Рефлексивный отчет по проведенной серии последовательных уроков
Отчёт СРефлексивный отчет по проведенной серии последовательных уроков.
О курсах повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан я слышала и читала очень много. Одной из первых в нашей школе была учитель математики Кравец Валентина Николаевна, которая прошла третий уровень данных курсов. Я неоднократно посещала уроки этого учителя с целью ознакомления с методикой программы. Многое было для меня не ясным, и вот настал момент прохождения моих курсов в рамках повышения квалификации казахстанских педагогов в новом формате на основе лучшей мировой практики. В самый первый день нас встретила наш тренер Амержанова Шолпан Кабижановна. И с самой первой минуты наших занятий мы окунулись в процесс сотрудничества, взаимообучения и самообучения. С нами проводились тренинги по адаптации ко всему новому, на знакомство друг с другом, на сплочение вновь образовавшегося коллектива, на поднятие уровня нашей самооценки. Мы самостоятельно добывали знания, работая в парах и группах сменного состава. При этом готовых ответов ни на какой вопрос мы не получали, все приходилось осмысливать, анализировать, рассуждать и самостоятельно решать проблему. Работая в таком режиме, я осознала, что добывая знания самостоятельно, мы обучаемся эффективнее, чем тогда, когда нам преподносят готовые знания.
Изучили новые подходы в преподавании и обучении в контексте семи модулей Программы. Работали активно над моделированием способов работы в группах, потом защищали и обсуждали совместные презентации. На занятиях мы не только развивали свою функциональную грамотность, но и познакомились с рядом методических свойств, которые нам пригодились при прохождении второго этапа «Практика в школе».
Вернувшись в родную школу, я запланировала провести серию четырёх уроков, внедряя идеи семи модулей. Ещё на первом этапе я определила, что уроки буду проводить по предмету познание мира в третьем классе. В этом классе восемь учащихся. Свои уроки я проводила в соответствии календарно-тематическому планированию. Готовя материал к урокам, я постоянно задавала себе вопросы: как я смогу внедрить идеи программы в один урок, как будут мои ученики реагировать на новшества при проведении урока. Решая эти вопросы, я обращалась к «Руководству для учителя», раздаточному материалу, который получила во время первого этапа, интернет-ресурсам. При разработке уроков я старалась учитывать индивидуальные способности и возрастные особенности учащихся, брала во внимание на недостаточное оснащение школы новыми технологиями.
При планировании уроков мне помогли те задания, которые нам предстояло выполнить в период прохождения практики в школе. Руководствуясь ими, я решала, в каком направлении мне двигаться дальше. При выполнении первого задания, консультирование с коллегами, я проконсультировалась с директором школы по поводу проведения уроков и создания благоприятных условий для прохождения практики. Затем, определившись с классом, я провела родительское собрание, на котором я кратко разъяснила родителям, каким образом будут учиться их дети, взяла разрешение на проведение различных психологических исследования и на осуществление фото и видео съемки. При проведении серии последовательных уроков я беседовала с учениками по поводу нововведений на уроках, многим ребятам уроки понравились, учащиеся даже спрашивали перед уроком, а мы также будем сегодня работать? Также я консультировалась с коллегами, интересовалась их мнением о моих уроках. Некоторые из них поддержали меня и новые технологии, но были и такие, кто не принял эту методику и не смог увидеть эффективность этой системы.
Изучая новые технологии, я поняла правдивость слов Пажареса (1992) «Убеждения учителя в процессе обучения влияют на все, что учитель делает в классе. Устойчивое мнение о том, как должны преподаваться предметы, оказывает более существенное влияние на действия учителя в классе, нежели особенная методика или учебник» [1, стр. 111].
Поставив себя на одну ступень с учениками, распределяя роли каждому, я пришла к выводу, что ученики и учителя должны находиться на равных правах. При этом ученики получают не готовые знания, а самостоятельно добывают их и учатся умению применять эти знания на практике, развивают глубокое понимание предмета, обеспечив использование и применение знаний вне класса, а моя задача – направлять и корректировать.
Свои уроки я старалась строить исходя из конструктивистской теории, которая базируется на утверждении, что «развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников: от учителя, сверстников, из учебников. Большинство сторонников конструктивистской теории считают, что подходы в преподавании, основанные на передаче готовых знаний, не способствуют ни успешному их усвоению, ни развитию их глубокого понимания, ни взаимодействию с уже имеющимися».[1, стр.110]. Именно поэтому я старалась организовывать работу учащихся так, чтобы знания добывались самостоятельно.
Уроки я начинала с создания доброжелательного психологического климата в классе. Успешность обучения и преподавания заключается в создании коллаборативной среды, позволяющей учащемуся чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения. Каждый урок начинался с круга, в котором я проводила различные тренинги с учащимися. Во время проведения тренингов, под названием «Букет пожеланий», меня приятно удивили слабоуспевающие дети, которые активно включились в работу, тогда как раньше при обычных традиционных уроках эти ученики молчали, их трудно было завлечь и включить в учебный процесс. Также, для создания коллаборативной среды, мною были проведены такие упражнения, как «Фруктовый сад», «У меня сегодня хорошее настроение», «Австралийский дождь». Все эти упражнения позволили учащимся раскрепоститься и почувствовать себя свободней.
В самом начале практики я думала, что тренинги будут только отвлекать, занимать мое время на уроке. Не желая принимать я, видела в этом много минусов, но впоследствии я поняла, что тренинги необходимы для создания коллабаративной среды. Для себя выработала правила «На урок всегда приходить веселой, дружелюбной, готовой к сотрудничеству с учащимися».
Теперь я могу сказать, что это важно и помогает в дальнейшем на уроке, как учителю, так и ученику. Дети на таких играх начинают раскрепощаться и ведут себя в дальнейшем на уроке свободно, что позволяет наладить в классе атмосферу сотворчества.
Дети в начальных классах любят поговорить. Хотят рассказать обо всем на свете, поделится своими переживаниями. Я часто закрывала на это глаза, и не давала детям раскрыть свой внутренний мир. Строила свой урок в основном на монологической речи, где учитель большую часть урока говорил, объяснял новый материал, а ученики просто слушали. Сейчас мое понимание диалога и его применение, а так же цель, изменились. Теперь диалог для меня – это возможность для взаимообучения учащихся, выработка умения задавать вопросы и отвечать на них, а так же развитие критического мышления. Только через диалог учащиеся обмениваются знаниями, получают новую информацию, а также диалог помогает мне узнавать, насколько мои ребята усвоили пройденный материал, на каком уровне они находятся в процессе своего обучения. Я полностью согласна с высказыванием Выготского, который утверждал: « Знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог». Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя. Обучение будет успешным в случае, если обсуждаемые идеи ещё не являются частью настоящего понимания ученика, но входят в его зону ближайшего развития. Цель данного модуля: внедрение диалогических методов преподавания через использование опросов и работы в группах. Основные идеи модуля: стимулирования обучения детей; положительное воздействие на качество образования; практическое использование опроса и работы в малых группах. Изменилось отношение к предмету у незаинтересованных учащихся. Такая форма работы изменило мое отношение к уроку в целом.
Наверное, для меня такая форма работы, как работа в группе, стала новым видом работы, потому что в своей прошлой практике я очень редко использовала такой вид работы, в основном, только на уроках технологии. В настоящее время, я увидела, что работа в группе позволяет ученикам сблизиться, учит терпимее относиться друг к другу, учит умению слышать и слушать собеседника, что в ходе групповой работы, обсуждая ту или иную проблему, ученики могут прийти к единому мнению. Пока мы еще не научились работать в группе, потому что это очень трудоемкий процесс, который требует от учеников полной самоотдачи, а пока мы малыши и адаптируемся к школьной жизни, нам тяжело привыкнуть друг к другу, но мы стараемся. И для того, чтобы работа в группе была слаженной, мы с ребятами выработали правила, благодаря которым они могут прийти к единому мнению. Если кто-то из учащихся забывал в процессе работы об этих правилах, то я напоминала о них.
Одной из разновидностей работы в сотрудничестве является метод Джиксо, который был разработан профессором Элиотом Аронсоном в 1978 году. Для развития критического мышления мы работали по этому методу на уроке по теме «Воздух. Свойства воздуха». Учащиеся были поделены на группы. После того как учащиеся в группах обсудили данные вопросы, спикеры презентовали свою работу. С заданием учащиеся справились отлично. В рефлексии, учащиеся показали, что им очень понравилась такая работа. Они выразили желание чаще проводить такие уроки. Меня удивило, что дети изменились, стали более активными, смелыми, высказывали свое мнение. Ученик Амангельдинов Шынгыс, который обычно был пассивным, тут проявил и показал себя с другой стороны. После его презентации группа аплодировала ему, и при проведении рефлексии учащиеся отметили его работу. Таким образом, работа в группах научила учащихся обмениваться мнениями друг с другом, мыслить, анализировать, проявлять свои творческие способности, взаимообучать друг друга, взаимооценивать и самооценивать.
Я, в свою очередь, научилась выслушивать ответы детей, распределять роли, поддерживать доброжелательный психологический климат в классе, применять разные виды оценивания, а также я стала обращать внимание на то, сколько времени говорю на уроке. Я считаю, что все это пригодится мне в дальнейшей работе по внедрению данной программы в свою педагогическую деятельность.
Наряду с групповой работой, я использовала работу в парах, которая «может быть эффективна для выполнения совместных мыслительных задач высокого уровня».
Работу в группах я успешно внедрила на этапе закрепления по всей серии последовательных уроков. Урок по теме «Воздух. Свойства воздуха», предполагал парную работу над текстом учебника, при заполнении таблицы, при работе над стихотворением «Воздух».
Критическое мышление важно развивать на каждом уроке. При прохождении практики я старалась придерживаться этого принципа, используя различные приемы и техники, такие как «Фишбоун», «Кластер», «Толстые и тонкие вопросы», «Ментальные карты», «Букворд».
На уроке по теме «Охрана воздуха» использовалась техника «Фишбоун». С этим видом работы дети успешно справились. Учащиеся выяснили причины загрязнения воздуха и пути их предотвращения. Работа над данной техникой способствовала стимулированию мыслительной и творческой деятельности учеников. При работе над заданиями, развивающими критическое мышление, ученик группы А - Кучма Денис старался выполнять их последовательно, тщательно и обдуманно. А ученица Игренева Настя продемонстрировала умение высказывать собственное мнение, но задание выполняла не последовательно, а выборочно, что ей известно или, что легче.
Планируя свои уроки, я учитывала модуль «Талантливые и одаренные». В классе ярко выраженных одаренных и талантливых учащихся по моему предмету нет, но есть такие дети, которые хорошо успевают. Для таких учащихся при разработке домашних заданий, я давала дополнительные задания: написать эссе, составить кластер, ответить на вопросы более высокого порядка. Задания для выполнения в классе я также старалась дифференцировать, чтобы привлечь внимание как слабых, так и сильных учащихся. Таким образом, я не давала возможности хорошо успевающим ученикам расслабиться, а наоборот, давала им толчки для их дальнейшего развития.
Дифференциация заданий для сильных и слабых учащихся способствовала более объективному оцениванию учащихся. Оценивание – категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении.[1, стр. 161]
До прохождения данных курсов для меня процесс оценивания заключался в выставлении отметки за работу на уроке или за выполнение домашнего задания.
Внедряя модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения» в свою практику, я использовала разные виды оценки.
Во-первых, это словесная оценка. Я считаю, что это самая распространенная оценка. Оценивая словесно, я хвалила ученика за хорошее выполнение упражнения или могла пожурить рассеянного ученика за невнимательность. Я не ставила за это отметку, но я его оценивала.
Во-вторых, это знаки внимания. Я думаю, это тоже можно отнести к оцениванию. На своих уроках я могла где- то улыбнуться, где- то пригрозить пальцем, жестом похвалить ученика. Тем самым я не оставляла без внимания деятельность практически всех моих учеников.
В-третьих, это анализ деятельности моих учеников. Беседуя с учеником, я старалась подчеркнуть его успехи по сравнению с прошлым годом, месяцем, уроком, в то же время указать на то, над чем еще нужно поработать, чтобы быть еще лучше.
При формативном оценивании, я использовала различные раздаточные материалы, фишки, смайлики, звездочки, жетоны. Также я давала возможность учащимся оценивать работу друг друга, оценивать свою работу. Для этого мы использовали оценочные листы, листы обратной связи, проводили рефлексию по итогам урока. В конце урока я оценивала работу суммативно, то есть отметкой.
Менее всего на моих уроках прослеживался модуль ИКТ, так как мой класс не оснащён современными информационными технологиями. Для просмотра фильмов и проведения физминуток, использовался ноутбук, что сделало уроки более яркими и наглядными.
После каждого вида деятельности на уроках я старалась проводить рефлексию с учащимися в устной или письменной форме. Я спрашивала у учащихся о том, чему способствует тот или иной вид деятельности, для чего мы выполняли задание. Учащиеся оценивали свои возможности, сравнивали себя с другими, стремились к отличному результату. Таким образом, я пыталась понять, как усвоили материал учащиеся, всем ли понятна цель урока и пути ее достижения. Благодаря рефлексии я могла оценить свои уроки, внести изменения, поправки.
Внедряя идеи семи модулей на уроках, я увидела изменения ,которые произошли с моими учениками. Я заметила, что в процессе обучения у учащихся повысилась мотивация к предмету. Мои ученики научились самостоятельно добывать информацию. Совместная групповая работа научила учащихся мыслить, творить и развивать творчество.
Анализируя проделанную работу, я поставила перед собой задачи на будущее:
продолжить применять новые технологии на своих уроках;
совершенствовать свою методику преподавания при работе с одарёнными и талантливыми учащимися;
продолжить работу над самооцениванием и взаимооцениванием, для объективного выставления оценок;
научить учащихся различать и применять вопросы низкого и высокого порядка;
работать над своим самообразованием, обмениваться опытом с коллегами.
В дальнейшей работе я планирую использовать и внедрять идею семи модулей, так как это способствует эффективному обучению.
Я считаю, что каждый учитель должен постоянно совершенствоваться, тогда и ученики будут успешными и востребованными в современном обществе.
Литература:
1. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Третье издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012