Доклад «ОБУЧЕНИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫМ УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«ОБУЧЕНИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫМ УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»
В коррекционной школе учащиеся знакомятся с единицами измерения длины, стоимости, массы, времени, учатся производить измерения величин с помощью простейших инструментов.
Уроки по данной теме способствуют формированию обобщений, воспитанию умения доводить любую работу до конца, формированию навыков самоконтроля.
В ходе формирования практических умений и навыков развиваются внимание, память, наблюдательность, совершенствуются моторика, тактильные и зрительные ощущения. Все это служит решению задач коррекции как познавательной деятельности, так и личностных качеств учащихся с ОВЗ.
В процессе знакомства с единицами измерения величин у учащихся расширяются представления о числе. Они убеждаются, что числа получаются не только от пересчета предметных совокупностей, но и в результате измерения величин.
ИЗУЧЕНИЕ ЕДИНИЦ ИЗМЕРЕНИЯ СТОИМОСТИ
Понятие о стоимости – одно из трудных для учащихся с ОВЗ, так как большинство из них из-за малой наблюдательности, инертности, пассивности не знают достоинств монет, не дифференцируют понятия «количество» и «достоинство» монет.
Учащиеся лучше запоминают монеты и лучше их дифференцируют, если знакомство с ними происходит в следующей последовательности:
внешний вид монет: цвет, форма, размер, цифра, которая написана на монете;
отбор среди других монет монет указанного достоинства;
отбор монет по названию;
обводка монет в тетрадях;
знакомство с предметами, цена которых равняется достоинству данной монеты;
дидактическая игра «Магазин», в корой учащиеся покупают предметы, расплачиваясь за них одной монетой (не производя размена);
размен и замена монет, понятия «монета» и «достоинство монеты», четкое различение понятий.
На первых порах учащиеся не понимают и не дифференцируют значений слов «монета» и «копейка», «рубль», у них еще нет соответствующего опыта. Когда учащиеся научатся различать монеты в 1, 5, 10к., 1, 2, 5, 10р., узнают, что можно купить на каждую монету, т.е. попросту приобретут некоторый опыт в обращении с деньгами, они смогут дифференцировать понятия «рубль» и «монета». Обязательно надо давать задания практического характера: «Возьми одну монету», «Возьми два рубля», «Сколько здесь монет?», «Сколько здесь денег?»
Размен монет лучше связать с решением задачи практического содержания. Для демонстрации можно пользоваться как натуральными монетами, так и монетной кассой.
При организации игры «Магазин» следует соблюдать такую последовательность: 1) покупка одного предмета без сдачи; 2) оплата покупки с получением сдачи; 3) покупка двух или трех предметов без сдачи; 4)покупка двух предметов с получением сдачи. Все учащиеся должны побывать в роли продавца и в роли покупателя.
Надо проводить и такую работу с монетами: определять цену предметов по ценникам, составлять задачи. Учащиеся учатся отвечать на вопросы: «Сколько денег надо заплатить за покупку? Сколько стоит покупка? Хватит ли у тебя денег, чтобы сделать эту покупку? Сколько денег не хватает? Сколько сдачи надо получить?»
ИЗУЧЕНИЕ ЕДИНИЦ ИЗМЕРЕНИЯ ДЛИНЫ
Со всеми мерами длины и их соотношениями учащиеся коррекционной школы знакомятся в младших классах, закрепление же этих мер происходит в течение всех лет обучении в школе. Знание мер длины, умение находить длину, ширину, высоту необходимы учащимся и в быту, и при овладении профессией.
Задачи изучения мер длины: 1) сформировать у учащихся представление о том, что величина измеряется однородной величиной; 2) познакомить с единицами линейных мер и их соотношением; 3) научить сравнению линейных размеров предметов; 4) научить пользоваться измерительными инструментами.
В первом классе учащиеся знакомятся с сантиметром. Вначале лучше работать с плотной полоской бумаги, разделенной на 10см. В этом случае миллиметровые деления не отвлекают учащихся, и они лучше запоминают длину в 1см. 1см ученики должны уметь показать не только от 0 до 1, но и от любого деления: от 4 до 5, от 8 до 9.
Затем учитель знакомит с записью слова «сантиметр» при числах 1см, 3см, 10см. Затем учащимся предлагается самостоятельно разделить полоску на 10 равных частей с помощью мерки длиной 1см или с помощью линейки. Под каждым делением учащиеся пишут по порядку числа от 0 до 10.
Далее учащиеся знакомятся с измерением, отмериванием и черчением отрезков в сантиметрах. Первые предметы, которые дети измеряют, должны содержать целое число сантиметров. Измерения производятся сначала сантиметровой полоской, а затем линейкой. Важно обратить внимание учащихся на технику измерения.
Знакомство с новой единицей измерения длины – дециметром – следует начать с демонстрации модели в 1дм, а затем 1дм сравнивается с 1см. При определении длины, ширины, высоты предмета важно следить, чтобы учащиеся при измерении меняли положение линейки, а не измеряемого объекта.
Ознакомившись с единицами измерения длины – сантиметром, дециметром, метром, ученики учатся выражать длину не одной, а двумя единицами измерения.
Миллиметр – единица измерения длины, которая имеет исключительно большое практическое значение для учащихся коррекционной школы, особенно для тех, кто занимается в столярной или швейной мастерской. Учитель показывает, что для большей точности измерения необходимо иметь более мелкую единицу измерения длины, чем сантиметр. Соотношение сантиметра и миллиметра учащиеся устанавливают сами, подсчитывая по линейке, сколько миллиметров содержится в 1см. Надо больше предлагать заданий на измерение и построение отрезков, меньших 10мм.
ИЗУЧЕНИЕ ЕДИНИЦ ИЗМЕРЕНИЯ ЕМКОСТИ
Вначале сравнение проводится на глаз (сосуды значительно отличаются по своей емкости). Например, предлагается сравнить, куда войдет воды больше: в банку или в кастрюлю. Перед учащимися ставятся поллитровая банка и кастрюля емкостью 2-3л, измеряется, сколько банок воды входит в кастрюлю.
Выявляя имеющийся у учащихся опыт, учитель предлагает и стандартные банки вместимостью 1л, 2л, 3л. Учитель выясняет также, знают ли учащиеся, какими мерами измеряется молоко растительное масло и другие жидкости. Затем он показывает детям литровую кружку, бутылку, банку, наливает воду в кружку, а затем поочередно переливает воду из нее в бутылку и банку. Так учащиеся подводятся к выводу, что в банку вмещается столько же воды, сколько в кружку, и столько же, сколько в бутылку, т. е. равное, одинаковое количество воды – 1л. Чтобы этот вывод был понятен учащимся, необходимо, чтобы каждый ученик проделал эту несложную работу сам.
ИЗУЧЕНИЕ ЕДИНИЦ ИЗМЕРЕНИЯ МАССЫ
Первое знакомство учащихся с массой, со сравнением предметов по тяжести (тяжелый – легкий, тяжелее – легче) происходит в пропедевтический период.
На уроках математики, труда учитель на разнообразных упражнениях практического характера и при решении арифметических задач закрепляет эти представления учащихся, создавая разнообразные жизненные ситуации. В этот период важно показать, что масса предмета не зависит от его размеров, объема, занимаемого им в пространстве.
Знакомство с мерой массы – килограммом – лучше всего начать с создания такой ситуации, в которой учащиеся прочувствовали необходимость в единой мере массы. Например, участие в таком виде спорта, как бокс, требует определенной массы от участника. Чтобы определить массу (вес), надо выбрать единицу массы. Этой единицей является килограмм (1кг). Учитель показывает детям гирю (1кг). Каждый ученик держит ее в руке, с тем, чтобы мускульно ощутить массу гири. Опираясь на опыт учащихся, учитель просит назвать предметы, продукты, расфасованные по 1кг (продукты по возможности надо принести в класс, чтобы сравнить их массу с массой гири в 1кг.) Показать надо также гири в 2кг и 5кг. Далее проводятся практические работы по отвешиванию и взвешиванию фруктов, овощей, круп, соли.
На данном и всех последующих этапах работы по изучению мер массы важным является развитие мускульных ощущений учащихся, умение определять хотя бы приблизительно массу предметов «на руку». Поэтому перед взвешиванием полезно ставить вопрос « Как ты думаешь, какова масса этого предмета? Проверь себя с помощью взвешивания на весах. Определи, на сколько ты ошибся».
ИЗУЧЕНИЕ ЕДИНИЦ ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕМЕНИ
Развитие временных представлений у учащихся коррекционных школ имеет жизненно-практическое и коррекционно-воспитательное значение.
Исследования временных представлений у учащихся с ОВЗ показали, что такие представления у данной категории детей формируются значительно позже, чем у нормальных школьников, и качественно отличаются от временных представлений нормальных детей.
Дети с ОВЗ не знают дней недели, почти не владеют элементарной временной терминологией. Например, термины «сегодня», «завтра», «вчера» употребляют так: «Я завтра ходил с мамой в кино». Это говорит о том, что такие дети не могут соотнести данные понятия с конкретными жизненными событиями.
Еще в пропедевтический период учитель ставит перед собой задачу уточнить и развить временные представления (вчера, сегодня, завтра), сформировать некоторые временные понятия. С этой целью он организует наблюдения над явлениями и событиями, характеризующими время. Можно использовать картинки, на которых изображены наиболее характерные виды деятельности детей и взрослых в разные части суток, в разные временны года. Учитель раздает их ученикам, они их раскладывают по порядку, учитель проверяет, а потом один из учеников рассказывает, в какой последовательности он разложил картинки, и объясняет, почему он выбрал именно такую последовательность.
Такие игры не только уточняют и закрепляют временные представления учащихся, но и обогащают их словарь и способствуют общему развитию детей с ОВЗ.