Статья по теме Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
Обучение слабослышащих детей языку – важнейшее средство преодоления нарушенного хода их развития. Преодоление которого осуществляется с помощью специального обучения языку, накопления словаря, преодоления речевого недоразвития, формирования речи как средства общения.
Проблема активизации познавательной деятельности на уроках русского языка была и остаётся одной из самых актуальных. Тема эта большая и интересная, школе нужны такие методы и приемы обучения, которые позволяли бы учить детей мыслить.
Одной из важнейших составных частей обучения русскому языку является формирование у них интереса к изучаемому предмету. Дети в школе разные: есть заинтересованные учебным процессом, есть же те, которых нужно мотивировать не только на каждом уроке, но и каждую минуту на каждом уроке!
Поэтому, если учитель серьезно анализирует свою работу, продумывает цели и задачи каждого урока, внимательно относится к подбору материала, творчески подходит к выбору форм и методов проведения уроков, то тем самым он создает условия, способствующие повышению уровня мотивации учения, познавательной активности.
Важно побуждать ученика выступать не только в роли усваивающего, но и в роли исследующего.
Существуют разные методы повышения интереса к предмету. Элемент, который особенно привлекает детей - это занимательность.
Сначала я расскажу о традиционных средствах обучения, которые использую на своих уроках, затем о современных и перспективных.
Первое из традиционных – это дидактическая игра.
Игра способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации.
Например, при изучении темы «Словообразование» можно проводить игру «Составь слово». Учащиеся должны составить слово, взяв из других слов указанные морфемы.
Подберите однокоренные слова к данному слову, кто больше? И т.д.
Подобные игры развивают умение делить слово на морфемы и выявлять способы словообразования новых слов.
При изучении темы «Лексика. Лексическое значение слова» можно использовать игру «третий лишний», «ассоциации», «игры с мячом» при изучении тем «Синонимы», «Антонимы» 5 – 6 кл). Также можно и в других темах использовать игру.
Игра «собери предложение» может использоваться как синтаксическая пятиминутка на любом уроке и при изучении любой темы.
Эти уроки требуют поиска различных путей решения, развивают воображение, актуализируют познавательную активность учащихся и протекают в непринужденной обстановке общения друг с другом, в которой проявляется взаимопомощь и дружеская поддержка.
Использование занимательных элементов для активизации деятельности учащихся
К ним можно отнести ребусы, кроссворды, карточки с анаграммами, схемоконспекты, графические диктанты, трехуровневые карточки.
Ребусы и кроссворды можно решать в начале изучения новой темы: заинтриговать новым словом, а затем объяснить его смысл. Появившиеся таким необычным способом термины, как правило, запоминаются лучше.
Наряду с элементами по решению кроссвордов и ребусов, можно использовать такие компоненты, как схемоконспекты, графические диктанты.
Для оценки знаний учащегося можно использовать графические диктанты, которые направлены на повышение интереса к результату и оцениванию деятельности учащегося, заставляют мыслить логически, сравнивать, а также рассуждать.
Интерес к изучаемому материалу вызывают трехуровневые карточки, которые дают возможность учащимся выбрать задание по своим способностям и уровню знаний.
Учащимся нравится работать с анаграммами, это повышает уровень творческого труда. Их можно составить по всему курсу или по отдельной изучаемой теме и использовать при повторении. При этом выявляется глубина знаний теоретических вопросов.
Активизация деятельности через самостоятельные задания поискового и творческого характера
Данный метод активизации деятельности школьников можно представить в виде системы домашних заданий.
На первом этапе предполагается самостоятельное изучение теории, где используют следующие приемы работы: внимательно прочитать текст; определить сколько в нем частей; придумать вопросы к каждой части текста и ответить на них с помощью учебника; дополнить вопросы; выделить ключевые слова текста; найти значения незнакомых слов в словаре, опираясь только на ключевые слова; пересказать текст, проверяя себя по учебнику; по ключевым словам построить таблицу или разработать алгоритм.
При такой организации домашнего задания у учащегося возникает интерес к словарям и справочной литературе, вырабатывается умение самостоятельно пользоваться ими.
На втором этапе школьников обучают нестандартным способам решения проблемы, поиску недостающей информации. Здесь можно использовать следующие задания:
а) разработка наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов, опорных конспектов;
б) исправление допущенных ошибок;
подготовка к тематическим урокам: поиск текстов, выписывание пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений, цитат, словарных статей из Толкового словаря.
На данном этапе используют групповую форму работы. Принцип формирования групп такой: объединение в группы учащихся примерно одинакового уровня обученности. Слабым – задания базового уровня, а сильным – повышенной трудности и творческие. Это позволяет осуществлять дифференцированный подход.
На третьем этапе создают условия для раскрытия собственного творческого потенциала учащихся. Мыслительную деятельность учащихся стимулирую различными средствами и приемами: использую методы исследовательского, эвристического характера, творческие задания, подразумевающие длительную самостоятельную работу (рефераты, творческие сочинения).
Проверка домашнего задания непременно должна сопровождаться отметкой или оценкой.
Современные средства обучения
Применение компьютера на уроках русского языка как способ активизации деятельности учащихся
В своей педагогической работе я стараюсь использовать различные педагогические технологии. В последнее время все чаще применяю на уроках русского языка элементы информационных технологий.
Я считаю применение информационных технологий необходимым, поскольку они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок. Значительно разнообразят объяснение нового материала динамические схемы, таблицы, компьютерные тренажёры помогают закрепить изученное, а тестовые программы позволяют объективно оценить знания учеников. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более ярким. Ребёнок не только видит, он переживает эмоции.
На своих уроках довольно часто использую презентации, которые помогают наглядно продемонстрировать изучаемый материал, либо помогают проверить изученный материал.
Многим учителям и родителям хорошо знакома ситуация, когда заучивание учащимися орфографических правил не обеспечивает эффективности их применения на практике. Схемы помогают наиболее эффективно трансформировать наглядно-образное мышление (в значительной степени свойственное младшим школьникам) в наглядно-схематическое, которое во многих случаях способно выступать в качестве логического мышления. При помощи схемы учащиеся, приученные к языку символов, смогут увидеть логическую закономерность.
В настоящее время средством компенсации нарушенной функции слухового анализатора является компьютер. Компьютерные программы позволяют слабослышащим учащимся получить информацию в более доступном варианте – на зрительной основе.
Применение информационных технологий совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения, интерес к способам добывания знаний.
В нашей школе есть традиция, мы регулярно проводим литературные перемены, посредством которых также вызываем познавательный интерес к жизни и судьбе писателей и поэтов, и к различным значимым литературным событиям.
Перспективные средства обучения (веб-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети).
Веб-квест как один из методов проблемного обучения. Особенностью является то, что часть информации или вся информация, представленная на сайте для самостоятельной или групповой работы учащихся, находится на самом деле на различных веб-сайтах. Благодаря же действующим гиперссылкам, учащиеся этого не ощущают, а работают в едином информационном пространстве, для которого не является существенным фактором точное местонахождение той или иной порции учебной информации. Учащемуся даётся задание собрать материалы в Интернете по той или иной теме, решить какую-либо проблему, используя эти материалы. Ссылки на часть источников даются учителем, а часть они могут найти сами, пользуясь обычными поисковыми системами. По завершении квеста ученики либо предоставляют собственные веб-страницы по данной теме, либо какие-то другие творческие работы в электронной, печатной или устной форме.
Данная технология помогает усвоить базовые знания , систематизировать усвоенные знания, сформировать навыки самоконтроля, сформировать мотивацию к учению в целом.
Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем самым необходимую учебную мотивацию.
Использование всего многообразия технологий, методов, приёмов, каждый из которых служит развитию определенных навыков, помогает достижению единства обучения и воспитания, способствует повышению познавательной активности, воспитывает интерес к уроку, предмету, повышает качество образования по предмету.
Повышается интерес к предмету, который выражается в увеличении количества учащихся, принимающих участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня и другими видами творческой деятельности по преподаваемому предмету.
Хочу закончить своё выступление словами английского поэта, прозаика Ричарда Олдингтона: «Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно – указать дорогу».