Урок на тему:Умножение и деление многозначных чисел на трехзначное число
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«ОШ № 23 для обучающихся с ОВЗ»
Открытый урок в 9-б классе на тему
«Умножение и деление многозначных чисел на трехзначное число»
Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Математика»
Автор:М.Н.Перова.
Учитель математики
Ватутина В.И.
19 октября 2015г.
Цель:
Образовательная:
Формировать умение умножать и делить многозначные числа на трехзначное число, содействовать развитию практических навыков деления и умножения, учить применять на практике.
Задача:
-Создать условия для удовлетворения потребностей в реализации своей познавательной деятельности в соответствии с индивидуальными стилевыми особенностями.
Развивающая:
Развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную деятельность.
Задача:
-Развивать интеллектуальные качества детей: математическую речь, внимание, мышление.
Воспитательная:
Воспитание стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд. Воспитание чувства дружбы и товарищества.
Задача:
- Избавление детей от чувства неуверенности в себе. Воспитание интереса к уроку.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Устный счет
Математическая разминка.
1)а) Если масса одного арбуза равна 5 кг, то чему будет равна масса 6 таких арбузов?
б) У Саши было десять монет по 5 рублей. Сколько денег было у Саши?
Запись числа и классной работы в тетрадях.
2)Цепочка примеров. Расшифруй слово.
а)8*2 320|ж
1*9 5600| и
8*40 40| н
10*4 16 | м
8*6 9 | у
8*700 2400 | н
8*90 48 | о
8*300 720 | е
8*1000 8 000 | е
Расставьте числа в порядке возрастания. Какое слово получилось?
Умножение
б)640:8 80|л
56:7 8|е
90:9 10|и
180:2 90|е
440:4 110| д
360:9 40| е
45:5 9|и
Расставьте числа в порядке убывания. Какое слово получилось?
Деление
3) Расположите дроби:
а) в порядке убывания.
6/17
1/17
11/17
4/17
8/17
10/17
15/17
13/17
3/17
Е
Е
Н
Н
Ж
О
У
М
И
(Ученики записывают дроби в нужном порядке у себя в рабочих тетрадях)
- Прочитайте, что у вас получилось?
Дети: 15/17; 13/17; 11/17; 10/17; 8/17; 6/17; 4/17; 3/17; 1/17.
У М Н О Ж Е Н И Е
б) в порядке возрастания.
10/15
2/15
·
8/15
12/15
14/15
7/15
5/15
Н
Д
Е
И
Е
Л
Е
-Прочитайте, что у вас получилось?
Дети: 2/15; 5/15; 7/15; 8/15; 10/15; 12/15; 14/15.
Д Е Л Е Н И Е
III. Актуализация знаний.
Умножение. Умножить одно число n (множимое) на другое целое число m (множитель) - значит повторить множимое n в качестве слагаемого m раз. Результат умножения называется произведением. Запись операции умножения: n x m или n
· m . Например, 12 x 4 = 12 + 12 + 12 + 12 = 48. Таким образом, 12 x 4 = 48 или 12
· 4 = 48. Здесь 12 – множимое, 4 – множитель, 48 – произведение. Если множимое n и множитель m поменять местами, то произведение не изменится. Например, 12 · 4 = 12 + 12 + 12 + 12 = 48 и соответственно, 4 · 12 = 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 = 48. Поэтому множимое и множитель часто называются сомножителями.
Деление является действием, обратным к умножению, так как это операция нахождения одного из сомножителей по произведению и другому сомножителю: Разделить одно число (делимое) на другое (делитель) – значит найти такое третье число (частное), которое при умножении на делитель даёт делимое: 48 : 4 = 12. Здесь 48 – делимое, 4 – делитель, 12 – частное. Частное от деления одного целого числа на другое целое число может и не быть целым числом. Тогда это частное представляется в виде дроби. Если частное – целое число, то говорят, что эти числа делятся нацело. В противном случае мы выполняем деление с остатком. Пример: 23 не делится на 4, в этом случае мы можем записать: 23 = 5 · 4 + 3. Здесь 3 – остаток.
IV.ФИЗМИНУТКА
V. - Блиц-турнир. Заполните таблицу:
№
множитель
множитель
произведение
1
20
4
?
2
40
6
?
3
300
3
?
4
500
?
1 000
5
600
?
1 200
6
2 000
?
6 000
7
?
8
800
8
?
9
270
9
?
10
1 000
- Над какой темой мы сегодня работаем, определите тему урока. О каких арифметических действиях идет речь? (Умножение, деление)
Объясни смысл высказываний.
VI.Постановка учебной задачи .
-Какие арифметические действия будем использовать при решении примеров и задач?
-Как называются числа при умножении?
-Как называются числа при делении?
-Что происходит с множителем при умножении? (увеличивается)
-Что происходит с делимым при делении? (уменьшается)
VII. Первоначальное закрепление.
Работа по учебнику.
№280 стр. 48 (устно)
№281(1столбик) стр. 49 (письменно)
Стр.50 №290 (устно)
Стр.51№291(1,2 столбик)
VIII. Динамическая пауза.
Качу, лечу
Во весь опор.
(Выполняют ходьбу на месте.)
Я сам - шофер
(Имитируют управление автомобильным рулем.)
И сам - мотор.
(Круговые движения плечами вперед-назад.)
Нажимаю на педаль,
(Имитируют нажимание на педаль.)
И машина мчится вдаль!
(Бег на месте.)
IX. Самостоятельная работа с самопроверкой
. №281 (2столбик) стр.49 (Решение самостоятельно). Проверка.
X.Домашнее задание.
Стр49 №281(3столбик)
Стр.51 №291(3столбик).
Итоговая рефлексия.
Какие виды работ выполняли на уроке?
Какое задание было для вас интересным?
Каким действием можно проверить умножение?
Каким действием можно проверить деление?
Самооценка урока.
Наш урок подошёл к концу. Проанализируйте свою работу и оцените её.
Выставление оценок.
15