Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников посредством проектной деятельности
«Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников посредством проектной деятельности»
Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, обеспечивающей успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Происходящие изменения в современном обществе требуют, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (далее УУД).
Все чаще приходится слышать о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий.
Актуальность пректа определяется острой необходимостью использования в учебном процессе приемов методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения. Метод проектов, составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Объектом проекта является формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет проекта - формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников посредством проектной деятельности.
Цель проекта: изучение возможностей формирования регулятивных учебных действий у младших школьников посредством проектной деятельности.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
Проанализировать педагогическую литературу по проблеме формирования регулятивных УУД.
Определить критерии, уровни сформированости регулятивных УУД и подобрать диагностический инструментарий.
Разработать проект по формированию регулятивных УУД младших школьников.
Разработать рекомендации по формированию регулятивных УУД у младших школьников.
Участники проекта: учителя и администрация школы, учащиеся и их родители.
Нормативная база проекта: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральные государственные стандарты начального общего образования РФ», Положение об организации проектной деятельности в МБУ школе № 40, Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального, общего, основного и среднего образования.
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта [ 28, с. 11].
Универсальные учебные действия выполняют следующие функции:
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
- обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.
Универсальные учебные действия подразделяются на 4 группы: регулятивные, личностные, коммуникативные и познавательные (Приложение 1):
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование; составление плана и последовательности действий; прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; управление поведением партнёра контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.К общеучебным УУД относятся: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний;осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; определение основной и второстепенной информации.
Существуют определённые различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе. Прежде всего, все изменения связаны с возрастными особенностями учеников, сменой целевых ориентиров и характера учебной деятельности, переносом приоритетов. Но одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий, определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода. Не менее важным является использование учителем современных образовательных технологий.
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Таким образом у него должны быть сформированы регулятивные УУД, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения поставленной [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Произвольность выступает, как умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами и осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства. Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий
- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- умение сохранять заданную цель;
- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
- умение контролировать свою деятельность по результату;
- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
В начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста:
1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- преодоление импульсивности, непроизвольности;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
- умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
- умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
-умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:
- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
- готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей;
- формирование основ оптимистического восприятия мира.
3. Критериями сформированности у учащегося произвольной регуляции своего поведения и деятельности выступают следующие умения:
- выбирать средства для организации своего поведения;
- помнить и удерживать правило, инструкцию во времени;
- планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу;
- предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки;
- начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент;
- тормозить реакции, не имеющие отношения к цели.
Наша жизнь непредсказуема. Умение учиться необходимо для каждого человека. Это залог его нормального адаптации в обществе, а также профессионального роста. Поэтому необходимо искать новые пути по внедрению в учебно-воспитательный процесс современных технологий.
Одним из эффективных методов является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.
Современная школа сталкивается со следующими проблемами и рисками:
Необходимость индивидуального подхода к учащимся в рамках традиционного урока;
Низкий уровень учебной мотивации учащихся и увеличение объема учебного материала;
Трудность интегрирования в учебный процесс современных педагогических технологий.
Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании.
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения.
Система формирования основ проектной деятельности будет эффективной если:
- она включает изучение и анализ степени обученности проектной деятельности;
- направлена на формирование мотивации к занятиям проектной деятельностью;
- характеризуется наличием системности в образовательном процессе.
Предполагаемые результаты:
Расширение кругозора учащихся в интересующих их областях знаний;
Умение находить источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме;
Умение планировать работу над проектами;
Умение сотрудничать друг с другом при выполнении проектов; доводить начатое дело до конца.
Роль проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий представлена в таблице 1.
Взаимосвязь видов проектов и универсальных учебных действий
Таблица 1.
Виды проектов
УУД
Результативность деятельности
Творческие
Регулятивные
метапредметные
– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,
– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,
– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.
Информационные
Познавательные
– предполагать, какая информация нужна,
– отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,
– сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников: словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков, сети Интернет.
Коллективные
Коммуникативные
– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),
– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,
– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,
– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.
Культурно-исторической тематики
Личностные
формирование самоопределения школьников как граждан России.
Как происходит формирование регулятивных универсальных учебных действий, рассмотрим на примере работы над проектом «Доктор Айболит». Данный проект можно рассматривать как пример межпредметной разновозрастной задачи, которую целесообразно проводить в рефлексивной фазе учебного года для учащихся 2 - 4классова. Проект позволяет оценить возможности детей разных возрастов в решении задач с использованием способов действий из различных учебных дисциплин в ходе совместной деятельности. По методу доминирующему в проекте, этот проект исследовательский. По количеству участников - групповой. По продолжительности проведения – средней продолжительности. Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. Роль учителя на первом этапе - этапе замысла - весома значима. Учитель раскрывает замысел проектной задачи. В качестве сюжета взята вымышленная ситуация: путешествие доктора Айболита и его друга писателя Корнея Чуковского в Африку для лечения больных животных. От того, как учитель организует этот этап, зависит судьба всего проекта в целом. На следующем этапе организуется деятельность детей. Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя организуются в группы, определяют цели и задачи своей работы, распределяют задания между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействуют в ходе решения задач, осуществляют взаимоконтроль. В рамках работы над этим проектом учащиеся должны выполнить ряд заданий по пяти учебным предметам; при этом конкретные указания на соотнесенность каждого задания с тем или иным предметом не даны. На этом этапе ребята демонстрируют свое умение работать с разными видами текстов, графиками, диаграммами, способность выделять существенную информацию из общего информационного потока. В процессе выполнения заданий учащиеся должны обращаться к текстам и результатам предыдущих заданий, а так же к справочному материалу для получения необходимых данных. На последнем этапе этапе представления своей работы учащиеся снова работают под руководством учителя, чья роль очень важна, поскольку учащимся в силу возраста не под силу сделать обобщение всего того, что они наработали. С помощью учителя дети по результатам выполнения отдельных заданий, составляющих проектную задачу, создают итоговый продукт – иллюстрированный рассказ о путешествии в Африку для лечения заболевших животных. Рассказ должен отражать основные этапы решения задачи и их результаты.
Более подробно проект представлен в Приложени 2.
Процесс работы над проектом и формируемые регулятивные универсальные учебные действия представлены в таблице 2.
Формирование регулятивных УУД в процессе проектной деятельности
Таблица 2
Этапы проекта
Роль учителя
Роль ученика на каждом этапе
Формируемые регулятивные УУД
Замысел
Организатор
Участник
учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия.
Деятельностный этап
Консультант
Исследователь
формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы, умение планировать деятельность и действовать по плану, усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях; умение работать в малой разновозрастной группе в ходе учебной деятельности.
Представление работы
Координатор
Писатель, художник
создание иллюстрированного текста, содержащего связное описание основных этапов решения проектной задачи и полученных результатов
Итак, сотрудничество в процессе проектной деятельности предполагает такую организацию образовательного процесса, при котором учащиеся, выстраивая учебные отношения, одновременно могут проводить рефлексию своих знаний и умений. Главное условие проектной задачи - создать возможность переноса известных детям способов действий (знаний и умений) в новую для них практическую ситуацию. Учитель оценивает непосредственно результат, а процесс проектирования оценивается самими школьниками.
Организация такой деятельности формирует у учащихся умение самостоятельно ставить перед собой учебные задачи; планировать учебную деятельность, выбирать соответствующие учебные действия для её реализации, осуществить контроль по ходу выполняемой работы и умение оценить полученные результаты.
На основе анализа психологической, педагогической, методологической литературы по изучаемой проблеме и изучения современного состояния практики образования были определены теоретические предпосылки формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников. Проведенное исследование доказало значимость рассматриваемой проблемы и указало на ее недостаточную изученность в теории и практике современного образования.
Спроектированная работа позволят более успешно сформировать регулятивных УУД у младших школьников. Цель исследования по изучению возможностей формирования регулятивных учебных действий у младших школьников посредством проектной деятельности достигнута.
Список использованных источников.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ ред. от 02.03.2016
Федеральные государственные стандарты начального общего образоваия РФ от 06.10.2009 № 373, ред. от 26.11.2014
Положение о организации проектной деятельности в МБУ школе № 40. Приказ № 27 –ОД от 28.02.2007
Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального, общего, основного, среднего образования. Приказ № 29/03-ОД от 24.02.2014
Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 2. - С. 11-12.
Кузнецова М.И. ФГОС и совершенствование системы контроля и оценивания достижений младших школьников /М.И.Кузнецова //Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 3. - С. 19-23. - Библиогр.: с. 23.
Либеров А.Ю.Педагогическая технология формирования системы универсальных учебных действий / А. Ю. Либеров // Биология в школе. - 2011. - № 5. - С. 23-27.
Песняева Н.А. Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге / Н. А. Песняева // Управление начальной школой. - 2012. - № 7. - С. 15-22.
Пономарева Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться / Е. А. Пономарева// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2014. - № 2. - С. 39-42. - Библиогр.: с. 42.
Ячменникова Т.С. Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий на уроках математики в 1 классе : как на уроке формировать универсально-учебные действия, предусмотренные ФГОС нового поколения? / Т. С. Ячменникова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 1. - С. 25-31.
Ермолова Н.А. Проектирование образовательного пространства, направленного на реализацию новых результатов образования /Н.А.Ермолова, О. С. Новикова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2015. - № 4. - С. 17-21. - Библиогр.: с. 21.
Кузнецова О.В. Развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности / О. В. Кузнецова, Н. В. Дудырева // Управление начальной школой. - 2011. - № 6. - С. 31-40.
Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная дечтельность: методика обучения. Проекты по русскому языку. 2-4 классы.-М.: ВАКО, 2013-368 с.
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/А.БВоронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркин, 3-е изд.- М. : Просвещение, 2011- с.176
Формирование универсальных учебных действий: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/[А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2011-76 с.
Электронный ресурс
Программа «Гарант»
Программа «Консультант+»
Приложение 1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Приложение 2.
Проект «Доктор Айболит»
Цель: оценить возможности детей разных возрастов при совместной деятельности решать задачи с использованием способов действий из различных учебных дисциплин
Регулятивные:
формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы.
Познавательные:
формировать умение самостоятельно работать с источником информации и понятно излагать свои мысли;
развивать критическое мышление; воспитывать интерес к исследовательской деятельности; формировать умение овладевать основами синтеза.
Коммуникативные:
развивать умения работать в группах, отстаивать свою точку зрения.
Предмет
Окружающий мир, математика, русский язык, литература, ИЗО
Класс
2-4
Тип задачи
Межпредметная, разновозрастная
Педагогический замысел
1.Комплексное использование основных способов действий в ситуации требующей их совмещения.
2. Разновозрастное сотрудничество
Знания, умения и способы на которые опирается задача
Окружающий мир:
- работа с картосхемой;
- понимание круговорота воды в природе;
- чтение диаграмм и графиков.
Математика:
- проведение несложных расчетов;
- чтение таблиц;
- измерение величин.
Русский язык:
- умение работать с анаграммами.
Литература:
- создание собственных текстов.
ИЗО:
- иллюстрирование текста.
Общеучебные умения:
-работа в малой группе;
- организация работы;
- распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей задачей и возможностями участников;
- умение выделять существенную информацию;
- выбор адекватных форм представления результатов работы.
Планируемый педагогический результат
Демонстрация учащимися:
- усвоения предметного материала и возможности применения его в нестандартных условиях;
- умение работать малой разновозрастной группой, создавать конечный продукт- иллюстрированный текст, содержащий описание основных этапов решения проектной задачи
Способ и формат оценивания результатов работы
При подведении итогов работы оцениваются:
- умение использовать представленный материал дополняя его собственными знаниями и представлениями;
-владеть необходимым предметным материалом, правильно выполняя отдельные задания и решение задачи в целом;
- умение создавать собственные тексты и материалы к ним.
Оценка проводится путем экспертного наблюдения.
Учащиеся должны быть разделены на 3 группы. В каждой из групп присутствовали разновозрастные ученики (1 ученик- 2 класса, 1 ученик - 3 класса,2 ученика- 4 класса). Учащимся 4 класса было предоставлено новое место в системе учебных отношений - место учителя по отношению к учащимся 2 и 3 класса.
Замысел проектной задачи
В качестве сюжета задачи взята вымышленная ситуация: путешествие доктора Айболита и его друга писателя Корнея Чуковского в Африку для лечения больных животных. В рамках этого сюжета учащиеся должны выполнить ряд заданий по пяти учебным предметам; при этом конкретные указания на соотнесенность каждого задания с тем или иным предметом не даны.
Задания построены таким образом, что в процессе их выполнения учащиеся должны обращаться к текстам и результатам других заданий и справочному материалу получения необходимых данных.
Нужная для решения задачи информация, не привязана к тем местам, в которых она непосредственно должна быть использована, также присутствуют избыточные сведения, не относящиеся к решаемой задаче. Это создает необходимость проведения тщательной работы с предлагаемым текстом.
Итоговое задание требует рефлексивного отношении к результатам всех предыдущих этапов работы и создания на их основе иллюстрированного текста, который и является «продуктом» решения проектной задачи.
Цель, которую должны, достичь дети по результатам отдельных заданий, создать итоговый «продукт» - иллюстрированный рассказ о путешествии в Африку для лечения заболевших животных.
Описание проектной задачи
Дорогие ребята! Предлагаемая задача необычная: ее нельзя отнести к какому-то определенному предмету, но для ее решения вам потребуются знания из многих школьных предметов. Задача большая по объему, состоит из целого ряда заданий. Поэтому очень важно правильно распределить работу между собой: вы должны продемонстрировать умение работать вместе при решении общей задачи так, чтобы каждый из вас смог внести свой вклад в результат вашей группы.
Обратите особое внимание на последнее задание: выполняя его, вы должны подвести итог всей проделанной работы.
Надеемся, что вам понравится эта задача и вы с интересом будете ее решать. Желаем вам успеха!
Доктор Айболит в июле отдыхал в городе Мара на острове Мадагаскар у своего друга писателя Корнея Чуковского. Неожиданно Айболит получил телеграмму на африканском языке.
Задание 1.
Телеграмма
«Тордок Литайбо! Симпро ятеб ипрехаьт рееско к мна: азболиел ирт кабетигемо, ьтяп ряттиг, авд кажифенра и ерытеч кастрасену. У хни наскартила, наанги, ямариля и хитброн. Ым вемжи в непусты Рикахала, у рыго Дофернанпо, у каисто Полимпо».
Айболит ничего не понял, но его друг писатель Корней Чуковский в детстве бывал в Африке и запомнил несколько африканских слов и их перевод:
Кармагасда - Мадагаскар;
анписаьт - написать;
анписиал - написали;
шемпи - -пишем;
ьмесов - восемь.
Помогите Айболиту перевести телеграмму на русский язык.
Комментарий к заданию 1
Предмет русский язык.
Пользуясь приведенными образцами перевода с африканского языка на русский, можно установить, что африканские слова получаются перестановкой слогов в русских словах и перестановкой букв внутри слога. Иными словами, выполнение задания состоит в расшифровке анаграмм.
Исходя из этого, нетрудно перевести текст телеграммы: «Доктор Айболит! Просим тебя приехать скорее к нам: заболели три бегемотика, пять тигрят, два жирафенка и четыре страусенка. У них скарлатина, ангина, малярия. Мы живем в пустыне Калахари, у горы Фернандопо, у истока Лимпопо».
Переводу географических названий может помочь обращение к географической карте из другого задания.
Задание 2. Друзья решили вместе как можно скорее отправиться в путешествие. Они нашли на карте место, описанное в телеграмме.
- Вы тоже найдите и отметьте это место на карте.
- Помогите доктору и писателю определить расстояниеот города, в котором они находятся, до места, где заболели животные. (Приложение 2)
Масштаб карты: 1см- 400 км.
Комментарий к заданию 2
Задание предполагает нахождение заданных пунктов на географической карте, определение расстояния между ними с учетом указанного масштаба.
Задание 3. Доктор Айболит знает универсальное лекарство от всех болезней это гоголь-моголь.
В «Ветеринарном справочнике» приведены следующие рекомендации по лечению гоголем-моголем. Количество лекарства должно быть равно половине массы животного. Масса животного в килограммах:
Рассчитайте вместе с доктором Айболитом, сколько гоголя-моголя нужно взять для лечения животных.
Комментарий к заданию 3
Следует выполнить расчеты, используя данные о требуемом количестве лекарства для разных животных, представленные в форме круговой диаграммы, и сведения о заболевших животных, содержащиеся в задании 1. Информация, необходимая для выполнения задания, осложнена данными о животных, не имеющих отношения к рассматриваемой задаче.
Задание 4.
В это время писатель Корней Чуковский нашел в энциклопедии материалы про природные особенности территории, где живут больные животные. Познакомьтесь с этими материалами.
«За серыми каменистыми равнинами земля слегка уходит под уклон к одному из шедевров природы вечно струящемуся древнему морю песков цвета абрикоса. Калахари - огромная равнина на Африканском плато. Это самое большое пространство в мире, сплошь покрытое песками, без каменистых участков. Местные жители называют Калахари Кгалагади, что означает «дикая местность», район настолько обширный, непроходимый и древний, что он хранит в себе тайны исчезнувших цивилизаций, существовавших более 500 000 лет назад. Калахари один из величайших памятников природы, созданных силами огня, ветра, воды и песка. Приблизительно 65 миллионов лет назад обширные потоки лавы покрывали центральную часть Южной Африки. Эти волнистые моря лавы местами толщиной до 8 км образовали высокие гряды и глубокие речные долины. Постепенно под действием ветра и дождя зазубренный ландшафт стал ровным, воды сточили горы, долины заполнились глиной. Наконец огромное количество пески, принесенного сюда ветром с побережья, образовало плоскую разноцветную равнину. Во время засушливого сезона в августе и сентябре на поверхности Калахари практически нет воды. Бушмены - древний народ, населяющий центральную и южную Калахари, - выживают за счет того, что роют ямы на дне русел высохших рек и в низинах. Собранную таким образом воду хранят в скорлупе страусиных яиц. Когда и подземные источники воды иссякают, бушмены добывают воду из содержимого желудков антилоп, ни которых они охотятся. Дыни цамма становятся еще одним источником воды бушмены съедают их до 3 кг в день.
«В провинцию Лимпопо приезжают полюбоваться не тронутой африканской природой. Здесь, в северной части Южно-Африканской страны, практически нет промышленности. Многие области провинции до сих пор сохранились в том виде, который они имели до появления в этих местах человека. Природа Лимпопо разнообразна: путешественников ждут выжженные солнцем Саванны, древние леса и таинственные горы. Отличительная особенность провинции обилие рек (самые крупные из них Лимпопо, Олифантс и Лувуву). Дикие животные водятся здесь в множестве здесь можно увидеть всю «большую пятерку» (к ней относят слона, буйвола, носорога, леопарда и льва). Особенно много в Лимпопо кошачьих хищников.
Климат в районе реки Лимпопо
На диаграмме слева дана шкала температуры.
- На основе материалов из энциклопедии помогите писателю правильно выбрать необходимую одежду и снаряжение для поездки. Обоснуйте свой выбор.
- Спрогнозируйте, какие трудности могут встретить доктор Айболит и Корней Чуковский по пути к месту, где живут больные животные.
Комментарий к заданию 4
Основной акцент при построении задания сделан на работе учащихся с текстом, содержащим большой объем информации (в том числе и избыточной), представленной в различных формах. Оценивая выполнение данного задания учащимися, следует в первую очередь учитывать степень обоснование принятых решений, их связь с описанием природных условий данной местности.
Задание 5.
Помогите друзьям выбрать вид транспорта, для того чтобы быстро добраться до места назначения и потом вернуться на Мадагаскар. Обоснуйте свой выбор.
Воспользуйтесь следующими данными из справочника «Транспортные средства»:
Вид транспорта
Скорость,км/ч
Грузоподьемность,кг
Акула
50
50
Волк
48
20
Гепард
64
18
Дельфин
80
120
Кит
56
1300
Лошадь
54
210
Орел
190
16
Слон
30
1400
Комментарий к заданию 5
Прикидочные математические расчеты должны базироваться на сведениях из окружающего мира (какие животные виды транспорта водятся в данной местности), результатах выполнения предыдущих заданий (масса лекарства, необходимое снаряжение).
В задании используется еще одна известная учащимся форма представления данных табличная.
Задание не имеет однозначного решения здесь большой простор для фантазирования; важно, чтобы это фантазирование не выходило за рамки рассматриваемой ситуации (нужно как можно быстрее достичь цели в противоречивых условиях: виды транспорта, обладающие наибольшей скоростью, могут не иметь требуемой грузоподъемности, одни из них пригодны для передвижения только по суше, другие только по воде и т. п.). Основным критерием здесь является удержание всех этих противоречивых условий и степень обоснованности предлагаемого варианта решения.
Задание 6. Когда доктор Айболит и писатель прибыли к животным, то обнаружили, что в этом районе нет чистой воды. Вода в реке оказалась непригодной для питья, поэтому животные и заболели.
Доктор Айболит предложил соорудить специальное устройство, с помощью которого можно добыть чистую воду, выкопав в песке яму диаметром около 1 м и примерно такой же глубины.
- груз, прижимающий пластик
трубка для питья
- пластик
камень
- Рассмотрите рисунок. Опишите, как может действовать это устройство.
- Предложите свой способ получения чистой воды для животных.
Комментарий к заданию 6
Анализируя предлагаемое устройство для получения чистой воды, учащиеся должны увидеть, что принцип его действия аналогичен изучавшемуся в курсе окружающего мира явлению круговороту воды в природе. При нагревании песка солнечными лучами происходит испарение содержащейся в нем воды, она конденсируется на пластике и стекает в ведро.
Предлагая собственный способ получения питьевой воды, учащимся необходимо удерживать ряд условий, явно не содержащихся в тексте данного задания: например, вряд ли целесообразно получать питьевую воду из дождевой (в это время года, как следует из приведенного в другом задании описания природных условий, количество осадков крайне мало) или из морской (море далеко) воды. В то же время косвенные сведения о некоторых возможных способах получения воды могут быть найдены в тексте задачи.
Задание 7.
Самому больному тигренку Айболит решил дать весь полагающийся гоголь-моголь за один прием. Как отмерить нужное количество гоголя-моголя, если есть три пустых бочонка, в одном из которых помещается 70 кг гоголя-моголя, в другом - 10 кг, а в третьем - 15 кг?
Комментарий к заданию 7
Задание может быть отнесено к распространенному классу задач на отмеривание требуемой величины с помощью заданного набора величин. В данном случае такая задача встроена в общий сюжет рассматриваемой проектной задачи.
Непосредственно в тексте задачи отсутствует информация о требуемом количестве гоголя-моголя для тигренка. Это вынуждает учащихся обратиться к заданию 3, в котором содержатся необходимые данные.
Задание 8. По возвращении из поездки доктор Айболит и писатель Корней Чуковский решили подготовить иллюстрированный рассказ о своем путешествии для журнала «Мир вокруг нас». Писатель, естественно, взялся за перо, а доктор вспомнил, что в молодости он неплохо рисовал. Представьте себя в роли доктора Айболита и писателя Корнея Чуковского и выполните их работу. Придумайте название рассказа и запишите этот рассказ. Рисунки можно сделать на отдельных листах.
Комментарий к заданию 8
Задание стимулирует учащихся еще раз обратиться ко всей проделанной работе при выполнении предыдущих заданий. Принципиально то, будет ли «продукт» работы - иллюстрированный рассказ отражать основные этапы решения задачи и их результаты, т.е. представлять собой «сборку» отдельных результатов в единое целое, или окажется просто импровизацией на тему известного произведения К. Чуковского, никак не связанной с содержанием задачи. При выполнении этого задания можно организовать работу следующим образом: группа разбивается на пары. В каждой паре один из учащихся готовит текст рассказа, а другой иллюстрирует его. По окончании этой работы группа выбирает лучший вариант либо составляет общий рассказ из фрагментов рассказов, подготовленных парами.
Результаты групп по каждой задаче оцениваются по 3-балльной шкале. Критерии оценки по каждому заданию:
- взаимодействие детей в ходе выполнения заданий -1 балл;
- соответствие результата поставленной цели – 1 балл;
- обоснование результата – 1 балл.
Максимальный результат – 24 балла.
Задание
1 группа
2 группа
3 группа
1
2
2
2
2
2
2
1
3
2
3
2
4
2
1
1
5
3
3
3
6
3
2
1
7
2
2
3
8
1
2
2
Итог:
17
17
15
13PAGE 143115
13PAGE 142615
Заголовок 115