Формирование универсальных учебных действий у младших школьников, посредством проектной деятельности
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников, посредством проектной деятельности
Кайдорина Ольга Владимировна, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Лесосибирска», 2013 год.
Универсальные учебные умения (УУД) - это база для успешной коммуникации младших школьников. К сожалению, основная масса учеников обладают низкими коммуникативными умениями. Это показал анализ краевых контрольных работ учащихся 4 классов общеобразовательных школ г. Лесосибирска за 2010-2011 учебный год. Только 43% учеников начальной школы к выпускному классу способны находить, понимать и использовать прочитанную информацию. Так что же такое УУД? УУД определяются как способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, успешного усвоения новых знаний, формирование умений и компетентностей, способность самостоятельно включаться в организацию этого процесса. Умение учиться предполагает полноценное освоение учащимися всех компонентов учебных действий, а именно:
- учебные и познавательные мотивы;
- учебные цели;
- учебные задачи;
- учебные действия и операции;
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Условия развития УУД следующие:
- создание проблемной ситуации, активизация творческого отношения учащихся к учебе;
- формирование рефлексивного отношения школьников к учению и личностного смысла учения;
- обеспечение учащихся необходимыми средствами решения задач;
- оценивание знаний учащихся с учетом его основных достижений;
- организация формирования совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества;
Универсальные учебные умения делятся на следующие группы:
1, Регулятивные: умение организовать собственный учебный труд, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция.
2. Познавательные: самостоятельно формировать познавательные цели, поиск и сбор информации, структурирование материала, построение речевого высказывания, выбор рациональных способов решения проблемы, смысловое чтение, создание алгоритма действий и решение поисковых и творческих задач, моделирование и преобразование
3. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, сотрудничество в поисках информации, Решение конфликтов, умение точно выражать свои мысли и др.
4. Личностные: способность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, их индивидуально-личностные позиции.
Исходя из всего сказанного, встает проблема нахождения путей успешного формирования УУД. Одним из ключевых моментов считаю, правильный выбор приемов и техник. Наиболее успешно для формирования УУД я использую технологию проектной деятельности.
Суть проектной деятельности заключается:
- в реализации деятельностного подхода;
- интеграции знаний вокруг решения одной проблемы;
- применение полученных знаний на практике, генерируя при этом новые идеи;
- разрешение конкретной социально-значимой проблемы;
- планирование действий;
-определения вида конечного продукта;
- проведение исследовательской деятельности(поиск, обработка, осмысление и переработка информации);
-презентация и представление конечного продукта;
Работа над проектом включает несколько этапов:
Выбор темы проекта
Составление плана реализации проекта
Формирование группы учащихся
Разработка технического задания
Контроль выполнения и коррекция
Организация защиты проекта
Работа над проектом предполагает взаимодействие 5 «П»:
1. Проблема
2. Проект
3. Поиск решений
4. Продукт
5. Презентация
Проект- это брошенный вперед замысел в виде образа, прогноз предвидение наиболее вероятного течения событий, план позволяет субъективно описать и приблизить нас к прогнозируемому образу. План должен быть корректируемым.
Конечно, учителя работают над развитием УУД в основном на уроках, но внеурочная деятельность это прекрасное время для развития УУД, в частности для работы над проектами.
Процесс работы над проектом предполагает активное формирование всех УУД в комплексе. Как показывает практика хуже всех обстоит дело с регулятивными УУД. Детям очень трудно поставить цель, спланировать, проконтролировать, внести нужные изменения в работу и оценить полученные результаты. Я начинаю работу над проектом с выбора темы проекта. Можно пойти двумя путями:
Учитывая способности, интересы и увлечения детей подвести их к теме постепенно, но тему называют сами ребята.
Ребенок предлагает тему сам, исходя из того, что ему нравится.
Если тема выбрана удачно и близка для ребенка, он может использовать личный опыт в работе над проектом. Понятно, что если тема интересна и есть опыт в данной области, ребенку легче определиться с целями, то есть, он может сравнить, что уже знает, и что ему неизвестно по данной теме. Это очень хорошо работает на целеполагание. Кроме того, идет активное развитие процессов саморегуляции. Если ученик занимается увлекательным делом, то он способен потратить больше сил, отказать себе в чем- то, проявить волевые качества при работе над проектом.
Социальная значимость проекта тоже очень важна. Ученик должен знать, что конечный продукт будет востребован и полезен другим. В этом случае идет активное формирование личностных УУД, так как социальная значимость проекта является одним из условий развития мотивов деятельности и формирования личностного смысла учения. Проще говоря, социальная значимость проекта повышает мотивацию.
Основная трудность для ребенка - спланировать работу над проектом. Он может предположить, каким будет конечный продукт проекта, но выстроить логическую цепочку шагов по его выполнению ему очень сложно. Здесь учитель выступает в роли наставника, консультанта, эксперта, друга. Вместе с ребенком проживает эту проблему, учит пошагово простраивать свои действия.
Ребенок, заинтересованный в проблеме нередко сам проводит опыты, наблюдения, практическую работу по проекту. Трудность вызывает анализ результатов и умение сделать выводы по работе. Здесь хорошо срабатывают составление таблиц, схем, графиков, моделирование. Вот пример такой таблицы, которая была составлена к проекту «Выявление оптимальных условий содержания улиток Ахатин в домашних условиях». По этой таблице ребенку нетрудно проанализировать результаты своих наблюдений за улитками.
Сравнительная таблица условий содержания улиток Ахатин в неволе
Параметры
Группа № 1
Группа № 2
1.Температура
24 - 30 гр. С
15 С
2.Влажность
Опрыскивание 2 раза в день стенок террариума, грунта,самих улиток.
Поливка земли 1 раз в 3 дня.
3.Питание
Разнообразное (помидоры, огурцы, капуста, листья салата, авокадо, бананы, мясо, зелень)
Тёртая морковь по мере съедания
4.Световой режим
Террариум находился в затемнённом месте.
Банка часто находилась под воздействием солнечных лучей.
5.Минеральные вещества (Са)
Постоянно находились тёртый мел и измельчённая яичная скорлупа.
Яичная скорлупа давалась 1 раз в месяц.
6.Размер террариума
Объём ёмкости 40 литров.
Трёхлитровая банка.
7.Купание
Каждый день тёплый душ в течение 15 минут.
Тёплый душ в течение 5 минут 1 раз в неделю.
8.Генеральная уборка (замена грунта, мытьё террариума дез.средствами)
1 раз в месяц
1 раз в 3 месяца.
Благодаря тому, что уроки проводятся с применением ИКТ, улучшилась материальная база школы, у многих детей дома есть компьютер и выход в интернет, ребята не испытывают больших проблем с поиском информации и ее систематизацией. Но прогнозирование, контроль, коррекция и оценка работы выполняется с помощью взрослых. Я активно привлекаю к этой работе родителей.
Таким образом, проектная деятельность учащихся, выявление и анализ трудностей и проблем, поиск путей их решения позволяет учителю и ученику достигать успешных результатов в работе над проектом. Но то, что в это время идет активное развитие всех УУД - это несомненно.
Начальная школа является важнейшим этапом образования каждого человека. От того, насколько грамотно организован процесс обучения и воспитания на этой ступени, зависит успешность каждого ученика в дальнейшем. Поиск новых и эффективных форм работы очень важен, этим объясняется интерес к проектной деятельности учащихся и востребованность этой технологии в современной школе.
Список литературы
Карабанова О.А. /Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы управление начальной школой.- 2009.- № 12.- с. 9-1
Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны./Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2010.- № 2.- с. 11-12
Матяш Н.В. Хохлова М.В., Творческие проекты в младшей школе./ Под ред. Симоненко В.Д.- Брянск, 1999.
Проектирование в начальной школе: то замысла к реализации: программа, занятия, проекты авт.-сост. М.Ю. Шатилова и др.- Волгоград: Учитель, 2012.- 169 с.
Долгушина Н.П. Организация исследовательской деятельности младших школьников.// Начальная школа № 10/2006, с. 8-12.
15