Статья на темуФормирование интеллектуальных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка
Формирование интеллектуальных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка
В системе образования самым главным звеном в обучении выступает начальная школа, которая в большинстве своем выступает главной ролью в обучении младших школьников. Начальная школа на протяжении многих лет выступает как отдельная часть в образовании. В первую очередь она помогает воссоединить в ребенке такие качества как развитие целостности у детей младшего школьного возраста, его социальное положение в окружающем мире развитие его культуры, умение общаться с людьми в социуме, его поведение как с ровесниками так и с людьми старшего поколения. В одной из целей начального образования является развитие и формирование интеллекта младшего школьника. В образовательном стандарте Российской Федерации основной задачей начального образования является определение определенных требований к качественному обучению младших школьников.
Для того, чтобы определить уровень развития и формирование интеллектуальных универсальных учебных действий за все время образования всегда затрачивалось большое количество времени и усилий таких ученных педагогов как Я. А. Коменский затрагивал тему развития интеллектуальных универсальных учебных действий , так и психологи Эльконин , Ксенцова всегда занимались этой проблемой и решают задачи данной проблемы. Ученными на протяжении длительного времени было предложены специально-ориетированные методики с помощью которых в наше время психологи и преподаватели могут проверять формирование интеллектуальных универсальных учебных действий у своих младших школьников. К примеру можно привести известную методику « Беседа о школе» Нежновой,Эльконина, Венгера. Также еще одна методика «Незавершенная сказка» дает возможность распознать инициативность младшего школьника , методика « Кто я?» Куна дает возможность рассмотреть самооценку ученика, его влияние на учебную деятельность[1].
Также существуют специальные задания Ж.Ж. Пиаже с помощью которых можно модифицировать ученика, предложена специальная анкета «Оцени поступок» по Тургелю, которая позволяет определить у ребенка его доброту , инстинкты и естественно его интеллект в решении той ипли инй ситуации. С помощью предложенных учеными методик можно сделать вывод, что все таки формирование интеллектуальных универсальных учебных действий является основой для того, чтобы обучающиеся всестороннего и гармонично развивались , тем самым повышая свой интеллект.
Наш социум, наше общество постоянно быстрыми темпами своего развития двигаются вперед в области техники и науки. С каждым часом учеными создаются новые технологические возможности которые делают ярче жизнь людей. Целью начального образования является сформировать знания, умения учиться , то есть подвести ученика к умению саморазвиваться через свой личный опыт в корыстных целях достижения своих навыков сформированности своего интеллекта. Для того чтобы сформировать и достичь цели нужно формировать систему интеллектуальных универсальных учебных действий.
Интеллектуально- универсально учебные действия- это общие действия , которые обеспечивают у младшего школьника умения учиться. В образовательном стандарте общего образования Российской Федерации существует отдельная программа для формирования интеллектуальных универсальных учебных действий. [2, с.256].
Для формирования интеллектуальных универсальных учебных действий в образовательной сфере существует определенные правила формирования универсальный учебных действий- это усвоение младшими школьниками всех предметов, дисциплин. Существует определенные требования для формирования интеллектуальных универсальных учебных действий и в планируемых учебных результатах, то есть освоение учебными программами всех учебных предметов которые будут относиться к ценностному, смысловому, личностному, познавательному и коммуникативному развитию обучающихся. На каждом уроке обучающихся должен отделять учебный предмет от содержания и всех способов организации учебной деятельности обучающихся. Это дает возможность ребенку формировать интеллектуальные универсальные учебные действия. [3, с.307].
Что касается предмета « Русский язык» он с помощью достижения предметных результатов еще и обогащает личностное формирование и развитие обучающихся с помощью русского языка формируются представления о целостном многообразии культурного и языкового пространства, с помощью русского языка человек может общаться с помощью русского языка можно воспитать в обучающихся положительное отношение к родному языку к более точной ,богатой, разнообразной, правильной не только письменной речи, а и устной.
Предмет « Русский язык» с помощью вспомогательных линий в целом может обеспечить формирование навыков общения то есть коммуникации универсальных учебных действий. В процессе обучения русскому языку ребята осваивают всеми понятиями и правилами тем самым сформировываются познавательные интеллектуальные учебные действия . На уроках русского языка при работе с текстом для обучающихся открываются многогранные возможности с помощью которых происходит формирование познавательных логических действий. Логика у младшего школьника формируется с помощью выявления специальных признаков. Изначально ученики выполняют ряд разборов. Главным видом разбора является орфографическим . Ребенок находит в тексте орфограммы, определяет их и комментирует все способы проверки орфограммы. [4, с.448].
Формирование интеллектуальных универсальных учебных действий должно формироваться через определенные упражнения, задания , даже комплекса упражнений способствующих развитие и формирование интеллектуальных действий. Например найди « лишнее слово» обучающиеся среди уже изведанных слов выбирают наиболее для них неизвестное слово и обращаясь к словарям находят значение того или иного слова, тем самым обогатит свой словарный запас. Учащиеся через определенный анализ специальных объектов могут выполнять разнообразные задания: кто-то списывает, вычисляют слова, выделяют признаки из групп слов, читают текст и определяют в нем предложения. Также существуют задания для составления слов из звуков, слова в словосочетания, словосочетания в свою очередь в предложения. Также дети работают с пословицами и поговорками ,работа по схемам , угадывание шарад. [5, с.336].
В Русском языке также существуют такие упражнения как связь анализа и синтеза и они друг с другом тесно взаимосвязана это такие упражнения как диктант, списывание, письмо. Детям можно предложить работу с словами объединяя их по группам без всякого основания. Такие задания направлены не только на интеллектуальную сферу, а также и на логику и внимания учащегося. Ребенок тем самым выстраивает логический путь своих суждений. После чего при сообщении учащимся темы и языкового явления и даются детям значения фразеологизма. Как правильно нужно употреблять все слова, как нужно выставлять ударение, как правильно нужно искать слово в словаре естественно поиск значения слов может происходить через использования инновационных компьютерных технологий тем самым мы направляем обучающихся правильно формулировать свою речь, свои высказывания и суждения.
Через ориетацию морфологии и синтаксиса мы можем начать усвоение всех правил при работе с лексикологией. Направленность в морфологической и синтаксической строении и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв подразумевает развитие знаково-символических действий - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта – замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). В учебниках по русскому языку довольно часто употребляется график символический, технологии для проведение разнообразного вида разбора слов (выделение гласных, согласных, слогов) и текста (выделение членов предложения). Организации знаково–символических операций содействуют графические диктанты. [6, с.543].
Предназначенная роль для организации познавательных универсальных учебных действий иметь в своем распоряжении самостоятельный в своем развитии олимпиадные задания. Изучение зачисления заключения олимпиадных заданий основывается основополагающим образом на сформированность логических мероприятий – уметь подвергать анализу объект, реализовывать сравнение, выделять совместное и разнообразное, реализовывать систематизацию, логическую мультипликацию (логическое умножение), ратификация аналогии.
Коммуникативные действия снабжают общественную осведомленность и учет взгляда остальных людей, компаньона по общению или занятия, умение выслушивать и входить в диалог, участвовать в совместном обсуждении вопросов, интегрироваться в группу ровесников и базировать плодотворное взаимодействие и сотрудничество со ровесниками и взрослыми.
Уроки русского языка оказывать содействие вырабатыванию таких коммуникативных УУД, как уметь с достаточной неограниченностью и правильностью формулировать свои размышления в соответствии с вопросами и договорами коммуникации и понимание монологической и диалогической конфигурациями речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. [7, с.356].
Эти умения определяются при произведении разнообразных видов текстов: повествования, описания и рассуждения, и при написании многообразных типов изложения: по отношению к объекту исходного текста - подробное и сжатое, по взаимоотношению к содержанию исходного текста - полное и выборочное. Усвоению предоставленных коммуникативных умений содействуют такие виды заданий, как творческое списывание, списывание с изменением текста, свободный диктант, творческий диктант.
Великую значимость располагает способ организации некоторых учебных поручений коллективного типа, особенность которых непосредственным образом намеревается функциональное реакцияобучающихся, сотрудничать, обмениваться уведомлением, обсуждать различные точки зрения. Наблюдение за объединенным выполнением обучающимися задания, например, анализ слова или предложение обнаруживает, что в этой конфигурации занятия детей притягивает в главную очередь то, что позволяются и даже поощряются их коммуникативные операции: дети могут консультироваться друг с другом, подсказывать, противоречить, приводить доказательства, словом, воздействовать разумеется, непринужденно. В подробности, весьма важны подобные фигуры занятия, как способ организации взаимной апробации заданий, взаимные задачи групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками методов близкого поступка. Например, в движении взаимной обследования группы реализовывают те формы проверки, которые раньше проводились учителем. Подобные конфигурации занятия свободно объединены с регулятивными универсальными учебными действиями.
Регулятивные действия снабжают систему обучающимся своей учебной бездеятельности. На уроках русского языка определяется такое регулятивное действия, как проверка в форме сверки методики операции и его плода с заданным образцом с целью выявления уклонений и различий от стандарта. Этому содействуют подобные задания, как «письмо по памяти», зрительный диктант и другие.
Важно для того чтобы при самопроверке ребёнок не элементарно отыскивал и поправлял погрешности, но и понемногу занимал таким универсальным учебным действием , как коррекция – внесение нужных приложений и исправление в план, и технология операции в случае разногласия стандарта, настоящего поступка и его продовольствия. [8, с.256].
Выводы. Универсальные учебные действия – это фундамент для формирования основных компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И в то же время им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из школы. Таким образом, используя на уроках русского языка в начальной школе перечисленные выше формы, методы, способы и виды работы, учитель обеспечивает формирование УУД, предусмотренные ФГОС НОО.
Использованная литература:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М, 2009г.
2.Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология/Фомина М.И.-М.: высшая школа, 1978-256с.
3.Шанский Н.Ь. Лексикология современного русского языка/ Шанский Н.М. 3-е изд.,перераб,2007-307с
4.Розенталь Д.Э. современный русский язык/Розенталь Д. Э., Голуб И.Б,Теленкова М.А,,-М:Айрис-Бресс,2007.-448с
5.Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика/ Шмелев Д. Н - М: Либроком, 2009.-336с
6.Розенталь Д.Э. Словарь – справочник лингвистических терминов. Д.Э.Розенталь. – М.: Просвещение,1976.-543с.
7. Асмолова А.Г. Виды универсальных учебных действий от действий к мысли/Асмолова А.Г.-М.: Просвещение 2010.-356с
8. Фомина М.И. Современный русский язык. лексикология/ Фомина М.И.- М.:Высшаяшкола,1978-256с.
15