Методическая разработка урока производственного обучения по теме: Разравнивание штукатурного раствора полутёром
21 Группа: 1ШТ
/12/03/2013г.
Тема урока: «Разравнивание раствора полутерком».
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Образовательная: способствовать формированию и закреплению начальных умений и навыков приемов нанесения раствора на поверхность.
Развивающая: способствовать развитию умения переносить свои теоретический знания на практическую деятельность.
Воспитательная: способствовать воспитанию ответственного отношения к труду и выполняемой работе.
Список используемой литературы при подготовке занятия:
Л.Н. Морозов, П.А. Лапшин - «Штукатур», Ростов н/Д: Феникс, 2009.
Г.Г. Черноус – «Штукатурные работы», - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
Н.Н. Завражин – «Штукатурные работы высокой сложности», - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
А.И. Долгих – «Отделочные работы», » Альфа-М:ИНФРА-М, 2009.
Источники интернета.
Распределение времени по этапам урока:
Организационная момент
Вводный инструктаж
Проверка знаний (беседа проверочная , работа по тестовым заданиям)
Текущий инструктаж
Заключительная часть
Санитарно-гигиенические мероприятия
Упражнения
Самостоятельная работа
5 м
35 м
10 м
4 ч 25 м
ч м
10 м
15 м
Материальное и дидактическое обеспечение:
Инструменты:
Штукатурная лопатка___
Штукатурный ящик____
Песок, глина, вода_____
Сито____
Ведро____
Ведро____
Дидактический материал:
Карточка-задания по теме
Тестовое задание по теме
ИТКПолутер______
Методы проведения: объяснение содержания и хода работы, упражнения учащихся под наблюдением мастера.
Межпредметные и внутрипредметные связи: (подготовка поверхностей, инструменты и приспособления, инвентарь, нанесение штукатурного раствора на поверхность) спецтехнология, (организация рабочего места, правила техники безопасности труда) охрана труда, (материалы, свойства и применение ) материаловедение.
Ход урока:
Организационный момент:
Проверить наличие учащихся.
Объяснение хода и последовательности проведения занятия, назначение дежурных.
Вводный инструктаж:
Сообщение темы урока, назвать ее учебное значение.
Цель урока: Освоить начальные умения и навыки при нанесении раствора на поверхность и его разравнивание при помощи полутера.
Провести опрос учащихся по теоретическим знаниям данной темы урока фронтально (в виде проверочной беседы) сл. учащихся:
При помощи каких инструментов можно разравнивать раствор на поверхности? (Полутером, соколом, кельмой).
Можно ли выравнивать обрызг? (Нет)
ТБ при нанесении и разравнивании раствора на поверхности? (Рабочее место должно быть чистым и без лишних предметов нахождения во избежание травм, находиться строго на рабочем месте, при возникших вопросах обращаться к мастеру или дежурному, инструменты должны находиться в исправном состоянии).
Причина возникновения трещин на оштукатуренной поверхности? (Поверхность хорошо не смочена, слишком толстый слой, непросушенный в отдельности каждый слой после его оштукатуривания).
Изложение нового материала:
Разравнивание раствора полутером
Сокол и полутерки находят широкое применение при разравнивании раствора на различных поверхностях. Известно, что после нанесения каждого слоя раствора его необходимо разровнять. Разравниванию подвергают, главным образом, грунт и накрывку. Об-рызг разравнивают редко, и то в зависимости от толщины штукатурной корки (намета) или потому, что свисают длинные капли раствора. Однако если намет тонкий (затирка по бетону), то обрызг всегда разравнивают, а если толстый, то исключительно в тех случаях, когда на поверхности обрызга остаются отдельные сгустки раствора бугры.
Разравнивание раствора надо выполнять так, чтобы получить ровную поверхность. Чем лучше будет разровнен раствор грунта, тем легче будет наносить накрывку.
Разравнивание раствора как соколом, так и полу-терком производят точно так же, как и намазывание раствора этими инструментами.
Разравнивание штукатурного намета
Раствор, нанесенный на поверхность тем или другим способом, разравнивают либо тотчас же (при применении известково-алебаст-ровых растворов), либо спустя некоторое время (от 1520 мин. до нескольких часов) в зависимости от характера поверхности, рода применяемых материалов, времени года, условий сушки штукатурки и других местных условий.
Для разравнивания раствора по стенам применяют деревянные полутерки: большой или средний
Размеры полутерков выбирают в зависимости от размеров обрабатываемых поверхностей: большие поверхности потолков и стен обрабатывают большим полутерком, небольшие поверхности выступающих пилястр, узких простенков и пр. обрабатывают средним полутерком.
Полутерки изготовляют из еловых мелкослойных сухих досок; при отсутствии последних для изготовления полутерков может быть применена также сосна.
Намет по потолкам разравнивают уширенными потолочными полутерками, имеющими небольшую длину (500 мм), но значительную ширину (250 мм), что позволяет сохранять на них срезаемый излишний раствор.
Потолочный полутерок изготовляют из сосновых сухих досок. В целях предупреждения коробления для этого следует брать две-три доски, соединяя их планками.
Разравнивают намет следующим образом. Сначала полутерок двигают снизу вверх зигзагообразными движениями рук вправо и влево. При этом полутерок прижимают к низу стены параллельно полу так, чтобы между полотном полутерка и стеной образовался острый угол.
Зигзагообразные движения вправо и влево способствуют уплотнению и разравниванию раствора.
После того как на некотором участке, доступном обработке с одной позиции, раствор разровнен движениями снизу вверх, разравнивают его такими же зигзагообразными движениями полутерка слева направо и справа налево.
При этом полутерок держат так, чтобы его продольная ось была перпендикулярна полу.
Разравнивание грунта на потолке уширенным потолочным полутерком показано на рисунке.
Эта работа выполняется следующими приемами: штукатур прикладывает полутерок к потолку, забросанному раствором, так же, как и при разравнивании грунта на стенах, т. е. под острым углом, и, отступая назад, совершает короткие движения вправо и влево, уплотняя и разравнивая намет на потолке.
Так же, как и на стенах, раствор разравнивают в двух направлениях вдоль и поперек потолка.
При выполнении простой штукатурки под сокол ограничиваются разравниванием намета полутерком, и, если требуется, добрасывают раствор в лощины и снова разравнивают намет полутерком.
Под правило работа выполняется теми же способами и инструментами, но требования к качеству разравнивания повышаются. Разровняв намет полутерком, выправляют его рабочим правилом и качество поверхности проверяют контрольным правилом
При выполнении штукатурки по маякам разравнивание грунта выполняется с таким расчетом, чтобы выровненная поверхность находилась в одной плоскости с маяками.
Лузги и усенки обрабатывают одновременно с разравниванием раствора на плоскостях стен и на потолке.
Для нанесения раствора в лузг штукатур, набрав раствор ковшом, подносит его к лузгу на расстояние 10 см, не останавливаясь, поднимает руку с ковшом вверх параллельно лузгу, одновременно поднимая лобовую часть ковша, затем, сохраняя это положение ковша, быстро опускает руку вниз параллельно лузгу.
На усенок раствор набрасывают теми же приемами, что и в лузг.
Набрасывание раствора в галтель производят следующими приемами: набрав раствор в ковш, штукатур подносит его правым боком к галтели и, опуская левую сторону ковша, быстрым движением протягивает ковш вдоль галтели слева направо ручкой вперед.
После того как раствор набросан в лузг на всей его длине, приступают к разравниванию намета.
Штукатур берет в руки лузговой полутерок или правило так, чтобы правая рука была выше, а левая ниже. Приставив правило к лузгу, забросанному раствором, и слегка нажимая на раствор, рабочий двигает правило вверх и вниз. Эти движения он повторяет несколько раз, постепенно ослабляя нажим на раствор и, наконец, отклоняя правило от лузга, снимает его совсем.
В случае, если приходится разравнивать окрепший раствор, то удобно пользоваться зубчатым правилом.
Такими же приемами разравнивают раствор на усенках.
Штукатур берет усеночный полутерок в обе руки так, чтобы правая помещалась выше левой, и приставляет его к усенку таким образом, чтобы он одним концом касался пола, а его полотно располагалось по. плоскостям, образующим усенок.
Угловой маячный шаблон, предложенный В. И. Лапшиным, является хорошим приспособлением, при помощи которого можно отделывать как вертикальные, так и горизонтальные лузги и усенки.
Маячная рама шаблона состоит из двух деревянных направляющих, скрепленных двумя металлическими угольниками.
Рамку шаблона устанавливают по отвесу или уровню и закрепляют гвоздями, проходящими через отверстия, проделанные в полках уголков.
Он представляет собой две окованные стальной полоской доски, скрепленные между собой двумя направляющими и рукоятью. Оковка выполняется из кровельной листовой стали.
Усеночный шаблон и его установка не отличаются от предыдущего.
Разделку углов шаблоном производят до начала оштукатуривания поверхностей потолков и стен. Таким образом, разделанные углы служат в дальнейшем маяками.
При применении шаблона системы В. И. Лапшина необходимо заранее устанавливать маячные рейки и по ним выполнять отделку лузга и усенка.
Разравнивание раствора в галтели отличается лишь тем, что к движениям овального полутерка вдоль галтели добавляются движения оттягивания полутерка вверх и вниз для сглаживания следов. Двигать полутерком следует, слегка нажимая на раствор и постепенно ослабляя этот нажим до отнятия полутерка от галтели
Отделанные лузги, усенки и галтели должны быть прямыми.
Угол между плоскостями, образующими лузг или усенок, должен составлять 90°.
Переход от штукатурки лузга или усенка к штукатурке основной плоскости должен быть заметен на глаз.
Полутерки для разравнивания следует брать длиной 0,75 1 м, с ровными ребрами. Применение длинных полутерков дает возможность получить более ровную поверхность штукатурки.
Во время разравнивания инструмент можно вести в любых направлениях: снизу вверх, горизонтально, вертикально и т. д., добиваясь при этом получения чистой, ровной, без раковин поверхности штукатурки.
Во время разравнивания приходится иногда исправлять имеющиеся дефекты в нанесении раствора, т. е. намазывать раствор там, где намет недостаточно толстый, и срезать излишки раствора.
Рассказать о значении данной работы для освоения профессии.
Разобрать инструкционные и технологические карты, плакаты. Технические требования.
Разобрать технологическую последовательность выполнения работы.
Рассмотреть применяемые инструменты, инвентарь и приспособления.
Показать приемы работы (в соответствии с правилами демонстрации). Предупредить о возможных ошибках при выполнении работы. Обратить внимание на приемы самоконтроля.
Рассказать о передовых способах работы при выполнении задания, особенностях прогрессивных технологий.
Разобрать вопросы рациональной организации рабочего места.
Провести инструктаж по правилам техники безопасности и пожарной безопасности, обратить внимание учащихся на опасные приемы работ.
Предложить учащимся повторить рабочие приемы перед группой, убедиться в понимании.
Закрепление материала: в виде проверочной беседы, работа по тестовым заданиям.
Сообщить учащимся критерии оценок.
Распределение по рабочим местам и раздача карт-заданий.
Текущий инструктаж (целевые обходы мест учащихся):
проверить содержание рабочих мест, их организацию. Особое внимание обратить на учащихся__________________________________________________________________.
проверить правильность соблюдения технологической последовательности выполнения работ.
проверить выполнение задания по карточке-задания. Проверить соблюдения учащимися ПТБ и ППБ, указать на имеющиеся недостатки в их соблюдении.
при необходимости помощь неуспевающим учащимся, дать дополнительное задание более успевающим учащимся.
провести приемку и оценку выполненных работ.
Заключительный инструктаж:
Подвести итоги занятия (достижение целей данного урока).
Указать на допущенные ошибки и разобрать причины, их вызвавшие.
Сообщить с последующим комментированием оценки учащимся за проделанную работу.
Сообщение темы следующего занятия: «Затирка поверхности штукатурной терочкой «в круговую».
Выдать домашние задание: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уборка рабочих мест и помещения, сдача инструмента в чистом виде дежурному.
Мастер производственного обучения:
Крутикова А.А.
__________
Рисунок 36Рисунок 37Рисунок 39Рисунок 40Рисунок 42Рисунок 43Рисунок 46Рисунок 45Рисунок 51Рисунок 53Рисунок 5415