РАБОЧАЯ ПРОГРАММА математического кружка «Школа юного математика» для учащихся 6 классов 2015 — 2016 учебный год. Составитель: Томалова Елена Алексеевна — учитель математики высшей
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 7 " г.п. ТалинкаРассмотрено на заседании МО
Руководитель МО
_________/Рыбакова Т.В./
«___» _________2015__г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_______ /Булыгина В.К./
«___» _________2015__г.
«Утверждено»
Директор МКОУ «СОШ № 7»
/Фаттахова Н.И./
«___» _________2015__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
математического кружка
«Школа юного математика»
для учащихся 6 классов
2015 - 2016 учебный год
Составитель: Томалова Елена Алексеевна - учитель математики высшей
квалификационной категории
Рабочая программа кружка составлена в соответствии с учебным планом и программой для общеобразовательных учреждений.
Пояснительная записка.
Не бойтесь математики – она хороша уже тем, что из неё
легко переходить в другие профессии, и все приобретённые
навыки оказываются полезными почти в любом деле.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и программой для общеобразовательных учреждений. Программа кружка «Школа юного математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик в 5 - 8 классе начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять удовольствие. Достижению данных целей способствует организация внеклассной работы. Она позволяет не только углублять знания учащихся в предметной области, но и способствует развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике в форме кружковой деятельности имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу. Для реализации поставленных целей и задач разработана программа кружка по математике « Школа юного математика» в 6 классах.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности младших подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка.
Программа математического кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.
Занятия кружка осуществляются в виде теоретических и практических занятий для обучающихся. В ходе занятий ребята выполняют практические работы, готовят рефераты, принимают участия в конкурсных программах.
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Курс рассчитан на 1 час в неделю. Общее количество проводимых занятий – 35.
Цели и задачи
Основная цель кружка – развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний по математике и расширение общего кругозора ученика в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов.
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям.
2. Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.
3. Воспитание высокой культуры математического мышления.
4. Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
5. Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики
6. Воспитание учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
7. Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.
8. Создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса (помощь в изготовлении наглядных пособий, занятиях с отстающими, в пропаганде математических знаний среди других учащихся).
Общая характеристика
Программа содержит материал занимательного характера, одновременно дополняющий и расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе уделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой (запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусы и др.); выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных математических свойств); изучению различных арифметических методов решения задач (метод решения «с конца» и др.); решению олимпиадных задач, выполнению проектных работ. Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения.
Методы и приёмы обучения
1. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике.
2. Знакомство с историческим материалом по всем изучаемым темам.3. Иллюстративно-наглядный метод как основной метод всех занятий.
4. Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися.
5. Дидактические игры.
Краткое содержание разделов
I. Занимательная арифметика
Тема 1.Запись цифр и чисел у других народов
Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел. Цифры у разных народов. Римская нумерация.
Тема 2.Числа - великаны и числа- малютки
Открытие нуля. Мы живём в мире больших чисел. Числа-великаны. Названия больших чисел. Числа – малютки. Решение задач с большими и малыми числами.
Тема3. Упражнения на быстрый счёт
Некоторые приёмы быстрого счёта.
Умножение двухзначных чисел на 11,22,33, . . . , 99.
Умножение на число, оканчивающееся на 5.
Умножение и деление на 25,75,50,125.
Умножение и деление на 111,1111 и т.д.
Умножение двузначных чисел, у которых цифры десятков одинаковые, а сумма цифр единиц составляет 10. Умножение двузначных чисел, у которых сумма цифр равна 10, а цифры единиц одинаковые.
Умножение чисел, близких к 100.
Умножение на число, близкое к 1000.
Умножение на 101,1001 и т.д.
II. Занимательные задачи
Тема 1 . Магические квадраты.
Отгадывание и составление магических квадратов.
Тема 2.Математические фокусы.
Математические фокусы с «угадыванием чисел». Примеры математических фокусов.
Тема 3.Математические ребусы.
Решение заданий на восстановление записей вычислений.
Тема 4. Софизмы.
Понятие софизма. Примеры софизмов.
Тема 5.Задачи с числами
Запись числа с помощью знаков действий, скобок и определённым количеством одинаковых цифр.
Тема 6.Задачи – шутки
Решение шуточных задач в форме загадок.
III. Логические задачи
Тема 1.Задачи, решаемые с конца.
Решение сюжетных, текстовых задач методом «с конца».
Тема 2.Круги Эйлера.
Решение задач с использованием кругов Эйлера.
Тема 3.Простейшие графы
Понятие графа. Решение простейших задач на графы.
Тема 4.Задачи на переливания.
Решение текстовых задач на переливание.
Тема 5. Взвешивания.
Решение задач на определение фальшивых монет или предметов разного веса с помощью нескольких взвешиваний на чашечных весах без гирь.
Тема 6. Задачи на движение.
Решение текстовых задач на движение: на сближение, на удаление, движение в одном направлении, в противоположных направлениях, движение по реке.
Тема 7.Старинные задачи
Решение занимательных старинных задач и задач-сказок.
IV. Геометрические задачи
Тема 1.Задачи на разрезания.
Геометрия вокруг нас. Геометрия на клетчатой бумаге. Игра «Пентамино».
Тема 2. Задачи со спичками.
Решение занимательных задач со спичками.
Тема 3. Геометрические головоломки.
«Танграм».
V. Проекты
Тема 1.Выбор тем и выполнение проектных работ. Примерные темы проектов:
· Системы счисления. Мифы, сказки, легенды.
· Софизмы и парадоксы.
· Математические фокусы.
· Математика и искусство.
· Математика и музыка.
· Лабиринты.
· Палиндромы.
· Четыре действия математики.
· Древние меры длины.
· Возникновение чисел.
· Счёты.
· Старинные русские меры.
· Магические квадраты.
· Свои темы проектов.
VI. Решение задач по курсу. Решение олимпиадных задач.
Результатами
реализации программы являются: успешные выступления кружковцев на олимпиадах всех уровней, математических конкурсах, а также создание брошюры «Математическая шкатулка» (банк нестандартных задач для учащихся 6 класса), где будут собраны задачи по темам всего курса, которые составлены учащимися или взяты из каких-либо источников (книги, журналы, интернет) и их решения, проектные работы учащихся.
Учебно-тематический план
№
Раздел
Тема
Кол-во занятий сроки проведения
по плану фактически
1
Занимательная арифметика
Тема1.Запись цифр и чисел у других народов 1
Тема 2.Числа - великаны и числа- малютки 2
Тема3. Приёмы быстрого счёта 2
2 Занимательные задачи
Тема 1. Магические квадраты 1
Тема 2.Математические фокусы 2
Тема 3.Математические ребусы 1
Тема 4. Софизмы 1
Тема 5.Задачи с числами 1
Тема 6.Задачи шутки 1
Тема 7.Старинные задачи 1
3 Логические задачи
Тема 1.Задачи, решаемые с конца 1
Тема 2.Круги Эйлера 2
Тема 3.Простейшие графы 2
Тема 4.Задачи на переливания 2
Тема 5.Задачи на взвешивания 2
Тема 6.Задачи на движение 2
4 Геометрические задачи
Тема 1.Задачи на разрезание 1
Тема 2.Задачи со спичками 1
Тема 3. Геометрические головоломки 1
5 Проекты Тема 1.Проектные работы. 3
6 Решение задач по всему курсу
Тема 1.Решение олимпиадных задач 3
Тема 2.Составление и выпуск брошюры «Математическая шкатулка» 2
ИТОГО: 35
Предполагаемые результаты освоения программы кружка
В результате занятий в кружке учащиеся должны
Знать:
- старинные системы записи чисел, записи цифр и чисел у других народов;
- названия больших чисел;
- свойства чисел натурального ряда, арифметические действия над натуральными числами и нулём и их свойства, понятие квадрата и куба числа;
- приёмы быстрого счёта;
- методы решения логических задач;
- свойства простейших геометрических фигур на плоскости;
- понятие графа;
- понятие софизма.
Уметь:
- читать и записывать римские числа;
- читать и записывать большие числа;
- пользоваться приёмами быстрого счёта;
- решать текстовые задачи на движение, на взвешивание, на переливание;
- использовать различные приёмы при решении логических задач;
- решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, геометрические головоломки, простейшие задачи на графы;
- решать математические ребусы, софизмы, показывать математические фокусы.
- выполнять проектные работы.
В работе кружка используются материалы сайта http://www.smekalka.pp.ru/
Материально-техническое обеспечение программы:
Компьютер.
Интерактивная доска. Мультимедийный проектор.
Комплект презентаций по математике, истории математики.
Медиатека учителя.
Инструменты: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.
Литература для учителя:
1. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа с учениками 5-6 классов. - М.: Просвещение,2012 .
2. Т.Д. Гаврилова. Занимательная математика. 5-11 классы. - Волгоград: Учитель, 2010.
3. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. - М., Омега, 2000.
4. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы– М. Айрис-пресс, 2012
5. Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. М.: Айрис-пресс, 2012.
6. Фарков А.В. Внеклассная работа по математике. 5-11 классы М.: Айрис-пресс, 2013.
7. П.В.Чулков Математика. Школьные олимпиады. 5-6 классы.- М.: НЦ ЭНАС, 2009.
8. Ю.В.Щербакова. Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях. 5-8 классы. М.: Глобус.2011.
Литература для учащихся:
1. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. - М., Омега, 2000.
2. А.В.Корнеенков, Е.А.Леонова. Московская городская олимпиада «Интеллект». Сборник заданий для самостоятельной подготовки к олимпиаде. - М.: Образование, 2012.
3. Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. М.: Айрис-пресс, 2012.
4. Б.Д.Фокин. Арифметика. Занимательные задачи. Пособие для учащихся 6 класса. - М: АРКТИ, 2011.