Внеклассное занятие для 2 класса «Путь книги: от каменной до компьютерной»


Путь книги: от каменной до компьютерной
Цели: образовательная: рассказать историю создания книги
воспитательная: воспитывать любовь к чтению, к книге; бережному
отношению к ней;
развивающая: развитие воображения, мышления
Сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня мы будем говорить …
А впрочем вы догадаетесь об этом сами.
Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает?
Правильно! Книга! И говорить мы будем сегодня о книге. Она входит в нашу жизнь с самого раннего детства, и мы привыкли к ней, как привыкли к воздуху.
А всегда ли были книги? (Нет, конечно. Были времена, когда люди не умели ни читать, ни писать. В это время, конечно же, не было книг)А может они и не нужны? Как вы думаете?
Обо всем на свете рассказывает книга. А как же передавали информацию люди, когда не было книг? (из уст в уста)
Книги не всегда были такими, какими вы видите их сейчас. Может кто-нибудь из вас знает, какой была прапрабабушкина книга?
Первобытные люди, если хотели сообщить что-то своим соплеменникам, высекали знаки на камне, были узелковые книги, были книги из бамбуковых палочек, на глиняных дощечках, папирусные свитки.
В старину книги писались от руки, гусиным пером. Человека, который писал книги называли летописец. Первые книги создавались для того, чтобы записать для потомком, что происходило год за годом, поэтому такие книги называли летописи. На создание одной книги уходило много времени, их украшали драгоценными камнями, золотом. Поэтому они были очень дорогими, и иметь такие книги могли только очень богатые люди. Прошли века, и люди изобрели печатный станок. Появилась первая печатная книга. Искусство печати совершенствовалось год за годом. И только много лет спустя книги приобрели привычный для нас вид.
Ребята! Знаете ли вы, что книга может многое рассказать о себе еще до того, как вы её прочитаете? Для этого нужно просто внимательно её рассмотреть. Давайте вместе поучимся этому мастерству. Из чего состоит книга?
Как называется её корочка? (обложка)
А сколько их в книге может быть? (две: обложка и суперобложка)
А кто знает как называются листочки книги? (страницы. На них есть буквы и картинки)Правильно страницы на которых расположен текст. А как ещё можно назвать картинки и рисунки в книге? (иллюстрации)
Мы тоже очень важные,
Красиво разукрашены.
Расскажем мы читателю
О том, что, кто, когда и где
Творит дела прекрасные,
А может несуразные,
А может, даже злые –
Решай, читатель, сам,
Взглянув на иллюстрации
К стихам, рассказам, повестям.
Страницы в книге скреплены и не рассыпаются – это корешок держит их. Обложка – лицо книги. Всмотритесь внимательно: обложка называет автора, т.е. человека, который написал книгу. Фамилия его указывается на обложке сверху.
Вслед за фамилией автора на обложке всегда пишут название книги. Некоторые названия сразу говорят, о чем эта книга. Например: А.С. Пушкин «Сказки». Но есть и такие книги, по названию которых нельзя определить, о чем они. Как же узнать, о чем книга, и не ошибиться? В этом нам помогут рисунки в книге и на обложке.
А давайте откроем книгу и посмотрим.
А дальше у книги оказывается есть ещё вторая дверь, на которой тоже есть рисунки и надписи. Посмотрите о чем они говорят?
А как же называется «вторая дверь»? Это титульный лист
На этой странице
В порядке особом
Прочтешь, мой читатель,
Сверху вниз
Фамилии авторов,
Книги название,
А также издательства
Полное звание,
Издание, город и год.
В книге есть предисловие. В нем говорится кому адресована книга, чему она может вас научить
Я бываю разное -
Длинное и страстное,
Краткое
И даже иногда в стихах
Далее следует содержание книги. Оно может быть и в конце книги.
Как в доме обычном
Есть список жильцов,
Так в книге любой
Оглавление нужно,
Чтоб быстро читать
Нашел в ней, что нужно.
Ребята! Каждый день вы задаёте много вопросов: «Почему пески поют песни? Почему реки текут в море?» На все ваши вопросы есть ответы в умных книгах, которые называются словарями, справочниками, энциклопедиями. Слово «энциклопедия» означает «круг знаний» В энциклопедиях рассказывают о многом, но кратко, сжато, для первого знакомства. Поэтому и обращаются к ней тогда, когда нужно что-то узнать, проверить, выяснить.
(детям дается задание рассказать по книге о её авторе, названии, о чем она.)
Представьте, что мы с вами не умеем читать, и родители ваши тоже не умеют читать, и все люди вокруг забыли, как это нужно делать. Что бы произошло на Земле? (нам снова пришлось бы изобретать машину, паровоз, учиться строить дома, мы бы не смогли управлять трактором, самолетом…)
Книжек в мире много разных,
Интересных и смешных.
Приглашаем вас, ребята,
Прочитать побольше их!
А сейчас мы с вами поговорим о необычной для нас книге. Она только начинает входить в нашу жизнь – это компьютерная книга. Информация (текст, рисунки и т.д.) записывается на магнитных дисках. Не будь их, в компьютере ничего нельзя было бы сохранить. Появление CD-ROM произвело настоящий фурор в развитии мировой компьютерной индустрии. Представьте себе, что такой диск может сохранить 500 книг. На них записывают энциклопедии, рассказы, которые сопровождаются звуком и иллюстрациями.
Все книги хранятся в особых хранилищах. А называются они библиотеки. Люди, которые помогают книгам…(библиотекари)
А знаете ли вы, как нужно обращаться с книгой?
А теперь я предлагаю вам создать свою маленькую книгу, которую бы интересно было бы прочитать вашим маленьким братикам или сестричкам или соседскому ребёнку. Какой должна быть такая книга (красочной, яркой, с большими буквами, необычной формы)
О книге
Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению
Ф. Бэкон
Книга – это окно, через которое душа смотрит в мир
Р. Вильсон
Книги – это драгоценный сосуд, который нас наполняет, но сам не становится пустым
А. ДекрусельКниги вводят нас в лучшее богатство, знакомят нас с величайшими умами всех времен. Великие добрые люди не умирают… их бессмертный дух воплощается в книгах и живет вечно.
С. СмайлсВсе, что создано умом,
Все, к чему душа стремится,
Как янтарь на дне морском,
В книгах барежно хранится
Беседовать с писателями других веков – почти то же, что путешествовать
Чтение для ума – то же, что упражнение для тела.
Пословицы и поговорки
В доме без книг, как без окон, темно.
Дом без книги, как день без солнца.
Знание – солнце, книга – окно.
Книга – мост в мир знаний.
Книга для ума, что теплый дождик для всходов.
С книгой поведешься – ума наберешься.
Ум без книги, как птица без крыл.