Рабочая программа Комплексный анализ текста (5 — 11 классы) 
Муниципальное  общеобразовательное  учреждение  «Гимназия  №2»  
МО  ГО  г.Воркута
Утверждаю:                     Согласовано:                           Рассмотрено
Директор                       Зам.директора  по  УР              на  заседании   МО    
_____Н.А.Русакова     ____С.Б.Гагаринова              Протокол  №___от_______
___  _______  _____        ____  _______  _______      
КОМПЛЕКСНЫЙ    АНАЛИЗ     ТЕКСТА
5  -  11  классы
                         Составила:
                                                           Размыслова  Рида  Хамзиевна,  
                                                           учитель  русского  языка  и  литературы
2014  
Пояснительная  записка.
               Современный  этап  развития  методики  характеризуется  тенденцией  слияния  обучения  языку  и  речи  в  единое  целое.  Материалом  для  комплексного  обучения  языку  и  речи  может  служить  текст  как  основная  дидактическая  единица.  Программа  данного  элективного  курса    составлена  в  соответствии   с  методическими  рекомендациями  А.Б.Малюшкина,    автора  дидактических  пособий  по  русскому  языку  для  5-11  классов.
                Комплексный  анализ  текста  позволяет  качественно  подготовиться  к  выпускным  экзаменам  в  формате  ОГЭ  и  ЕГЭ.   Учебно-исследовательская деятельность учащихся на занятиях поможет им выразить свою позицию по теме, предложенной на экзамене, привести аргументы, подтверждающие их точку зрения.
Программа тесно связана с основным курсом обучения русскому языку. Анализ текста начинается с заданий, связанных с речевым развитием школьников: выразительное чтение, определение темы и идеи, типа и стиля, составление плана, затем даются вопросы, проверяющие грамматические умения и навыки.  В систему вопросов для анализа текста включаются вопросы по орфографии и пунктуации, отвечая на которые, ребенок должен использовать знания, полученные в 5 – 9 классах, возможно, переосмыслив их, систематизировав или заполнив существующие «пробелы», то есть освоив новый для себя материал. Кроме того, исследуя предложенный текст детально, кропотливо и вдумчиво и пытаясь охарактеризовать его как единое целое, работая то с отдельными словами, то с предложениями, а то и с целым листом печатного материала, ученик тренирует свою внутреннюю зрительную память, а значит, развивает орфографическую   и  пунктуационную  зоркость.  Польза слияния обучения языку и речи несомненна: занимаясь комплексным лингвистическим анализом текста,  учащийся учится видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом, учится наблюдать за «жизнью» слова   в  лексическом контексте, интерпретировать текст.
               Программа   курса     рассчитана   на  34   учебных   часа.  
               Цель  учебного   курса   -   повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся.
          
               Задачи  элективного  курса:
-  познакомить   с   принципами   организации  текста;  
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей  и  текстов  с  разным   типовым  значением;
-  формировать  и  развивать  умение  определять  тему  и  идею  текстов,  формулировать  главную  мысль   (определять  авторскую  позицию);
-  совершенствовать  и  развивать   умение  выделять  главное  и  второстепенное,  сравнивать  языковые  явления,  включать  их  в  собственный   текст;
- совершенствовать  и  развивать  умение    находить   соответствующие  языковые   средства  и  явления,  свободно  ориентируясь  в  незнакомом  тексте;
-  повторить  темы  различных  разделов  языкознания;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения устной  и  письменной речью;
-  применять  полученные  знания  в  определенной  речевой  ситуации;
-  воспитать  личность,  бережно  относящейся  к  слову  как  неотъемлемой  части  русской  национальной  культуры.
Формы обучения:
1)   индивидуальные консультации учителя, работа в группе;
2)   практикумы,   проектно-исследовательская деятельность.
Практическая направленность   курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися путем выполнения заданий, содержащих: 
примеры  из  текстов,  разных  по  стилю  и  типовому  значению,  насыщенных  соответствующими  языковыми  средствами  и  явлениями;
высказывания выдающихся людей, размышляющих о языке;
лингвистические справки о происхождении терминов;
определение новых понятий.
Методические принципы построения курса: 
нелинейность (каждая тема в определенной степени самодостаточна и автономна,  учащиеся  могут  усвоить  или  повторить  тему  разными  способами);
избыточность предлагаемого материала;   проблемность заданий;
минимизация репродуктивности, необходимой, тем не менее,  для  алгоритмизации  учебного  процесса, за счет усиления творческого и рефлексивного начала;
равноразделенная ответственность учителя и обучающихся за достижение поставленных целей.
Курс носит практико-ориентированный характер. Учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности (практическая, творческая, исследовательская), что способствует развитию и совершенствованию навыков самостоятельной работы.
Работа по данной программе обеспечивается учебно-методическим комплектом, включающим 
рабочую  тетрадь;
методические рекомендации к отдельным занятиям, включающие методику проведения практических   и   лабораторных занятий, темы творческих заданий;
тексты   для анализа  с  перечнем  заданий.
Программа снабжена списком рекомендуемой литературы, которая окажет учителю дополнительную методическую помощь.
В программу включен  пример планирования работы с обучающимися по курсу, где определены основные понятия, обозначена аналитическая и речевая деятельность учащихся,  указано примерное распределение учебного времени.
Критерии  эффективности  программы.
Сочинение.
Создание  проектов  и   их  защита.
Практикумы.
Составление  опорных  конспектов,  интеллект  -  карты.
Тестирование.
Комплексный  анализ  текста.
Ожидаемый результат
На занятиях курса «Комплексный  анализ  текста» через нетрадиционные формы занятий учащиеся научатся понимать текст, его основную мысль, делать переходы от одной части своего сочинения к другой, вводить аргументы,  находить  языковые  средства  и  явления,  соответствующие  условиям  заданий.
Такие умения явятся хорошей подготовкой к выпускному экзамену и учебе в вузе.  Программа курса предполагает выход за рамки учебной программы по русскому языку, поэтому ребята познакомятся с  текстами, разными по  стилю  и  типу, различными видами их разбора (лингвистический, стилистический, композиционный). Занимаясь по программе данного курса,  ученики приобретут навык создания на основе чужих текстов собственного, при этом логично выстроенного. Данный курс поможет развить у школьников  общеучебные,  исследовательские, коммуникативные умения и навыки.
Основное   содержание   курса
№п/п Раздел,  тема
I.    Типология  текстов.
1. Рассуждение:  разновидности,  структура.  
2. Авторская  позиция:  способы  и  средства  её  выражения.  
3. Языковые  и  речевые  нормы,  используемые  при  написании  рассуждения.
II. Фонетика.  Орфоэпия.
1. Фонетические  процессы.
2. Приёмы  фоники.
3. Правила  транскрибирования.
4. Орфоэпические  нормы.
III. Функциональные  стили  речи.
1. Общие  стилевые  черты  и  жанровые  особенности.
2. Лексические  средства  выразительности.  
3. Средства  выразительности,  
характерные   для  публицистического   и  художественного  стиля.
4. Морфологические  особенности.
5. Синтаксические  особенности.
IV. Лексикология.  
1. Языковые  явления:  синонимия, антонимия,  омонимия.  Паронимы.
2. Омонимичные  части  речи:  правописание.
V. Морфология.  
1. Морфологический  разбор  знаменательных   и  служебных  частей  речи.  
2. Культура  речи:  соблюдение  морфологических  норм.  
VI. Морфемика.  Словообразование.
1. Почему  морфемы  называются  значимыми  частями  слова?
2. Как  законы  словообразования,  состав  слова  связаны  с  орфографией?
VII . Орфография. 
1. Правописание  корневых  гласных.
2. Орфография:  Н-НН  в  разных  частях  речи.
3. Правописание  приставок,  суффиксов,  окончаний.   
4. Слитное,  раздельное  и  дефисное  написания  слов.
VIII. Синтаксис.  Пунктуация.
1. Синтаксическая  синонимия.  
2. Синтаксический  разбор  предложений.
3. Пунктуация  в  простом  предложении.
4. Пунктуация  в  сложном   предложении.
IX.    Алгоритм  написания  сочинения  на  лингвистическую  тему.
1. Типы  сочинений  на  лингвистическую  тему.
2. Соблюдение  языковых  и  речевых норм  
при  написании    сочинения-рассуждения.
Тематический  план
№п/п Раздел Количество  часов
I.    Типология  текстов. 5  ч
II. Фонетика.  Орфоэпия. 1  ч
III. Функциональные  стили  речи. 5  ч
IV. Лексикология.   2  ч
V. Морфология.   2  ч
VI. Морфемика.  Словообразование. 1  ч
VII . Орфография. 4  ч
VIII. Синтаксис.  Пунктуация. 4  ч
IX.    Алгоритм  написания  сочинения  на  лингвистическую  тему. 10  ч
ИТОГО 34  ч
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Тема занятия Коли-чество часов Дата Формы  контроля/  деятельности  учащихся
1 Анализ  научного  текста  «Типологические  особенности  текста».
1 Рабочая  тетрадь.  
Составление  текстов  
с  учётом  
его  типологических   особенностей.
2 Анализ  научного  текста  «Структура  текста-рассуждения.  Разновидности  рассуждения».   1 Рабочая  тетрадь.
3 Авторская  позиция:  способы  и  средства  её  выражения.   1 Составление  таблицы,  работа  
с  текстом.
4 «В  гостях  у  цитаты».   
Задача автора  рассуждения - как можно убедительнее обосновать свою точку зрения. Для этого необходимо приводить как можно больше доказательств, располагая их в определённой последовательности.   
А.А. Аверинцев. 1 Сочинение-  рассуждение.
5 Соблюдение  языковых  и  речевых норм  при  написании    сочинения-рассуждения. 1 Редактирование  сочинений.  
6 Практикум  «Типы  речи». 1 Составление  интеллект-карт.
7 Анализ  научного  текста  «Фонетика.  Орфоэпия.  Фонетические  процессы». 1 Рабочая  тетрадь.  Тестирование.
  8 «В  гостях  у  цитаты». Фонетика не сознаётся носителем языка до тех пор, пока он не захотел научиться писать.    Г. А. Золотова 1 Сочинение-  рассуждение.
9 Анализ  научного  текста  «Функциональные  стили  речи:  общие  стилевые  черты  и  жанровые  особенности». 1 Лабораторная  работа.
10 Анализ  научного  текста  «Функциональные  стили  речи:  лексические  средства  выразительности».   1 Рабочая  тетрадь.
Сочинение   
по  цитате. 
11 Практикум.  Языковые  явления:  синонимия, антонимия,  омонимия.   1 Составление  
интеллект-карт.
Рабочая  тетрадь.
12 «В  гостях  у  цитаты». Целенаправленный, внимательный  отбор  синонимов делает речь яркой, художественной.     И.Б.Голуб 1 Сочинение-  рассуждение.
13 Орфография:  правописание  корневых  гласных. 1 Тестирование.  Лингвистическое  сочинение  (Лингвистическая  сказка).
14
Анализ  научного  текста  «Функциональные  стили  речи:   средства  выразительности,  характерные  
для  публицистического  
и  художественного  стиля». 
1
Рабочая  тетрадь.  Составление  таблицы.
15 «В  гостях  у  цитаты».   Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».  
Александр Иванович Горшков 1 Сочинение-рассуждение.
16 Анализ  научного  текста  «Функциональные  стили  речи:  морфологические  особенности». 1 Рабочая  тетрадь:  анализ  текста.
17 Орфография:  Н-НН  в  разных  частях  речи. 1 Рабочая  тетрадь.  Тестирование.
18 Анализ  научного  текста  «Омонимичные  части  речи:  правописание». 1 Рабочая  тетрадь.  Тестирование.
19 «В  гостях  у  цитаты».   Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей». 
Лев Николаевич Толстой 1 Сочинение   
по  цитате.
20 Практикум.  Морфологический  разбор  знаменательных  
и  служебных  частей  речи.  Культура  речи:  соблюдение  морфологических  норм.  
1
Рабочая  тетрадь.  
«Конвейер».
 21 «В  гостях  у  цитаты».  Отношение пишущего к сообщаемому часто может выражаться с помощью "маленьких" слов, слов, которые принято считать служебными, - частиц и союзов. 
И.Г. Милославский 1 Сочинение   
по  цитате.
22 Орфография:  правописание  приставок, суффиксов,  окончаний.   Морфемика.  Словообразование. 1 Тестирование. «Конвейер».
23 «В  гостях  у  цитаты». Общий смысл слова всегда складывается из значений всех его составных элементов. А. И. Тихонов 1 Сочинение   
по  цитате.
24 «В  гостях  у  цитаты». Изучение и знание законов словообразования, состава слова необходимо для прочного усвоения правил правописания.    (А. И. Тихонов) 1 Сочинение   
по  цитате.
25 Анализ  научного  текста  «Функциональные  стили  речи:  синтаксические  особенности». 1 Рабочая  тетрадь:  анализ  текста.
26 «В  гостях  у  цитаты».  Что же в языке позволяет  ему выполнить его главную роль-функцию   общения? Это синтаксис.  
Александр Александрович Реформатский  1 Сочинение   
по  цитате.
27 Практикум.  Синтаксическая  синонимия.   1 Составление  
опорных  конспектов.
28 Один словарный состав без грамматики еще не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики,  он получает величайшее значение. 
Лев Васильевич Успенский  1 Защита  проектов.
29 Практикум.  Синтаксический  разбор  предложений. 1 Рабочая  тетрадь.  
30 Анализ  научного  текста  «Пунктуация  в  простом  предложении». 1 Рабочая  тетрадь.
«Конвейер».
31 Анализ  научного  текста  «Пунктуация  в   сложном  предложении». 1 Составление  
опорных  конспектов.
32 «В  гостях  у  цитаты».  
...В пунктуации всякая ошибка приводит в той или иной мере к искажению смысла. 
А. Б. Шапиро 1 Сочинение  
по  цитате.
33 Орфография:  слитное,  раздельное  и  дефисное  написания  слов. 1 Рабочая  тетрадь.
Тестирование.
34 Итоговая  работа.  Комплексный  анализ  текста. 1 Всего   -   34  часа ТРЕБОВАНИЯ     К  ЗНАНИЯМ,  УМЕНИЯМ    И   НАВЫКАМ
УЧАЩИХСЯ      5  -  11  классов
ЗНАТЬ:
определения  основных   языковых явлений, орфографических и пунктуационных правил,
стилистические  и  типологические  особенности  текста,
технологию  написания  сочинения   на  лингвистическую   тему  разных  типов.
Формирование  умений  и   навыков:
выполнять   разноаспектный   анализ    слов,  языковых   явлений.
выполнять  пунктуационный  и  синтаксический  разборы  разных  синтаксических  конструкций,  
конструировать  предложения  разных   видов,  создавать  тексты,   связанные   тематическим  и  смысловым  единством,
соблюдать   произносительные   нормы литературного языка.
разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять,   
пользоваться  лингвистическими  словарями,  
совершенствовать  развитие  написания  сочинения  в  соответствии  с   темой,  идеей,  стилем  и  типом  речи,
находить  и  исправлять  языковые  ошибки,
понимать   и   интерпретировать   содержание   исходного текста;
выделять  главное  и  частности,  формулировать  проблему  текста,  поставленную  автором,    определять  авторскую  позицию;
свободно  ориентироваться  в  тексте,   находя  соответствующий  арсенал  языковых  единиц;    
опираясь  на  текст,  аргументировать  собственную  позицию  в  выборе  того  или  иного  языкового  средства  или  явления;
разграничивать  тексты  с  учетом  их типологических  и  стилистических  особенностей;  
излагать   свои   мысли   грамотно,   последовательно   и   связно  с  учётом  определенной  речевой  ситуацией.
Метапредметные    результаты   обучения:
- умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную 
и внеурочную (включая внешкольную) деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии 
в трудных ситуациях;
-   умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции   другого,  эффективно разрешать конфликты;
-   владение навыками познавательной,  учебно-исследовательской 
и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность 
и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
-   готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться вразличных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
-   умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;
-   умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
-   владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
-   владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов 
и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Личностные   результаты   обучения:
-   жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; 
-  действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно - смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделить нравственный аспект поведения 
и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), 
а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
Предметные   результаты   обучения:
-  самостоятельное  выделение  и  формулирование  познавательной  цели;
- поиск и выделение необходимой информации; 
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; 
- знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);
- умение структурировать знания; 
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной 
и письменной форме; 
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости 
от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса 
и результатов деятельности; 
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения 
в зависимости от цели; 
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; 
- определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; 
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).
Литература
Малюшкин  А.Б.  Комплексный  анализ  текста.  Рабочая  тетрадь.  5  -  11  классы.  -  М.:  ТЦ  Сфера,  2004.  
Сенина  Н.А.,  Гармаш  С.В.,  Диденко  С.А.,  Кобякова  Г.Н.,  Нарушевич  А.Г.  Русский  язык.  9-й  класс.   Подготовка  к  ГИА-2013:  учебно-методическое  пособие/  Под  редакцией  Н.А.Сениной.  -  Ростов –на-Дону:  Легион,  2012.
Селезнёва  Л.Б.  Русский  язык.  Орфография  и  пунктуация.  Обобщающие  алгоритмы  и  упражнения:  учебное  пособие /  Селезнёва  Л.Б.  -   М.:  Дрофа,  2006.
Сборник  упражнений  по  современному  русскому  языку:  Учебное  пособие  для  студ. вузов,  обучающихся  по  спец.  «Филология» /  Лекант  П.А.,  Леденёва  В.В.,  Маркелова  Т.В.,  Тузова  М.Ф.;  
Под  ред.Леканта   П.А.  -  М.:   Дрофа,  2000.
Бабенко  Л.Г.,  Казарин  Ю.В.  Филологический  анализ  текста.  Практикум /  Под  ред.  Бабенко  Л.Г.  -  М.:  Академический  проспект;  Екатеринбург:  Деловая  книга,  2003.
Розенталь  Д.Э.  Русский  язык.  10-11  кл.:  Учебн.  Пособие  для  общеобразовательных  учебных  заведений  /  Розенталь   Д.Э.  -  М.:  ООО  «Издательский дом  «Оникс  21   век»:  ООО  «Издательство  «Мир  и  образование»,  2003.
Розенталь  Д.Э.  750  упражнений  по  русскому  языку  с  ответами  для  поступающих  в  вузы  /  Розенталь  Д.Э.  -  М.:  ООО  «Издательский дом  «Оникс  21   век»:  ООО  «Издательство  «Мир  и  образование»,  2003.
Коновалова  Л.Ф.  Русский  язык  Большой  справочник  для  подготовки  к  Единому  государственному  экзамену  /  Коновалова  Л.Ф.  -  2-е  изд.,  сипр.  -  М.:  Айрис  -  пресс,  2007.
Кайдалова   А.И.,  Калинина  И.К.  Современная  русская  орфография:  Учебн.  Пособие  для вузов  по  спец.  «Журналистика».  -  4-е  изд.,  испр.  и  доп.  -  М.:  Высш.  шк.,  1983.
Современный  русский  язык:  Ч.1.  Лексика  и  фразеология.  Фонетика  и  орфоэпия.  Графика  и  орфография.  Словообразование.  Морфология:  Учебник  для  вузов  /  Под  ред.   Д.Э. Розенталя;  авторы:  А.Б.Аникина  и  др.  -  3-е  изд.,  испр.  -  М.:  Высш.  школа,  1979.
Современный  русский  язык:  Ч.2.  Синтаксис:  Учебник  для  вузов  /  Под  ред.   Д.Э. Розенталя;  авторы:  А.Б.Аникина  и  др.  -  3-е  изд.,  испр.  -  М.:  Высш.  школа,  1979.
Розенталь  Д.Э.  Справочник  по  русскому  языку.  Практическая  стилистика  /  Розенталь  Д.Э.  -  М.:  ООО  «Издательский дом  «Оникс  21   век»:  ООО  «Издательство  «Мир  и  образование»,  2004.
Розенталь  Д.Э.  Справочник  по  правописанию  и  литературной  правке  /  Под  ред. И.Б.Голуб.  -  9 –е  изд.  -  М.:  Айрис - пресс,  2004.
Голуб  И.Б.  Стилистика  русского  языка.  -  2-е  изд.,  испр.  -  М.:  Рольф,  1999.
Голуб  И.Б.  Упражнения  по  стилистике  русского  языка.  -  3-е  изд.,  испр.  -  М.:  Рольф,  2001.
Экзаменационный  материал  по  русскому  языку   для  6 - 9  классов.