Великая отечественная война. Повторительно — обобщающий урок в 11-м классе
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 48» г. Махачкалы
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ
«Формирование у учащихся умений и навыков самостоятельной работы на уроках истории и обществознания в условиях подготовки к ЕГЭ»
План-конспект
обобщающего урока
по истории России в 11 классе
на тему:
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
разработка учителя
Абдулаева А. К.
МАХАЧКАЛА 2011
План – конспект обобщающего урока на тему
«Великая Отечественная война»
«Люди! Покуда стучат сердца, помните!...»
Форма урока: повторительно-обобщающий.
Цели:
- Сформировать представление о всемирно-историческом значении Великой Отечественной войны, опираясь на изученное по теме и используя дополнительный материал, подготовленный учащимися.
- Развивать умения учащихся заниматься поисковой деятельностью, использовать дополнительный материал, работать с таблицей, умение аналитически мыслить и делать выводы.
- Развивать навыки выполнения заданий КИМ ЕГЭ
- Воспитывать патриотические чувства у учащихся на примерах героизма советских людей в годы войны.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Настенная карта «Великая Отечественная война».
2. Презентация «Шаги к Победе» - основные военные события Великой
Отечественной войны.
3. Сводные таблицы: «Соотношение сил сторон в годы Великой Отечественной
войны».
4. Портреты военачальников периода войны.
ПЛАН УРОКА:
1. Начало «Вероломное нападение»
- Вступительное слово учителя.
2. Практическая работа: - выполнение тестовых заданий по теме: «Великая
Отечественная война».
3. Индивидуальные письменные задания.
4. Самостоятельная работа с текстовыми материалами ЕГЭ.
- Слово учителя
5. Выступления учащихся с сообщениями.
6. Практическая работа со статистическим материалом в виде таблиц.
- Слово учителя
7. «Его жизнь – другим наука» - выступление ученика 112 Ярбилова Ш. о дедушке Ярбилове Паридалаве Исаевиче, ветеране Великой Отечественной войны.
8. Постановка и обсуждение проблемы.
9. Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя.
ХОД УРОКА:
1. В начале урока учащимся демонстрируются на экране видеокадры о начале Великой Отечественной войны. Звучит песня «Священная война».
- Вступительное слово учителя. Краткий рассказ – размышление о Великой Отечественной войне, ее значении в судьбе страны, народов и каждого человека. в т. ч. учащихся.
- На экране демонстрируется содержание тестовых заданий из частей А и В КИМ ЕГЭ по истории. Учитель обращает внимание на разные проверяемые содержательные линии по истории России: знание хронологии событий; умение сопоставлять исторические факты, события и явления; знание сведений об исторических персоналиях; умение извлекать необходимую информацию из текстового материала. При ответах на задания учитель требует аргументации ответов, обращает внимание на технологию выполнения заданий из частей А и В различного характера, анализирует ответы учащихся сам и с привлечением учащихся.
Четверо учащихся получают письменные индивидуальные задания по карточкам.
Фрагменты контрольных заданий урока:
А1. Когда началось контрнаступление советских войск под Сталинградом?
19 октября 1942г.
29 октября 1942г.
19 ноября 1942г.
29 ноября 1942г.
А2. Что не относится к событиям 1944г.?
Битва на Курской дуге
Прорыв блокады Ленинграда
Разгром немецких войск в Крыму
Наступление Красной Армии в Болгарию
А1 На каком направлении осуществлялась операция «Багратион» в июне 1944г.?
1) Белорусском
2) Ленинградском
3) Киевском
4) Кишиневском
А3. В годы Второй мировой войны СССР получал от союзников, прежде всего от США, бесплатные доставки вооружений продовольствия. Это помощь получила название
ленд-лиз
репарации
контрибуция
4) «план Маршалла
А4. Прочтите отрывок из работы историка и определите, о битве за какой город в нем говорится.
«Сложные условия уличных боев с упорно обороняющимся противником более благоприятствовали русским, хотя они так же находились в трудном положении. В сложившейся обстановке им приходилось перевозить подкрепления и боеприпасы на паромах и баржах через Волгу под артиллерийским огнем. Это ограничивало размеры сил, которые русские могли держать и обеспечивать снабжением на западном берегу для обороны города. В силу этого защитники (города) неоднократно подвергались тяжелым испытаниям. Однако Советское Верховное Главнокомандование весьма скупо подбрасывало подкрепления непосредственно в осажденный город, предпочитая сосредотачивать накопленные резервы на флангах, с целью перехода затем в широкое контрнаступление».
Харьков 3) Новороссийск
3) Ленинград 4) Сталинград
При анализе выполнения данного типа заданий, учитель обращает внимание учеников на ключевые термины, слова, имена в тексте, которые помогут найти верный ответ. В данн6ом случае это такие фрагменты их текста, как «сложные уличные бои», «через Волгу», «сосредотачивать накопленные резервы на флангах «, которые помогают выбрать верный 4-й вариант ответа.
Слово учителя. Обращается внимание учащихся на большой объем материала по Великой Отечественной войне. Но мы сегодня поговорим о «Шагах к Победе» - о важнейших сражениях на фронтах войны.
Учащиеся выступают с подготовленными краткими сообщениями по следующим событиям. Сообщения излагаются в течение 2-3 мин.
- Московская битва
- Сталинградская битва
- Курская битва
- Оборона Кавказа
- Наступление на Ленинградском направлении
- Берлинская операция.
Выступающие учащиеся отвечают на вопросы учителя или одноклассников, упоминают имена участников описываемых событий- героев - дагестанцев
Сообщения сопровождаются соответствующими слайдами на экране, содержащими информацию о датах, именах названных событий, а так же демонстрируются карты сражений и картины с изображением наиболее ярких эпизодов войны.
На экране демонстрируются таблицы, содержащие цифровую информацию о соотношении советско-германских сил в период наиболее важнейших военных событий. Ученик у доски показывает динамику изменения соотношений сил, изменения в пользу СССР. Делаются выводы о том, что это результат огромной мобилизационной работы, героического труда народа в тылу.
Слово учителя. Перед вами выступит ученик Ярбилов Ш., подготовивший сообщение о своем родном дедушке Ярбилове П. И. Обращается внимание учащихся на важность сохранения священной памяти об участниках войны и ветеранах тыла.
Выступление ученика Ярбилова Ш. Сопровождается видеоматериалом на экране. Ученик отвечает на 1-2 вопроса по подготовленному материалу.
- Учитель ставит проблему: Сегодня в различных средствах информации отражается мнение о решающем вкладе в Победу союзников СССР – США и Англии. Можно ли с этим согласиться. Учащиеся опровергают данное мнение, опираясь на конкретные факты из истории войны.
Учитель еще раз обращает внимание на значение Великой отечественной войны в истории страны, подводит итоги урока, объявляет оценки.
Д. задание: §§ 23-27 повторить. Составить 5-10 тестовых тематических заданий
15