Аналитический отчет о деятельности социального педагога по формированию законопослушного поведения обучающихся.


Утверждаю
Директор
«МОУ Ошминская СОШ»
«05» июня 2016 г.
Аналитический отчет
о деятельности социального педагога в соответствии принятой методики
по формированию законопослушного поведения обучающихся
«МОУ Ошминская СОШ»
за 2015 / 2016 уч. г.
Количество учащихся в школе: на начало года – 99.
Михалицына Людмила Владимировна социальный педагог, образование – высшее, общий стаж работы - 23 года, стаж работы социальным педагогом - 4 года, нагрузка – 0, 5 ставки.
Цели и задачи на 2015-2016 год:
Цель: обеспечение социальной защиты обучающихся, их развития, воспитания, образования.
Задачи:
Выявлять интересы и потребности обучающихся, трудности и проблемы, отклонения в поведении, уровень социальной защищенности и адаптированности к социальной среде.
Своевременно оказывать социальную помощь и поддержку нуждающимся в них обучающимся.
Создавать обстановку психологического комфорта и безопасности личности обучающихся в школе, в семье, в окружающей социальной среде.
Продолжать работу по профилактике асоциального поведения и правонарушений, охрана жизни и здоровья.
Координировать взаимодействие учителей, родителей (лиц их заменяющих), специалистов социальных служб, представителей административных органов для оказания помощи обучающихся.
3. Работа по направлениям:
3 .1. Диагностическая работа
№ Дата Тема Цель Целевая группа Результат Нормативные документы, методики, (с указанием автора) которые были использованы Представление результатов (вид)
1 В течении года
Особенности внутрисемейных отношений. Выявление родительского отношения в семье. Семьи,
находящиеся в социально опасном положении
Разрешение семенных конфликтов и улучшение отношений в семье на о сновании проведённого анализа методик с родителями
Шкала семейного окружения (ШСО)
предназначена для оценки социального климата в семьях
1.отношения между членами семьи (Конфлик.степень, в которой открытое выражение гнева, агрессии и конфликтных взаимоотношений в целом характерно для семьи.
2.показатели личностного роста(Независимость Степень, в которой члены семьи поощряются к самоутверждению, независимости)
3.показатели, управляющие семейной системы
(Контроль -ригидности семейных правил и процедур, контроля членами семьи друг друга.
4.нарушения семейных ролей между членами семьи. (несовместимости семей, характеризующий выраженностью диссонанса в восприятии семейного климата членами семьи.. Комплект методик
для психологической диагностики семей,
находящихся в социально опасном положении:
1.Тест –опросник родительских отношений
«Ребенок-взрослый»
2.Рисунок семьи
Карточки учёта проведённых диагностик с семьями находящимися в социально-опасном положении
2 Сентябрь Составление социального паспорта школы Посещение семей
Консультации Родители, классные руководители Педсоветы, малые педсоветы, индивидуальная и групповая работа с классными руководителями Актуальность работы обусловлена требованиями ФЗ РФ №120, ФЗ РФ «Об образовании», общей направленностью профилактической социальной работы; требованиями, предъявляемыми к оценке качества деятельности социального педагога (отражены в локальных актах и квалификационных характеристиках социального педагога)
Анализ и обработка полученных данных Выступления
3 В течение года Акт обследования ЖБУ проживания учащихся Посещение семей
Классные руководители, родители, социальный педагог,члены Совета профилактики
Анализ Актуальность работы обусловлена требованиями ФЗ РФ №120, ФЗ РФ «Об образовании», общей направленностью профилактической социальной работы; требованиями, предъявляемыми к оценке качества деятельности социального педагога (отражены в локальных актах и квалификационных характеристиках социального педагога) Составление актов ЖБУ проживания учащихся
4. В течение года Работа с детьми, состоящими на внутришкольном учете Выявление причин отклоняющегося поведения Дети, стоящие на учете в КДН и ПДН и (1 человек), внутришкольном учёте(1 человек), дети, стоящие на индивидуальном профилактическом учете В коллективе дети «группы риска» явл.
«Скрытыми лидерами», в коллективе любят над всеми командовать, но их решение проблем приводят к отрицательным результатам. Поэтому дети казалось бы и рядом с этими детьми и в тоже время против них; уровень трудновоспитуемости средний; преобладает внутренняя агрессия; референтный круг общения в основном не включает близких и родных людей Методики: 1.Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению,
2.«Нравственность личности»
3.«Самоанализ (анализ) личности»;
Результаты зафиксированы в индивидуальных картах сопровождения
6. В течение учебного года Выявление различных причин отклоняющегося от нормы поведения По запросу Индивидуальная диагностика Индивидуальные личные карты учащихся 1. Незаконченные предложения
2.ДДЧ (Дом, дерево, человек) 3.Изучение учебной мотивации
Результаты зафиксированы в индивидуальных картах сопровождения
3 Сентябрь-
Ноябрь Адаптация учащихся1,5, 10 классов Изучение проблем адаптационного периода; разработка рекомендаций по устранению причин дезадаптации десятиклассников 20 Микроклимат в классе доброжелательный, положительный; класс активный; необходимо помочь учащимся пройти адаптационный период; привлекать учащихся к совместным делам для сплочения коллектива 1. Изучение успеваемости класса
2. Активность класса
3. Адаптация
Папка Адаптация 1,5,10 классов);
Составление характеристики на класс на основании наблюдения и работы с классом.

3.2. Коррекционная и развивающая работа
№ Дата Тема Цель Целевая группа Результат Нормативные документы, методики (с указанием автора), которые были использованы Представление результатов (вид)
1 Сентябрь- май
Программа кружка«Подросток и закон» Изучение потребностей и возможностей человека, социальные регуляторы поведения человека 8 - 9 классы Знание своих прав и умения применять эти знания в практической деятельности и повседневной жизни Программа «Подросток и закон» составитель: социальный педагог
Михалицына Л.В. Программа «Подросток и закон»
2 Сентябрь- май
Программа кружка «Лидер-класс!» Развитие коммуникативных
навыков
9-11 класс
Формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.
Закреплён навык бесконфликтного общения на разных уровнях; учащиеся мотивированы на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков; развита позитивная моральная позиция по отношению к окружающему миру, другим людям, к себе.
Программа по развитию коммуникативных навыков у учащихся 9-11 классов
Программа кружка «Лидер-класс!»
Составитель: зам. Директора по ВР Исаева С.А.
Программа кружка «Лидер-класс!»
3.3. Консультационная работа
№ Дата Тема Цель Целевая группа Результат Нормативные документы, методики (с указанием автора), которые были использованы Представление результатов (вид)
1. В течение года Индивидуальные и групповые консультации учащихся по запросу 1.«Профессиональное самоопределение подростка (склонности и интересы)»
9-х классов
9 кл. 1.Помощь в самоопределении ребенка
Методика «Сфера интересов»
Журнал протоколов консультирований групповых и индивидуальных
2. В течение года Индивидуальные и групповые консультации классных руководителей по запросу
1.«Адаптация первоклассников. Возрастные особенности первоклассников»
2.Права ребенка (права и обязанности ребенка в семье; льготы и гарантии государства; защита от жестокого обращения в семье и в образовательном учреждении; обеспечение права на образование; права несовершеннолетних пациентов и др.)
Возрастные нормы поведения детей и подростков. 3.Профилактика девиантного и делинквентного поведения детей и подростков.
Профилактика зависимого поведения детей и подростков. 4.Профилактика вредных привычек. Основные направления работы образовательного учреждения по формирование здорового образа жизни у участников учебно-воспитательного процесса. Классные руководители
1-11 кл. 1.Помощь в адаптационном периоде.
2.Помощь в возникающих проблемах классных руководителей.
3.Повышение уровня психолого-педагогической компетентности классный руководителей.
На основании годового плана социального-педагога Журнал протоколов консультирований групповых и индивидуальных
3. В течение года Индивидуальные и групповые консультации родителей по запросу
1.Групповые консультации родителей по результатам диагностики и проблемам адаптации учащихся 1-х классов к школе
2. Права и обязанности родителей (законных представителей). Ответственность родителей по воспитанию и содержанию детей. Защита прав ребенка.
3. Профилактика семейного неблагополучия. Эффективные способы взаимодействия родителей и детей. Правила установления бесконфликтной дисциплины в семье. 4 Профилактика семейных конфликтов. Профилактика суицидального поведения детей и подростков. Родители учащихся 1-11 классов. 1.Повышение уровня психолого-педагогической компетентности у родителей.
2.Повышение компетенции у родителей
3.Повышение психолого-педагогической компетенции у родителей
4.Оказание поддержки в вопросах взаимодействия с ребенком
На основании годового плана социального-педагога Журнал протоколов консультирований групповых и индивидуальных
4. В течение года Индивидуальные консультирования с семьями находящимися в социально-опасном положении - Права и обязанности семьи;
- Бесконтрольность свободного времени - основная причина совершения правонарушений и преступлений;
- Пути решения конфликтных ситуаций. Родители , стоящие на учете в КДН и ПДН Выявление семей, находящихся в социально опасном положении. Формирование банка данных по семьям
Информационно-аналитическая справка
«О роли социально-педагогической службы в проведении работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении»
3.4 Социальный паспорт школы (анализ за два года)
Содержание 2014-2015 уч. год 2015-2016 уч. год 2016-2017 уч. год
Общая численность учащихся на начало года
101 105 99
Количество несовершеннолетних, состоящих на профилактических учете ПДН
1 1 0
Количество родителей или иных законных представителей, отрицательно влияющих на детей, состоящих на профилактическом учете ПДН
1 1 1
Количество семей:
Малообеспеченных,
Многодетных
9
15 11
27 12
16
Количество опекаемых учащихся,
семей 21
15
23
15
24
15
Количество учащихся, проживающих в интернате
12 11 8
На настоящий момент в школе состоит на контроле 3 семьи, из которых одна на внутришкольном, две состоят на учете в КДН и одна в ПДН. Данные семьи можно классифицировать по категориям:
1. Семьи, в которых родители не являются авторитетом для своих детей, ведут аморальный образ жизни.
2. Семьи, где родители самоустранились от воспитания своих детей либо предоставили им полную свободу действий.
Эти семьи характеризуются отчужденностью родителей, неудовлетворительным материальным положением. В работе с такими семьями используются индивидуальные беседы, приглашения на совет профилактики, осуществляется полное сопровождение всех специалистов СПС.
I пол. II пол. I пол. II пол.
Дети, требующие особого внимания
(1-4 класс) 2 3 4 3
Индивидуальный профилактический учёт (5 -11 класс) - - - 2
Внутришкольный учёт (8-11 класс) 1 1 1 1
Снято с учёта - - - -
Состоит на учёте в ПДН 1 2 2 1
За три года несколько снизилось число детей состоящих на внутришкольном учёте. В результате профилактической работы всего педагогического коллектива школы в течение 9 месяцев 2015 - 2016 учебного года ни один ученик нашей школы не совершил противоправных действий и не был поставлен на учет в Комиссии по делам несовершеннолетних Тоншаевского района.
За период с 01.09.15 по 25.05.16 было оформлено 4 ходатайства (2 семьи) в Комиссию по делам несовершеннолетних в отношении родителей о рассмотрении обязанностей по воспитанию детей. На начало года на внутришкольном учёте состоял 1 человек. Все обучающиеся «группы «риска» посещают кружки и секции. База данных по детям группы «риска» обновляется каждый месяц. На каждого ребенка группы «риска» заведены индивидуальные карты. Изучается положение в семье, ведется систематический контроль посещаемости и успеваемости. Все дети, стоящие на внутришкольном учёте, вовлечены во внеурочную кружковую, общественно-полезную деятельность.Систематически ведется контроль за внеурочной деятельностью. Проводились посещение семей учащихся из группы «риска» с целью изучения условий семейного воспитания и жилищно-бытовых условий проживания ребенка в семье один раза в год. По мере необходимости проводились консультирование для детей и родителей, оказывалась социально-психологическая помощь учащимся, состоящим на внутришкольном учете, учёте в ПДН. Совет профилактики по плану проводился 1 раз в месяц. В течение года было проведено 9 заседаний Советов профилактики, на которых были заслушана работа с детьми, состоящие на внутришкольном учете.
В сентябре составлялись списки семей: многодетные, малообеспеченные, опекаемые, приемные. В течение года велась работа по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, семей, в которых родители выполняют родительские обязанности недолжным образом. Проводились обследования жилищно-бытовых условий многодетных, малообеспеченных, детей группы риска, составлялись акты. По мере необходимости оказывалась помощь родителям и детям в разрешении возникающих семейных конфликтов. Давались рекомендации родителям и детям для разрешения сложившихся конфликтных ситуаций.
Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении, проводится всем педагогическим коллективом школы. При выявлении негативных фактов педагоги информируют администрацию школы. Социальный педагог, классные руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, составляют акты обследования.
3.5 Месячник правовых знаний включал в себя нижеследующие мероприятия:
Декада правовых знаний.
Цель декады: воспитание правовой культуры школьников, предупреждение правонарушений и противоправных действий учащихся.
План декады (январь-февраль)
Мероприятие Сроки Ответственные
1. Проведение классных часов Январь-февраль
Кл. руководители,
соц. педагог
2. Конкурсы:
а) Рисунка -1-4 классы (в рисунках отражаются права человека, за 1 рисунок от класса 5 баллов);
б) Газет -5-11 классы (газета отражает события школьной жизни, информацию о правах человека, другой правоведческий материал); Январь
Кл.руководители, соц. педагог
3. Беседа с приглашением инспектора ПДН:«Административные правонарушения и закон»  Февраль Инспектор ПДН Комарова Т.Н., соц.педагог,
4. Игра « Знатоки права» 5-7 классы. Февраль Кл.руководители, соц. педагог
5. Круглый стол «Я и закон»
8-11 классы. Февраль Кл.руководители, соц. педагог
6. Посещение неблагополучных семей, участие в заседаниях совета профилактики школы с приглашением участкового- уполномоченного и инспектора ПДН. Ежемесячно Инспектор ПДН Комарова Т.Н., соц.педагог,
зам. директора по ВР,классные руководители
7. Беседа «Закон и ответственность»
Индивидуальные беседы с учащимися группы «риска» с приглашением инспектора ПДН Комаровой Т.Н.
Январь
По необходимости Инспектор ПДН Комарова Т.Н.,
соц.педагог Михалицына Л.В.
8. Беседа « Работа Тоншаевского отдела полиции с нарушителями Российского законодательства» 8-11 класс;
«Изучение Закона об административной ответственности за правонарушения среди подростков» 5-7 класс. Январь-февраль
КДН, соц. педагог
9. Рейды по проверке внешнего вида учащихся. По необходимости
в течение года Совет старшеклассников,
соц. педагог
10. Библиотека выставка: «Права и обязанности учащихся» 13.01-29.02 Библиотекарь, соц. педагог.
В месячнике участвовали все возрастные категории школьников. Были использованы различные формы проведения мероприятий. Также особое внимание уделялось изучению Конвенции по правам ребенка в начальных классах, оказанию правовой помощи, профилактике правонарушений среди подростков.
Анализируя итоги работы специалистов социально-педагогической службы в месячник правовых знаний, можно сделать вывод, что цель достигнута. В течение всего месяца велась активная пропаганда правовых знаний, работа по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Использование различных форм работы позволило охватить 99 % учащихся школы.
3.6 Социально-педагогическое просвещение
Выступления на педагогических советах, совещаниях при директоре, родительских собраниях
№ п/п Мероприятие Дата проведения Тема выступления Результат выступления (справка, презентация, протокол) Нормативные документы, которые были использованы
1. Педагогический совет
28.08.2015 Мероприятия по психологической безопасности, профилактике суицида среди детей и подростков в МОУ «Ошминская средняя школа». Протокол №1 28.08.2015 План работы школы по психологической безопасности
2. Педагогический совет
25.01 2016 «Организация работы школы по методике формирования законопослушного поведения воспитанников».
Протокол №1 25.01 .2016 Методика по формированию законопослушного поведения обучающихся МОУ Ошминская СОШ на 2016-2020 годы.
3.7 Консультативная работа. Тематика обращений к социальному педагогу в течение года

п/п Тематика обращений Количество обращений
к социальному педагогу
Со стороны родителей 1. Проблемы семейного воспитания (в т.ч. в опекаемых семьях). 2
2. Адаптация детей к классному коллективу, взаимоотношения в коллективе 3
3. Воспитание детей в семье (решение проблем школьной дезадаптации, диагностики и коррекция отклоняющегося поведения, помощь в правовых вопросах ) 2
4. Проблемы внутреннего и внешнего общения семьи (помощь в налаживании нормального общения как внутри семьи, так и с ее ближайшим окружением, содействие в разрешении внутрисемейных конфликтов) 2
5. Пропаганда здорового образа жизни (профилактика детской заболеваемости, наркомании, токсикомании, алкоголизма и т.д.) 2
6. Духовно-ценностные ориентации (семейные устои и традиции, расхождения в ценностных ориентациях членов семьи) 2
Со стороны педагогов 1. Кризисы и проблемы переходного возраста. 4
2. Психологические особенности учеников, возможные мотивы неадекватного поведения 3
3. Работа с гиперактивными и агрессивными детьми 2
Со стороны детей 1. Конфликты с одноклассниками 3
2. Одиночество в коллективе 3
3. Профнамерения 1
4. Дисциплинарная ответственность обучающихся 5
5. Проблемы межличностных
отношений» 1
6. «Я и компьютер» 2
7. « Друзья детей – друзья или враги» 2
Социально-психологические исследования, мониторинги.

п/п Дата Тема Цель Целевая группа Нормативные документы, методики
(с указанием автора), которые были использованы Представление результатов (вид)
1. 15 декабря 2015 года Добровольное анонимное социально-психологическое тестирование обучающихся: «Отношение к вредным привычкам» Предмет выявления
употребления наркотических и психоактивных веществ классы Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 июня 2014 № 658 «Об утверждении Порядка проведения социально психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования», приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 октября 2014г. № 581-н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, атакже образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ», Таблица
«Итоги проведения тестирования обучающихся в МОУ «Ошминская средняя школа» на предмет выявления
употребления наркотических и психоактивных веществ
2015-2016 учебный год»
Наиболее сложными вопросами и соответственно участками работы для классного руководителя является работа  с трудными детьми. Ведущую роль в ней занимает деятельность социального педагога. Классный руководитель выступает в качестве помощника и союзника в решении возникающих проблем. Работая с трудными детьми, соц. педагог проводит не только коррекционно-реабилитационную, но и профилактическую работу. В нашей школе  работа с этими детьми происходит следующим образом:   выявляются,   заносятся в банк данных, после неоднократного нарушения правил поведения и Устава школы ставятся на внутришкольный учет с последующим обследованием социальным педагогом и психологом при непосредственной помощи классного руководителя. При необходимости эти дети приглашаются на заседания Совета профилактики правонарушений и неуспеваемости, с ними проводятся профилактические мероприятия  не только специалистами школы. В этой деятельности,  сотрудничество социального педагога и классного руководителя является залогом успеха. Говоря о взаимодействии классного руководителя и социального педагога, необходимо отметить, что эффективность условий для нормального развития личности ребенка, формирование его индивидуальности и сплочения детского коллектива зависит от реализации принципа комплексности в подходе к решению проблем учащегося, его семьи и классного коллектива. Профессиональный диалог, сотрудничество и взаимопонимание – та основа, на которой строиться взаимодействие классного руководителя и социального педагога. Без этого невозможно достичь полноценного успеха в воспитании детей, разрешения возникающих проблем.
Межведомственное взаимодействие
№ п/п Субъект взаимодействия Вопросы взаимодействия Результат работы
1. Инспекторы КДН, ПДН Предупреждение противоправного поведения учащихся Пропаганда безопасного поведения, здорового образа жизни.
Проведения правового просвещения несовершеннолетних, их родителей, педагогов.
Социальная реабилитация несовершеннолетних, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.
2. Врач поликлиники Охрана прав и здоровья детей
Совместное проведение родительских собраний по профилактике ЗОЖ
3. Специалист социальной защиты Тоншаевского района
Выявление дезадаптированных учащихся группы риска.
Выявление источников и причин социальной дезадаптации детей. Подготовка рекомендаций и осуществление взаимодействия с участниками учебно-воспитательного процесса.
Оказание консультационной помощи по ликвидации кризисной ситуации в среде ребенка.
Недостатки в работе

п/п Невыполненная задача Причина
1. Детская жестокость, эгоизм, вседозволенность. Жестокость несет разрушительный заряд. Она либо пугает, либо вызывает ответную агрессию. Жестокость окружает нас повсюду: в рекламе, в фильмах, в теленовостях, на улицах. Наши дети тоже видят ее проявления, и это не может не беспокоить заботливых родителей.
Мамы и папы наблюдают жестокость детей, проявляющуюся в играх со сверстниками, сопровождаемую драками и борьбой за игрушки. Жестокость детей обнаруживается по отношению к животным, будучи замаскированной под игру. Также агрессия может быть направлена на игрушки и вещи. И, самое неприятное, — на близких ребенку людей.
2. Главное место в структуре досуга многих современных подростков занимает компьютер, который оказывает влияние на формирование ситуации отчуждения от национальной культуры, возникновение значительного разрыва между потребностями молодых людей и возможностями реальной ситуации проживания. Недостаточно высок педагогический потенциал СМИ. Усиливается общественный запрос на установление разумных фильтров для оценки теле- и печатной продукции для молодежи.
3. У детей возникают значительные отклонения, как в поведении, так и в личностном развитии:
-отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя в общественных местах;
-неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам;
-гиперсексуальность, нарушения половой ориентации;
-воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень;
-отсутствие ценностных ориентаций, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность;
-утрата интереса к знаниям. Решение проблем детей «группы риска» мало зависит от сложившейся традиционной системы образования, которая предполагает нормальные условия жизни детей в семье. При семейном неблагополучии решить проблемы детей, не имея учреждений социально - педагогической поддержки, весьма проблематично.
03 06 2016 год.
Социальный педагог МОУ «Ошминская средняя школа» ______________________________Л.В.Михалицына