Конспект урока по окружающему миру на тему За землю русскую (3 класс)


КОНСПЕКТ УРОКА
Программа Школа 2100, учебник Окружающий мир, 3 класс, часть 2. Мое Отечество. А.А Вахрушев, Д.Д Данилов, стр.38-41. Контингент: младшие школьники. Количество:25 учащихся.
Средства обучения: Печатные (учебники, рабочие тетради), аудиовизуальные (презентация, фрагмент учебного фильма«Александр Невский»).
Приемы обучения: Работа с учебником, с картой, показ фрагмента учебного фильма.
Тема 7. За землю Русскую!
Новые понятия: Степникикочевники, рыцари, русские дружинники, Ледовое побоище.
Даты: 5 апреля 1242 год.
Имена: Александр Невский.
Цель: показать судьбоносное для Руси значение Ледового побоища.
Задачи:
- Познакомить учащихся с образом русского воиназащитника;
- Способствовать формированию отрицательного отношения к насилию, грабежу, завоеваниям в современном мире;
- Развивать интерес к истории своего народа.
Ход урока:
Деятельность учителя Деятельность учеников
. Орг. Момент.
- Сегодня мы отправляемся с вами в прошлое. (1 слайд).
- Что нам для этого надо взять с собой?
- Ребята перед вами слово “побоище” подберите синонимы к этому слову.
- Посмотрите значение этого слова в словаре Ожегова.
- Нелёгкая доля выпала нашим предкам. Много врагов было у Руси (2 слайд).
- Вот сегодня мы и поговорим о побоище.
. Актуализация знаний.
- Чем славилась Древняя Русь?
. Постановка проблемы.
- Кому могут принадлежать эти слова?
"Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет! На том стояла и стоять будет русская земля!”.
- На уроке мы попытаемся доказать справедливость этих слов.
4. Изучение нового материала.
- Открываем учебник на стр.38 и читаем с фразы: «С юга на русские земли…». (3 слайд).
Набеги кочевников. (4 слайд).
- На стр. 39 читаем с фразы: «Степники-кочевники…». (5 слайд).
- (6 слайд). Обратите внимание на вооружение рыцарей.
- (7 слайд). Вооружение русского дружинника.
- (8 слайд). Данные слова произнес Александр Невский.
- Решающее сражение с рыцарями произошло на Чудском озере. (9, 10 слайд).
- (11слайд).Обсуждение схемы сражения.
- (12 слайд). Поединок Александра Невского с предводителем шведов.
(13 слайд). Обратите внимание на то, кем являлся Александр Невский.
Александр – по-гречески – защитник людей. Этим красивым, мужественным именем назвал своего второго сына новгородский князь Ярослав Всеволодович.
Уже с 1228 года юный Александр начал княжить в Новгороде со своим старшим братом Федором под присмотром, а в 1236 году Александр княжил в Новгороде уже самостоятельно. Новгородцы восхищались своим князем – красивым, высоким, с сильным голосом, гремевшим как труба.
(14 слайд). Вооружение князя Александра.
(15 слайд). Высказывание летописца.
Физкультминутка.
-Что ребята мы будем делать с вами, когда невдалеке запылают пожары, примчится гонец со страшной вестью о том, что на нас идут полчища врагов?
-Подумайте, что из современных или сказочных средств защиты вы могли бы предложить князю Древней Руси, чтобы он лучше укрепил границы государства?
- Если бы все предложенные вами средства действительно были в распоряжении великого князя, то никакие враги не смогли бы напасть на Русь.
5. Обобщение и вывод по изученному материалу.
- Сегодня мы с вами увидели, сколько усилий, смелости, отваги необходимо было воинам.
Просмотр фрагмента учебного фильма.
- Слова Александра Невского являются не только предупреждением всем противникам и недругам Руси, но и призывают жить в мире и согласии, решая все вопросы за столом переговоров, а не на полях сражений. На это нацелена государственная политика и России XXI века.
6. Итог урока.
- Что сегодня вы узнали нового?
7. Домашнее задание.
Я предлагаю вам творческое задание, нарисуйте русского дружинника, как вы его себе представляете. Ответы учащихся (Смекалку, знания,…)
(Сражение, битва, сеча)
Работа со словарём.
Купцами, ремесленниками, храмами, фресками, иконостасами, иконами и т.д.
Ответы учащихся.
Обсуждение.
Обсуждение.
Физкультминутка.
Мы-богатыриМы кольчуги надеваем
Щит, копье уже берем.
В ряды ровно все встаем
И врага мы отобьем!
Встанем на защиту.
Ученики делятся на несколько групп по 5 человек.
Например, сигнализация, сапоги- скороходы, ковры- самолеты.
Представители от групп выступают с защитой своих мини проектов.
Ответы учащихся.Учащиеся записывают домашнее задание.