Урок на тему:Умножение и деление многозначных чисел на трехзначное число 
           Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение
   «ОШ № 23 для обучающихся с ОВЗ»
Открытый урок в 9-б классе на тему 
«Умножение и деление многозначных чисел на трехзначное число» 
Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Математика»
Автор:М.Н.Перова.
Учитель  математики 
                         Ватутина В.И.
                                          19 октября 2015г.                                                                                  
Цель:
Образовательная:
   Формировать умение умножать и делить многозначные числа на трехзначное число, содействовать развитию практических навыков деления и умножения, учить применять на практике.
Задача:
-Создать условия для удовлетворения потребностей в реализации своей познавательной деятельности в соответствии с индивидуальными стилевыми особенностями.
Развивающая:
Развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную деятельность.
Задача:
-Развивать интеллектуальные качества детей: математическую речь, внимание, мышление.
Воспитательная:
Воспитание стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать  свой труд. Воспитание чувства дружбы и товарищества.
Задача:
 - Избавление детей от чувства неуверенности в себе. Воспитание интереса к уроку.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Устный счет
Математическая разминка. 
1)а) Если масса одного арбуза равна 5 кг, то чему будет равна масса 6 таких арбузов?
б) У Саши было десять монет по 5 рублей. Сколько денег было у Саши?
Запись числа и классной работы в тетрадях.
2)Цепочка примеров. Расшифруй слово. 
а)8*2                                                                  320|ж         
1*9                                                                5600| и
 8*40                                                                 40| н
10*4                                                                16  | м
8*6                                                                    9  | у
8*700                                                          2400  | н
8*90                                                                48  | о
8*300                                                             720 | е
8*1000                                                        8 000 | е
Расставьте числа в порядке возрастания. Какое слово получилось?
Умножение                                                 
б)640:8                                                             80|л         
  56:7                                                                  8|е
  90:9                                                                10|и
180:2                                                                90|е
440:4                                                              110| д
360:9                                                                40| е
  45:5                                                                  9|и
Расставьте числа в порядке убывания. Какое слово получилось?
 Деление                                                                 
3) Расположите дроби:
 а) в порядке убывания.  
6/17     
1/17
11/17     
4/17     
8/17     
10/17     
15/17    
13/17     
3/17
Е
Е
Н
Н
Ж
О
У
М
И
(Ученики записывают дроби в нужном порядке у себя в  рабочих тетрадях)
- Прочитайте, что у вас получилось? 
Дети: 15/17; 13/17; 11/17; 10/17; 8/17; 6/17; 4/17; 3/17; 1/17.
        У        М        Н        О        Ж       Е      Н      И      Е  
б) в порядке возрастания.  
10/15
2/15
·
8/15
12/15
14/15
7/15
5/15
Н
Д
Е
И
Е
Л
Е
-Прочитайте, что у вас получилось?
Дети: 2/15; 5/15; 7/15; 8/15; 10/15; 12/15; 14/15.
              Д      Е       Л       Е       Н         И        Е
 III. Актуализация знаний.   
Умножение. Умножить одно число n (множимое) на другое целое число m (множитель) - значит повторить множимое n в качестве слагаемого m  раз. Результат умножения называется произведением. Запись операции умножения:  n x m  или  n 
·  m . Например, 12 x 4 = 12 + 12 + 12 + 12 = 48. Таким образом, 12 x 4 = 48  или 12 
· 4 = 48. Здесь 12 – множимое, 4 – множитель, 48 – произведение. Если множимое  n  и множитель  m  поменять местами, то произведение не изменится. Например, 12 · 4 = 12 + 12 + 12 + 12 = 48  и соответственно,    4 · 12 = 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 = 48. Поэтому множимое и множитель часто называются сомножителями.  
Деление является действием, обратным к умножению, так как это операция нахождения одного из сомножителей по произведению и другому сомножителю: Разделить одно число (делимое) на другое (делитель) – значит найти такое третье число (частное), которое при умножении на делитель даёт делимое:  48 : 4 = 12. Здесь 48 – делимое,    4 – делитель, 12 – частное. Частное от деления одного целого числа на другое целое число может и не быть целым числом. Тогда это частное представляется в виде дроби. Если частное – целое число, то говорят, что эти числа делятся нацело. В противном случае мы выполняем деление с остатком. Пример: 23 не делится на 4, в этом случае мы можем записать: 23 = 5 · 4 + 3. Здесь 3 – остаток.                   
IV.ФИЗМИНУТКА 
V. -  Блиц-турнир. Заполните  таблицу:
№
множитель
множитель
произведение
1
20
4
?
2
40
6
?
3
300
3
?
4
500
?
1 000
5
600
?
1 200
6
2 000
?
6 000
7
?
8
800
8
?
9
270
9
?
10
1 000
- Над какой темой мы сегодня работаем, определите тему урока. О каких арифметических действиях идет речь?  (Умножение, деление)
Объясни смысл высказываний. 
VI.Постановка учебной задачи .
-Какие арифметические действия будем использовать при решении примеров и задач?
-Как называются числа при умножении?
-Как называются числа при делении?
-Что происходит с множителем при умножении? (увеличивается)
-Что происходит с делимым при делении? (уменьшается)
VII. Первоначальное закрепление.
Работа по учебнику.
№280 стр. 48 (устно)
№281(1столбик) стр. 49 (письменно)
Стр.50 №290 (устно)
Стр.51№291(1,2 столбик)
VIII. Динамическая пауза. 
Качу, лечу 
Во весь опор. 
(Выполняют ходьбу на месте.)
Я сам - шофер 
(Имитируют управление автомобильным рулем.)
И сам - мотор. 
(Круговые движения плечами вперед-назад.)
Нажимаю на педаль, 
(Имитируют нажимание на педаль.)
И машина мчится вдаль! 
(Бег на месте.)
IX. Самостоятельная работа  с  самопроверкой       
. №281 (2столбик) стр.49 (Решение самостоятельно). Проверка. 
X.Домашнее задание. 
Стр49 №281(3столбик)
Стр.51 №291(3столбик).
Итоговая рефлексия. 
Какие виды работ выполняли на уроке?
Какое задание было для вас интересным?
Каким действием можно проверить умножение?
Каким действием можно проверить деление?
Самооценка  урока.  
Наш урок подошёл к концу. Проанализируйте свою работу и оцените её. 
Выставление оценок.
15