Системно-деятельностный подход в обучении практическим умениям и навыкам на уроках ОБЖ

Системно-деятельностный подход в обучении
практическим умениям и навыкам на уроках ОБЖ


Методическая работа учителя выступает необходимой организационной основой для формирования инновационной направленности педагогической деятельности, создания в школе определенной инновационной среды.
Профессиональное мастерство и педагогическая культура педагога проявляется в индивидуальной системе методической работы Методологической основой моей педагогической деятельности является системно-деятельностный подход в обучении основам безопасности жизнедеятельности.

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

Системно-деятельностный подход в обучении способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса через решение ряда конкретных задач, поставленных на уроках, через совокупность форм, способов и приемов обучения и воспитания учащихся безопасному поведению, формированию творческого и практического мышления, а также психологической подготовки к успешной деятельности в современном мире.
При организации учебно-воспитательного процесса главной целью обучения считаю подготовку человека, способного самостоятельно добывать знания и применять их в любой жизненной ситуации. Я стараюсь организовать такой образовательный процесс, чтобы включался механизм саморазвития его участников, было возможным их самосовершенствование и самообразование [3].
Организация учебного процесса по предмету ОБЖ на системно-деятельностной основе имеет свои особенности. Во-первых, это процесс обучения всем видам практических умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности жизни каждого человека (умение ориентироваться на местности, пользоваться противогазом, оказать первую медицинскую помощь пострадавшим и т.д.). Во-вторых, развитие у учащихся практического способа познания, опираясь на имеющиеся знания и опыт, для решения жизненных проблем (поведение в случае чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, при встрече с незнакомцем или при угрозе террористического акта и т.д.).
Учитывая особенности малокомплектной школы, дифференцированно подхожу к учебно-воспитательной работе. Опираясь на зону ближайшего развития и личностно-индивидуальный подход, предлагаю учащимся такие задания, освоение которых возможно на максимальном для них уровне. При этом стараюсь обеспечить усвоение знаний, умений и навыков на уровне социально необходимого минимума. Физические и интеллектуальные усилия при этом варьируются по интенсивности так, что способствуют максимально возможной занятости и оптимальному уровню работоспособности учащихся на протяжении всего урока. Для этого чередую слушание учебной информации и выполнение практических, графических и других видов заданий, создающих условия для включения в действие различных органов чувств. Виды занятий, требующие напряженной мыслительной деятельности, сменяются практическими заданиями, работой с наглядным материалом, таблицами, учебником, работой за компьютером.
В процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности необходимо ориентироваться на завтрашний день формирования личности, способной к самостоятельной практической деятельности. Поэтому любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников, когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Чтобы у учащихся возник познавательный интерес, создаю проблемную ситуацию, то есть, сталкиваю с преодолимой трудностью. Чтобы решить её, учащиеся предлагают и выполняют учебные действия, усваивают способы познания, выступая субъектом собственной учебной деятельности. На этом этапе создается ситуация успеха.
Специфика учебного процесса по предмету ОБЖ заключается в том, чтобы не только дать учащимся знания в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, но и сформировать у них практические умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни. Они должны уметь правильно выполнять определенные действия, а не только описывать их.
Умения и навыки учащихся формируются на практических занятиях методом упражнения – целенаправленным повторением действий с целью усвоения и совершенствования способа его выполнения. Систематическая отработка умений и навыков путем ритмично повторяющихся умственных действий, манипуляций, практических операций в процессе обобщающего взаимодействия учащихся с учителем или в специально организованной индивидуальной деятельности, направлена, в первую очередь, на перевод приобретенных знаний в плоскость учебных и практических умений и навыков с последующим их совершенствованием.Отработанная мною методика обучения практическим навыкам предусматривает следующую последовательность действий:
Объяснение (сопровождается наглядным материалом или
презентацией).
Образцовый показ в целом.
Показ по отдельным элементам с попутным объяснением
особенностей его выполнения, а также последствий ошибочных действий.
Выполнение задания учащимися по элементам или в целом.
Закрепление практического умения.
Контроль практических умений и навыков.


Навыки наложения повязок при травмах верхних конечностей («расходящаяся», «сходящаяся»)

Во время практических занятий прослеживается постоянная обратная связь учащихся с преподавателем, который следит за их учебной деятельностью и помогает сосредоточить внимание на выполнении отдельных элементов. Целенаправленная, объективная, всесторонняя и постоянная проверка умений и навыков позволяет активизировать процесс обучения, совершенствовать знания учащихся. По результатам проверки вношу коррективы в обучение путем перераспределения времени на решение отдельных частных задач, применения дополнительных средств, более эффективных приемов и методов.



Практические занятия по овладению умениями и навыками в рамках курса ОБЖ (пользование спасательным концом Александрова, работа с компасом, неполная разборка-сборка АК-74).

      Эффективность метода достигается выполнением ряда правил и условий. Самыми важными среди них выступают следующие:        прочное усвоение теоретического материала учащимися, осознание целей и порядка выполнения упражнения; доведение до учащихся требований в последовательности действий, применение отдельных приемов и т.п. в целях правильного выполнения упражнения;        демонстрация учителем образцов правильного, творческого подхода к выполняемым упражнениям;        соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений, обусловленной закономерностями процесса обучения;        разнообразие упражнений по содержанию, форме, степени сложности, предлагаемых для выполнения учащимся;        построение системы упражнений с нарастанием степени сложности;       -разработка системы упражнений с учетом индивидуально-личностных особенностей учащихся (отстающие, со слабой познавательной активностью, успевающие, особо одаренные, и др.);        связь упражнений с другими темами курса, выполнение упражнений меж предметно го характера;        оптимальное количество упражнений, достаточное для усвоения конкретного вида знаний, выработки необходимых умений и навыков;        обсуждение, анализ и коррекция выполненной работы при активной позиции учителя и учащихся.                           В педагогической практике применяются познавательные дидактические игры, способствующие развитию познавательной активности, стимулирующие познавательный процесс, интерес к процессу учения. Такие игры обеспечивают развитие коллективных отношений, снимают эмоциональную напряженность, создают атмосферу заинтересованного непринужденного выполнения учебных действий.       Игру следует рассматривать как многофункциональный метод. Он направлен на усвоение нового материала, его закрепление, повторение, развитие всех видов мышления. Игре присуща тактическая и стратегическая направленность на формирование мировоззрения, качеств личности и способностей; на формирование организационных и организаторских, коммуникативных, экономических, гностических и функциональных умений. К.Д. Ушинский писал, что в игре «формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце и его воля, и если говорить, что игры подсказывают будущий характер и будущую судьбу ребенка, то это верно в двояком смысле: не только в игре высказываются наклонности ребенка и относительная сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а, следовательно, и на его будущую судьбу».       Учебные игры можно успешно использовать почти по всем предметам школьного цикла. Значимое место в учебном процессе занимают ролевые, деловые и ситуативные игры.              Игры-инсценировки основаны на проигрывании ролей в смоделированных ситуациях.              Метод генерализации идей метод «мозговой атаки», «мозгового штурма» характеризуется резкой активизацией мыслительной деятельности нескольких человек или группы с целью за очень короткий отрезок времени выработать максимальное число идей (в том числе и совершенно нетрадиционных) для разрешения проблемы. Это достигается психологической настройкой участвующих в разрешении проблемы через введение их в роли персонажей из реальной жизни, как бы реально существующих персонажей. Излагается суть поставленной проблемы, условия ее решения, ограничения, связанные с ее решением. И дается установка в сжатые сроки выработать решения.             Ситуативный метод основан на введении ученика в какую-то сложную ситуацию.             Эффективность игровых методов зависит в первую очередь от методики их организации и проведения учителем, требует значительных умственных и физических усилий, времени на подготовку, значительного объема справочной, монографической, учебной, методической литературы, технических средств.             Обучение, развитие и воспитание личности не осуществимо вне компетенции данного метода. Это историческая реальность. Позволив себе повторить мысли некоторых авторов, назовем основные функции данного метода в их иерархической последовательности:       -контрольно-корректировочное (коррекционное) обучение: основная задача этой функции и всего метода, на наш взгляд, выявить (диагностировать) сильные и слабые стороны деятельности ученика в процессе учения; вскрыть их природу, причины; указать учащемуся на их наличие, наметить пути и способы их устранения, создать ситуацию успеха в учении, условие для самовыражения. Контроль не ради контроля, а ради совершенствования личности!       обучающая  связана с дополнительными пояснениями на этапе коррекции, показом способов действий, инструктажем, приобретением новых и совершенствованием имеющихся навыков и умений, самостоятельной работой, т.е. воздействием на процесс обучения;       развивающая  обеспечивает развитие психических процессов и свойств, мышления, памяти, внимания, речи, наблюдательности, критичности, самоконтроля, т.е. обеспечивает возможности духовного, а также физического развития учащихся (начиная от физкульт-пауз до сложных по содержанию уроков физкультуры);        воспитательная  стимулирует сознательное отношение к учению, ответственность, осознанность отношения к учению, формирование нравственных качеств и духовных ценностей, воспитание культуры труда и т.д.       организующая (организационная) обеспечивает: развитие коммуникабельности, способности анализировать свои действия с точки зрения их значимости, умение вести наблюдения за изучаемыми явлениями; использование конкретных ситуаций, умение системно воспринимать и накапливать информацию, быстро в ней ориентироваться, предвидеть различные варианты решения задач, умение прогнозировать результаты от решения задач, умение быстро переключаться с одного вида работ на другой и т.д.;       побуждающая  когда метод создает проблемную ситуацию и обеспечивает интеллектуальный «прорыв» мышления, формирует познавательный интерес, мотивацию учения, развитие творческих способностей у учащихся. Это достигается культурой и мастерством педагогического общения, укреплением веры в скрытые резервы ученика и, за счет специальных приемов, методов и методик, создание ситуаций успеха в учении.       Обобщая имеющиеся в учебной педагогической литературе материалы, раскрывающие сущность метода контроля успешности обучения (у разных авторов он имеет разные названия), и используя их, мы попытались разработать методику контроля успешности обучения.       Выделяя основные группы методов словесные, наглядные, практические, появляющийся новый видеометод и получающий значительное развитие метод игры, методы контроля и коррекции знаний, нет возможности дать всем им достаточное описание. Отметим, что есть еще большое количество методов, прямо не относящихся к данной классификации, к той или иной группе методов, хотя они имеют давнюю историю своего существования и выступают как классические (например, метод проблемного обучения). Часть методов, по нашему пониманию, получила свое рождение на стыке взаимодействия основных групп методов, обеспечивающих комплексное решение дидактических задач. Многие из этих методов можно рассматривать как многофункциональные, объединить в соответствующие подгруппы в составе основных методов обучения. Хотя, конечно, могут возникнуть обоснованные несогласия с данным подходом, основаниями, по которым они будут распределены в подгруппы.Формирование и совершенствование практических навыков и умений по ОБЖ осуществляется на основе определенных методических принципов. Выбираю те, которые в наибольшей мере соответствуют профессиональной компетенции, стилю работы, особенностям школы и учеников.
Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Принцип объективности, научности.  Предлагаемый учащимся учебный материал основан на положениях, соответствующих фактам современных наук. Эти положения зафиксированы в стандартах, программах, учебниках. Приобщаясь к элементам научного поиска, исследовательским методам (при выполнении докладов, сообщений или рефератов), обучаемые овладевают умением отличать истинные положения от ложных [6].
 Принцип последовательности, систематичности подразумевает, что занятия по формированию и совершенствованию практических умений и навыков проводятся непрерывно и последовательно, а не сводятся к эпизодическим, разрозненным мероприятиям. Преподавание ведется в определенном порядке, системе, построено в строгой логической последовательности.
Важным инструментом обеспечения этого принципа являются структурно-логические схемы уроков, в которых сочетается логика с эмоциями, чувствами. Для этого используются яркие факты и образы, которые углубляют и закрепляют учебный материал, не отвлекая учащихся от усвоения его главного понятийного содержания.
Принцип прочности усвоения знаний направлен на закрепление полученных знаний, умений и навыков в сознании обучаемых путем формирования познавательной и двигательной активности и систематического повторения материала не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Принцип связи теории с практикой предусматривает закрепление теоретических положений с помощью надежного критерия практики. Например, правила поведения при пожаре, чрезвычайных ситуациях природного характера, при эвакуации из здания всегда закрепляются практическими учебными тренировками и практическим занятиями.
Принцип деятельности заключается в том, что ученик, добывая знания самостоятельно, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Принцип сознательности и активности стимулирует стремление к самопознанию и самосовершенствованию посредством мышечных ощущений, с помощью наглядных пособий, использования зрительных ориентиров. В данном случае обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности [5].
Принцип наглядности позволяет воздействовать на органы чувств в зрительной, звуковой и двигательной формах, дает учащимся возможность анализировать свои действия, выявлять и исправлять свои ошибки.
Принцип минимакса заключается в том, что я стараюсь предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Принцип доступности и индивидуальности обеспечивает соответствие обучения уже накопленным знаниям и индивидуальным особенностям обучаемых и предполагает, что практические задания и упражнения соответствуют возрасту, полу, уровню подготовленности, состоянию здоровья и типу нервной системы каждого ученика. Вместе с тем обучение ведется на оптимальном уровне трудности с учетом жизненного опыта обучаемых и построено на обучении от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, оттого, что близко, к тому, что далеко [6].
Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения с учетом возрастных психологических особенностей развития школьников. Это хорошо прослеживается при обучении навыкам оказания первой медицинской помощи, где теоретические основы медицинских знаний закрепляются практическими умениями и из года в год эти умения совершенствуются.
Принцип вариативности предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип прогрессирования воздействия предусматривает целенаправленное повышение требований, усложнение заданий, увеличение объема нагрузок, обеспечивающее успешное овладение умениями, навыками и их закрепление [4]. Например, если в среднем звене школьники знакомятся с противогазом и учатся его надевать, то в старшем звене применение противогаза используется в спортивных эстафетах и соревнованиях (например, в военно-спортивной игре «Зарница»).


Навыки пользования противогазом

Все эти принципы позволяют четко следовать к намеченной цели, исключая ошибки, раскрывая логику решения задач и главные правила их реализации. Они тесно связаны между собой, образуя целостную систему и взаимодействуя друг с другом. Так, научность обучения неотделима от его доступности, прочность усвоения знаний может быть достигнута только на основе активности обучаемых и т.д.
Системно-деятельностный подход в обучении практическим умениям и навыкам наиболее эффективно обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы по курсу ОБЖ и создает основу для успешного применения учащимися этих знаний, умений, компетенций, способов деятельности в повседневной жизни. Для педагога это возможность творить, искать, работать на высокие результаты и становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела. Формирование у учащихся универсальных учебных действий готовит их к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Главный результат работы по формированию культуры безопасности жизнедеятельности у школьников – приобретенное ими умение самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных ситуациях, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности.
Используемая литература
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
Информационно-методическое издание для преподавателей «Основы безопасности жизнедеятельности», 2013 г., № 6.
Информационно-методическое издание для преподавателей «Основы безопасности жизнедеятельности», 2013 г., № 10.
Кузнецов ВС., Колодницкий Г.А., Хабнер М.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания предмета: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2010. – 176 с. – (Педагогика. Психология. управление).
Столяренко Л.Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 448 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]