиеся со средним уровнем интеллектуального развития. Цель урока поставила с позиции ученика: изучить новые приёмы деления. От ученика А (сильной мотивации) и ученика В (средней мотивации) я ожидала, что они самостоятельно разберут новый приём умножения и деления, опираясь на собственные знания полученные ранее.
А ученик С (слабой мотивации) изучит новый приём опираясь на образец.
При планировании урока с использованием новых подходов в обучении по теме «Устные приёмы умножения и деления трёхзначного числа на однозначное 242*2,484:2.» я стремилась на этом уроке изменить структуру урока применить новые стратегии, которые помогут увлечь детей, заинтересовать, повысить саморегуляцию. Урок по этой теме относится к разделу «Устные приемы умножения и деления в пределах 1000» стоит 44 уроком в разделе. До этого урока дети уже рассматривали устные приемы умножения и деления двузначных чисел и трёхзначных, в которых отсутствовал разряд десятков. Передо мной стояла задача, провести урок так, чтобы даже самый слабый ученик понял тему.
Используя модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» и «Использование информационно-коммуникативных технологий в преподавании и обучении», начала урок с создания коллаборативной среды, что бы создать атмосферу доброжелательности, ведь с каким настроением начинаешь урок, такой результат получаешь в конце урока. Проводя тренинг «Я желаю тебе» под красивую мелодию, дети взявшись за руки, говорили пожелания. Наблюдая за детьми отмечаю, что им понравилось такое начало урока, они говорили друг другу слова пожелания с улыбкой на лице, старались не повторять, то, что было уже сказано.
22824727337700472712065004237707409300
Только двое учащихся затруднялись сказать пожелания. В конце тренинга все дети, держась за руки, подняли их вверх, и хором пожелали успеха на уроке. Этот тренинг способствовал созданию атмосферы сотрудничества и доброжелательности и хорошему настроению. Анализируя этот приём, я пришла к выводу, что чтобы снять возникшие барьеры, на следующе уроке, у учащихся, которые испытывали затруднения, мне необходимо использовать приём в котором, эти учащиеся будут являться ведущими.
На фазе вызова дети самостоятельно определяли тему урока посредствам постановки проблемной ситуации, связанной с жизненной ситуацией. Назвав дату и порядковый номер дня недели дали характеристику числу составили другие трёхзначные числа
используя эти цифры. После анализа дети пришли к выводу что темой урока станет: «Устные приёмы умножения и деления трёхзначного числа на однозначное» сформировали цель урока: изучить новые приёмы умножения и деления.
При выполнении этого задания у детей развивались мыслительные операции анализа и синтеза, что способствует развитию критического мышления. В Руководстве для учителя сказано: основы критического мышления могут быть развиты и в работе с младшими школьниками, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков. Наиболее оптимальный для этого – стимулирование учеников к доказательствам на основе собственного опыта. (1, стр. 154)
Для того чтобы достичь хорошего результата мы устно составили критерии успеха на уроке.
Я умею умножать трёхзначные числа
Я понимаю алгоритм решения
Я применю знания при изучении нового приёма.
Устный счет проводили, работая в парах, с учетом возрастных особенностей я составила карточки для работы. При выполнении задания, один ученик, читал выражения, второй записывал только ответ. Проверяли работу друг друга по образцу, полученному после выполнения задания.
9277351778034763773993600
Так как социальное взаимодействие в ходе занятий играет важную роль в обучении. Общение в ситуациях «ученик – ученик» составляет значимую часть построения значения и развития понимания (1, стр. 135). При выполнении этого задания ученики А и В проверяли ученика С прорабатывали допущенные ошибки. В ходе диалога ученикам предоставляются альтернативные перспективы, и предлагается рассмотреть точку зрения другого человека способами, стимулирующими развитие и углубление их собственного концептуального понимания. (Руководство для учителя стр.156)
Цель этого задания проверить знания таблицы умножения и деления у учащихся, так как это мостик для изучения нового приема.
Использование модуля «Новые подходы в преподавании и обучении, обучение тому, как учиться», организация работы в парах, взаимопроверка приводит к повышению личной ответственности учащихся за правильные ответы, за чёткое знание таблицы умножения.
Деление на группы проходило с помощью стратегии «Определи свое число».
4420235914400063309513906500
Ученики получали карточку с трехзначным числом. Найдя сумму чисел, определили свою группу. Цель этого приема развитие вычислительных навыков. На этом уроке я сформировала группы с учетом способностей учащихся. Так как заметила, что на предыдущих уроках учащиеся группы С были мало активны. Группы в которых были учащиеся А и В должны были самостоятельно разобрать новый приём умножения и деления, а группе в которой были учащиеся С, я дала образец на котором, был написан прием умножения трёхзначного числа на однозначное, учащиеся могли разобрать новый материал, работая по данной аналогии, уровень заданий соответствует уровню их способностей, уровню мышления. Детям необходимо было, проанализировать образец и разобрать свой пример. В Руководстве для учителя стр.144 Л. Выготский предполагал: ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники. (1)
Получив задания, первая и вторая группа работали слаженно и четко. Распределив обязанности, принялись разбирать прием умножения и деления, обсуждая возникающие в процессе работы идеи. Александер (2004) утверждает, что беседа в обучении не является односторонним процессомобщения, а, наоборот, – взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперед. (1с.145)
2726488127000
А в третьей группе учащиеся С чувствовали сначала себя неуверенно, боялись говорить. После того как, я подошла к ним и подбодрила их словами, что они молодцы и у них все получится, дети как будто ожили. Опираясь на «установленные подмостки» у них началась исследовательская беседа в ходе, которой, используя образец выполнения умножения, они разобрали приём умножения и деления.
В исследовательской беседе:
Каждый предлагает уместную информацию.
Идеи каждого рассматриваются как полезные
Участники задают друг другу вопросы.
Участники в группе стремятся достичь согласия. (1 стр. 145)
После завершения обсуждения и записи на постере, группе необходимо было выбрать спикера, который должен был объяснять приемы в двух других группах. Наблюдая за учащимися я заметила, что ученица группы А вела себя уверенно, легко работала в группе. А ученик группы В был не очень активен в группе этого состава, но дети выбрали его спикером, стараясь этим вовлечь его в работу. А ученик группы С чувствовал себя расковано, он с легкостью озвучивал свои мысли. Объяснял учащимся в группе новые приемы. В группе этого состава ему было необходимо работать так как надеяться было не на кого. Необходимо было выполнить полученную работу. Своей работой он произвёл впечатление на одноклассников его группы. Они похвалили его за работу. Это воодушевило ученика С и он стал работать более активно.
651222144900
При взаимодействии в группах, у учащихся развивается саморегуляция («Новые подходы в обучении, обучение тому, как учиться») Perry et al (2002) считает важными три элемента саморегулируемого обучения:
самонаправленность в процессе работы над заданием;
самостоятельное определение учеником проблемы и цели;
самостоятельный выбор стратегии для достижения целей и решения проблем.
(1 стр.151)
Опираясь на имеющиеся знания, детям необходимо было выполнить анализ задания, актуализация знаний, необходимых для его решения, применение этих знаний на новом уровне для синтеза новой модели решения задачи, на этом этапе урока использовался модуль «Критическое мышление» и модуль («Новые подходы в преподавании и обучении и диалоговое обучение»).
Чтобы снять напряжение, мы провели физминутку с использованием ИКТ.
119959717918100
Для защиты постеров выбрала стратегию «Джигсо» - я хотела посмотреть, как же учащиеся будут слушать, и задавать вопросы спикеру. Понаблюдав за детьми, я увидела при такой форме работы, дети все вовлечены, они очень внимательно слушали спикера в своей группе, но задавали только тонкие вопросы. Следовательно в дальнейшем мне необходимо развивать у учащихся умение задавать вопросы высокого порядка.
2179603131940050801651000436562510223500
Целью работы в группах было разобрать устные приёмы умножения и деления. По выступлениям спикеров было видно, что все группы справились с заданием.
Оценивая выступление спикеров групп, я заострила внимание на том, что они представляли работу всей группы, поэтому необходимо было оценить именно работу всей группы. Для оценивания использовала стратегию «Оцени смайликом» детям необходимо было, посовещавшись, выбрать смайлик и объяснили почему, они выбрали именно этот, объяснить опираясь на критерии. Наблюдая за учащимися я, услышала, что дети совещались в группе, как вели объяснение спикеры, соответствовало ли оно критериям.
399866639017001992136296400
На этапе закрепления учащиеся решали примеры нового вида индивидуально. Потом обменялись тетрадями в группе и проверяли работу одноклассника. Один ученик читает, все проверяют. При проверке использовали стратегию «Инсерт». («Критическое мышление») Ученик группы С не допустил ни одной ошибки при решении примеров. Это говорит о том, что разбирая приём, все дети поняли новый материал.
1898827-197425100
А вовлечение детей в процесс оценивания, позволяет ученику понять свои дальнейшие действия для улучшения своего результата. (Элемент модуля обратная связь «оценивание для обучения»)
Следующий этап урока была работа над задачей.
Учащиеся обсуждали условия задачи, записывали на постере в своей группе только краткую запись. После чего передавали постер по кругу.
188595247650019888206985004318000127000
Следующая группа записывала 1 действие, проверив краткую запись, третья группа записывала 2 действие, по возвращению постера дети записывали ответ. Используя этот прием, учащимся необходимо было проверить запись других групп, на правильность и последовательность решения задачи и только после этого выполнять следующую запись. («Критическое мышление»). Дети спешили выполнить задание и не обращали внимания на ошибки, допущенные другими группами на постере.
Когда сравнивали постеры, нашли ошибки в пояснении решения. Вместе с детьми сделали вывод: что необходимо более внимательно проверять записи других групп.
На этапе рефлексия.
Каждому ученику необходимо было оценить работу своего товарища в группе, и чья работа была наиболее активной и плодотворной, тому подарить свой смайлик.
195756720740003818890-254000
Используя прием «Подари смайлик», дети могли сравнить работу каждого члена группы и оценить её. У учеников А В С после оценивания оказалось разное количество смайликов, обсудив количество смайликов полученных учащимися, учащиеся сделали вывод, чтобы им подарили смайлик необходимо ещё более активно работать на уроке. Используя на данном этапе модуль «Оценивание для обучения» с целью развития у школьников навыков анализа уровня работ, оценивания своих достижений и достижения своих одноклассников. Это позволит учащимся понять, что необходимо сделать для улучшения достижений, приведёт к снижению уровня тревожности, когда ребёнок не уверен в том, насколько успешно он справился с работай. Я думаю, используя данный модуль в работе с детьми, смогу их научить понимать свои сильные и слабые стороны, видеть их причины, планировать действия для улучшения достижений.
15335254038600031940541148000Оценивая свою работу на уроке, детям необходимо было, показать какие чувства они испытывали в конце сегодняшнего урока.
37249109207500
Очень обрадовало то, что не зависимо от большого объема заданий на уроке, к концу урока все дети чувствовали уверенность в своих знаниях, у всех было хорошее настроение. Мне удалось заинтересовать детей на уроке, вызвать желание работать. С уверенностью могу сказать, что цель урока была достигнута. Все учащиеся поняли приём умножения и деления трёхзначного числа на однозначное. Это было видно по результатам самостоятельного задания, когда учащиеся решали примеры нового вида. Даже ученик С не допустил ни одной ошибки. Самое главное, что дети усвоили тему, изучив прием, обучая друг друга. Использование новых стратегий Программы на уроке дало очень хорошие результаты.
Анализируя урок, я сделала выводы. Во-первых, все учащиеся были включены в работу, это очень важно, ученики не сидели пассивно. На уроке им приходилось постоянно думать, вспоминать, делиться мнениями, писать, доказывать, обсуждать. Во-вторых, проведение уроков с применением модулей, побуждают детей самих составлять и задавать вопросы, активизируют их к поиску ответов. (2)
После проведения серии последовательных уроков, я поняла, что мне и моим детям очень нравится такая форма занятий. Хотя детям еще трудно бывает выражать свои мысли, прийти к единому мнению, но все еще впереди. Одной из проблем возникшей на уроках была нехватка времени. Я поняла, не надо стремиться выполнять слишком много заданий, лучше вводить разные приемы постепенно.
В своей дальнейшей работе я планирую продолжать работу по данным модулям, использовать изученные стратегии и методы, которые я применяла на уроках стали не только понятны мне, а что самое главное они понравились моим ученикам. В дальнейшем я так же собираюсь применять на своих уроках модули Программы, так как они способствуют активизации деятельности учащихся к лучшему усвоению материала. Работать с учащимися класса, учитывая то, что все дети в моем классе одарённые, пусть не все в одинаковой степени, но у каждого есть свой маленький талант. Я как учитель должна способствовать обучению и развитию моих учеников. У меня ещё не всё получается, но я буду стараться улучшить свою работу.
Литература
1.Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» 2012
2. http://ped-kopilka.ru/