Открытый урок по трудовому обучению МЯГКАЯ ИГРУШКА 5класс.
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 78 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Открытый урок
по трудовому обучению в 5 классе
«Изготовления мягкой игрушки»
11042654276090
Разработала учитель трудового обучения
Горобий Галина Васильевна
Донецк -2016
Аннотация занятия.
Главной целью данного урока является подготовка учащихся к самостоятельной работе изготовления мягкой игрушки.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. При постановке вопросов и определении заданий учитывались индивидуальные особенности учащихся.
На данном уроке применялись объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и деятельности методы обучения.
На всех этапах урока учащиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Все объекты труда были максимально познавательны, имели эстетическую привлекательность и давали представление об изготовлении мягкой игрушки. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. Важнейшим направлением активизации процесса обучения являлось вовлечение детей в деятельность по принципу “Я - могу” через цепочку « мне – надо» для достижения своего «Я - хочу». Изготовление игрушки своими руками вызывало повышенный интерес к работе и приносило удовлетворение результатами труда, возбуждало желание к последующей деятельности.
Процесс изготовления игрушки способствовал развитию художественного вкуса, фантазии, формирования таких важных качеств, как трудолюбие, терпение, настойчивость, способность доводить начатое дело до конца. Кроме того, выполнение технологических процессов способствовало развитию мелкой моторики, логического и пространственного мышления. Совокупность всех этих факторов ведет к гармоничному развитию личности. Проведение занятий по изготовлению игрушек значительно упрощается при наличии развитой базы наглядно-демонстрационных материалов, в качестве которых используются не только готовые изделия, книги и журналы по изготовлению игрушек, но и подборки фотографий с различных выставок, компьютерные презентации.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для широкого круга детей, в частности , для учащихся 5 класса. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей учащихся 5 класса
Методическая цель открытого занятия:
- методика использования персонального компьютера в процессе изложения нового материала и при выполнении практических работ.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока:урок усвоения нового материала (открытия нового знания).
Методы обучения:интерактивный (рассказ, показ, беседа, практическое выполнение);
Методы проведения:Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, ИКТ.
План занятия:
1. Организационный момент-------------------------5
2. Актуализация опорных знаний учащихся------10
3. Сообщение темы, постановка цели -------------10
4. Изложение нового материала---------------------15
5. Инструктаж по технике безопасности----------10
6. Практическая работа -------------------------------25
7.Закрепление новых знаний и умений учащихся-5
8. Итог урока. Оценивание работ. Рефлексия.---10
Тема: Материалы для изготовления мягкой игрушки и их свойства. Разработка эскизного рисунка мягкой игрушки. Изготовление шаблонов для изготовления мягкой игрушки.
Цель: Учить детей умениям последовательно выполнять разработку эскиза мягкой игрушки “Сова”. Определить уровень усвоения полученных знаний, умений и навыков в выполнении самостоятельной работы.
Задачи:
Обучающие:
-изучение технологической последовательности выполнения эскизов и шаблонов мягкой игрушки.
Воспитательные:
-воспитывать доброжелательное отношение к окружающим
-воспитывать соблюдение правил этикета
-формировать самостоятельность
Развивающие:
-развивать творческие способности учащихся
- развивать воображение
-развивать познавательный интерес
Ход занятия
1 .Организационная часть.
Приветствие учащихся.
Проверка отсутствующих.
Готовность учащихся к занятию, назначение дежурных.
2. Актуализация опорных знаний учащихся.
Игра: «Ромашка»
Вопросы:
1. Что вы знаете об игрушках?
2. Как давно появились первые игрушки?
3. Какими они могли быть?
4. Назовите ваши любимые игрушки?
5. Вы решили изготовить мягкую игрушку?
6.Из какой ткани можно изготовить игрушку?
( ответы детей)
3. Мотивация учебной деятельности учащихся
Это детская площадка
Мячик здесь ,ведро, лопатка.
И мальчишки, и девчонки
Принесли с собой….
(Игрушки)
4. Объяснение нового материала.
Тема нашего урока. «Разработка эскизного рисунка мягкой игрушки. Изготовление шаблонов»
Из всех видов игрушек мягкая игрушка – самая поздняя по времени возникновения. Раньше заботливые мамы шили своим детям из разноцветных лоскутков куколок, птиц, фигурки животных и набивали их ватой или тканью. Украшали, используя вязание и вышивку.
Сейчас игрушки шьют на фабриках и продают в магазинах. Но до сих пор есть люди, которые создают игрушки собственными руками. Как вы думаете, почему?
Начните свои ответы со слова «хорошо».
Хорошо уметь делать все своими руками.
Хорошо фантазировать, создавая что-нибудь необычное.
Хорошо уметь шить и вышивать. Это занятие лечит от скуки и безделья и постепенно открывает целый мир рукоделия, художественного творчества, народных ремесел.
– Ребята, сегодня мы с вами совершим экскурсию в художественную мастерскую. Каждый из вас сможет почувствовать себя художником и проявить свои творческие способности и самостоятельно разработать эскиз мягкой игрушки «Сова»
«Сова» игольница «Сова» игрушка
«Сова» подушка
На уроке вы познакомитесь с новыми терминами «стилизация» «эскиз», «шаблон»
Интерактивное упражнение «Микрофон»
-А как вы, думаете, что такое эскиз и шаблоны? (ответы детей)
Учитель
Стилизация в искусстве – это процесс придания творческому произведению чертеж другого стиля.
Эскиз – это рисунок будущей игрушки.
Шаблон, лекало – вырезанные из картона детали игрушки.
Сегодня вам предоставляется возможность самостоятельно изготовить эскиз и шаблоны мягкой игрушки.
«Сова»– так называют мягкую игрушку, которая создается на основе простых геометрических форм –круг, треугольник. (Демонстрация названных геометрических фигур).
Значит, для того, чтобы сделать игрушку-Сову, можно просто нарисовать геометрические фигуры, а можно изменить их форму. Готовый эскиз целиком будет зависеть от вашей фантазии. Подготовьте материалы и инструменты для работы. Картон, линейка, карандаш.
Прежде чем приступить к работе, уточним, что такое эскиз и шаблон.
(Термины записаны на доске)
Эскиз – карандашный набросок вышей будущей игрушки, зарисовка. Можно выполнить 2-3 эскиза, и выбрать более интересный.
Шаблон – вырезанные из картона или плотной бумаги детали игрушки. По шаблонам можно изготовить много копий игрушки.
Мозговой штурм
- А из какой ткани можно изготовить игрушку? (ответы детей)
Х/Б, Ситец, сатин, бязь, бархат.
- А можно изготовить игрушку из шёлка? (ответы детей)
Демонстрация тканей для учащихся
33680391371600036766513870200Ткань Х/Б
Ткань ситец
Ткань бязь
401766112063300Ткань бархат
Физкультминутка.
А сейчас предлагаю поиграть. Игра называется пантомима.
Пантомима – язык жестов. Я читаю пословицу, а вы ее изображаете.
Вот пословицы. Скорее пантомимой нам изобразите,
Пусть другие отгадать сумеют, что вы этим им сказать хотите.
Семь раз отмерь - один раз отрежь.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
5. Инструктаж по технике безопасности.
Для изготовления шаблонов понадобятся ножницы.
Повторим правила безопасного труда при работе с нужным, но опасным инструментом.
Правила безопасной работы с ножницами
1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
2. Перед работой проверь исправность ножниц.
3. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
4. Ножницы клади кольцами к себе.
5. Подавай ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
6. Не оставляй ножницы открытыми.
7. Храни ножницы в чехле лезвиями внутрь.
8. Не играй с ножницами, не подноси их к лицу.
9. Используй ножницы по назначению.
Запрещено.
Ходить с ножницами по классу.
Бросать ножницы.
Класть ножницы на край стола.
А теперь дети мы с вами разгадаем кроссворд про инструменты
Кроссворд «Инструменты».
5 3
у 2
н а пе рс т о к
о ю ж 4 и г л а
н
1 н и
т к и ц
ы Длинная ….-ленивая швея.
Для того … сделан, чтобы палец не наколоть.
Два кольца, два конца - посередине гвоздик.
Остра , длинна, одноуха - всему миру красна.
5.Идёт пароход, то взад, то вперёд, а за ним такая гладь –
ни морщинки не видать.
6. Практическая работа.
1. Разработка эскизного рисунка мягкой игрушки. Эскиз выполняете в тетради.
2. Изготовление шаблонов.
Шаблоны (лекала) изготавливают из плотной бумаги или картона.
На листе картона карандашом рисуем отдельные детали игрушки.
Количество деталей - ваш выбор.
На каждой детали запишите ее название, поставьте номер и укажите количество деталей (показать образец).
Шаблоны (лекала) каждой модели игрушки следует хранить в отдельном конверте. Такие конверты клеим из плотной бумаги. Величина конверта соответствует размеру лекал. На конверте рекомендую нарисовать общий вид игрушки и сделать надпись: название игрушки, количество деталей.
Примечание. Если процесс изготовления шаблонов вызвал затруднение, работу можно продолжить фронтально. Учитель называет деталь, которая вызвала затруднение. Дальше – самостоятельная работа учащихся.
Продолжение практической работы.
2. Изготовление шаблонов.
Как изготовить шаблон? Вы уже догадались? Правильно, вырезаем каждую деталь.
Правила вырезания.
Лист картона держим на весу.
Ножницами режем от себя или справа – налево.
Режем по линии, или рядом с линией, оставляя ее внутри (Показать на образце).
Что необходимо для того, чтобы сшить подушку-сову своими руками
Для этого следует подготовить все необходимые материалы и предметы:
Выкройки из бумаги (в идеале из миллиметровой);
Красивые кусочки ткани контрастной расцветки;
Синтепон либо вата в качестве наполнителя;
Две пуговицы либо бусины для глаз;
Игла и нитки;
Клей для ткани;
Карандаш
Совы как птицы полюбились многим. Эти удивительные ночные создания испокон веков являлись символом мудрости. На сегодняшний день на прилавках различных магазинов и сувенирных лавок можно встретить самые разнообразные товары и предметы с символикой совы. Это и всевозможные украшения: кулоны, серьги, кольца, подвески, броши, заколки. Также изображения сов присутствуют на кухонных принадлежностях, посуде, постельном белье, полотенцах, шторах, скатертях, покрывалах и пледах. Сова в последнее время стала ярким
Этап 1. Делаем выкройки из ткани
Далее тканевые детали фиксируются друг к другу посредством нитки и иголки как на фото.
Этап 2. Сшиваем детали
Должна получиться конусообразная пирамидка. Ее верхнюю часть следует отделить с помощью булавки.
Этап 3. Отделяем верхушку булавкой
Затем данная пирамида набивается мягким наполнителем и зашивается внизу. Отделенный булавкой кончик загибается и пришивается к основной части конуса. Получатся ушки и клюв
Этап 4. Пришиваем кончик к конусу
Далее из кругов и бусин делаются глаза и пришиваются по бокам клюва. Снизу пришивается подготовленное заранее твердое основание, чтобы игрушка была устойчивой. Забавная подушка- игрушка в виде совы готова.
7.Закрепление новых знаний и умений учащихся
Игра «Блеф-клуб»
Что такое эскиз?
Что такое шаблон, лекало?
Из какой ткани можно пошить игрушку?
Оценивание работ.
1. Итак, смотрим, что у вас получилось. Проверка работ. Выставление оценок.
2. Демонстрация оригинальных решений. Стимулируем интерес: «Что же получится, когда сошьем по этим шаблонам игрушку?
8. Итог урока. Рефлексия.
Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?
Какое настроение у вас в конце урока? Вы можете выбрать соответствующий смайлик.
9. Задание к следующему уроку.
Как видите, процесс изготовления игрушки, даже такой несложной, как “Сова”, совсем не быстрый. Сегодня вы изготовили шаблоны. К следующему уроку нужно приготовить кусочки ткани, чтобы выполнить раскрой, потом вы изучите ручные швы, с помощью которых сможете изготовить игрушку.
А сегодня урок окончен. До свидания.
Пошаговый процесс
Делаем шаблоны, для этого нужно вырезать два треугольника.
Переносим шаблоны на ткань.
Сшиваем треугольника, выворачиваем .
Набиваем ватой, прошиваем по кругу, стягиваем
Вырезаем из картона круг подходящего диаметра, обтягиваем его тканью.
Приклеиваем круг к низу совы.
Нарезаем шпагат на одинаковые отрезки.
Вышиваем клюв черными нитками.
Вышиваем клюв черными нитками. Делаем глазки, приклеиваем сову на ветку.
Украшаем ветку цветочками из тесьмы, приклеиваем бусину в середину цветочков и в пуговицы - глазки.