Воспитание эмоциональной отзывчивости у школьников с нарушением зрения

Воспитание эмоциональной отзывчивости у школьников
с нарушением зрения
« Ценности, убеждения и привычки, которые вы внушаете ребенку, послужат фундаментом всей его дальнейшей жизни» ( Сильвия Бек)

Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие из нас не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, не хотят проявить своё сочувствие и сострадание. Более того, регулярно сталкиваешься с ситуациями, когда дети испытывают радость от причиненной боли сверстникам, животным, при этом стремятся данное поведение снять на мобильные телефоны, показать свою значимость в глазах сверстников. Из этого следует, что теряются нравственные ориентиры, что мы  взрослые не смогли вовремя развить эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. Надо ли развивать эмоциональную отзывчивость? Безусловно, надо, ведь страшный дефицит нашего времени  дефицит доброты! Это явление имеет непосредственное отношение к наиболее значимой проблеме  психологическому здоровью детей.
Здоровье – не всё, но без здоровья все – ничто» когда-то сказал Сократ, эти слова актуальны и в наше время».
«Ничто не может быть страшнее, как потерять зрение, это невыносимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира" - М. Горький.
Из всех органов чувств человека глаз признается наилучшим даром и чудеснейшим произведением творческой силы природы. Зрение дает людям почти 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Потеря зрения, особенно в детском возрасте, это - трагедия. Дефект зрения отрицательно сказывается на психике ребенка. Детям с нарушением зрения очень сложно общаться друг с другом. Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет человеком, если рядом не будет другого человека - источника внимания и поддержки, партнера по игре и труду, носителя знаний об окружающем мире и способах его познания.
Воспитание ребенка с нарушением зрения представляет сегодня сложную нерешенную проблему. Вследствие недостатка информации о предметах и явлениях окружающего мира, слабовидящие дети имеют свои специфические особенности, обусловленные своеобразным ходом физического и психического развития.
Воспитание в условиях интернатного учреждения затрудняет процесс социализации ребенка, что впоследствии отражается на всех сферах жизнедеятельности во взрослой жизни. Мероприятия, способствующие знакомству детей с социальным миром крайне необходимы для развития и укрепления его жизненных позиций.
Многие проблемы жизни вытекают из особенностей коллективного проживания. Закрытость и чрезмерная регламентация жизни приводят к тому, что ребенка окружают одни и те же люди (учителя, воспитатели). Непрерывность требований к ребенку порождает сопротивляемость детей даже разумным требованиям педагога, а иногда и агрессивность, к отсутствию релаксации, т.е. ребенок не может расслабиться, побыть один.
 Для повышения уровня социальной адаптации школьников с нарушением зрения одним из приоритетных направлений педагогики остается развитие эмоциональной сферы детей, которое можно рассматривать как необходимую коррекционную задачу.
При составлении коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на формирование процессов интеллектуально-эмоциональной деятельности детей с нарушенным зрением, особое внимание уделяется развитию восприятия, т.к. у детей нарушена его целостность. При этом необходимо руководствоваться двумя правилами: во – первых, «попробуй увидеть так, как видит твой ребенок», т. е. изучи его диагноз; пойми, что он способен видеть, а что нет; почувствуй, как он приспособился смотреть; во – вторых, «дай ребенку все в руки и помни о том, что его глаза – это его руки, рот, уши, нос», т. е. развивай исследовательскую деятельность, процесс познания, сохранные анализаторы.
Дети с нарушением развития зрения отличаются недостаточным уровнем развития эмоциональной сферы, что проявляется в повышенной эмоциональной ранимости, обидчивости, конфликтности, напряженности, неспособности к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению, исходя из этого: эмоциональное развитие детей    является одним из важных  направлений профессиональной деятельности воспитателя.
Целью воспитательной работы при этом является обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и педагогами.
В качестве глобальной цели воспитания и развития, в рамках педагогической психологии, выступает личность, имеющая положительную установку на другого, проявляющая желание помочь окружающим людям; умеющая сопереживать и сорадоваться, ощущать внутренний мир другого человека, анализировать свои поступки и, если это необходимо, жертвовать своим благополучием ради благополучия других людей. Именно личность, наделенная гуманными чертами характера (доброжелательность, отзывчивость, миролюбие, бесконфликтность и т.п.), а также умеющая проявить гуманные чувства (эмпатия, толерантность, сострадание и т.п.) представляет важный базис высоконравственного общества и повышения морального иммунитета.
Работа воспитателя по выбранному направлению развития детей требует в первую очередь от него повышения уровня профессиональной компетентности, понимания особенностей эмоционального развития у школьников-подростков со зрительной патологией, т.е. необходима постоянная работа по совершенствованию своей личности. Учить и соответственно воспитывать может тот человек, кто не довольствуется имеющимися знаниями, а постоянно учится сам, познавая новое: это основа качественной работы.
За последние годы число детей с нарушениями зрения увеличилось. Список диагнозов пополнился. Наши дети - особенные, так как у многих – сочетанная патология. Почти у всех отмечается недоразвитие эмоционально – волевой сферы.
Задача воспитателя: за короткий срок научить ребенка ориентироваться в окружающей действительности, помочь адаптироваться к будущей жизни, осознать свою «особенность», но не ущербность.

БУДУЩЕЕ НАШИХ ДЕТЕЙ НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ
Есть африканская пословица, которая отлично резюмирует задачу воспитания детей: « Вырастить ребенка можно только всей деревней». Смысл пословицы совершенно прозрачен. Воспитание ребенка требует вклада многих людей, которые передают ребенку необходимый опыт и помогают ему стать хорошо приспособленным членом общества.
Первые уроки и помощь ребенок получает непосредственно в семье – от родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, Нашим детям нужна «деревня», и если былая деревня в наши дни не существует, мы обязаны создать взамен новую «деревню».
Нынешние времена взывают к новым, творческим мерам, а начать мы должны со своих собственных убеждений. Сколько бы мы не уделяли внимания детям, они всегда заслуживают большего. Перемены в мышлении ведут к переменам в жизни, как взрослого, так и ребенка.
Наша роль, воспитателей, разобраться, какие убеждения и ценности мы хотим привить нашим детям, и работать в этом направлении. И наше усердие обязательно принесет свои плоды.
Каждое новое поколение интеллектуально и духовно отталкивается от тех ценностей и убеждений, которые выработало поколение предшествующее. Мы сеем будущее наших детей своими сегодняшними поступками. Все, что мы делаем, если действуем сознательно, меняет мир к лучшему. Наши действия касаются не только наших детей. Они касаются каждого, кто пересекается на жизненном пути с нашими детьми. Они влияют и на их детей, и на детей их детей. Мы обладаем действенной системой совершенствования мира. Судьба планеты в руках этих юных людей. Каждый из нас, будучи жителем «мировой деревни», обладает правом и обязанностью готовить наших детей к испытаниям и к зрелой жизни. Работая вместе над воспитанием поколения уверенных в себе, ясно мыслящих людей, можно верить, что мир можно изменить, меняя хотя бы одного ребенка в процессе обучения. Такова наша перспектива.
« Привычки, вырабатываемые с детства, определяют всю нашу жизнь», - это слова великого Аристотеля. Педагогам давно уже известно, что самооценка, самовосприятие и черты характера формируются на очень ранней стадии развития ребенка. Однако до недавних пор не было полного понимания того, насколько эффективно методика силы разума, практикуемая достаточно регулярно, может способствовать развитию позитива в жизни ребенка, помогая ему действовать в окружающей среде с большой уверенностью и правильностью. Сила разума, как метод, базируется на том научном открытии, что все сущее в своем чистейшем и глубочайшем смысле является энергией. Наши мысли тоже созданы из энергии и уже вследствие этого являются мощной силой.
Силе разума учить ребенка нужно точно так же, как мы учим его любому другому предмету. При этом могут быть использованы следующие приемы: утверждения, визуализация, признание успехов и устранение негатива. Практикуя эти приемы, дети начинают осознавать силу своих мыслей.
Пока ребенок растет, в каком бы возрасте он ни находился, у нас всегда есть возможности привить ему высокую самооценку и позитивные установки, помочь ему осознать и оценить не только собственную уникальность, но и уникальность самого чуда жизни. Пока дети растут и развиваются, на каждом шагу жизненного пути их нужно хвалить. Оказывая ребенку такого рода поддержку, мы делаем величайшее из дел – помогаем ему вырасти в счастливого взрослого, который полностью сможет реализовать свой потенциал. Какую более великую цель судьба может поставить перед нами?
Не вызывает сомнений, что современная культура и СМИ бомбардируют наших детей массой противоречащих друг другу идей и ценностей, многие из которых отрицательно сказываются на миропонимании ребенка. Музыка, журналы, телевидение, Интернет и многочисленные иные средства воздействия не могут не оказывать своего влияния, позитивного или негативного. Но даже при этом остается неоспоримым тот факт, что первейшим источником информации и главной ролевой моделью остаемся мы, взрослые. Поняв это, мы сможем очень помочь нашим детям стать сознательными и ответственными. Беседуя с ребенком о ценностях, о понятиях, что хорошо, а что плохо, ставя перед ним вопросы типа « Что значит быть сознательным гражданином?» не нужно бояться влияния современных технологий, если мы продолжаем сами учить своих детей.
Главная задача в процессе воспитания – не убедить ребенка принять точку зрения взрослого, это плохо потому, что И затем надеяться, что он будет поступать так, как вы того хотите. Один поймет быть может, а другие - нет. Что же тогда делать? Ответ прост, как и все гениальное в этом мире. Главное направление наших усилий должно быть сосредоточено не на самих понятиях, а на процессе развития понимания, чувствования. Это тонкий мир. И не каждый ребенок впустит нас туда. Что делать? Продолжать объяснять значение вещей, событий, явлений, поступков, но отойти при этом от своей чисто субъективной оценки, которая сложилась под влиянием жизненного опыта. У нас он есть, а у ребенка нет. Наша задача: помочь ему его приобрести, не нарушая его психики.
Зачастую мы замечаем детей только тогда, когда они плохо себя ведут. Когда они непослушны, совершают ошибки. Но и позитивное поведение нужно замечать и признавать. Признание успехов – это техника, помогающая ребенку осознать себя достойным и особенным. Напоминая ему об этих достижениях, в ребенка вселяется уверенность и укрепляется его самолюбие. Это порождает энергию успеха и уверенности, и вдохновляет детей на новые свершения.
Нередко у детей возникают негативные мысли, которые могут быть о чем угодно. Негативизм может быть результатом неприятностей и неудач, пережитых в прошлом. Тревоги притягивают в нашу жизнь именно то, чего мы больше всего боимся. Такова жестокая реальность негативного мышления. Поэтому так важно уметь искоренять в себе негативные мысли. Обсуждать с детьми различия между позитивным и негативным мышлением. Дети хотят мыслить позитивно, им нужно лишь показать, как это делать. Внушить идею, что разум – лучший друг.
Если перед нами поставлена задача воспитания личности, то это прежде всего индивидуальности. Понятно, что непросто воспитывать личность в условиях такой большой семьи, как наш интернат.
Главное: вовремя заметить в ребенке ростки того или иного таланта , и не только художественного. Такого, например, как самостоятельно одеться на прогулку ( малыши), предложить помощь однокласснику в выполнении домашнего задания (средний возраст), уметь давать собственную оценку ситуаций и предлагать варианты решений (старшеклассники). Согласитесь, разве это не талант! Нужно своевременно подмечать такие «мелочи» в действиях, поступках и суждениях ребенка и помогать ему в его развитии.
Дети смотрят на мир сквозь иную призму, нежели взрослые и широта диапазона их эмоциональных реакций поразительна. Ребенок первого года жизни способен в мгновение ока от припадка гнева вернуться к хорошему расположению духа. Даже у десятилетнего
эмоции и мысли идут рука об руку. Если мы хотим, чтобы наши дети были счастливы и мыслили позитивно, нам нужно помочь им разобраться в своих эмоциях.
Помочь ребенку распознавать бушующие в нем эмоции и давать им названия, понимая, что стоит за чувствами гнева, печали, страха – задача воспитателя. Все эти эмоции имеют свои корни в прошлом. Здесь может помочь общение и обмен переживаемыми чувствами. Постепенно к ребенку придет понимание причины своих эмоций и он научится делать различие между эмоциями, мыслями и поступками. Следующий шаг – с помощью наставлений и побуждения помочь ребенку понять, что он в состоянии выбирать, какими мыслями и чувствами встречать различные жизненные затруднения и разочарования, а также успехи и триумфы.
Помогая детям разобраться в их чувствах и понять последствия их мыслей, педагог способствует их эмоциональному росту. При этом необходимо терпение и понимание. Одни и те же уроки приходится учить вновь и вновь. Эмоции мимолетны. Если эмоции могут мешать думать даже нам, взрослым, что говорить о детях, которых переполняют быстро меняющиеся эмоции. Эмоциональная подготовка – это тяжелая работа, но со временем она даст свои плоды. Результат определенно стоит затрачиваемых на него усилий.
Настоящего педагога характеризует любовь к детям и преданность к делу, энтузиазм и бескорыстие. Педагог – это человек, способный учить и учиться. Любить и воспитывать, стимулировать ребенка к развитию. Создавать ему условия к самодвижению. Он должен обладать способностью «смотреть на себя» и свою деятельность глазами детей. Быть готовым к быстрым изменениям. Педагог, работающий с детьми, имеющими ограничения в развитии, обязан обладать синтетическими знаниями, а главное – видеть и слышать сердцем.
Только повышенное внимание к каждому воспитаннику, своевременное направление его в ту или иную деятельность, обогащение его внутреннего мира, будет способствовать раскрытию внутренней составляющей. А в конечном итоге – развитию Личности.
Необходимо отслеживать динамику происходящих изменений. Мониторинги, диагностика. Это все правильно. Без этих инструментов оценки личностного развития не подготовишь официальный документ. Но все же главным в выявлении происходящих изменений или полном застое является эффективно отлаженный между воспитанником и воспитателем процесс коммуникации. Без обратной связи сколько бы мы не вкладывали усилий в ребенка, все будет тщетно. Исходя из сказанного, следует: если мы хотим понять ребенка и повлиять на его внутренний мир, нужно встать на ту ступеньку, где стоит воспитуемый и шагать вместе с ним, по дороге длиною в 11 лет. Не забывая при этом, что роли у нас разные, а задача единая.




15