Урок по биологии Строение клеток живого организма
ГБОУ СПО (ССУЗ) «Чебаркульский профессиональный техникум».
Открытый урок.Обобщение знаний по теме «Строение клеток живого организма».
Разработала: Преподаватель биологии и химии
Шушарина Валентина Михайловна.
2014
Открытый урок
Обобщение знаний по теме «Строение клеток живого организма».
Цели:
Образовательная:
Систематизировать знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот, о функциях органоидов клетки, ядра, мембран;
Показать единство всего живого на земле на основе знаний о клеточной теории;
Сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на земле;
Показать взаимосвязь цитологических знаний с развитием живописи, музыки, в историческом плане.
Развивающаяся:
Развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление, речь – словарный запас биологических знаний, развивать образное мышление, умение отстаивать свою точку зрения.
Воспитательная:
Формировать интерес к предмету биология, воспитывать требовательность к себе и окружающим, настойчивость, артистические качества.
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование:
Таблицы «Строение растительной клетки», «Строение живой клетки». Музыка Вивальди, Чайковского. Натюрморты голландских живописцев. Микроскопы, дидактический материал, материал для моделирования клетки.
Ход урока:
І этап – Организация класса.
II этап – Постановка целей и задач урока.
Учитель: Несколько уроков назад мы начали изучать тему, знакомую нам с 6-го класса. Ещё с 6-го класса мы знаем, что цитология – это наука о клетке, а клетка – это структурная и функциональная единица жизни на Земле. Из темы «Учение о клетке» мы узнали много нового о сложном строении клетки, об истории её открытия и создании клеточной теории.
На сегодняшнем уроке мы должны подвести итоги нашей работы, обобщить пройденный материал, кратко вспомнить историю развития клетки и создание клеточной теории, доказать, что клетка – структурная единица жизни на Земле, повторить строение органоидов клетки, сравнить клетки растительного и животного, прокариот и эукариот. Запишите тему нашего урока: «Обобщение знаний по теме “клетка”».
Клетка. Кто она такая? Задумываемся мы с вами, каждый наш урок. Маленький комочек слизи, который можно увидеть лишь в микроскоп или мельчайшая частица Вселенной, в которой умещается все понятия жизни? Чтобы лучше понять это, давайте вернёмся мысленно и зрительно в те далёкие времена, когда люди впервые произнесли слово «клетка». А помогут нам в этом, ребята одной из творческих групп, принимающих активное участие в подготовке к уроку и обладающих артистическими способностями.
Ученик: XVII век – век застоя и открытий, противоречий и взлётов в науке, искусстве, литературе.
Учитель: XVII век – это времена, когда люди обращаются к природе, видя в ней истоки жизни. Природа во всём: в музыке, живописи, литературе. Вы слышите, звучит эта чудодейственная музыка великого композитора Вивальди, который жил и творил в это время. Звучат «Времена года», а это и шум весеннего ручейка, и щебет птиц в голубом небе. На доске – работы голландских пейзажистов XVII века и здесь вы видите прекрасные картины природы.
В этом же веке появилось целое племя прогрессивных естествоиспытателей, которые пытались проникнуть в самые сокровенные тайны природы. Кого вы сможете назвать? Какие события произошли в биологии, совершившие переворот в воззрениях на строение живых существ?
Ученик: 1665 год – английский физик Роберт Гук (1653 – 1703) рассматривая под микроскопом срез пробки, обнаружил весьма интересное явление, а что именно…
Учитель: Стоп! А что именно, давайте, посмотрим вместе. Как это было?
Ученик: Весьма благодарен я этому итальянцу Галилео Галилею, который создал прибор по имени «микроскоп», помог мне увидеть нечто весьма интересующие весь свет. Мы, микроскописты нашего времени стоим на пороге великих дел и великих открытий. Я много работал, много парировал и везде: на сердцевине бузины, на стебле камыша, на пробке любого другого дерева под микроскопом я увидел ячейки, клети, которые выстроились более или менее плотными рядами в моём поле зрения! О, чудо! О, красота и вечная гармония природы!
Ученик: 1680 год – голландский исследователь природы Антони Ван Левенгук открывает клетки животных – простейших.
Ученик: Исследования многих микроскопистов в мире принимают довольно интересный оборот, мои открытия, думаю, тоже к чему-то приведут. Эта капелька застоявшейся воды, что стоит во дворе моём, давно уже позеленела. Да впрочем, что же смогу я увидеть в ней? (Без энтузиазма склоняется над микроскопом). О эврика! Люди, что я вижу! В этой маленькой капельке грязной воды встретился мне целый мир маленьких живых существ. Мир, который сразу трудно понять и осмыслить, объяснить. Эти маленькие «зверушки» были очень забавны, они кувыркались, прыгали, резвились и были очень счастливы в жизни. Да, и по форме «зверушки» были довольно симпатичные: шарики, спирали, палочки, то по одной крутились, то по 2-3 в понятном только одним им танце.
Учитель: О, этот XVII век – век причудливых превращений и великих открытий чудной музыки Вивальди, которая звучит на сегодняшнем уроке. Музыка эта не подвластна времени, как и эти прекрасные пейзажи голландских художников, развешенные на доске. Неподвластны эти творения времени, потому, что в нотах этой музыки, в красках этой живописи звучит истинная философия жизни, в основе которой лежит клетка, открытая в этом же XVII веке.
Много времени прошло с тех пор, отшумел XVII век, на смену пришёл XVIII, потом XIX век. Это время в науке было наполнено новыми открытиями, фактами и противоречиями. Итальянец Мальпиги, англичанин Грючех Пуркине, немцы Шлейден и Шванн внесли свой вклад в историю изучения клетки.
К 30-м годам XIX века накопилось немало информации, фактов, новых знаний о клетке, которые необходимо было систематизировать и обобщить. Вы узнали эту прекрасную музыку символ эпохи XIX века, музыку П.И. Чайковского. Прекрасные «Времена года» напоминают нам о вечной связи с природой, о единстве всех её частей. Природа, понятие жизни всегда прекрасно то ли в произведениях великих композиторов, то ли в открытиях великих учёных-биологов. Не стоит на месте и наука XIX века, которая способна обобщить факты, накопившиеся за прошлые века, объяснить открытия. Кто же сделает это?
Ученик: Вот они выдающиеся деятели цитологии XIX века Шлейден и Шванн.
Ученик: На дворе уже 1839 год, знаменитый год в моей жизни, вот труд, созданный за многие лета моей жизни (читает) «Микроскопические исследования соответствии структуре и росту животных и растений». Многим помогал мне, известный всем ботаник Шлейден, благодарен весьма я ему! Сотрудничая с ним, вот что у нас получилось. Зачитаю вам, почтенные граждане, весьма интересные постулаты из моей книги.
Постулат №1: «Все организмы состоят из одинаковых в сущности частей, именно из клеток эти образуются и растут по одинаковым, в сущности, законам».
Постулат №2: «Каждая клетка в определённых границах есть индивидуальное некое самостоятельное целое. Но эти индивидуумы действуют совместно так, что возникает гармоническое целое. Все ткани состоят из клеток или образуются из клеток».
Ученик: Позвольте зачитать третий постулат нашей теории, которая считается весьма важной.
«Общий принцип развития для элементарных частиц организма – клеткообразование. Вначале имеется бесструктурная неживая субстанция, да, да, именно она, которая лежит между клетками. Из этой субстанции по определённым законам образуются клетки».
Все: Достойное сочинение! Чудо! Великая философия жизни! Да здравствует клеточная теория! Да здравствует Шлейден и Шванн! Господа, это то, что увековечит наши имена!
Ученик: Да это же истинное творение науки, это же клеточная теория.
Ученик: Минутку внимания, друзья мои! Да это же не вполне точные постулаты! Позвольте представить, Вирхов – немецкий патолог, прошу любить и жаловать! А тот, кто читал мою книгу «Целлюлярная патология», тот поймёт, что третий постулат Шлейдена и Шванна несовершенен и, что заменит его новый из моего творения.
«Всякая клетка происходит из другой клетки. Там, где возникает клетка, должна была предшествовать клетка, подобно тому, как животное происходит от животного, растение – от растения».
Учитель: Вот так идёт история развития общества, от побед к поражениям, от провала к восхождениям. Сложна эта история, тернист путь познания науки. Но миг открытия всегда прекрасен, как и эта музыка, что звучит сегодня!
Фронтальная беседа
Давайте вместе попытаемся проанализировать увиденное.
Почему возник спор между учёными? Кто прав в этом споре?
Как вы считаете, кто сыграл большую роль в развитии учения о клетке?
Как развивается клеточная теория в настоящее время?
ІІІ этап – Моделирование клеток живых организмов.
Учитель: Мы с вами знаем, что одним из методов в изучении биологии является моделирование. Сегодня мы попробуем промоделировать клетку. На доске даны контуры клетки (мембрана и цитоплазма), на столе разложены органоиды клетки, вырезаны из бумаги. Но прежде чем моделировать, давайте вспомним общий план строения клетки. А сделаем это с помощью поэмы о клетке:
Живёт на свете человек
Но сколько ни смотри,
Не разглядишь ты и вовек,
Что у него внутри.
И люди, побеждая рок,
Пытались отгадать,
Что с вами за один урок,
Должны мы здесь узнать.
Возьмём, к примеру, дом стоит
Из тыщи кирпичей,
И мир природы состоит
Из маленьких частей.
Вам кажется, мала она,
Но в микроскоп взгляните,
Ведь это целая страна
Как в натуральном виде
И в той стране столица
Является ядром,
Внутри её хранятся
Запасы хромосом.
В столице, как положено,
От центра совсем рядышком
От мира отгорожено
Главенствующее ядрышко.
А цитоплазма ширится
Огромным океаном
Вокруг него границей
Наружная мембрана.
И органы другие там
Трудом поглощены,
Своим, согласно отраслям,
На благо всей страны.
Все знают, без энергии
Придет всему конец
Её даст митохондрия,
Работая, как ТЭЦ
Заводов рибосомы
Работа нелегка
Их очень вклад весомый
При синтезе белка.
А эндоплазмы сети,
То транспорт для веществ.
Пути-дороги эти
Основа связи есть.
Ещё есть комплекс Гольджи
Покуда полный тайн.
Его ты, если хочешь,
Попробуй разгадай.
Учёным, чтобы решить секрет
Всех клеточных проблем
Ещё на много сотен лет
Работы хватит всем.
Страна, с названьем «клетка»
В огромном мирозданье
Как капля у пипетки
В глубоком океане.
Размеры ей малы даны
Но нет важней другого
Ведь в ней то и заключены
Все принципы живого.
Учитель: Попробуем сегодня смоделировать разные виды клеток. Чтобы составить модель, давайте вспомним общий план строения клетки (работа со схемой у доски).
Модель клетки растений.
Модель клетки животных.
Вывод:
О чём говорят отличия.
О чём говорят сходства.
Модель прокариот.
Модель эукариот.
Вывод:
О чём говорят отличия.
О чём говорят сходства.
Клетка вируса.
Клетка бактериофага.
Вывод: Почему это неклеточные формы жизни?
Общий вывод:
Клетка – это элементарная единица жизни.
Клетка – это открытая биологическая система. Почему?
VI этап – Контроль знаний по уровням.
Сегодня на уроке мы не только играем, моделируем, рассуждаем и делаем выводы, но и проверяем наши знания.
І ряд – 1 уровень – А индивидуальные задания по карточкам.
ІІ ряд – 2 уровень – Б (средние учащиеся) тестирование на листочках.
На доске задания по вариантам.
І вариант
А – митохондрии
Б – пластиды
В – вакуоли
Г – хромосомы
Д – жгутики
Е – комплекс Гольджи
Ж – клеточная стенка
И – ЭПС
К – клеточный центр
ІІ вариант
Л – рибосомы
М – пер. мембран
Н – крахм. зерна
П – муасомы
Р – хроматин
С – капли жира
Т – ядрышко
Ф – ядерный сок
Х – реснички
Учитель: определить, что из органоидов относится:
к органоидам общего назначения;
ограничивает клетку от окружающей среды;
относится к включениям растительной клетки;
отсутствует в живой клетке;
синтезирует белки;
служит энергетическим ст. кл.;
содержит ферменты и обеспечивает процесс переваривания пищи;
принимает участие в делении ядра и клетки;
служит транспортной системой клетки;
относится к компонентам ядра;
является носителем наследственной информации;
относится к органоидам специального назначения.
ІІІ уровень – С – готовятся, пока идёт тестирование к дискуссии (дискуссионный клуб «Дебаты»).
Даны 2 мнения:
Мнение 1. Первые клетки возникли миллиарды лет назад, сразу же такими сложными, как современные, со всеми органоидами.
Мнение 2. Клетка даже у амёбы имеет сложное строение, поэтому она не могла возникнуть сразу же в таком виде. Первые живые существа были не клеточные и лишь в результате длительной эволюции, путём естественного отбора они приобрели черты клетки.
Я думаю, что просто так они не успокоятся, продолжим наши дебаты на факультативных занятиях, которые состоятся сегодня.
Ребята! Вы внимательно слушали этот спор. Как вы думаете, какая из этих групп права? (Дети высказывают своё мнение).
Два ученика из группы С готовят опережающее задание.
Учитель: Сегодня на уроке мы говорили об истории развития цитологии, приоткрыли завесу исторического прошлого, а что, если сегодня заглянуть в будущее этой науки? По каким направлениям будет развиваться цитология после 2013 года? Ответить на этот вопрос нам помогут ребята из творческой группы «Взгляд в будущее». Они подготовили небольшое сообщение из дополнительной литературы, основные тезисы, которые отметьте в тетрадях.
Сообщение об основных путях развития цитологии в будущем (3 минуты).
V этап – Подведение работы на уроке.
Учитель: Вот и заканчивается путешествие в чудесный и неповторимый мир клетки. Мир, который присутствует в каждом из нас. Вы сегодня хорошо поработали и по заслугам получаете оценки:
за выступление;
за работу на уроке;
за участие в дебатах;
за сообщение;
за тестирование и работу по карточкам.
VI этап – Домашнее задание.
Повторить блок-схему «Общий план строения клетки».
Подготовить мини-сочинение на тему «Моё путешествие в мир клетки»
Анализоткрытого урокабиологии:
Обобщениезнанийпотеме « Строение клеток живого организма»,проведенноговгруппеповар, кондитер 2 курс
Типурока: обобщениеисистематизациязнаний.
Передурокомставилисьследующиецели:
Образовательная:
1.Систематизироватьзнанияостроенииклеткирастенийиживотных, прокариотиэукариот, офункцияхорганоидовклетки, ядра, мембран;
2.Показатьединствовсегоживогоназемленаосновезнанийоклеточнойтеории;
3.Сформироватьпонятиеоклеткекакоткрытойбиологическойсистеме, структурнойифункциональнойединицыжизниназемле;
4.Показатьвзаимосвязьцитологическихзнанийсразвитиемживописи, музыки, висторическомплане.
Развивающаяся:
Развиватьуучащихсяумениесравнивать, анализировать, делатьвыводы, развиватьлогическоемышление, речь – словарныйзапасбиологическихзнаний, развиватьобразноемышление, умениеотстаиватьсвоюточкузрения.
Воспитательная:
Формироватьинтерескпредметубиология, воспитыватьтребовательностьксебеиокружающим, настойчивость, артистическиекачества.
Припостановкецелейвыдержанпринципединстваобразовательных, развивающихивоспитательныхзадач, целиурокадостигнутыблагодаряиспользованиюразличныхформработынауроке, методовобучения, взаимосвязиэлементовурока, атакжеучетаучебныхипсихологическихособенностейучащихся:
-Достаточнаясформированностьмыслительнойдеятельности,
-Умениеконцентрироватьвнимание
-Среднийивысокийуровеньпамятиучащихся (зрительнойислуховой) идр.
Содержаниеурокасоответствовалотемеицелям. Использованыфронтальная, индивидуальнаяигрупповаяформыработы, сочетаниекоторыхспособствовалоэффективнойорганизацииучебнойдеятельности.
Наурокеприменялисьразличныеметодыобучения: наглядные, практические, поисковые, словесно-репродуктивные, игровые, моделирование. Работапроходилавсотрудничествесучителем.
Структурныеэлементыурокавзаимосвязаны, осуществлялсялогичныйпереходотодногоэтапакдругому.
Главнымэтапомнаурокебылообобщениеипроверказнанийучащихся, сэтойцельюбылипримененыразличныевидыконтроля: устный, письменный, фронтальный. Былипоставленыоценкизасообщения, заучастиевдебатах, затестированиеиработупокарточкам.
Целесообразноиспользованынаглядныепособия, дидактическийматериал, техническиесредстваобучения, чтоспособствовалоактивизациипознавательнойдеятельностиучащихсянауроке, созданиюситуацииуспеха, формированиюинтересакизучениюматериалатемы.
Активностьучащихсябыладостаточновысокой, этомуспособствовалиигровыеисоревновательныемоменты, элементызанимательности.
Проведениеурокавформеигрыдаловозможностьдетямчувствоватьсебяуверенно, раскованно, непозволиловызватьуучащихсяумственноенапряжение, напряжениеглаз. Такимобразом,былучтенздоровьесберегающийкомпонент.
Темпурокаоптимален. Плотностьурокадостаточная. Атмосферанаурокебылакомфортная, удалосьсоздатьположительныйэмоциональныйфон, стимулирующийдеятельностьучащихся.
Урокдостигцелей, результативен, таккакучащиесяактивно, синтересомиправильновыполнялизадания. Задачиурокареализованывполномобъеме.