Конспект урока по чтению (1 класс) Звуки [ф],[ф], буквы Ф,ф.Чтение слогов, слов, предложений 
                                                ЧТЕНИЕ
                                                 1 классТема  урока.  Звуки [ф],  [ф], буквы   Ф,ф.
                         Чтение  слогов,  слов,  предложений
Цели   урока. Ознакомить  учащихся  с  новой  буквой – «эф», раскрыть    ее  звуковые     значения; развивать   фонематический    слух,  умение  выполнять   звуко- буквенные  сопоставления,   навык  чтения  научного   текста, формировать  ключевые   компетентности,  развивать  навык чтения  научного   текста,     воспитывать  любовь  к   чтению,  умение  работать  в  группах, чувство  коллективизма.
Оборудование: таблицы   Шульте, слоговые   таблицы,   предметные картинки   , таблица   «Алфавит», ребусы,  пазлы.
                                                   Ход    урока 
1.Организация   класса.
II. Мотивация   учебной   деятельности.
   - Прочитайте  сначала   буквы,  написанные  красным,  потом  синим,  и  вы  узнаете,  какой  будет  сейчас   урок. На   доске  красным  и  синим  мелками  написано  ОГБРУАЧМЕОНТИЕЕ, что   означает: ОБУЧЕНИЕ   ГРАМОТЕ.
III. Актуализация   опорных   знаний   учащихся.
       Повторение  алфавита
IV. Изучение   нового   материала
 - Какой  одинаковый  звук  в  словах? На  столе   разложены   предметы: портфель,  шарф, флажок, телефон,  конфета,  фонарь. Дети   должны  назвать  эти  предметы  и  определить,  какой   одинаковый   звук  во  всех  этих  словах.
   1.Фонетическая   зарядка
  - Как  фыркает   ежик? (фр-фр-фр…)
  2.Дыхательная  гимнастика.
 -  Как   пыхтит  каша? ( ПФ-пф-пф…) Одна   рука  на   груди,  другая  на  животе.  Вдох  -  левую   руку  отводим  от  груди,  правой  нажимаем  на  живот. Выдох -  пф-пф-пф!  -  левой  рукой  нажимаем  на  грудь,  правую  отводим  от  живота. Упражнение  повторяем в   медленном  темпе  3-4  раза.
 3.Определение  слова  по  первым  звукам   названий  предметов.
- Прочитайте  слово  по  первым  звукам  названий  предметов. (На  доске  висят   картинки  с  изображением  слона,  воробья,   енота,  тигра,  ослика,  филина,  облака,  рыси.)  (Светофор)
- Какое  слово    лишнее  и  почему? (Птицы  и  звери  -   это  животный  мир,  а  облако  принадлежит  к  неживой  природе.)
- Вспомните  стихотворение  о  светофоре.
     Три  цвета  есть  у  светофора.                    Красный  цвет  -  проезда  нет.
     Они  понятны  для  шофера:                          Желтый  -   будь  готов  к  пути,
                                           А  зеленый  свет  -  кати!
   4.Физкультминутка.
Учитель  показывает  детям  поочередно:  то  красный,  то  желтый,  то зеленый  сигнал  светофора.  На  красный  свет   все    дети   сидят,  на  желтый  -  встают,  а  на  зеленый  -  энергично  бегут  на   месте,  « руля  вправо  и  влево».    5.Игра  «Твердый  -  мягкий».
В  гости  к  детям  приходят  Том  (друг  твердых  согласных)  и   Тим (друг  мягких  согласных). Их  портреты   висят  слева  и  справа  от  доски,  как  бы   разделяя  класс  на  две  команды.
  Слова   могут   быть  такими: фабрика,  фарш,  фикус,  фартук,  физкультура, физика,  фокус.) Учитель  называет   слова.   Если  слышится  мягкий   звук [ф], встают   друзья  Тима,  если   твердый [ф] – встают   друзья   Тома.
  6.Игра  «Звонкий – глухой»
Учитель  предлагает  детям  упражнение  в  различении  звуков  [в]  и  [ф]. Если  он  произносит   слово  со  звуком  [в] -  хлопают  в   ладоши  мальчики,  со  звуком  [ф] - хлопают  девочки. (Ветка,  свет,  свитер,  Федя,  хвастун,  фуфайка.)
      Потом  на  доску  вывешивается  картина,  изображающая  комнату.  
 -  Назовите  сначала  предметы,  в  названиях  которых   есть  звук  [в],  потом  [ф].
 На  картине  могут  быть   изображены: девочка  в  форме,  мальчик с  фонариком,  телевизор,  телефон,  ковер,  фотоаппарат,  ваза  с  цветами,  занавеска,  форточка,  фрукты,  виноград,  сливы,  шкаф,  вешалка,  веник,  шарф.   7. Характеристика  звука. (Ответы   детей.)
   8. Кто  внимательный?
        Детям  предлагается  запомнить  как  можно  больше  слов  со  звуком [ф],  которые  встретятся  в  сказке  Г.  Юдина  «Фокусник  Федя» (см. с. 288).
   9.  «Доскажи  словечко».
                                            Мама  вяжет  длинный  шарф,
                                            Потому что  сын -… (жираф).
         На  доске  картина  с  изображением  дупла  дерева,  на  котором  висит   записка,  прикрывающая   филина.
                                              Дупло.  Под  ним  листок  пришпилен:
                                             «До  ночи   не  будить»,  и  подпись… (филин).
      Учитель  снимает  записку, и  все  видят  филина.  Кто  знает  стихи  про  филина?
        Филин  серый,  филин  старый,                      Филин  в  чаще:
        А  глаза  горят,  как  фары.                             У- ух  да  у- ух!
        Только   ночью  страшен  филин,                  У  зайчишки  замер  дух       
        А  при   свете   он  бессилен.                          Бедный  заинька  не  спал,
                                                                                   Под  кустом  всю   ночь  дрожал.
- Что  вы  узнали   о  филине?  Придумайте  фразу  по  опорным  словам: филин, фары.
-А   теперь  посмотрим,  какой  же  буквой  обозначаются  звуки [ф], [ф]. Эта   буква  родится  у  вас,  ребята,  прямо в  руках.  Для  этого  нужно  «выщипать»  уже  известную  вам  букву  Р.  ( На   партах  у  детей  вдвое   сложенные   листочки,  на  которых   написана   буква Р.)  Раскрыв   сделанную  букву  Р,  дети  с  радостью   убеждаются,  что  она  превратилась  в  неизвестную  ранее  букву  Ф.
  10. Буква   потерялась.
        Давайте  попробуем  прочитать  слова,    в  которых  потерялась  наша новая  буква:
*лаг,   шар*,   *абрика,  *лот.
   11. На  что  похожа  буква.
      Дети  смотрят  на  сделанную  ими  букву  Ф  и   фантазируют,  на  что   она  похожа.  На  доске  -  рисунки  и  стихи:
     Федя   ходит    руки  в   боки,              Всем  известно  без подсказки,
     Значит,  выучил   уроки.                      Буква  Ф,  как  ключ  от  сказки.
                                                                    Никогда  его  у  нас
                                                                    Не  отнимет   Карабас.
   Филин  в  книжку  залетел,
    Превратился  в  букву  Ф
 
12. Скороговорка.
Флот  плывет  к  родной   стране.
Флаг  на  каждом   корабле.
V. Закрепление   изученного   материала.      1.Работа   с   таблицами   Шульте,   слоговыми   таблицами.
      2. Работа  по  учебнику. 
   
       1).Чтение  новых   слогов, слов   в  столбцах   по   учебнику.
       2). Слушание   текстов,  читаемых   учителем.
       3). Чтение   текста  лучшими  учениками.
       4). Беседа   по  содержанию.
         
       5). Работа  в   группах  «Собери   картинку». Каждой  группе  выдается  коробочка  с  пазлами.  В  течение  4-5  минут   дети  в  группах  собирают    картинку.
       6) Беседа   по  содержанию. Дети  из  каждой  группы  говорят, что  можно  отнести  к  фауне,  а что  можно  отнести  к  флоре.
 
     2.Слоговое  лото
-Дети,  вспомните  как  можно  больше  слов, начинающихся  со   слога фи.
    На  доске  слоговые  карточки:  фор  фар   фла    фи  фы    кон  тук  ма  жок  шар   кус.
Нужно   составить  с  ними  как  можно   больше  слов.  ( Форма, фартук, флакон, флажок,  фикус.)
     3. Слово  рассыпалось.
- Составьте  слово,  начинающееся  с ф: ТЫФКУР  (Фрукты.)
     4. Ребусы
На   доске  картинка  с  четырьмя  ребусами:
Ф +  (рис.  Рака) = фрак;   рис.  школьной  формы,  вверху  вместо  зачеркнутого  о  стоит  е = ферма;  рис.   воздушного   шара  +  ф =шарф;   две   ноты  на  нотном  стане: фа,  соль = фасоль;  фо / ри = фонари. VI. Итог   урока.