Словарная работа на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида
Словарная работа на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида.
В условиях модернизации образования перед школой сегодня стоит важнейшая задача – воспитание личности, отличающейся самостоятельностью и независимостью суждений, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, способной свободно выражать свои мысли и чувства как в устной, так и в письменной форме.
В условиях модернизации образования перед школой сегодня стоит важнейшая задача – воспитание личности, отличающейся самостоятельностью и независимостью суждений, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, способной свободно выражать свои мысли и чувства как в устной, так и в письменной форме. Однако опыт работы в коррекционной школе показывает, что «больным» местом письменной речи учащихся является скованность, бедность словарного запаса, неоправданное смешение стилей, эстетическое несовершенство. Главное на уроках письма и развития, чтения развития речи – это постижение красоты языка, удивление перед его возможностями и – открытия, пусть маленькие, пусть не имеющие значения для науки. Когда ученики научатся чувствовать язык, понимать, почему так, а не по-другому пишут, тогда и придёт желание «погрузиться» в язык. Через постижение красоты языка, его богатства, неисчерпаемых возможностей ученики придут к грамотной устной и письменной речи. Поэтому на уроках письма, чтения развития речи я определила для себя основные направления в работе по обогащению словарного запаса. Ведущим в уроке письма и развития речи , чтения развития речи , несомненно, является работа со словом. В ходе такой работы будет постепенно формироваться, по словам известного лингвиста Л.Щербы «твёрдый зрительный образ» слова.
Память умственно отсталых детей развита слабо. Научить ребенка писать словарные слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. Умственно отсталые дети усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике.
Из общепринятой характеристики словаря учащихся с нарушением интеллекта известно, что он беден, однообразен, неточен, невыразителен. В словаре преобладают обще обиходные конкретные слова. Большая часть слов, даже относящихся к общеупотребительной лексике, находится в пассивном словаре.
Задачи словарной работы.
Учитывая основные недостатки лексической стороны речи детей, программа по русскому языку в специальной (коррекционной) школе VIII вида определяет основные задачи словарной работы.
Обогащение словаря учащихся. Систематическое ознакомление учащихся с новыми словами и устойчивыми словосочетаниями. Эта работа проводится в связи с наблюдениями окружающей действительности, расширением круга реальных представлений учащихся о природе и обществе, на уроках чтения, географии, естествознания, математики, истории, труда и рисования, а так же на всех внеклассных и внешкольных мероприятиях.
Закрепление и уточнение значения слов. Учащиеся с нарушением интеллекта нуждаются в неоднократном повторении нового слова для его запоминания. Поэтому необходимо, чтобы слово, встретившееся на одном уроке, употреблялось бы учащимися в новой ситуации, на других уроках.
Активизация словаря. Происходит увеличение количества активно используемых слов, смысл которых хорошо и точно понимается учащимися .Данные задачи реализуются на всех уроках русского языка, но в зависимости от специфики предмета (чтение, грамматика и правописание, развитие речи) и от этапа урока та или иная задача может становиться ведущей, выступать на первый план.
Так, на уроках чтения в процессе знакомства с новым произведением центральным звеном в работе над словом становится решение двух первых задач. На каждом этапе урока чтения осуществляется разбор значений слов или уточнения их смысла исходя из контекста. При этом часть слов объясняет учитель, значение других школьники осуществляют по сноскам в учебнике, основная группа лексем усваивается и уточняется детьми в работе с текстом. Дальнейшее изучение прочитанного литературного материала послужит средством активизации словаря.
На уроках грамматики и правописания, центральной задачей становится уточнение словаря. Эти уроки нацелены на уточнение фонетического состава слова, на усвоение его орфографии, на отработку умений сочетать его с другими словами, на практике пользоваться законом взаимодействия значения слова и грамматической формы.
Обогащение словаря на уроках грамматики и правописания в основном идет за счет усвоения специальной терминологии: признаки звуков, названия частей речи, членов предложения.
На уроках развития устной речи все задачи, как правило, реализуются комплексно, в единстве. Школьники, знакомясь с предметами и явлениями окружающего мира, усваивают или уточняют значения слов, учится активно использовать эти слова при ответах на вопросы, составлении описаний предмета или явления, рассказов о них. Очень важно, чтобы повторение нового слова в течение урока было многократным. Требуется не механическое воспроизведение слова, а активное употребление его в ходе выполнения различных заданий. Запоминание лексемы идет интенсивнее, если она эмоционально значима для ученика или ее презентация и закрепление осуществляются в интересных для детей ситуациях .Требования к проведению словарной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
При организации словарной работы на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида необходимо соблюдать требования к ее проведению.
Должна быть выдержана дозировка слов на единицу учебного времени. Здесь так же, как в усвоении любого вербального материала, необходимо соблюдать принцип небольших шагов, или расчлененности подачи материала.
Необходимо стремится к контекстному объяснению новых слов. По данным психологов, процесс точного запоминания слов заметно эффективнее, если они объединены в тематические группы или включены в предложение.
Процесс презентации слов должен опираться на работу всех возможных анализаторов. Новое слово обязательно прочитывается учителем и воспринимается школьниками на слух; далее при активном участии учащихся разбирается его значение с использованием наглядных или словесных средств; затем слово еще раз прочитывается учениками, включается в предложение и записывается, если это происходит на уроке грамматики или в некоторых случаях на уроках развития устной речи.
Объяснение значения слова - это только начальный этап работы над лексикой. Для введения слова в речь необходимы система упражнений, постоянное повторение слова, включение его в различные контексты.
При активизации лексики важно соблюдать естественность условий. Составляемые учениками предложения должны отражать либо содержание прочитанного текста, либо ситуацию, которая задается учителем и разбирается на уроке с учетом того, что дети узнали на экскурсии, из передачи по телевидению, на других уроках. Любые приемы, которые уводят детей от примитивных стандартных фраз, являются значимыми для уроков русского языка.
Работа над лексикой должна быть тесно связана с работой над грамматической, фонетической и другими сторонами языка. Нельзя усвоить новое слово, не употребляя при этом его разные грамматические формы, не отрабатывая правильность произношения. Без комплексной работы над всеми сторонами языка, без постоянного применения изученного грамматического материала по отношению к конкретным словам новая информация ложится в памяти детей мертвым грузом или же быстро забывается .Этапы усвоения новых слов учащимися с нарушением интеллекта.
Для правильной организации словарной работы необходимо ясно представлять не только задачи и соблюдать требования, но и представлять основные источники обогащения словаря учащихся, а также этапы усвоения новых слов.
Словарь учащихся определяется в первую очередь программой специальной (коррекционной) школы VIII вида, учебниками по различным предметам, книгами для чтения, внеклассными и внешкольными мероприятиями, системой их проведения, самостоятельным чтением, общением с окружающими, радио и телепередачи .Новые слова усваиваются учащимися постепенно. Сначала ученик понимает слово только в определенном контексте, слово не наполнено еще конкретным содержанием. На этом этапе у учащихся еще нет ясного представления о предмете или явлении, обозначаемым этим словом. В связи или чтением школьник схватывает общий смысл и догадывается о значении слова.
Затем ученик правильно понимает слово и в тексте, и отдельно. Может даже объяснить его значение с помощью картинки или других наглядных средств, но активно это слово не использует, оно пока находится в пассивном словарном запасе. Наконец, наступает момент, когда ученик правильно употребляет новое слово в своей речи, включая его в состав связного высказывания в различных грамматических формах. На этом этапе ученик может знать не одно, а два, три значения слова. Он может образовывать и подбирать однокоренные слова с помощью приставок и суффиксов, объяснять с помощью учителя значения новых слов. На этом этапе ученик учится употреблять некоторые слова в переносном смысле ("доброе дело", "спустя рукава").
Задача не в том, чтобы научить учащихся употреблять красивые слова и обороты речи, взятые из стихотворений, а в том, чтобы они могли использовать простые и точные слова для ясного выражения своих мыслей и чувств.
Словарная работа должна пронизывать все виды занятий. Почти на любом уроке возникает задача довести до сознания учащихся значение того или иного слова.
Объясняемое слово обязательно должно включаться в различные контексты, только в этом случае можно надеяться, что оно войдет в речь учащихся. Еще лучше, если будут созданы на уроке соответствующие речевые ситуации, при которых без данного слова ученик не сможет правильно выразить мысль, сформулировать ответ и т.д. Немаловажную роль играет привлечение внимания учащихся к тексту с целью выделения и выяснения непонятных слов. На уроках чаще должны практиковаться задания: "Найдите в тексте непонятные слова", "Выпишите непонятные слова".
Но, давая подобные задания в специальной (коррекционной) школе 8 вида, надо помнить, что учащиеся не всегда могут увидеть эти слова и их выделить. Поэтому, готовясь к уроку, учитель намечает слова, нуждающиеся в объяснении.
Способы объяснения новых слов.
Существует несколько способов объяснения нового слова:
Показ натурального предмета в классе или его наблюдение во время экскурсии, прогулки.
Показ макета, чучела, муляжа с объяснением его свойств, особенностей, назначения.
Рассматривание картинки или рисунка предмета (берлога, ракета).
Объяснение слов путем подбора синонимом, антонимов (чужая - своя, герой-трус).
Объяснение значения слов путем их анализа, подбора родственных слов, упражнений в словообразовании.
Логическое определение предмета или явления.
Краткое устное описание предмета или явления.
Анализ примеров и фактов из жизни с целью расширения запаса слов, отражающих отвлеченные и обобщенные понятия (совесть, дружба, преданность).
При подготовке к уроку учитель вместе с его содержанием должен продумать, какие слова потребуют объяснения для обеспечения правильного восприятия материала, какие слова и обороты речи учащиеся будут осмысливать при чтении ими текста и какие слова должны войти в активный словарный запас учащихся с нарушением интеллекта. В последнюю группу слов включаются слова, термины, обозначающие свойства и признаки изучаемых предметов или явлений, а также слова, важные для нравственного, эстетического, политического и трудового воспитания.
Так называемая словарная лексика - это слова, которые школьники вносят в словарики, так как они представляют особую трудность в правописании. Работа с этими словами имеет целью обогащение и расширение активного словаря учащихся с нарушением интеллекта и запоминание их правильного написания.
Работа начинается с того, что учитель четко пишет слово на доске, либо выводит написанное слово на интерактивную доску. Слово читается в слух, идёт объяснение его лексического значения, обращается внимание на особенности орфографии, затем оно записывается в словарик. Учащиеся упражняются в его написании.
Первый раз слово читает учитель, чётко проговаривая все слоги. Школьники проговаривают его хором, затем по просьбе учителя некоторые повторяют его ещё раз. Лексическое значение слова учитель объясняет, опираясь на жизненный опыт учеников. Например, объясняя слово "инструменты", он спрашивает учащихся, где они могли видеть инструменты, какие инструменты знают, какие инструменты есть дома, какими инструментами работают на уроках труда. С этим словом дети составляют словосочетания и предложения.
Прежде чем записать слово в словарик ученики находят ударный слог; произносят слово, выделяя, ударный гласный; подчёркивают безударные гласные; делят слово на слоги для переноса; с помощью учителя выделяют согласные или их сочетания, если они представляют трудность в правописании, и опять чётко проговаривают слово по слогам.
Только после такого разбора ученики записывают новое слово в словарик. Словарик представляют собой самодельный небольшого формата блокнот с алфавитом на боковых клапанах. Записывая слово, учащиеся ставят ударение и подчёркивают те орфограммы, которые надо запомнить. Затем дети записывают предложение, которое они ранее придумали с этим словом.
Виды работ по обогащению и активизации словарного запаса.
В работе по обогащению, развитию или активизации словаря на первое место выдвигаются уроки чтения и развития речи, письма и развития речи.
Большое значение для обогащения и активизации словаря имеет соблюдение принципа связи преподавания русского языка со всеми учебными предметами, когда на всех уроках учащиеся упражняются в правильном построении предложений, связных высказываний, когда все учителя заботятся о правильном использовании слов, их произношении, особенно тех, в которых могут быть допущены ошибки.
Обогащение словаря учащихся с нарушением интеллекта должно быть неразрывно связано с его активизацией, то есть с использованием ими в своей речи вновь усвоенных слов. Одним из видов работ расчитаных на активизацию словарного запаса учащихся специальной (коррекционной) школы, является распространение схематично изложенных текстов, преимущественно типа описаний.
Руководствуясь вопросами, данными в тексте, учащиеся вводят в него соответствующие прилагательные и наречия.
Учитывая особенности лексической стороны речи умственно-отсталых школьников, программа по русскому языку придает большое значение словарной работе. На протяжении всего учебного года изучаются слова с непроверяемыми безударными гласными.
Систематическое проведение словарной работы повышает уровень общего развития умственно-отсталого школьника. Усвоение традиционных написаний этого типа основывается на простом запоминании орфограмм каждого слова. Закреплению правильного орфографического образа слова способствует включение максимального числа компонентов письма.
Однако работа над словом не дает должного результата если будет осуществляться без опоры на наблюдение детей, на их практическую деятельность. Только тогда значение слова будет воспринято и усвоено ребенком точно и полно, когда полными будут его представления об изученном предмете. Учитывая это положение, основным приемом уточнения или раскрытия значения нового слова учитель должен сделать показ соответствующего предмета, признака или действия. Организуемые наблюдения должны быть активными. Детям предлагается выделить части, признаки или явления. При этом помощь может быть различной: показ другого, резко отличного предмета, при сравнении двух сходных, демонстрация предмета, его изображение в целом или фрагмента, направляющие вопросы, запись плана наблюдения. Наибольшая степень активности наблюдений учащихся достигается в практической деятельности, когда дети не просто рассматривают предмет, а сами принимают участие в изменении его признаков.
Весьма действенным приемом объяснения значения слова является прием контекста, в котором находится слово. Очень часто слова, непонятные детям оказываются понятными вполне в предложении /крохотный птенчик выпал из гнезда/. Предлагаемые упражнения должны использовать зрительную, моторную, речедвигательную память ребенка, пять-шесть минут отводится на знакомство с написание слова. Петрова предлагает следующий ход работы при первоначальном знакомстве со словом:
1.а) прослушивание загадки с выбором картинки отгадки, называние слова;
б) называние предметной картинки;
в) воспроизведение по памяти слова из текста, учебника, из выполняемого упражнения.
2. Уточнение семантики слова: учащиеся объясняют значение слова путем словотолкования.
3. Демонстрация карточки со словом, где орфограмма выделена красным цветом, прикрепление карточки под соответствующей картинкой.
4. Проговаривание этого слова по слогам и хором.
5. Запись слова в тетрадях.
6. Подбор родственных слов и запись их.
7. Составление предложения с этим словом.
8. Закрепление написания слова на следующих уроках.
В коррекционной школе могут быть использованы и другие приемы: разложение общего понятия на части /инструменты: молоток, долото/. Объяснение с помощью других слов /окружная дорога – дорога, которая окружает село/. Этот прием больше приемлем для старших классов, т.к. у младших школьников недостаточен объем словаря. В практике школы выполнение всех задач развития речи протекает одновременно. Основной упор в словарной работе должен быть сделан на оптимизацию их словаря, т.к. он очень беден у умственно отсталых детей.
В связи с этим изучаемые слова должны повторяться в серии различных упражнений. Не менее важно, чтобы закрепляемое слово включалось в различные контексты, сочеталось с другими словами /играть роль, играть в мяч, играть на скрипке/. Выяснение значения одного и того же слова в сочетании с другими словами подводит учащихся к пониманию многозначности слова /длинная девичья коса, острая коса в углу/, упражняет в употреблении слов в переносном значении /свежий хлеб – свежий ветер/. Словарная работа проводится по единой системе. Однако в зависимости от специфики урока /чтение, письмо, развитие речи/ ее направление теряется, в какой-то степени изменяются виды упражнения.
На уроках грамматики и правописания словарная работа ведется не только по линии усвоения смысла слова, но и их грамматических признаков и правописания на уроках письма отрабатываются слова с непроверяемыми безударными, а так же те слова, которые разбираются в связи с изучением различных грамматических категорий.
Работа над словами предполагает такие виды упражнений: классификация слов по темам, составление таблиц, ведение словарей, различного рода словарные диктанты.
Прочное усвоение учащимися написания словарных слов достигается путем частого употребления в различных заданиях и упражнениях. (см. Приложение)
Развитие словарного запаса обучающихся как один из показателей общего развития личности является способом введения ученика в культуру, условия его саморазвитии , его способности общаться. Кроме того, речевая деятельность и словарный запас является первоосновой любой деятельности человека.
Таким образом, можно сделать выводы, чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Словарной работе в школе уделяют мало времени, нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.
Приложение.
Словарная работа №________
Фамилия, имя __________________________ , ___ « ___» класс, ______ _________ 20____ год
(дата)
а о а е и а р…машкао а о а е и кр…к… дила о а е е и в …ронаа я а я о о к …н …рейка
е и е ё ё и вас … лёк
л л ллллл л тро…ейбусг ттдт в с велосипе…
дг т к г дбиле….