Методическая разработка Комплексный творческий проект “Путешествие по Книжному Океану» в начальной школе.
Методическая разработка.
Комплексный творческий проект “Путешествие по Книжному Океану» в начальной школе.
Ефимчук Ирина Германовна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МАОУ гимназии №2
Основными тенденциями последних лет можно назвать утрату роли чтения в обществе, ориентация на некнижные формы культуры. Чтение в наши дни больше ориентируется на удовлетворение информационно-прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных. Вместе с тем, чтение, как универсальная культурологическая техника, остается важнейшим инструментом образования, социализации и развития личности. Исследователи делают вывод о том, что только читающее общество является обществом мыслящим. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать и т. д. Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения. Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно. Важнейшая роль в воспитании личности принадлежит книге. В.А. Сухомлинский писал: “Школа - это, прежде всего книга. Воспитание – прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения”. Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи. Век новых технологий требует большей гибкости от пользователей информации - визуальная грамотность, равно как и навыки управления электроникой, требуют и большего развития традиционных навыков грамотности. Кроме того, книги остаются и останутся не только и не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают их эмоциональной, интеллектуальной и социальной поддержкой.
Книги дают ребенку:
- интеллектуальное и эмоциональное развитие;
- развитие языка;
- социальное и образовательное развитие;
- влияют на социализацию личности.
Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это - первая ступень к функциональной грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.
Главное отличие семейных чтений от других его видов — классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы. Это одновременно и специфическая форма общения ребенка с автором произведения и миром его идей. Это, наконец, своеобразный монолог ребенка, в котором он размышляет над нравственным содержанием произведения литературы, учится выявлять и выражать его идею. Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения.
Для практической реализации указанных замыслов был разработан в 1 «Б» классе долгосрочный комплексный творческий проект «Путешествие по Книжному океану». Основан проект на игровых, коммуникативных технологиях, предполагает активное сотрудничество учеников, их родителей, учителей, библиотеки.
Цели и задачи проекта
Цель проекта: создание информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников.
Миссия проекта - организация информационного пространства , ориентированного на формирование и развитие интереса к чтению как фактору социализации личности ребенка, создание с помощью школьной библиотеки, областной детской библиотеки условий для творческого общения детей и взрослых.
Основой для реализации Проекта являются информационные, кадровые и материальные ресурсы школьной библиотеки, областной детской библиотеки.
Сроки реализации проекта: 2012-2016 годы.
1 этап – Подготовительно-моделирующий – сентябрь-декабрь 2012г. во время этого этапа было проведено теоретическое исследование «Читающий ребенок в фокусе разнообразных представлений” (библиотекарей, педагогов, родителей)», разработан проект и представлен на родительском собрании 1 «Б» класса, разработаны документы программы чтения “Книжный океан”, проведён Торжественный старт программы при Посвящении в читатели.
Комплект участника проекта:
Правила участия в проекте «Путешествие по Книжному океану»
Путевка участника проекта «Путешествие по Книжному океану»
Буклет юного читателя
Памятка для родителей
Анкета для родителей
Карта путешественника
2 этап – Практически-экспериментальный – январь 2013г. – апрель 2016г. Во время этого этапа планируется апробация и корректировка программы чтения “Книжный океан”, марафон родительских собраний по теме проекта, Акция родителей “Подарим школьной и классной библиотеке книжки”, Фестиваль чтения, конкурсная программа “Лето с книгой”
3 этап – Аналитико-обобщающий – апрель – май 2016г. На этом этапе предполагается обобщение опыта реализации программы “Книжный океан”
Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия библиотеки и родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.