Конспект урока по чтению (1 класс) Звуки [ф],[ф], буквы Ф,ф.Чтение слогов, слов, предложений


ЧТЕНИЕ
1 классТема урока. Звуки [ф], [ф], буквы Ф,ф.
Чтение слогов, слов, предложений
Цели урока. Ознакомить учащихся с новой буквой – «эф», раскрыть ее звуковые значения; развивать фонематический слух, умение выполнять звуко- буквенные сопоставления, навык чтения научного текста, формировать ключевые компетентности, развивать навык чтения научного текста, воспитывать любовь к чтению, умение работать в группах, чувство коллективизма.
Оборудование: таблицы Шульте, слоговые таблицы, предметные картинки , таблица «Алфавит», ребусы, пазлы.
Ход урока
1.Организация класса.
II. Мотивация учебной деятельности.
- Прочитайте сначала буквы, написанные красным, потом синим, и вы узнаете, какой будет сейчас урок. На доске красным и синим мелками написано ОГБРУАЧМЕОНТИЕЕ, что означает: ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ.
III. Актуализация опорных знаний учащихся.
Повторение алфавита
IV. Изучение нового материала
- Какой одинаковый звук в словах? На столе разложены предметы: портфель, шарф, флажок, телефон, конфета, фонарь. Дети должны назвать эти предметы и определить, какой одинаковый звук во всех этих словах.
1.Фонетическая зарядка
- Как фыркает ежик? (фр-фр-фр…)
2.Дыхательная гимнастика.
- Как пыхтит каша? ( ПФ-пф-пф…) Одна рука на груди, другая на животе. Вдох - левую руку отводим от груди, правой нажимаем на живот. Выдох - пф-пф-пф! - левой рукой нажимаем на грудь, правую отводим от живота. Упражнение повторяем в медленном темпе 3-4 раза.
3.Определение слова по первым звукам названий предметов.
- Прочитайте слово по первым звукам названий предметов. (На доске висят картинки с изображением слона, воробья, енота, тигра, ослика, филина, облака, рыси.) (Светофор)
- Какое слово лишнее и почему? (Птицы и звери - это животный мир, а облако принадлежит к неживой природе.)
- Вспомните стихотворение о светофоре.
Три цвета есть у светофора. Красный цвет - проезда нет.
Они понятны для шофера: Желтый - будь готов к пути,
А зеленый свет - кати!
4.Физкультминутка.
Учитель показывает детям поочередно: то красный, то желтый, то зеленый сигнал светофора. На красный свет все дети сидят, на желтый - встают, а на зеленый - энергично бегут на месте, « руля вправо и влево». 5.Игра «Твердый - мягкий».
В гости к детям приходят Том (друг твердых согласных) и Тим (друг мягких согласных). Их портреты висят слева и справа от доски, как бы разделяя класс на две команды.
Слова могут быть такими: фабрика, фарш, фикус, фартук, физкультура, физика, фокус.) Учитель называет слова. Если слышится мягкий звук [ф], встают друзья Тима, если твердый [ф] – встают друзья Тома.
6.Игра «Звонкий – глухой»
Учитель предлагает детям упражнение в различении звуков [в] и [ф]. Если он произносит слово со звуком [в] - хлопают в ладоши мальчики, со звуком [ф] - хлопают девочки. (Ветка, свет, свитер, Федя, хвастун, фуфайка.)
Потом на доску вывешивается картина, изображающая комнату.
- Назовите сначала предметы, в названиях которых есть звук [в], потом [ф].
На картине могут быть изображены: девочка в форме, мальчик с фонариком, телевизор, телефон, ковер, фотоаппарат, ваза с цветами, занавеска, форточка, фрукты, виноград, сливы, шкаф, вешалка, веник, шарф. 7. Характеристика звука. (Ответы детей.)
8. Кто внимательный?
Детям предлагается запомнить как можно больше слов со звуком [ф], которые встретятся в сказке Г. Юдина «Фокусник Федя» (см. с. 288).
9. «Доскажи словечко».
Мама вяжет длинный шарф,
Потому что сын -… (жираф).
На доске картина с изображением дупла дерева, на котором висит записка, прикрывающая филина.
Дупло. Под ним листок пришпилен:
«До ночи не будить», и подпись… (филин).
Учитель снимает записку, и все видят филина. Кто знает стихи про филина?
Филин серый, филин старый, Филин в чаще:
А глаза горят, как фары. У- ух да у- ух!
Только ночью страшен филин, У зайчишки замер дух
А при свете он бессилен. Бедный заинька не спал,
Под кустом всю ночь дрожал.
- Что вы узнали о филине? Придумайте фразу по опорным словам: филин, фары.
-А теперь посмотрим, какой же буквой обозначаются звуки [ф], [ф]. Эта буква родится у вас, ребята, прямо в руках. Для этого нужно «выщипать» уже известную вам букву Р. ( На партах у детей вдвое сложенные листочки, на которых написана буква Р.) Раскрыв сделанную букву Р, дети с радостью убеждаются, что она превратилась в неизвестную ранее букву Ф.
10. Буква потерялась.
Давайте попробуем прочитать слова, в которых потерялась наша новая буква:
*лаг, шар*, *абрика, *лот.
11. На что похожа буква.
Дети смотрят на сделанную ими букву Ф и фантазируют, на что она похожа. На доске - рисунки и стихи:
Федя ходит руки в боки, Всем известно без подсказки,
Значит, выучил уроки. Буква Ф, как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
Филин в книжку залетел,
Превратился в букву Ф

12. Скороговорка.
Флот плывет к родной стране.
Флаг на каждом корабле.
V. Закрепление изученного материала. 1.Работа с таблицами Шульте, слоговыми таблицами.
2. Работа по учебнику.

1).Чтение новых слогов, слов в столбцах по учебнику.
2). Слушание текстов, читаемых учителем.
3). Чтение текста лучшими учениками.
4). Беседа по содержанию.

5). Работа в группах «Собери картинку». Каждой группе выдается коробочка с пазлами. В течение 4-5 минут дети в группах собирают картинку.
6) Беседа по содержанию. Дети из каждой группы говорят, что можно отнести к фауне, а что можно отнести к флоре.

2.Слоговое лото
-Дети, вспомните как можно больше слов, начинающихся со слога фи.
На доске слоговые карточки: фор фар фла фи фы кон тук ма жок шар кус.
Нужно составить с ними как можно больше слов. ( Форма, фартук, флакон, флажок, фикус.)
3. Слово рассыпалось.
- Составьте слово, начинающееся с ф: ТЫФКУР (Фрукты.)
4. Ребусы
На доске картинка с четырьмя ребусами:
Ф + (рис. Рака) = фрак; рис. школьной формы, вверху вместо зачеркнутого о стоит е = ферма; рис. воздушного шара + ф =шарф; две ноты на нотном стане: фа, соль = фасоль; фо / ри = фонари. VI. Итог урока.