Аналитический отчет учителя иностранного языка
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ачитского городского округа
«Бакряжская средняя общеобразовательная школа»
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности педагога за межаттестационный период
с 2009-2014 годы
Составитель: Крашенинникова
Оксана Леонидовна,
учитель иностранного языка
с.Бакряж, 2014
Cодержание
Введение …………………………………………………………………………..3
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности педагога за межаттестационный период за 2009-2014 учебный год……………………………………………………………………….5
Метод проектов как средство формирования мотивации к изучению иностранного языка в младших классах………………………………………………………………..5
Использование современных образовательных технологий как один из факторов повышения качества владения иностранным языком………………………………………………………………..6
Поддержка одаренных детей……………………………………….6
Самообразование и саморазвитие………………………………….9
Проектная часть «Языковой портфель как инструмент оценивания и развития личности»……………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………………14
Приложения……………………………………………………………………...15
Введение
Изучение иностранного языка всегда было предметом особого интереса, как со стороны теоретиков, так и практиков. К концу прошлого века коммуникативно-ориентированное обучение, пришедшее на смену аудио-лингвальному и устно-ситуативному, позволило учителю на уроке и во внеклассных мероприятиях по иностранному языку ориентироваться не только на язык как таковой, но и поведение ученика в момент иноязычного речевого общения. А поведение определяется не только лексическим запасом, знаниями грамматики, но и уровнем мотивации школьника к изучению иностранного языка.
Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Природная любознательность и потребность в познании нового, отсутствие «застывшей» системы ценностей и установок, а также языкового барьера способствуют эффективному решению задач, стоящих перед учебным предметом «иностранный язык». Но, не имея возможности использовать полученные по предмету знания, учащиеся порой теряют интерес к изучению языка. [1]
Познавательный интерес младших школьников становится более устойчивым в том случае, если размышляя об увиденном, услышанном, они одновременно выполняют действия. Чем больше видов восприятия будет задействовано в обучении, тем выше окажется эффективность урока.
Как же сформировать стойкую положительную мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создать условия для личностного роста школьников, полного раскрытия их интеллектуального и творческого потенциала, развития познавательных интересов? [2] Существует множество разнообразных форм, позволяющих сделать учебную деятельность максимально эффективной. Одна из них – проектная работа.
Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученику проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. [4]
Именно поэтому мною была выбрана тема «Метод проектов как средство формирования мотивации к изучению иностранного языка в младших классах».
Цель: создание оптимальных условий для изучения иностранного языка, получение учащимися качественных знаний и формирование умений использовать лексико-грамматический материал в устной и письменной речи.
Были поставлены следующие задачи:
- повысить интерес школьников к изучению иностранного языка;
- использовать современные образовательные технологии при обучении иностранному языку;
- выявлять и сопровождать учащихся, мотивированных на высокие образовательные достижения;
- повышать профессионализм через самообразовательную работу, курсовую подготовку, изучение опыта педагогов-новаторов.
Среди направлений моей педагогической деятельности приоритетными считаю следующие:
- формирование мотивации к изучению иностранного языка и развитие познавательной активности через применение проектной деятельности на уроках;
- использование современных образовательных технологий как один из факторов повышения качества владения иностранным языком;
-поддержка одаренных детей;
- самообразование и саморазвитие.
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности педагога за межаттестационный период
за 2009-2014 учебный год
Метод проектов как средство формирования мотивации к изучению иностранного языка в младших классах
Диагностика мотивации учащихся 2-5 классов по английскому и немецкому языкам показала, что наибольшую заинтересованность в предмете проявляют учащиеся 2 класса, а ученики 5 класса отмечают в числе основных критериев возможность получения на моих уроках ценной информации, необходимой им в будущем. (см. Приложение 1)
С целью повышения интереса к изучению иностранного языка я использую на уроках разнообразные методы обучения, в том числе проектную методику. Дети с удовольствием выполняют проекты, так как при их выполнении сам учащийся может показать свои способности, тем самым повышается его мотивация. Учащимися 2,3,4,5 классов под моим руководством были выполнены и представлены на уроках следующие творческие мини-проекты: «Алфавит», «Домашнее животное», «Составление меню», «Сказочная страна», «Будущее нашей планеты Земля» (2012, 2013, 2014 год).
Для учащихся 2-9 классов проводила неделю немецкого языка, где каждый учащийся мог показать свои знания по номинациям «Грамотей» (диктант), «Самый лучший переводчик» (литературный перевод текста/стихотворения), «Знаток немецкого языка» (викторины для учащихся 2-4; 5-9 классов). Итогом всей недели стало проведение мероприятия «Остров сокровищ» (март, 2010 года), где прошло награждение победителей и участников грамотами и ценными призами.
Использование современных образовательных технологий как один из факторов повышения качества владения иностранным языком
Активно использую на уроках иностранного языка информационно-коммуникационные технологии: использование интерактивной доски, демонстрация презентаций и видео для введения и закрепления изучаемого материала. C целью проверки освоения изученного материала использую программное обеспечение «Proclass». Благодаря этому, прослеживается положительная динамика успеваемости учащихся. Так в 2011-2012 году средний бал успеваемости по всем классам составил 4, 2012-2013 учебном году – 4, 2013-2014 учебный год – 4. Эффективность использования современных образовательных технологий и разнообразных форм организации познавательной деятельности учащихся подтверждается диагностикой результатов качественной успеваемости обучающихся. (См. Приложение №2)
Таблица 1. Позитивная динамика учебных достижений
№ Показатели 2011-2012
(2 класс) 2012-2013
(2,3,4 классы) 2013-2014
(2,3,4,5 классы)
1. Общая успеваемость (%)100% 100% 100%
2. Качество обученности (%)75% 67% 71%
Поддержка одаренных детей
«Необходимо завершить создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей. Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей». (Из выступления Дмитрия Медведева от 30 ноября 2010 года). [5]
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и по-настоящему одаренных детей.
В классах, в которых я преподаю, есть дети, показывающие отличные результаты в течение нескольких лет изучения иностранного языка. (См. Приложение №3)
Таблица №2
2011-2012 учебный год
2 класс 3 класс 4 класс
2 2012-2013 учебный год
2 класс 3 класс 4 класс
2 2 1
2013-2014 учебный год
2 класс 3 класс 4 класс 5 класс
2 2 2 1
Работа с одаренными детьми по иностранному языку проводится в форме индивидуальных и групповых занятий, привлечения их к участию в предметных неделях, олимпиадах и конкурсах.
В апреле 2013 года учащиеся 3 класса, в количестве 3 человек, приняли участие в заочной Всероссийской предметной олимпиаде для младших школьников по английскому языку, где Ведрова Арина набрала 58 баллов из 100, а Пономарева Виктория 54 балла из 100. Дети выполнили олимпиадные задания более чем на 50%., все получили сертификат участника. В январе , 2014 года учащиеся 3 и 4 класса участвовали во Всероссийском конкурсе «Я энциклопедиЯ». В данном конкурсе Крючкова Дарья набрала 8 баллов из 15. Процент выполнения заданий составил 53%. (См. Приложение №4,5)
В марте 2014 года учащиеся 2, 3, 4 и 5 класса приняли участие в областном конкурсе по иностранным языкам «ЛИНГВА». Хотя результаты конкурса пока не известны, но можно заметить возросший интерес школьников к участию в конкурсах по иностранному языку. Если посмотреть в 2011-2012 году участий в конкурсах не было, в 2012-2013 участвовали 3 человека (13%), а в 2013-2014 учебном году уже 13 человек (38%).
Я считаю, что участие ребят начальных классов в заочных олимпиадах и конкурсах в дальнейшем поможет ребятам показать неплохие результаты в очных олимпиадах районного и областного уровня. (См. Приложение №6)
Таблица №3 Участие детей в олимпиадах и конкурсах
по иностранному языку
Участие в предметных олимпиадах 2011-2012
(2 класс)
Кол.человек/победители 2012-2013
(2,3,4 классы)
Кол.человек/победители 2013-2014
(2,3,4,5 классы)
Кол.человек/победители
1. Заочная Всероссийская олимпиада младших школьников по английскому языку
2. Всероссийский конкурс «Я-энциклопедиЯ»
3. Областной конкурс по иностранным языкам «ЛИНГВА» -
-
-
3/0
12%
-
- -
4/
12%
9/
26%
Самообразование и саморазвитие.
В 2012 учебном году учащиеся начальных классов перешли на новый федеральный государственный образовательный стандарт. В связи с этим мною была разработана рабочая программа по английскому языку для учащихся 2-4 классов в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. В 2013 году учащиеся 5 класса также перешли на новый стандарт. Именно поэтому мною была разработана рабочая программа по немецкому языку для учащихся 5-9 классов в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Участвую в работе районного методического объединения учителей иностранного языка. В 2010 году разработала и представила учителям района олимпиадные задания по немецкому языку для 7 класса. Мною был проведен открытый урок на районном методическом объединении учителей иностранного языка по теме «Моя семья», (14. 11. 2011).
10 января 2014 года опубликовала подробный план урока по английскому языку - проект «Составление меню» на сайте www. InfoUrok. RU, имею за это свидетельство.
Совершенствую свою речевую практику. В апреле 2009 года посетила семинар «Традиции Австрии глазами другой культуры». Его проводила преподаватель из Австрии Андреа Тайхманн (магистр теологии). В 2011 году была в качестве переводчика при встрече гостей из Германии, которые совершали велосипедный тур „Friedentour“. В сентябре 2013 была участником встреч с преподавателем из Южной Африки Питер Филипс.
С 2011 года я являюсь заместителем директора по воспитательной работе.
В апреле 2012 года подготовила детей к районному КВН «Исторический капустник», где наша команда заняла 2 место.
В октябре 2013 года на базе нашей школы проходила районная учеба ученического актива «Школа интересных каникул». В ней участвовало 73 ребенка со всего района и 27 взрослых.
В феврале 2014 года подготовила детей к конкурсу авторской и патриотической песни «Алые паруса», где заняли 3 место.
За свою работу имею благодарственное письмо главы Ачитского городского округа за значительные успехи в организации и совершенствовании образовательного и воспитательного процессов в системе образования Ачитского городского округа (приказ № 622 от 05.12.2012); награждена грамотой Управления образования администрации Ачитского городского округа за эффективность организации образовательного и воспитательного процессов (приказ № 367 от 02.10.2013 года); грамотой Администрации МКОУ АГО «Бакряжская средняя общеобразовательная школа» за проявление инициативы в пропаганде предметных знаний (приказ №180 от 03.10.2013года).
Повышаю свою квалификацию.
2009 г., ГОУ СПО «Красноуфимский педагогический колледж» «Развитие профессиональных компетенций учителей иностранного языка», 100 часов.
2013г., ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: идеология, содержание, технологии введения» (подготовка учителей основной школы к введению ФГОС), 108 часов.
2013г., ГБОУ ДПО СО «Институт развития образования» «Информационные и коммуникационные технологии как средство реализации требований федерального государственного образовательного стандарта», 80 часов.
Проектная часть «Языковой портфель как инструмент оценивания и развития личности»
Как говорил известный русский педагог и психолог П.Ф. Каптерев:
Школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда она образование поставит на почву самообразования и саморазвития и лишь будет по мере средств и возможности помогать этому процессу… Таким образом, не школа и образование есть основа и источник самовоспитания и самообразования, а, наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать.
Задачей школы является создание таких условий, которые бы
обеспечивали развитие механизмов самообразования и самопознания
личности, а также способствовали бы формированию мотивации
достижения. Для того, чтобы ученик был способен к самореализации,
самостоятельному мышлению, необходимо сформировать у него
способность к объективной самооценке [3].
Одной из наиболее перспективных технологий с данной точки зрения является система портфолио, которая, помимо повышения мотивации самостоятельной учебной деятельности, позволяет решать ряд других образовательных задач.
Именно поэтому я считаю целесообразно выбрать следующую тему на межаттестационный период: «Языковой портфель как инструмент оценивания и развития ученика».
Задачи на следующий межаттестационный период:
Разработать и внедрить «Языковое портфолио» для учащихся 2-4 классов и учащихся 5-9 классов;
Вовлекать учащихся участвовать в олимпиадах и конкурсах по иностранному языку разного уровня;
Организовать внеурочную деятельность по английскому языку в 5 классе;
Создать свой персональный сайт;
Повышать профессионализм через самообразовательную работу, курсовую подготовку, изучение опыта педагогов-новаторов.
Заключение
Завершая свой аналитический отчет, хочу дать оценку своей деятельности и признать ее эффективной, так как цель моей педагогической деятельности в межаттестационный период по созданию оптимальных условий для изучения иностранного языка, получение учащимися качественных знаний и формирование умений использовать лексико-грамматический материал в устной и письменной речи подтверждается следующими результатами:
положительная динамика успеваемости учащихся;
участие обучающихся в заочных олимпиадах и конкурсах по иностранному языку;
повышение интереса учащихся к изучению иностранного языка;
В конечном итоге я хочу видеть результат своего труда в способности и готовности воспитанников использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Список литературы
Вятютнев М.Н. Обучение иностранному языку в начальной школе.// Иностранные языки в школе.-1990.- №6
Зимняя И.А.,Сахарова Т.А. Проектная методика обучения английскому языку.// Иностранные языки в школе.-1991.-№3.
Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.:
Педагогика. 1982. 698 сКриковецкая С.А. Проектная методика на уроках английского языка.//Иностранные языки в школе.-2007.- №4
«Одаренные дети – будущее Россиии» - http://www.deti.llr.ru/