Развитие организмов и окружающая среда. Роль факторов среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма


Урок по теме:
 «Развитие организмов и окружающая среда. Роль факторов среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма».
Цели: расширить и углубить знания о среде обитания организмов, сформировать понятия об экологических факторах, подразделении их на группы, толерантности организмов .Задачи: раскрыть особенности экологических факторов, рассмотреть  их влияние на  живые организмы, формировать знания о многообразии адаптаций организмов к условиям окружающей среды и умение выявлять действие местных экологических факторов на живую природу.
Оборудование:  компьютерная презентация, тестовые задания, листы самооценки, задания для самостоятельной работы.
Основные понятия: среда обитания, экологические факторы ( абиотические, биотические, антропогенные), толерантность, анабиоз.
Презентация.
                                                 Ход урока
1.Вводное слово учителя : сообщение темы, целей и задач урока, требований к знаниям и умениям уч-ся по данной теме.
2.Работа в группах и беседа с опорой на запас знаний учащихся об общем понятии «среда обитания»  и о специфических условиях каждой из сред обитания: водной, наземно-воздушной, почвенной и средой.
1)Что такое среда обитания? – Все, что окружает живое существо в природе, называют средой обитания.
2).Какие среды обитания,  освоенные и заселенные живыми организмами, вы знаете?-1.Водная, 2.наземно-воздушная 3.почвенная 4.среда, образуемая самими  живыми организмами.
Каждая из этих сред имеет свои  условия жизни.
3).Задание: Вспомните все, что вы знаете о специфических условиях каждой из сред обитания  и     расскажите об особенностях каждой из них. (Работа в парах по заданию).
Рассказ учащихся о средах обитания, о многообразии условий с демонстрацией  компьютерной презентации.
3.Все живые организмы, населяющие Землю, испытывают влияние экологических факторов среды.
Экологические факторы - это отдельные свойства или элементы среды, воздействующие прямо или косвенно на живые организмы, хотя бы на протяжении одной из стадий индивидуального развития.
Запись понятия в тетрадь.
Экологические факторы многообразны. Существует несколько их классификаций, в зависимости от подхода. Это: по влиянию на жизнедеятельность организмов, по степени изменчивости во времени, по длительности действия. Рассмотрим классификацию экологических факторов, основанную на их происхождении.
( Составление схемы):
Экологические факторы, влияющие на организм
1)Абиотические факторы (неживой природы): температура, свет, влажность, концентрация солей, давление, осадки, рельеф, движение воздушных масс.2).Биотические факторы (живой природы): влияние организмов или популяций одного вида друг на друга, взаимодействие особей или популяций разных видов.
3).Антропогенные факторы (связанные с воздействием человека на природу): прямое воздействие человека на организмы и популяции, экологические системы, воздействие человека на среду обитания различных видов.
4.Давайте  вначале рассмотрим с вами влияние первых трех абиотических факторов среды, так как  их влияние более значительно - это температура, свет и влажность.
Например, у майского жука личиночная стадия проходит в почве. На него влияют абиотические факторы среды: почва, воздух, косвенно влажность, химический состав почвы-  совсем не влияет свет.
Например, бактерии способны жить в самых экстремальных условиях - их находят в гейзерах, сероводородных источниках, очень соленой воде ,на глубине Мирового океана, очень глубоко в почве, во льдах Антарктиды, на самых высоких вершинах (даже Эвересте 8848 м ), в телах живых организмов.
Выступления учащихся о воздействии на живые организмы абиотических факторов: а) температуры, б) света, в) влажности с демонстрацией компьютерной презентации.
Приведите примеры негативного воздействия абиотических факторов в нашей местности.
5. Антропогенные факторы. Беседа по вопросам: В чем заключается  воздействие человека на природу? Приведите примеры положительного воздействия на природу нашей местности, которыми вы могли бы гордиться? Приведите примеры отрицательного воздействия на природу нашей местности, которых мы должны стыдиться?
Приведите примеры экологического воздействия на природу  в нашей школе.
Компьютерная презентация о заповеднике «Ростовском», рассказ о работе экологического кружка нашей школы.
6.Самостоятельная работа с учебником. Найдите ответ на вопрос: Что такое толерантность?
Что такое кривая толерантности?
7.Сообщение учащегося о разной степени выносливости видов организмов к воздействию тех или  иных факторов, о разнообразии приспособлений ( адаптаций) живых  организмов к влиянию различных экологических факторов.
1).Смена времен года, наступление светлого и темного времени суток или прилива и отлива.
2).Диапауза (состояние физиологического покоя) у насекомых, сбрасывание листвы листопадными деревьями, приливно-отливный ритм перемещения животных, обитающих в зоне прилива (например, крабов), изменение густоты меха у млекопитающих.
3). Миграции( у перелетных птиц, северных оленей).
4).Анабиоз – временная и обратимая остановка жизненных процессов.
Запись понятия в тетрадь.
8.Сделаем выводы: 1.На все живые организмы действуют абиотические, биотические и антропогенные факторы.2.В зависимости от влияния различных факторов у организмов появляются  разнообразные приспособленности.3.Влияние антропогенного фактора на организмы очень велико.
9.Тесты