АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ


АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Адыханова Анара СериковнаФилиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области
г. Караганда, ведущий специалист отдела методического обеспечения инновационного развития
Основным психологическим
принципом при изучении
любого предмета является интерес.
П. ХегболдтПостоянная забота о развитии познавательного интереса школьников является одной из основных обязанностей каждого учителя, в том числе и учителя иностранного языка, потому что познавательный интерес – это стимул, способствующий повышению активности учащихся, совершенствованию их умений и навыков.
Проблема повышения интереса к иностранному языку, организация внешкольной работы с учащимися, поиск одаренных детей, поддержка и развитие этой одаренности волнуют нас на протяжении педагогической деятельности.
Под познавательным интересом мы понимаем такое эмоциональное отношение ученика к предмету, которое вызывает у него желание знать о предмете больше, полнее овладеть знаниями. Очень важно зажечь в ребенке огонек удивления, огонек пытливости, огонек радости, вызвать чувство красоты иностранной речи, чувство удовлетворения от проделанной работы.
Для формирования познавательного интереса учащихся имеет значения ряд факторов: правильная организация учебного процесса, взаимоотношения между учителем и учащимися, учет индивидуальных особенностей учащихся, воспитание у них убеждения в необходимости получения знаний по иностранному языку, использование различных форм работы в зависимости от возраста школьников.[1]
В статье приводятся самые обычные приемы, которые активно способствуют формированию познавательного интереса одаренных детей к изучению иностранного языка.
Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления, доминирующую активную познавательную потребность, испытывают радость от добывания знаний. Эти дети обладают обостренной наблюдательностью, как правило, их отличает великолепное чувство юмора. И еще одно выдающееся свойство – это громадное упорство в области их интересов.
Методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися и в тоже время отличаться своеобразием.
При организации работы с одаренными учащимися, следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими учащимися. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для проектной деятельности, творческих заданий.[2] Правильно организуя учебно-воспитательную деятельность, мы наталкиваем детей на пробуждение потребности в познании себя, жизни и мира.
Наша задача, как педагога  - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности  и потребности были реализованы.
Принципы работы с одаренными детьми:
 дифференциации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка);
 максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
 обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг (Интерактивные технологии, репетиторство);
 возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, спецкурсы, факультативы;
 усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытых одаренностей и способностей, является внеклассная воспитательная работа в школе. Основой формирования такой системы является «погружение в культуру». Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований и логического мышления, расширяет кругозор.[3]
Что касается форм и методов внеурочной работы, на развитие познавательного  интереса к изучению иностранного языка, то  широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают  факультативы, кружки, конкурсы, привлечение учащихся к участию в различных олимпиадах и конкурсов вне школы и система внеурочной исследовательской работы учащихся.   Здесь, работая в малых группах, нужно максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход,  применяя  разные  методы  работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работу с научной литературой, используя ИКТ. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одаренных детей. Уже привычными стали следующие мероприятия: проведение предметной недели иностранного языка, проведение олимпиад по иностранным языкам, конференции, система факультативных и кружковых занятий, проведение творческих конкурсов, выполнение творческих информационных и исследовательских проектов на английском языке, проведение КВН, интеллектуальных игр по страноведению, экскурсии по школе.
Типы творческих заданий: придумать загадку, составить чайнворд, кроссворд, ребус, конкурсы сочинений, конкурсы переводчиков, подготовка портфолио, фотоальбома, реферата, составить quiz по заданной теме.Много внимания следует уделить написанию письма, эссе как на уроке, так и во внеурочное время. Всё это помогает сформировать все виды компетенций, необходимых для  успешного развития личности. В настоящее время активно использую  ИКТ технологии, которые отвечают потребностям учащихся и дают возможность работать в различных режимах и на разных уровнях. Сфера использования ИКТ технологий очень разнообразна. Это: извлечение необходимой языковой информации (знакомство с новыми лексическими и грамматическими явлениями английского языка; тренировка языковых и речевых навыков с целью формирования и развития языковой компетенции; знакомство с реалиями современной жизни англоязычных стран.Невозможно изучение языка без интеграции с историей и географией, тесная связь с этими предметами прослеживается при изучении тем страноведческого характера "Великобритания”, "США”, "Австралия” и др., ребята знакомятся с историей стран, географическим и политическим устройством, историческими и политическими деятелями (адмирал Нельсон, президенты США), великими путешественниками (Х.Колумб, Д. Кук).
          Во внеурочной деятельности используются дополнительные ресурсы, на которые не хватает времени на уроке. Кроме того, вне урока учащиеся чувствуют себя свободнее и раскованнее, больше раскрываются перед учителем и одноклассниками.
На своих занятиях зачастую применяю упражнения для развития творческого восприятия, то есть помогают ученику раскрыть свои возможности и найти личный путь творческого развития.
Упражнение «На одну букву». Учитель считает до тридцати, дети в это время находят и запоминают все предметы в классе, название которых начинается, например, с буквы «С».
Упражнение «На несколько букв». Необходимо определить характеристики представленного предмета, начинающиеся на три выбранные буквы.
Упражнение «Переключение внимания». Ученики  рассматривают предмет в руке,  по команде  переводят взгляд на стену. Затем опять – на предмет в руке, стараясь продолжать ход своих мыслей с того же места, где остановились, а не сначала. Промежутки между командами постепенно сокращаются от минуты до нескольких секунд.
«Наполнение слов». Ученики пытаются понять, на что похоже то или иное слово, что оно им напоминает, какое оно. Раскрывая образный смысл слов, добиваются того, что слово становится наполненным, оживает  в воображении.
«Цепочка ассоциаций». Оттолкнувшись  от какого – либо слова, отыскиваем ассоциации, которое оно вызывает, потом ассоциации, которые вызывает одно из возникших слов.
«Рассказ по картинкам».  Предложите ребенку придумать рассказ, используя ряд картинок. Пусть он предложит продолжение рассказа. Усложните это задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой.
«Составь комикс». Попросите ребенка составить  комикс. Для этого можно использовать готовые картинки или придумать самим и нарисовать их.
«Музыка». Ребенку предлагается прослушать музыку. Затем ему дают четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую. Используя эти краски, ребенок  должен изобразить услышанную музыку и озаглавить рисунок.
«Неоконченный рисунок». Ребенку предлагается ряд кружочков (линий, квадратиков, крестиков и т. д.). Его задача – каждому кружочку придумать, используя различные элементы, какой – либо образ. Повторяться нельзя.
«Придумай название». Необходимо придумать как можно больше названий для рассказа, сказки или рисунка. Можно использовать для названий пословицы, поговорки, крылатые фразы.
«Рифмоплет». Сначала предложите ребенку придумать слова, окончания которых звучали бы одинаково (палка – галка); затем -   сочинить двустишия на заданные рифмы; потом подобрать рифму и закончить заданные  двустишья. В завершение игры можно попросить ребенка сочинить стихотворение неограниченной длины, используя как можно больше необработанных рифм.
«Архимед». Предложите ребенку для решения ряд проблем, его задача – найти как можно больше решений. Проблемы могут быть такими: «Как  вырастить пальму возле дома? Как развести сад на луне? Как  сосчитать все звезды? Как приготовить машину для приготовления уроков?».    
Учитель, как творческая личность характеризуется умением самостоятельно выбирать сферу деятельности и двигаться вперед. Этому способствует продуманная методика обучения, предназначенная не только для передачи знаний, но и  для выработки «умения мыслить».  В своей работе, учитель может варьировать ими, что позволяет поддерживать познавательный интерес и мотивацию к самосовершенствованию.
Наиболее эффективны следующие методы работы с одаренными учащимися:
Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений  «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
Метод эвристических вопросов.  Ответы на семь ключевых вопросов:     Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
Метод сравнения.  Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными,  философами и т. д.
Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.
Метод путешествия в будущее.  Эффективен в любой  общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.
Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.
Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт  в результате определенных творческих действий.
Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать  картину или составить  описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.
«Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.
Метод инверсии, или метод обращения. Способствует применению принципиально противоположной альтернативы  решения. Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.
Традиционные предметные олимпиады, конкурсы, турниры, марафоны в классе и школе, помогают одаренным детям проявить свои способности, определиться в выборе приоритетных предметов. В результате такой работы у детей проявляется склонность к науке, которая определит в дальнейшем выбор будущей профессии.
Использованная литература:
Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
Гильбух Ю.З. – Внимание: одаренные дети. – М., 1991, 78 с.
Кашапов, М.М. Абнотивность как качество педагога, значимое для работы с одаренными учащимися разного возраста / М.М. Кашапов // Одаренные дети. – 2004. – № 6. – С. 48 – 60.