«Проблема самостоятельных занятий физической культурой учащихся младшего школьного возраста»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7 г. Белгорода
Статья «Проблема самостоятельных занятий физической культурой учащихся младшего школьного возраста»
Подготовил: учитель физической культуры
МБОУ СОШ №7 г. Белгорода
Барков Владислав Анатольевич
Г. Белгород, 2015г.
Влияние физической активности на настроение и умственную работоспособность часто больше, чем кажется на первый взгляд. Дети ведут малоподвижный образ жизни, хуже усваивают учебный материал по общеобразовательным предметам и физической культуры. Снижение двигательной активности в сочетании с нарушением диеты и нездорового образа жизни приводит к избыточному весу. Для нормального функционирования организма каждому ребенку необходим определенный минимум физической активности.
Тем не менее, на практике, для достижения этой цели достаточно сложно, так как организованные занятия проводятся только в пределах уроков физкультуры - 3 раза в неделю [3], который является совершенно недостаточным, не только для дефицита двигательной активности, и особенно улучшить функциональное состояние основных систем организма.
Кто создал и продолжает развивать различные концепции и программы физического воспитания различных уровней сложности [6, 8], системы дополнительных физической культуры [4], для того, чтобы влиять на уровень двигательной подготовленности детей, улучшить функциональное состояние систем организма, уменьшить последствия стресса педагогике [1] и сформировать положительное отношение к физической культуре. Тем не менее, реальный прогресс в уровне подготовленности студентов по учебному предмету "физическая культура" отмечают исследователи. [5] Наблюдения показали, что ученики средней школы, даже посещающие спортивные секции, подготовленные для осуществления только под наблюдением педагога.
Не все школьники имеют возможность (в дополнение к урокам физкультуры) посещать занятия в секциях. Во-первых, отбор в секцию пройти крайне трудно; Во-вторых, секций для занятия явно недостаточно. Дополнительные спортивные и развлекательные мероприятия в средней школе, как правило, не проводится из-за отсутствия необходимого оборудования, инструментов для изучения и отсутствия специально подготовленных педагогических кадров. Личностные особенности учащихся средних школ [2] не могут быть реализованы в условиях авторитарной педагогике, и, следовательно, не решают проблему приобщения детей и подростков в области физического воспитания.
Одним из эффективных способов выхода из этой ситуации является обучение независимой физической подготовкой. Это позволит детям выбирать и менять в зависимости от обстоятельств складывания времени и продолжительности, формы организации, использование упражнений, которые соответствуют их интересам, но делать нагрузку, которая соответствует текущей готовности, не превышая ее. Тем не менее, для уроков физической культуры, даже если они осуществляются под руководством высших профессионалов уровня, для достижения этих целей невозможно. Это само по себе является внутреннее сопротивление школьников, потому что, хотим мы того или нет, осуществляется насилие в отношении пожеланий и возможностей ребенка, даже на подсознательном уровне. Реализовать  индивидуальные  предпочтения,  физиологические  характеристики  в  соответствии с действующим функциональным состоянием возможно только в самозанятости физической  культурой, а также любые другие виды физических упражнений не может заменить их.
Тем не менее, способность организовать и провести независимую физическую школу подготовки школьников никто не учит. Не решены следующие задачи: структура не развита, самообучение  недоступно  для  определенных  школьников  всех  возрастов  для самостоятельного  обучения,  не  разработана  методика  обучения  самостоятельного  изучения.   Несколько разработки в этой области не носят системного характера.
В качестве основания для решения поставленных задач была разработана модель самостоятельных занятий физической культурой (СЗФК) для учащихся начальной школы.
1. Цель СЗФК
Целью СЗФК учащихся общеобразовательной школы является формирование физической культуры личности и способности направленного использования средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к учебной деятельности.
2. Задачи СЗФК
Для достижения этой цели предусматривает следующие образовательные, воспитательные, развития и проблемы со здоровьем:
- Понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке к учебной деятельности;
- Знание научных и практических основ биологической и физической культуры и здорового образа жизни;
- Формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, физического самосовершенствования и самообразования в обычном классе необходимо и спортом;
- Чтобы овладеть системой практических навыков, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование умственных и физических способностей, навыков и личностных качеств, самоопределение в физической культуре;
- Предоставление общего и профессионально прикладной физической подготовки, определения психофизической готовности студентов к их будущей профессии;
- Приобретение  опыта,  творческого  использования  спортивной  деятельности  для достижения жизненных и карьерных целей.
3. Содержание СЗФК
Курс СЗФК включает в качестве обязательного минимума следующие разделы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала.
Блок 1. Иметь представление о своих физических возможностях (уровень двигательной подготовленности, реакция организма на физическую нагрузку).
Блок 2. Знать правила поведения на спортивных сооружений и зон отдыха (принципов межличностного общения, навыки управления внимания), физические упражнения различных направлений, методов контроля за состоянием организма, методики физической культуры. Знать методику развития двигательных качеств, правила спорта и игр на открытом воздухе, режим Правила на день, правила межличностного общения, как вести процедуры восстановления, методы для выполнения оздоровительной тренировки - для зрения, осанки, укрепления ног, дыхание, правила выполнения утренней гигиенической гимнастики, правила по профилактике травматизма на физических упражнений и правила оказания первой помощи с царапинами , ссадинами и ушибами.
Блок 3. Уметь провести планирование занятия:
- постановки цели занятия и его задач.
- выбора времени в режиме дня,
- выбор необходимых физических упражнений (в соответствии с целью и задачами)
- частота занятий в неделю,
- продолжительность одного занятия,
- дозировка нагрузки при выполнении разных физических упражнений,
- средства контроля за состоянием организма (ЧСС и частота дыхания во время выполнения физических упражнений и во время восстановления после работы, нарушение координации движений).
Блок 4. Чтобы иметь возможность выполнять доступные (в зависимости от возраста и степени подготовленности) упражнения (здоровье - для коррекции функционального состояния опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, профилактики простудных заболеваний, для развития двигательных качеств ( сила, скорость, координация, гибкость и выносливость) и коррекция индивидуальных особенностей формы (осанки); образовательной, рекреационной, для профилактики нарушений зрения).
Блок 5. Уметь подготовить место проведения занятия:
- выбрать место для занятия (дома, на спортивной площадке, на необорудованной площадке, в парке, в рекреационном помещении школы);
- обеспечить безопасность занятия (отсутствие опасных предметов - выступов, повреждений пола, ям, движения автомобилей и др.).
- подобрать необходимое оборудование (спортивный инвентарь, спортивную одежду и обувь).
Блок 6. Уметь провести занятие физическими упражнениями:
- выполнение разминки;
- выполнение основной части занятия (общеразвивающие физические упражнения, подвижные игры в соответствии с целью занятия; лыжные прогулки; оздоровительный бег; контроль за функциональным состоянием организма, соблюдение гигиенических требований к занятиям физической культурой, выполнение норм межличностного общения);
- выполнение заключительной части занятия (выполнение упражнений на расслабление и дыхательных упражнений, контроль за самочувствием, подведение итогов занятия: что выполнено и что не выполнено из запланированного, почему).
Блок 7. Для того, чтобы осуществить гигиенические меры (утренняя гигиеническая гимнастика, закаливающих процедур, прогулки на свежем воздухе, Физкульт минутки, самомассаж биологически активных точек, дыхательные упражнения), оценка функционального состояния (для частоты сердечных сокращений, частоту дыхания), реабилитационные процедуры, режим дня.
В результате ученики школьного возраста при выполнение этих мер в процессе самостоятельного изучения может быть успешно выполнены основные задачи школьного физического воспитания: укрепление здоровья, овладение школой движения (развитие координации и условных способностей), формирование основных знаний о личной гигиены, введение в самозанятости физическими упражнениями, формирование интереса к двигательной активности [6]. Анализ опубликованной литературы [9 - 11] и многолетнего практического опыта показали, что спортивные упражнения являются одним из самых лучших и доступных форм самостоятельных занятий по физическому воспитанию для учащихся средних школ. В этом отношении, в качестве основы для самостоятельного изучения по физическому воспитанию рекомендуется использовать спортивные упражнения: бег на разных расстояниях, в том числе по пересеченной местности, различного рода прыжки, бросание предметов на расстоянии и мишенью.
Самостоятельные занятия физической культурой реализуются в разных видах деятельности, выделенных в нашем исследовании. Каждый вид решает самостоятельную задачу и имеет специфические особенности. Мы предполагаем, что только реализация представленного комплекса из семи блоков позволит добиться реальных положительных сдвигов в приобретении школьниками умений самостоятельно заниматься физической культурой. Дополнительно будет сформирован целый спектр важнейших компонентов, необходимых для совершенствования физических, психических и социально -нравственных качеств личности школьников.
Таким образом, представленные подходы к разработке системы использования самостоятельных занятий физической культурой учащимися общеобразовательной школы, как нам представляется, являются достаточными для реализации представленной проблемы. Результат, который мы планируем достичь с помощью отобранных мероприятий на самостоятельных занятиях физической культурой,- здоровые, активные младшие школьники и обретенное ими физическое, психическое и социальное здоровье.
Список литературы
1. Антропова М.В., Манке Г.Г., Кузнецова Л.М. и др. Учебная нагрузка остается доминирующим фактором риска для здоровья учащихся начальных классов /Матер. VIII науч.-практ. конф. по проблемам физического воспитания учащихся "Школьник, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире". Коломна, 1998, с. 4.
2. Головина Л.Л., Копылов Ю.А. Культурологические стремления и социально значимые качества личности школьников 7-9 лет с различным уровнем интереса к занятиям физической культурой // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000, № 1, с. 8-10.
3. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-IV классов общеобразовательной школы. (Авторы: В.И. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон). М., 1992. - 36 с.
4. Копылов Ю.А. Формирование содержания основ учебного предмета "Физическая культура" учащихся начальной школы //Матер. Х науч.-практ. конф. по проблемам физического воспитания учащихся "Школьник, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире". Коломна, 2000, с. 50.
5. Лукьяненко В.П. Состояние и перспективы совершенствования физического воспитания школьников в свете современных концептуальных подходов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1999, № 1, с. 18-25.
6. Лях В.И., Мейксон Г.Б. Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием двигательных способностей: Программа общеобразовательных учебных заведений. М., 1993. - 64 с.
7. Озолин Н.Г., Травин Ю.Г. Педагогические основы методики обучения легкоатлетическим упражнениям: Учеб. пос. для студентов - М.: РГАФК, 1998. - 80 с.
8. Программа физического воспитания учащихся I-XI классов, основанная на одном из видов спорта (баскетбол)/Авторы: Е.Н. Литвинов, М.Я. Виленский, Б.И. Туркунов. М., 1992. - 46 с.
9. Травин Ю.Г., Дьяков В.В. Легкая атлетика: Возрастные особенности развития двигательных качеств школьников и юных спортсменов. М., 1983. - 54 с.
10. Травин Ю.Г., Мануйлов С.И., Рубаш К. Возрастное развитие быстроты движений и ее совершенствование у юных легкоатлетов. М., 1983. - 58 с.
11. Травин Ю.Г., Шильков Н.П., Турбин В.А. и др. Легкая атлетика. Дозированная ходьба и оздоровительный бег. - М.: ГЦОЛИФК, 1989. - 112 с.