«Россия при Петре I. Автоматизация «Р»-«Рь». Соблюдение правил орфоэпического произношения»


Индивидуальное коррекционное занятие по формированию речевого слуха произносительной стороны устной речи.
«Россия при Петре I. Автоматизация «Р»-«Рь». Соблюдение правил орфоэпического произношения»
9 класс
Учитель-дефектолог: Карпенкова Д .В.
Обучающаяся : Зубкова Дарья (Хроническая двусторонняя сенсоневральная глухота)
Цель: развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи на основе речевого материала темы и текста.
Задачи:
- развитие навыка автоматизации в речи звука «Р»-«Рь» в позиции стечения гласных и согласных на речевом материале темы и текста
- соблюдение правил орфоэпического произношения на речевом материале темы, текста;
-развитие кругозора в области литературы, темы «Россия при Петре I»;
-тренировка навыка произношения речевого материала в нормальном темпе;
-развитие умения различать и опознавать на слуховой основе речевой материал темы и текста ;
-развитие грамматического строя речи воспитанников в процессе составления связных высказываний;
-воспитание познавательного интереса к тематическому материалу учебных дисциплин (литературы, математики).
Ресурсы: таблицы с речевым материалом, иллюстрации,
Ход занятия.

Деятельность педагога Деятельность обучающегося
Мотивационно - ориентировочный этап

(н/с) – Поздоровайся!
(н/с) – Как ты слышишь?
(н/с)– Тема занятия «Россия при Петре I »
(н/с)–Назови тему занятия.


(н/с)–Сегодня будем правильно произносить звуки «Р»-«Рь»,читать и слушать, отвечать на вопросы, работать над ударением и правилами орфоэпии.
(н/с)–Что ты будешь делать?
- Здравствуйте …
- Я слышу хорошо.

-Тема занятия «Россия при Петре I »




-Я буду говорить, читать, слушать, отвечать на вопросы, работать над ударением и правилами орфоэпии.
(Отвечает на вопросы, опознавая на слух)
Развитие произносительной стороны речи
Автоматизация «Р»-«Рь» правила произношения.
(с/з) - Будем говорить Звуки «Р» - «Рь»
(с/з) — Как произносим звуки «Р» - «Рь»?
(с/з) — Прочитай слоги, слова и словосочетания.
ЕВР_А — ЕВРА — ЕВРОПЕЙСКАЯ — ЕВРОПЕЙСКАЯ ОДЕЖДА
ЕР_ВА — ЕРВА — ПЕРВЫЙ — ПЕТР ПЕРВЫЙ
ГР_А — ГРА — ГРАЖДАНСКАЯ — ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА

(с/з) —Поставь ударение.
(с/з) —Расставь знаки орфоэпии.
(с/з) —Поставь паузы.
Петр первый запретил дворянам носить бороды, введя парики, европейскую одежду.
(открыть таблицу)
(с/з) - Прочитай предложение.
(с/з)- Прочитай предложение и найди деепричастие.



-Звук «Р»-«Рь» говорим с голосом.

(Проговаривает речевой материал по таблице, соблюдая правильность произношения звуков)



(Расставляет ударения и знаки орфоэпии, называет правила орфоэпии, ставит паузы и отвечает на вопрос, проговаривает речевой материал соблюдая правильность произношения звуков)






Развитие слухового восприятия
1.Работа над темой «Россия при Петре I»
(с/з)-Будем отвечать на вопросы.
(с/з)–Послушай и повтори:
(н/с) – Петр I был первым русским императором.
(н/с) –При Петре I был открыт первый театр, первый русский музей — Кунсткамера.
(н/с) –Петр I ввел юлианский календарь, по которому Новый год начинался 1 января.

2. Работа над текстом «Русская азбука».
(с/з)- Послушай и повтори:
Текст «Русская азбука».
Наши предки славяне не имели письменности, не знали букв.
Каждый предмет что-то обозначал.
Письма они писали не буквами, а рисунками.
Так и назывались – рисуночные письма.
В IX веке уже были книги, написанные «русскими буквами». Книги позднего времени написаны буквами старославянской азбуки «кириллицы».
Кирилл и Мефодий составили азбуку и перевели на славянский язык много книг.
Так они помогли славянам научиться читать и писать . Много веков пользовались кириллицей наши предки.
В начале XVIII века по указу Петра I она была преобразована в «русскую гражданскую азбуку».
В азбуке было 43 буквы.
Пришлось отказаться от лишних букв, а остальные упростить.
Пётр I вычеркнул буквы сложного написания.
В нашей азбуке остались – всего тридцать три буквы.
У каждого народа есть своя азбука, своя письменность. Чтобы понимать друг друга все пользуются русским языком, русской азбукой, которой больше тысячи лет.
3. Опознавание речевого материала занятия
(с/з)- Послушай и повтори:
Рисуночные письма, Кирилл и Мефодий, предки, письменность, русская азбука, Петр первый, азбука, письмо.

(опознаёт речевой материал на слух, повторяет, соблюдая правильность произношения)








(опознаёт речевой материал на слух, повторяет, соблюдая правильность произношения)


















(опознаёт речевой материал ,произносит звуки ,соблюдая правильность произношения)
(опознаёт речевой материал всего занятия и слухо - зрительно, без ЗУА, повторяет, соблюдая правильность произношения)
Рефлексивно - оценочный этап
(н/с) - Какая сегодня была тема занятия?

(н/с) - Что мы делали на занятии?



(н/с)-…….., ты отлично работала, молодец!
(н/с)--До свидания….. -Сегодня тема занятия была «Россия при Петре I»
- На занятии мы правильно произносили звуки «Р» - «Рь», читали и слушали, отвечали на вопросы , выполняли грамматические задания, работали над слитностью речи, ударением, темпом, правилами орфоэпии.
-Я отлично работала, я молодец!
- До свидания ….