Урок-семинар на тему Энергетика и окружающая среда

«Энергетика и окружающая среда»
В последнее время все больше внимания уделяют проблеме охраны окружающей среды. Актуальность ее решения непрерывно возрастает по мере увеличения численности населения Земли, ускорения темпов развития производства и с другими процессами, характерными для современного этапа развития общества. Причем ускорение темпов роста экономики сопровождается увеличением потребления энергии, в то время как энергетика становится основным источником загрязнения как воздушного, так и водного бассейнов. Около 80% общего загрязнения приходится на процессы по выработке энергии, включая добычу, переработку и использование топлива.
Основная часть электроэнергии в России вырабатывается на тепловых
электростанциях (ТЭС), на которые, к сожалению, приходится до25% всех выбросов в атмосферу. Поэтому экологический ущерб перекрывает экономические выгоды от их эксплуатации.
Несомненные преимущества в сохранении окружающей среды по
сравнению с другими типами станций имеют атомные электростанции (АЭС). Но малейшая ошибка в расчетах, проектировании или эксплуатации
может привести к ужасающим последствиям, разом сводя на нет все преимущества.
Гидроэлектростанции(ГЭС) по отрицательному воздействию на окружающую среду более безобидны, чем ТЭС и АЭС. Однако их строительство вызывает существенные изменения в природе. Создание водохранилищ может вызвать землетрясения, даже в «спокойных» в тектоническом отношении районах, выводит из оборота большие посевные
площади и т.д.
Таким образом, при изучении энергетики необходимо рассмотреть вопросы
воздействия на окружающую среду различных источников получения энергии и степень их экологичности.

Тема «Энергетика и окружающая среда»

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о воздействии энергетики на окружающую природную среду, выявить сформированность
умения составлять экологический прогноз, самостоятельно прорабатывать
источники информации, отстаивать свою точку зрения.

Задачи:
продолжить развитие навыков самостоятельного получения знаний;
умений делать умозаключения;
составлять прогнозы;
отстаивать свою точку зрения;
способствовать формированию гражданской позиции.

Тип урока:
Урок обобщения знаний и систематизация знаний и умений.
Форма проведения:
Уроксеминар.

Ход урока
Слова Гете, как эпиграф
«Природа не признает шуток.
Она всегда правдива.
Всегда серьезна,
Всегда строга,
Она всегда права.
Ошибки же и заблуждения исходят от людей».

Учитель. Наш семинар посвящен рассмотрению одной из наиболее
важных из экологических проблемпроблеме влияния энергетики
на окружающую природную среду. Энергетика составляет основу
экономики стран, обеспечивая создание материальных благ.
Очевидно, что без энергетики у человечества нет будущего. Но, с
другой стороны, энергетика оказывает мощное отрицательное
воздействие на окружающую среду, ухудшая условия жизни людей.
Основу энергетики составляют различные типы электростанций.
Рассмотрим более подробно некоторые из них.



Первый блок вопросов рассматривает влияние на окружающую среду АЭС.

Почему многие люди содрогаются только при одном упоминании
об «атомной энергии»? И даже слышать не хотят о мирном ее
использовании?
(выслушав ответы уч-ся, учитель просит сделать вывод по проблемам строительства и эксплуатации АЭС:
1.проблема захоронения ядерных отходов;
2.демонтаж АЭС;
3.угроза взрыва, опустошительного по своим последствиям и др.
Учся высказываются о путях преодоления этих проблем:
сокращение количества отходов за счет совершенствования
технологии обработки сырья;
вторичная переработка сырья;
совершенствование технологии захоронения отходов на всех
стадиях технологического процесса;
размещение реактора внутри скальных пород.
















Второй блок вопросов рассматривает влияние на окружающую среду
ТЭС.

Учитель рассказывает, что почти 70 лет назад при развитии
отечественной индустрии ставку сделали на крупные ТЭС.
Однако в то время мало кто задумывался о последствиях влияния
ТЭС на природу, об экологических проблемах, возникающих в
связи с работой ТЭС, т.к.первостепенной задачей было получение
электроэнергии и тепла.
Учся в ходе рассмотрения вопросов данного блока выявляют
Негативные последствия работы ТЭС:
сильное химическое , тепловое, шумовое, электромагнитное загрязнения окружающей среды;
создание условий для возникновения кислотных дождей и, как следствие, сокращение видового разнообразия растительного и животного мира.
Рекомендации по уменьшению вредного воздействия:
1.совершенствование процессов обработки сырья;
2.рекомендация оборудования;
3.уменьшение количества предприятий в городе, их расположение с
учетом топографии местности и розы ветров;
4.установление санитарнозащитных зон вокруг предприятий;
5.рациональная планировка городской застройки, обеспечивающая оптимальные экологические условия для жизни человека.










Третий блок вопросов рассматривает влияние на природу ГЭС

Одного из основных типов электростанций в нашей стране.
ГЭС считаются наиболее экологичными источниками
получения энергии, которые для работы используют
возобновимый ресурсвода.
Уч-ся, отвечая на вопросы семинара, должны выделить основные
экологические проблемы, связанные со строительством ГЭС:
1.затопление земель(заливных высокопродуктивных лугов, лесных массивов, населенных пунктов);
2.уменьшение содержания кислорода в воде, протекающей через
плотину;
3.снижение скорости течения рек, приводящее к замедлению процессов водообмена и самоочищения; цветение воды;
4.повышение сейсмической активности территории в местах водохранилищ вследствие изменения величины давления на литосферу;
5.измененияе микроклимата прилегающей территории;
6.заболачивание, размыв берегов, возникновение оползней;
7.уменьшениеколичества промысловых рыб;
8.изменение местообитаний многих видов животных, растений и др.
Рекомендации по уменьшению вредного влияния на природу:
1.создание на равнинных территориях мини-ГЭСМГЭС, способных решать проблемы отдельных хозяйств;
2.водохранилища при этих электростанциях, не требуя затоплнения
больших территорий, снижают пики половодья, улучшают водообмен
и аэрацию, способствуют развитию поливного земледелия, рыборазводных хозяйств, районного водоснабжения, созданию
рекреационных зон;



3.МГЭС максимально приближена к потребителю, т.е. потери энергии
при ее передаче минимальны.


Учитель. Рассмотрим последний блок вопросов по использованию альтернативных источников получения энергии. Можно ли считать
Использование альтернативных источников получения энергии решением проблем по охране окружающей среды от загрязнений?
В процессе беседы уч-ки приходят к выводу, что широкое использование нетрадиционных источников получения энергии сопряжено с
определенными трудностями дороговизна установок, непостоянная
выработка энергии, специфика местности, низкий процент выработки
энергии и т.п.
Рассмотрим изменения, которые могут вызвать в природе нетрадиционные источники энергии.

Приливные электростанции (ПЭС):
необходимость строительства длинных линий электропередач приведет к электромагнитному загрязнению территории;
строительство плотин в заливах может привести:
а) к вторжению морской воды в пресные прибрежные колодцы;
б) к затоплению прибрежных территорий;
в) к усилению береговой эрозии;
г) к размыванию песчаных отмелей и заполнению песком судоходных русел из-за увеличения амплитуды приливов;
д) к изменению видового разнообразия прибрежных сообществ;
е) к изменению температуры водных масс, к усилению их перемешивания;
ж) к возникновению более мощных туманов и морских ветров.



Ветровые электростанции (ВЭС):
шумовое загрязнение территории;
гибель большого числа птиц;
вывод из оборота земельных угодий и др.






Солнечные электростанции (СЭС):
необходимы большие площади под установку зеркал и
батарей;
возможны изменения в тепловом и радиационном балансах.







Геотермальные электростанции (Гео-ТЭС):
тепловое загрязнение окружающей среды;
проблемы утилизации использованных вод;
концентрация сероводорода в атмосфере, неблагоприятно
сказывающаяся на здоровье людей.
После обсуждения всех вопросов учитель предлагает сделать общий вывод по теме семинара. Он выглядит так:
АЭСэлектростанции экологически чистые, небезопасные.
ТЭСэлектростанции, вызывающие наибольшее загрязнение
окружающей среды.
3) ГЭСэлектростанции экологически чистые и безопасные,
однако их строительство на равнине сопряжено с изменением
ландшафта.
Нетрадиционные источники получения энергии часто оказывают негативное действие на окружающую среду.
5) Наиболее рациональный путькомбинированное использование источников энергии.
При выборе типа электростанций необходима оценка как
Природных условий, так и предвидение последствий их воздействия на окружающую среду и здоровье человека.
И завершается семинар цитатой Джорджа Драйфуса:
«Если человек хочет жить на этой Земле. То ему придется проявить мудрость при выборе между теми нововведениями, которые он способен контролировать, и теми, которыми он управлять не в состоянии».











Вопросы к семинару:
Какие бывают типы электростанций?
Что служит топливом на ТЭС?
Какое влияние ТЭС оказывает на окружающую среду?
Какие существуют пути решения проблемы загрязнения окружающей среды, связанные с работой ТЭС?
На каких реках построены крупнейшие ГЭС в России? Назовите их. Сравните ГЭС и ТЭС по уровню загрязнения окружающей среды.
Какие последствия имеет строительства ГЭС на равнинных реках?
Приведите конкретные примеры.
Какими путями можно решить экологические проблемы, связанные
со строительством и работой ТЭС и ГЭС?
С какими проблемами можно столкнуться при работе АЭС? Оцените
фактор риска.
9. Какие доводы приводят в пользу АЭС сторонники развития атомной
энергетики?
10 Что сказано в законе «Об охране окружающей среды», принятом в
России в 1992г. об экологических требованиях к источникам
электроэнергии?
11. Какие виды электростанций относятся к альтернативным?
12. Как обеспечены разные районы мира ветроэнергетическими
ресурсами? Где наиболее целесообразно строить ветровые
электростанции?
13.Можно ли заменить традиционные источники получения энергии
Альтернативными? Ответ обоснуйте.
14. В 70-е годы среди энергетиков мира господствовала идея получения
Четверти мировой электроэнергии на ПЭС. Почему этогоне
произошло?
15. Каковы будут последствия строительства ГЭС на реке Нижняя
Тунгуска (высота предполагаемой плотины-200 м)?
16. Какие пути решения проблемы увеличения выработки
электроэнергии вы можете предложить?
Литература:
1. Атомные электростанции. М.,Ключ, 1997г.
2. Атомная энергия.М., Слово, 1997г.
3. Солнечная энергия для человека\\ieer/--1996--№ 6.Бринкворт Б. Дж.
4. Проблемы развития энергетики \\ Наука и техникаЖимерин Д.Г.
5. Охрана окружающей среды. Постатейный комментарий к Закону
РоссииМ.,1993г.
6. Природопользование (учебник для уч-ся 10-11 классов). М.,
Просвещение2001г.
7. Среда нашего обитанияРавелль П., Равелль Ч.М.,Мир1995г
Т.3.
8. Экология России (учебник для уч-ся 911 классов).М., АО
«МДС» --1996г.
Энергетика и безопасность [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Энергетика и природаМ., Мысль.1982г.