Конспект урока на тему Комплексный анализ текста. Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе
Управление образования
Администрации МО Алексинский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Поповская средняя общеобразовательная школа №19»
Конспект открытого урока
по русскому языку в 9 классе на тему:
«Комплексный анализ текста. Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе в новой форме».
Кондрашевская Марина Константиновна, учитель русского языка и литературы.
14.05.2014
Цели:
образовательные: формирование навыков работы с текстом, повторение сложных вопросов различных разделов языкознания; подготовка обучающихся к итоговой аттестации по предмету;
развивающие: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения задавать уточняющие вопросы; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
воспитательные: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, воспитание любви к малой Родине и сопричастности к Отечественной истории.
Задачи:
1)применение ЗУН в речевой ситуации, письменной и устной;
2)реализация требований современного образования
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся. Интегрированный урок – русский язык и история России.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, бланки с текстом и заданиями (для каждого ученика), карточки.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап.
•Подготовка учащихся к работе на уроке.
•Взаимное приветствие учителя и учащихся.
•Визуальный контроль готовности к уроку.
Учитель: Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем занятии.
2.Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжаем готовиться к итоговой аттестации по русскому языку. Запишите тему урока (слайд 1).
Тема: Композиционный анализ текста. Подготовка к итоговой аттестации в новой форме.
Учитель: Как вы считаете, какова основная цель урока?
(ответы детей)
Учитель: Верно, работа с текстом. Уметь применять полученные знания при выполнении части А и В.
3. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
(просмотр фрагмента видеозаписи «Открытие памятника Екатерине Великой в г.Краснодаре» (слайд 2)
Учитель: В сентябре 2006 года в Краснодаре был открыт памятник Екатерине Великой.
Учитель: У каждого на парте лежит бланк с текстом и заданиями к нему (приложение 1). Прежде, чем прочитать текст, послушаем сообщение Титовой Риты об истории открытия памятника Екатерине Второй.
Рита: В 1907 г. В Краснодаре был установлен памятник Екатерине Второй в благодарность за подаренные казакам плодородные кубанские земли. Но в 1920 г он был уничтожен большевиками. И только в 2006 г памятник был снова восстановлен. В руках Екатерины – скипетр и держава как символ императорской власти.
Учитель: Спасибо, Рита!
4.Проверка домашнего задания.
Учитель: А теперь Волков Юра прочитает текст, напечатанный на бланке. А вы, ребята, определите тему и идею текста.
(Чтение текста подготовленным учеником)
(1)8 сентября 2006 года. (2)Праздник для всего казачества, день, который яркой страницей войдет в историю Кубани и России.
(3)Казалось, сама природа благословляла людей на это событие: после нескольких пасмурных и неприятно холодных дней в Краснодаре вдруг стало светло и тихо. (4)Яркое безмятежное солнце наполнило теплым светом каждый уголок Екатерининского сквера. (5)Легкий ветерок ласково шелестел зеленой листвой деревьев, дополняя живым звучанием мелодии старинных казачьих маршей, наполнявших сквер. (6)Люди, заполнившие все аллеи и ближайшие к ним улицы, молчали, ожидая торжественного открытия памятника Екатерине Великой, подарившей черноморским казакам Кубань с ее необъятными просторами.
(7) Церемония открытия памятника практически полностью повторила сценарий событий столетней давности. (8)Сначала по центральной улице краевого центра прошли маршем сотни представителей Кубанского казачьего войска и курсанты краснодарских военных училищ.
(9)Затем на площадку перед монументом были торжественно внесены казачьи знамена, а также главные реликвии Краснодарского края и кубанского казачества: войсковое Евангелие XIX века, ларец с освященной землей Таманского полуострова и копия жалованной грамоты императрицы Екатерины II. (11)И так же величаво, как много лет назад, спало покрывало, открыв взорам людей фигуры императрицы и ее верных помощников - князя Потемкина и казачьих старшин.
(12) Фигура Екатерины II со скипетром и державой в руках возвышается на высоком пьедестале. (13)На выступающем карнизе, из-под золоченой короны, ниспадает длинный свиток из белого никеля, на котором золотым выпуклым шрифтом помещен полный текст грамоты от 30 июня 1792 года. (14)У подножия бронзовые фигуры светлейшего князя Г.А. Потемкина, первого кошевого атамана Сидора Белого, войскового судьи Антона Головатого и кошевого атамана Захария Чепеги. (15)Головатый читает грамоту, Белый слушает, а Чепега осеняет себя крестным знамением.
(16)О счастливом возвращении Кубани ее главного символа ровно в полдень все православные храмы края возвестили малиновым перезвоном колоколов.
5. Этап первичного осмысления полученной информации.
Содержательный анализ текста и проверка умения извлекать основную информацию из текста, аргументировать те или иные тезисы.
Учитель: О чем прослушанный текст?
(ответы учеников)
Учитель: Верно. Об открытии памятника Екатерине Второй в Краснодаре. А какова основная идея текста?
(ответы учеников)
Учитель: Идею текста вы определили правильно: возвращение памятника Екатерине Великой – настоящий праздник для всего казачества.
6. Этап применения полученных знаний.
1)Выполнение заданий с выбором ответа.
Учитель: Приступаем к заполнению бланков.
Необходимо, чтобы ученики комментировали ответы на вопросы.
Учитель: Вопрос 2. В каком предложении раскрывается отношение церкви к великому событию – открытию памятника императрицы? (слайд 3 )1)2 2) 3 3) 11 4) 16
Вопрос 3. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «малиновый» (предложение 16)? (слайд 4 )1)приятный 2) красный 3) сваренный из малины 4) светло-красный
Вопрос 4. Какое средство речевой выразительности использовано автором в предложении 4: «Яркое безмятежное солнце наполнило теплым светом каждый уголок Екатерининского сквера»? (слайд 5)
1) эпитет 2) антитеза 3) олицетворение 4) сравнение
Вопрос 5. Укажи ошибочное суждение (слайд 6)
1)в слове «перезвоне» 4 слога
2) в слове «праздник» звуков меньше, чем букв
3)в слове «церемония» первый звук мягкий
4)в слове «счастливом» количество звуков и букв не совпадает.
Вопрос 6. Укажи слово, в котором есть безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением (слайд 7).
1)пробирались 2)монумент 3)благословляла 4)бронзовыеВопрос 7. В каком слове правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука (слайд 8)?
1)взвыл 2) стащил 3)безмятежное 4)отдавал
Вопрос 8. В каком слове правописание «нн» определяется правилом: « В прилагательном, образованном при помощи суффикса «н» от существительного, основа которого оканчивается на «н», пишется «нн»(слайд 9)
1)торжественно 2)старинных 3)деревянные 4)заброшенный
2) «Выразительная» разминка.
Учитель: Ребята, у каждого на столе лежит карточка с заданием: вам необходимо определить лексические и синтаксические средства выразительности из предложенного текста.
Работа в парах (карточки – приложение 2)
«Россия, которую Екатерина Вторая вырвала из рук слабоумного мужа, и Россия, которую она хотела завещать внуку, словно были две разные страны. Упадок и подъем. Разброд и расцвет. Истерика и величественный покой. Беззаконие и жизнь по правилам. Таким видится блестящий век Екатерины с высоты 21 века» (из выступления Александра Ткачева)» (слайд 11)
«И сделала для этого как никто много. Даже слово «Родина» с легкой руки поэта Державина впервые появилось именно при ней. Оно стало символом отношения к своему Отечеству» (из выступления Александра Ткачева) (слайд 12).
«Средиземное море, покрытое русскими кораблями, и Константинополь, трепещущий при виде русского флота – будут вечным памятником величия вашей славы и блеска вашего царствования» (король Фридрих Второй) (слайд 13)
“Россия велика сама по себе, я что ни делаю, подобно капле, падающей в море” (Екатерина II - Потемкину (1787 г.) (слайд 14)Учитель: Перейдем к проверке задания. Какие вы определили лексические средства выразительности?
Ответы учеников:
Эпитеты: «величественный покой», «блестящий век».
Олицетворения: «Екатерина Вторая вырвала из рук мужа Россию», «Константинополь, трепещущий при виде русского флота».
Сравнение: «Россия, подобна морю».
Метафора: «Константинополь будет вечным памятником славы».
Учитель: Лексические средства вы определили верно. А какова их роль в тексте?
Ответы детей: С их помощью автор передает величие славы императрицы, ее заслуг перед Россией.
Учитель: А какое яркое синтаксическое средство вы определили?
Ответы учеников: Антитезу.
Учитель: Зачитайте.
Ответы учеников: «упадок и подъем, «разброд и расцвет», «истерика и покой».
Учитель: Молодцы. Какова роль антитезы в данном тексте?
Ответы учеников: Противопоставить две исторические эпохи.
Учитель: Верно. А теперь давайте немного отдохнем.
(Физкультминутка. Упражнения на расслабление мышц глаз)3)Актуализация знаний, проверяющих языковую и лингвистическую компетенции.
Анализ текста с использованием знаний орфографии, пунктуации и синтаксиса.
Учитель: Задания, выполняемые на основе прочитанного текста самостоятельно. Ответы записывайте в бланк словами или цифрами.
9. Замените слово «ниспадает» из предложения 13 стилистически нейтральным синонимом.
10 . Замените словосочетание бронзовые фигуры (предложение 14), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
11. Выпишите грамматическую основу предложения 11.
12. Среди предложений 2—5 найдите предложения с обособленным обстоятельством.
13. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве.
Казалось, (1)сама природа благословляла людей на это событие: после нескольких пасмурных и неприятно холодных дней в Краснодаре вдруг стало светло и тихо. На выступающем карнизе, (2)из-под золоченой короны, (3)ниспадает длинный свиток из белого никеля, (4)на котором золотым выпуклым шрифтом помещен полный текст грамоты от 30 июня 1792 года.
14. Укажите количество грамматических основ в предложении 14.
15. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую в сложном предложении запятую между частями, связанными сочинительной связью.
У подножия бронзовые фигуры светлейшего князя Г.А. Потемкина, (1)первого кошевого атамана Сидора Белого, (2)войскового судьи Антона Головатого и кошевого атамана Захария Чепеги. Головатый читает грамоту, (3)Белый слушает, а (5)Чепега осеняет себя крестным знамением.
16. Среди предложений 12—16 найдите предложение с придаточной определительной частью. Напишите номер этого предложения.
17. Среди предложений 12—15 найдите сложное предложение с разными видами связи (бессоюзной и сочинительной).
(Ответы (слайд 14), взаимопроверка. Комментарий наиболее «трудных » заданий учителем.
7. Этап подведения итогов урока.
Учитель: Сегодня мы работали с текстом и выполнили тестовые задания, аналогичные тем, что встречаются в сборниках для подготовки к экзамену по русскому языку в 9 классе в новой форме (анализ, оценка и коррекция знаний учащихся). Молодцы, все работали активно.
8. Этап информации о домашнем задании.
Учитель: Сегодня на уроке мы работали над выполнением заданий из пробных тестов для подготовки к ОГЭ, а дома вам предстоит выполнить следующее задание: напишите сочинение-рассуждение, раскрыв смысл высказывания К.Г. Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования)
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Используемая литература.
1.Цыбулько И.П. Экзамен в новой форме: Русский язык, 9 класс. Тренировочные варианты экзаменационных работ. – М.: АСТ «Астрель», 2014
2.Выступление губернатора Александра Ткачева www.krasnodar.ru/content/2/show/
3.Статья «Императрица Екатерина II и ее "Наказ"www.ekaterina2.com/entry/nakaz»