Рефлексивный отчет об использовании модуля Программы «Развитие критического мышления» в планировании серии последовательных уроков
Отчет А Рефлексивный отчет об использовании модуля Программы «Развитие критического мышления» в планировании серии последовательных уроков Каким должен быть современный урок, я узнала, обучаясь по Программе курсов для слушателей третьего базового уровня на этапе «Лицом к лицу».
Рассмотрев модуль «Обучение критическому мышлению», я решила опробовать идеи модуля в серии своих четырех последовательных уроков. Для этого мне как учителю самой необходимо обладать критическим мышлением и быть открытой для новых идей. Основным двигателем преобразований стали мои убеждения в том, что мне нужно отходить от традиционного обучения и совершенствовать свои методы преподавания. Критическое мышление предполагает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учётом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решений.
Внедряя модуль «Обучение критическому мышлению» в серию последовательных четырёх уроков, я ставила перед собой следующие задачи: развить у детей умение анализировать, аргументировать свои ответы, рассуждать, объяснять, доказывать, отстаивать свои доводы, делать выводы.
Структура каждого урока, согласно теории критического мышления, включает 3 фазы: вызов, осмысление, рефлексию. Серию уроков выстроила по таксономии Блума: от простого к сложному. К каждому уроку предусмотрела задания, способствующие развитию критического мышления: инструкционные листы, краткие тесты, текстовую информацию, электронные тренажёры, серию картин, видеоролик, таблицы - опоры, презентации, сигнальные карточки, смайлики. Проводя с учениками свой первый урок из серии последовательных, использовала диагностическое оценивание, чтобы определить начальный уровень сформированности знаний, умений, навыков и компетентностей учащихся. Стадия вызова - это тот этап урока, в котором нужно побудить интерес к уроку и при этом стараться поддерживать его в течение всего урока. Через решение проблемной задачи нужно было выяснить тему и определить цель урока. Весь класс был увлечён поисковой задачей, но не всем удалось определиться со словом, более того, назвать тему и цели урока удалось лишь более сильным ученикам. На стадии осмысления ребятам пришлось поработать «Посланниками» в «Научных экспедициях». (Фото1)
3764915-379204Фото 1
00Фото 1
42595801346200022453601257300019621512446000Целью групповой работы было выявление грамматических признаков имени существительного, изученных во 2-3 классах и оформление кластера. Для меня же целью было оценить, что знают и умеют делать ученики, а также с какими сложностями они сталкиваются.
Вторая и третья группа очень быстро включились в работу по составлению кластера, причём сами себе давали пояснение. Третья группа приводила примеры. Ребята понимали, чего от них требуют. По неверному пути пошла первая группа. Хадиша и Настя стали вписывать примеры существительных, не обращая внимания на Алдияра, который тщетно пытался объяснить, что девочки не правы. И лишь после моего вмешательства через постановку вопросов, работа была начата с самого начала. По истечении времени на данный этап работы, у первой группы проявились сомнения, тревога, разочарование. Далее ребятам предстояло отправить «посланника» в другие группы, чтобы пополнить свой кластер недостающими знаниями. Отрадно было видеть, что учащиеся не замыкались, не утаивали информацию, а, напротив, с радостью помогали ребятам дописывать недостающие грамматические признаки, таким образом осуществлялось взаимообучение. Вернувшись в родные группы, ребята доработали кластеры и, выходя к доске с презентацией своего постера, были вполне удовлетворены тем, что сумели выполнить задание. Проанализировав работу первой группы, ребята самостоятельно пришли к выводу, на каком этапе было потеряно время: во - первых, ребята приступили к заданию, не выслушав инструкций учителя до конца; во - вторых, была выбрана неверно отправная точка; в - третьих, не было согласованности в группе, девочки не обращали внимания на то, о чём говорил Алдияр.
Умение делать выводы из проведённых наблюдений, помогает учащимся в процессе приобретения знаний, стимулирует к доказательствам на основе собственного опыта. Происходит мотивирование в учениках любознательности и развития навыков критического мышления. Обмен мыслями может быть достигнут через диалог с учениками, однако ученики могут вести его между собой в процессе совместного исследования.[1]
49481392442275Фото 2
00Фото 2
238696522542500 На втором уроке во время фронтального опроса по теме домашнего задания, проведённого методом «перекрёстных» вопросов, учащимся были предложены вопросы разного уровня сложности, другими словами толстые - тонкие. (Фото2). Более сильные учащиеся, отвечая на вопросы, давали развёрнутые и аргументированные ответы, слабые учащиеся отвечали на вопросы односложно. При затруднении, я давала время ребятам подумать и ответить, теперь время ожидания ответа увеличено до 5-7 секунд. Если же не получалось, то им помогали более подготовленные учащиеся. Мыслительная деятельность у всех учащихся различная. Современные исследования подтверждают, что дети обучаются эффективнее, и их интеллектуальные достижения выше при условии активного их вовлечения в обсуждение, диалог и аргументацию (Wolf and Alexander, 2008). Для проверки знаний и определения зоны актуального развития я ставила вопросы низкого порядка, требующие вспомнить определенную информацию: определение, правило. А чтобы ученики начали мыслить, я подбирала вопросы, требующие обобщенного подхода к изучаемой теме, тем самым, определяя подмостки в зоне ближайшего развития каждого ученика. Знание материала уроков проверяла вопросами, которые могут формировать критическое мышление. Для ответа ученику нужно было вспомнить пройденный материал урока, обозначить свою зону ближайшего развития. Когда я понимала, что ученик не усвоил содержания урока, я с помощью наводящих вопросов помогала ему найти верный ответ. С помощью таксономии Блума (шести уровней мышления) я составляла вопросы, и задавала их и слабым, и сильным, проверяя знания учеников, и, в тоже время, стимулируя их мышление. Это давало общую мозговую активность в классе и каждый ученик чувствовал, что внес существенный вклад в общее обсуждение при решении поставленной образовательной проблемы. Меня удивило, что ученики со средними способностями более быстро ориентируются в информации и умеют более свободно выражать свои мысли, чем сильные ученики. Сильные ученики боялись ответить неправильно.
Для развития критического мышления, очень действенным методом считается решение нестандартных заданий. На стадии вызова с целью погружения в тему и повышению мотивации на четвёртом уроке я запланировала работу с фразеологическими оборотами, чтобы задать личную установку на успешную работу. Для этого предложила составить предложения, используя фразеологические обороты: клевать носом; считать ворон; работать, засучив рукава; пойдёт всё как по маслу. От каждой группы поступали предложения, отрадно отметить, что строить предложения удавалось даже ученикам с низкой мотивацией. Двум учащимся Алданыш и Жасмин удалось построить предложения, учитывая три и четыре фразеологических оборота соответственно: Если мы не будем клевать носом и считать ворон, а будем работать, засучив рукава, то всё пойдёт как по маслу.
17785261783715Фото 3
00Фото 3
Игровой приём «Буква заблудилась» активизировал учащихся, стал отправной точкой в повторении домашнего задания и систематизации знаний по теме «Имя существительное». Возникла необходимость создания 63561531500диалогического обучения для организации работы в группе. Работа в группе на данном уроке планировалась мною на этапе вызова, изучения и осмысления материала и рефлексии. Таким образом, через групповую работу решались вопросы взаимообучения, где учащиеся совместно устремятся к достижению поставленной цели. (Фото 3)
Мною замечено, что такая атмосфера включает всех учеников и сильных, и менее способных в работе. Ученики, которые ранее боялись задавать вопросы и отвечать на них, теперь же обретают уверенность в себе. У всех учащихся есть выбор: чтобы ответить на вопрос высокого уровня надо иногда немного рискнуть. И не зависимо, каким бы не был ответ я обязана поддержать ученика и научить детей уважать мнение друг друга. Даже если ученик ошибся в процессе опроса, моя реакция на ответы учеников должна быть такой, чтобы они не чувствовали себя неудобно и некомфортно. Принимая неверный ответ, я говорила ученику: «Твоя позиция мне ясна, а теперь посмотрим, будут ли у ребят к тебе вопросы». При этом, характер отношений между мной и учеником, не блокировал свободную мысль ученика. У него появлялась возможность самостоятельно открывать новое, опираясь на поддержку одноклассников.
49657665376874Фото 5
00Фото 5
76863769776Фото 4
00Фото 4
4169410345440000-40640205613000На практике во время работы в группах я обнаружила, что некоторые дети не могут вести диалог. Важно было научить их правилам этического поведения во время общения между собой. Во время диалога у учеников я пыталась формировать правильные человеческие взаимоотношения, которые пригодятся им во взрослой жизни, это взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество. Наблюдая за работой третьей группы, а это была самая нестабильная группа, пришлось немного слукавить. Жасмин и Дана обладают достаточно высоким потенциалом, поэтому и не были готовы к сотрудничеству, каждая стремилась к самовыражению, либо уходила в тень. Елжас занял пассивную позицию, включаясь в те моменты, когда ему это было интересно. (Фото4) Мне необходимо было учесть особые потребности данного учащегося и помочь ему чувствовать себя комфортно на уроке в любой среде. Я попросила девочек не уходить из группы, так как Елжасу необходима их помощь. На последующих уроках, их активность была направлена на то, чтобы Елжас был вовлечён в процесс. В нужный момент ребята быстрее всех мобилизовали себя на выполнение задания, сумели разработать свои правила в группе, причём они отражали интересы каждого. Процесс взаимообучения настолько сблизил девочек, что к концу практики Дана написала стихотворение с благодарностью для Жасмин(Фото5). По возвращению в школу, планирую предложить девочкам совместный творческий проект по развитию лидерских качеств, это послужит хорошим началом в развитии их как личности, и они смогут реализовать свой потенциал.
11171191275627Фото 6
00Фото 6
7620130302000Планируя третий урок, я решила, что работа на этом уроке будет проходить в парах. Это способствует ведению беседы по теме выполняемого задания, что приводит к развитию критического мышления, развитию кругозора учащихся, пополнению словарного запаса социально значимых понятий. Мы ещё раз вспомнили правила работы в парах, разработанные на основе их предложений. Обычно, на моих уроках ученики уже сидят за партами так, что в парах со слабым учеником сидит ученик с более высокой мотивацией. Таким образом, сильный ученик, играя роль наставника и объясняя материал своему «напарнику», с одной стороны помогает ему, а, с другой стороны, еще раз повторяет тему. (Фото6) Исследования Национальной учебной лаборатории подтверждают, что при передаче знаний усваивается 90% передаваемого материала.
На стадии вызова просмотр видеоролика «Дорогою добра» носил исследовательский характер. Здесь важен был процесс поиска. Сначала ребята размышляли над содержанием ролика, затем подбирали ассоциации к слову «доброта». Задание требовало размышления и обсуждения, что способствовало развитию критического мышления, умение аргументировать свои ответы. В процессе беседы, учащиеся активизировали свою познавательную деятельность, развивали свой вокабуляр, обратившись к словарю С.И.Ожегова. Задания подобного рода позволяют ребятам опираться на собственный жизненный опыт, способствуют социализации личности. На первом уроке из серии последовательных в практике, ребята уже работали с понятием «Дружба», составляли кластер, приводили примеры на материале сказочных персонажей и мультипликационных героев, работали со словарём, вспомнили порядка десяти пословиц о дружбе с последующей её интерпретацией. Такого рода задания, позволяет ребятам общаться, вести диалог в процессе работы, достигать определённых результатов. (Фото7)
273431034290004330703619500
2434590248394Фото 7
00Фото 7
На этапе осмысления парам необходимо было выполнить задание с деформированным текстом. Задание: Из слов каждой строчки составь и напиши предложение. Определи род и склонение имён существительных единственного числа. Выполни синтаксический разбор предложения. Ребята в парах повторяли материал предыдущих уроков. Повторив материал, учащиеся задали по два вопроса друг другу. Вопросы в основном были низкого порядка и не требовали аргументированного ответа: Работа прошла слаженно и не потребовала большой затраты времени, что позволяет сделать вывод о понимании темы учениками.
Краткий тест по новой теме урока на заключительном этапе практики, помог учащимся закрепить свои знания по теме «Неизменяемые имена существительные», а также развить способности и умение работать с тренажёрами на компьютере.
Процесс критического мышления включает: сбор релевантной информации, оценку и критический анализ доказательств, обоснованные выводы и обобщения, пересмотр предложений и гипотез на основе значительного опыта. Для меня очень важно, чтобы уходя с урока, у ученика не оставалось сомнения, что он чего-то не понял. Если раньше я старалась уложиться во временные рамки урока, вовремя выставить оценки и объяснить выполнение домашнего задания до звонка, то теперь цель рефлексии: оценить результаты урока и определить уровень понимания и степень усвоения темы учениками. На этапе рефлексии каждому учащемуся предоставлялась возможность осмыслить свою деятельность на уроке и ответить на вопрос, продолжив фразу: « Я знаю...», « Я умею...», « Я могу рассказать...», «Я могу похвалить себя за...», «Мне было….. на уроке, потому что…»
50359002604573Фото 8
00Фото 8
287655070231000 Данные вопросы представлены в виде постера с самого начала урока на доске. Метакогнитивные способности учащихся позволили им проводить рефлексивный контроль своей познавательной деятельности на уроке. На всех уроках ребятам были предложены различные способы рефлексии. Одним из примеров – «Лестница успеха» (фото8). Учащимся было предложено изобразить себя на ступеньке обучения, на каком уровне он ощущает себя на определённом этапе урока. Меня радует, что учащиеся способны к объективной самооценке. Многие учащиеся ставят себя на ступеньке «Я хотел бы узнать много нового», «Я всё знаю, но при выполнении самостоятельной работы допускаю ошибки», трое учащихся изобразили себя на наивысшей ступеньке «Я всё знаю и всё умею – успех». Увидев результаты данного вида рефлексии, я поняла, что уроки такого типа очень нравятся учащимся. Умение учащихся анализировать свою деятельность способствует саморегуляции, прогнозированию результатов и степени понимания изучаемого материала.
В своей работе я и в дальнейшем планирую использовать различные формы организации деятельности ученика для развития критического мышления, для активизации познавательной деятельности, для развития умений и навыков ребенка. К тому же это создаёт атмосферу сотрудничества, сближает всех участников учебного процесса, способствует благоприятному климату в классе. Критическое мышление - это процесс, который находится в постоянном развитии. Человек, который мыслит критически, всегда найдёт выход в нестандартной жизненной ситуации.
Использованная литература
1. «Руководство для учителя», 2015