Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа РАДУГА (объединение гитарной песни)
Департамент образования Администрации города Сарова
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
города Сарова
Принята
на заседании педагогического совета
Утверждаю:
Директор МБУ ДО ДДТ
«31» _августа_ 2016г.
__________________________ /ФИО/
Протокол № __1_______
«___» ________________ 2016г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«РАДУГА»
Возраст обучающихся: 12-17 лет
Срок реализации: 3 года
Автор составитель:
Царев Юрий Александрович,
педагог дополнительного образования
г. Саров
2016
Информационная карта
дополнительной образовательной программы.
1. Отдел – художественный.
2. Объединение – гитарной песни «Радуга».
3. Название программы – дополнительная образовательная
программа объединения гитарной песни «Радуга».
4. Год разработки программы – 2008 г., программа разработана
на основе программы эстрадно-хореографической студии
«Калейдоскоп».
5. Наличие выдаваемого сертификата ( по итогам освоения прог-
раммы учащимся – Свидетельство о дополнительном обра-
зовании.
6. Ф.И.О. педагога – Царев Юрий Александрович.
7. Квалификационные данные педагога:
- Стаж – 12 лет.
- Разряд – 14 ( высшая квалификационная категория).
- Образование – высшее.
8. Срок реализации программы – 3 года.
9. Возрастной диапазон занимающихся – 12-17 лет.
10. Тип программы – модифицированная.
11. Тематическая ( содержательная ) направленность программы –
художественная.
12. Образовательная область – искусство.
13. По цели обучения – развивающая художественную одаренность.
14. По уровню освоения – общеразвивающая.
15. По организации содержания – комплексная.
2.
Содержание образовательной программы.
1. Пояснительная записка - 4
2. 1-ый год обучения - 11
3. Учебно-тематический план 1-ого года обучения - 12
4. Содержание программы 1-ого года обучения - 13
5. Методическое обеспечение дополнительной
образовательной программы 1-ого года обучения - 15
6. 2-ой год обучения - 16
7. Учебно-тематический план 2-ого года обучения - 17
8. Содержание программы 2-ого года обучения - 18
9. Методическое обеспечение дополнительной
образовательной программы 2-ого года обучения - 19
10. 3-ий год обучения - 20
11. Учебно-тематический план 3-его года обучения - 21
12. Содержание программы 3-его года обучения - 22
13. Методическое обеспечение дополнительной
образовательной программы 3-его года обучения - 24
14. Репертуар. - 25
15. Список используемой литературы - 26
3.
Пояснительная записка.
Гитара играла и играет большую роль в музыкальной культуре народа. Гитарная песня – это своеобразное зеркало души, позволяющее в атмосфере духовного диалога исполнителя со слушателем увидеть, ощутить красоту отечественной песенной культуры. Гитарная песня – это свидетельство сохранения преемственности между поколениями и сохранения народных традиций.
Ребенок имеет право на творчество, на получение бесплатного дополнительного образования, право на знакомство с другими видами искусства, развивающими личность, как художественного, так и прик-ладного. Он имеет право выбора конкретного направления в развитии своих способностей при личной заинтересованности, поэтому работа педагога должна обеспечить ему высокий (профессиональный) уровень освоения образовательной программы.
«Золотой фонд» любимых и широко известных песен неисчерпаем, но крайне низкий уровень, агрессивность молодежной культуры, пода-вление духовности и индивидуализация личности – все это несет угрозу для культуры общества в целом, стимулирует культ силы и чувство пре-восходства над теми, кто исповедует иные ценности. Увы, замечательные русские традиции самостоятельного музицирования в наше время уступили натиску видио- и аудиоиндустрии, даже взрослому человеку трудно разо-браться в современных так называемых «культурных ценностях».
Но что способно заменить человеческую радость собственного участия, проявления своих талантов, живого общения с музыкой? Музыка – искусство, обладающее особенно большой силой эмоционального воз-действия на человека, и поэтому она может играть огромную роль в воспитании детей и юношества.
Богатство песенного фонда ( народного, авторского, эстрадного)
позволяет активно развивать эстетические чувства детей, их нравствен-ность и интеллект, поскольку в песнях отражаются многие явления жизни. Это отражение имеет совершенную музыкальную и литературную форму.
Занятия в объединении для ребят – это, прежде всего, интеллектуаль-ная работа, в результате которой подросток приобретает знания и практические навыки, а его способности активно развиваются, поскольку интеллектуальные богатства добываются по собственной инициативе.
В то же время творчество детей и подростков – это своеобразная сфера их духовной жизни, их самовыражение и самоутверждение, ярко раскры-вающее индивидуальную самобытность каждого. Ребята умеющие играть на гитаре приобретают дополнительную возможность раскрыть, объяснить многие ситуации, которые имеют для молодого человека личностный
4.
смысл. Творчество, упорство, стремление играть и петь хорошие, умные,
красивые песни, создают вокруг себя эстетическое и нравственное поле притяжения сверстников. Как следствие, становится естественным стрем-ление детей научиться играть на гитаре и петь под гитару, их увлеченность
повышает их статус в школе, семье, во дворе.
Данная программа адресована подросткам, которые решили научиться аккомпанировать себе по нотам, по слуху и буквенным обозначениям аккордов. Процесс обучения опирается на разнообразный песенный ма-териал, разных жанров и стилей.
Цель дополнительной образовательной программы – развитие творче-ских способностей подростков, воспитание стремления к самосовершен-ствованию, самопознанию и духовно-нравственному развитию личности через занятия вокалом, игре на 6-ти струнной гитаре, изучению песен-ной культуры своего народа.
Задачи дополнительной образовательной программы.
Обучающие:
1.Изучить инструмент, обучить подростка основным приемам игры
на 6-ти струнной гитаре.
2.Обучить основным понятиям теории музыки.
3.Обучить подростков петь под аккомпанемент 6-ти струнной гитары.
Развивающие:
1.Развивать музыкальный слух, ритм, голос, чувство гармонии, музы-
кальнную память.
2.Развивать у подростков художественно-эстетический вкус.
3.Развивать у подростков поэтический и музыкальный вкус, и
стремление к творческому самовыражению.
Воспитывающие:
1.Воспитать у подростков личностные качества: пунктуальность,
отзывчивость, обязательность, трудолюбие.
2.Воспитать навыки работы в коллективе и индивидуально.
3.Воспитать у подростков уважение к старшему поколению и
формировать у них нравственно-этические нормы межличност-
ных взаимоотношений.
Дополнительная образовательная программа объединения гитарной
песни «Радуга» рассчитана на занятия с подростками с 12 до 17 лет. Прог-
рамма рассчитана на 3года обучения. В объединение принимаются все жела-
ющие дети. Комплектование в группы объединения «Радуга» происходит по
возрастным критериям, в которых учитываются психологические особен-
ности и вокально-музыкальные данные подростков.
5.
Формы и режим занятий:
1 группа ( 1год обучения) – 8 человек 4 часа в неделю, для каждого
ученика обучение проходит по следующей схеме: 2 часа очных, про-
ходящий в ДДТ под руководством педагога и 2 часа заочных, ученик
самостоятельно занимается дома по полученному заданию.
2 группа ( 2 год обучения) – 9 человек 6 часов в неделю, для каждого
ученика обучение проходит по следующей схеме: 2 часа очных, про-
ходящий в ДДТ под руководством педагога и 4 часа заочных, ученик
самостоятельно занимается дома по полученному заданию.
3 группа ( 3 год обучения) – 9 человек 6 часов в неделю, для каждого
ученика обучение проходит по следующей схеме: 2 часа очных, про-
ходящий в ДДТ под руководством педагога и 4 часа заочных, ученик
самостоятельно занимается дома по полученному заданию.
Занятия в ДДТ проходят по подгруппам: педагог – 3-4 ученика, одно
очное занятие продолжительностью 45 минут два раза в неделю, между занятиями предусматривается 10-15 минутный перерыв.
Обучение в объединении осуществляется через основную форму
- очное занятие (теоретическое и практическое), заочное ( теоретическое
и практическое), а так же такие формы, как концертные выступления, участие в конкурсах, фестивалях, просмотр видеоматериалов, про-слушивание музыки и песен, творческие встречи с музыкантами города.
Индивидуальный подход педагога к каждому ребенку – основной принцип обучения. Личный пример педагога помогает ребенку пре-
одолеть психологический барьер, справиться с комплексами.
В объединении «Радуга» соблюдается принцип преемственности
( переход с 1-ого года обучения на 2-ой, со 2-ого на 3-ий год обуче-
ния). По окончании каждого года в объединении проходит итого-
вая аттестация (выступление в концертных мероприятиях ДДТ), на которых могут присутствовать родители и гости. Заложенный программой определенный объем знаний и умений, их качество проверяется ежедневно.
Качество подготовки, освоения теоретических, практических зна-
ний и умений определяет педагог в процессе собеседования и на-блюдения за развитием детей на занятиях и по результатам высту-
плений в концертах, конкурсах и фестивалях. Форма подведения
итога 3–х летнего обучения – это участие в концертах. По окончании обучения учащимся освоившим программный материал выдается «Свидетельство о дополнительном образовании».
6.
В результате обучения приобретаются навыки по следующим ди-
сциплинам и видам деятельности:
- Теория музыки.
- Освоение аккордов и приемов игры на 6-и струнной гитаре.
- Знакомство с творчеством авторов песен.
- Вокальное пение.
- Исполнительское мастерство.
Дополнительная образовательная программа включает несколько
уровней освоения предлагаемых умений и навыков:
1-й уровень – общекультурный ( 1-й год обучения ).
2-ой уровень – углубленный ( 2-ой год обучения ).
3-й уровень – профессионально-ориентированный ( 3-й год обучения).
Общекультурный (1-й год обучения) – включает изучение следующих
разделов программы:
- Нотная грамота.
- Разучивание инструментальных этюдов.
- Изучение простых аккордов.
- Изучение приемов игры на 6-и струнной гитаре.
- Основы вокального пения.
- Разучивание песенного репертуара.
Форма выявления результатов: наблюдение, прослушивание на занятиях.
Форма фиксации результатов: готовые музыкальные и песенные номера.
Форма предъявления результатов: демонстрация готовых номеров.
Углублённый (2-ой год обучения) - изучаются следующие разделы:
- Теория музыки.
- Постановка аккордов (через баре).
- Ритмические рисунки.
- Вокальное пение.
- Исполнительское мастерство.
- Сценическое движение.
Форма выявления результатов: прослушивание на занятиях.
Форма фиксации результатов: готовые исполнительские номера.
Форма предъявления результатов: показательные выступления в нутри
объединения, концертах ДДТ.
Профессионально-ориентированный ( 3-ий год) рассчитан на более
объемный исполнительский материал, увеличивается объем прак-
тических занятий. Учащиеся чаще участвуют в концертных меро- приятиях, конкурсах, фестивальных программах. На этих этапах проявляется профессиональный интерес обучающихся, развиваются
профессиональные навыки и способности.
Форма выявления результатов: прослушивание на занятиях и репетициях.
Форма фиксации результатов: Готовые исполнительские номера.
Форма предъявления результатов: концерты, фестивали, конкурсы.
7.
За время работы по дополнительной образовательной программе
формируется дружный творческий коллектив единомышленников:
педагог, ученики, родители, выпускники. Итогом успешного освое- ния данной программы объединения «Радуга» является представляе- мая учащимся возможность для дальнейшего развития своих способ-
ностей и овладения конкретными видами деятельности, востребован-
ных на рынке труда, как в данном образовательном учреждении, так
и в других УДОД.
Процесс совместного творчества ребенка и педагога:
1-йй – сознательно-подготовительная работа.
Педагог готовит учащихся к процессу творчества, он дает им знания по
теории музыки, игры на 6-ти струнной гитаре, вокалу, присматривается
к учащимся, к уровню их общего развития, находит с ними общие инте-
ресы. Педагог заинтересовывает детей, будит их фантазию, интуицию,
логику мышления, добивается состояния вдохновения.
2-ой этап – осуществление творческих замыслов.
В объединении приветствуется сочинительство собственных песен.
На этом этапе педагог помогает учащимся раскрыться, грамотно и инте-
ресно построить и осуществить свой песенный замысел, помогает ис-
ключить возможность плагиата и пошлости. Особое внимание уделяе- тся поэтической и музыкальной фразе в песне. Авторская или самоде-ятельная песня это реальный мир духовного, психологического состоя- ния ребенка. Тактично, ненавязчиво, профессионально педагог подска-зывает, направляет замысел песни, относясь с большим уважением к
автору.
3-ий этап – проверка творческих решений.
Самым ответственным моментом в самодеятельном творчестве ре-
бят является показ своих авторских песен внутри объединения в
своей группе, оценка сверстников, обсуждение, самые удачные песен-
ные работы проверяются на зрителях, во время концертов, конкурсах,
фестивалях. Поддержка педагога и ребят помогают начинающим авто-
рам чувствовать себя уверенней, целеустремленней, вдохновляют их
на развитие своих творческих способностей.
Процесс совместного творчества педагога и детей над созданием
концертного материала.
1 этап. Педагог вместе с учениками обсуждает тему будущих концертных
номеров.
Придумывают название, обозначают сюжетную линию, ставят це-
ли и задачи концертного номера.
8.
2 этап. Составляют план подготовки концертных номеров.
3 этап. При подготовке концертных номеров принимаются во внимание
все пожелания и предложения учащихся.
4 этап. Знакомство учащихся со сценарием будущего концерта.
5 этап. Постановочная работа, отработка песенных номеров.
6 этап. Подбор костюмов, техническое оснащение, световое оформление.
7 этап. Сводные репетиции.
8 этап. Премьера концертных номеров.
Используемые методы в работе с учащимися в объединении
гитарной песни «Радуга» (из опыта работы педагога дополнительного
образования Н.К.Беспятовой город Москва).
- Метод словесный:
а). Беседа, обсуждение характера музыки, способов исполнения;
б). Объяснение теоретических знаний, обобщения, введение новых
понятий, специальной терминологии;
в). Образные сравнения, оценки исполнения, анализ недостатков;
г). Вопросы, указания, уточнения и пр.
- Метод объяснительно- иллюстративный.
- Метод наглядный.
- Метод повторения.
- Метод развивающий.
- Метод заучивания, обуславливающийся следующими задачами:
а). Развитие музыкального слуха, музыкальной выразительности;
б). Освоение нового программного материала, закрепление пройден-
ного материала;
в). Расширение уровня образованности в области музыкального и
вокального искусства;
г). Творческое самовыражение и реализация способностей на прак-
тике;
д). Творческий контакт с руководителем;
ж). Наглядный показ;
- Метод самообучения.
- Метод творческого обучения.
Педагогическая работа с родителями.
Образовательная программа предусматривает большую роль
семьи в образовательном и воспитательном процессе объ-
единения гитарной песни «Радуга». Взаимодействие педагога
с родителями помогает определить духовные и материальные
возможности семьи.
9.
С родителями проводятся собрания ( педагог знакомит ро-
дителей с целями и задачами дополнительной образовательной
программы, репертуарным планом, дает информацию о выборе
6-и струнной гитары, поведении и соблюдение техники безопас-
ности детей в ДДТ и после занятий. Обсуждаются текущие воп-
росы на учебный год). Родители приглашаются на выступления
учащихся объединения в концертах, фестивалях.
При систематической связи педагог- родитель- ученик ведется
работа по воспитанию подростка.. Объективное мнение родителей
о творческой деятельности ученика является важным стимулиру-
ющим фактором дальнейшего всестороннего развития ребенка.
Только при поддержке родителей ученик, при систематических
занятиях, желании, трудолюбии и самосовершенствовании, может достигнуть желаемых результатов.
Родители привлекаются к организации мероприятий для детей в объединении «Радуга».(помощь в концертных выступлениях, орга-
низации досуга, выход в театр, на концерты, чаепитие).
Условия реализации программы.
Одним из условий успешных занятий является внимательное, до-
брожелательное отношение к детям, умение внушить каждому ребен-
ку веру в его возможности. Занятия должны приносить ребятам ра-
дость. Для проведения занятий в объединении гитарная песня «Ра-
дуга» необходимо иметь:
- Светлый и просторный класс с хорошей вентиляцией;
- Рабочее место педагога, два письменных стола, 12 стульев.
- Аудиоаппаратура;
- Гитара, фортепьяно;
- Стенды наглядной агитации.
10.
1-й год обучения.
Задачи 1 года обучения:
Обучающие:
- Формирование навыков игры на 6-ти струнной гитаре, изучение
простых аккордов, нотной грамоты, основ вокального пения.
Развивающие:
- Развитие интереса к музыке, к песенному исполнительскому жанру.
Воспитывающие:
- Формирование доброжелательного отношения друг к другу и к ок-
ружающим;
- Воспитание дисциплины, пунктуальности, аккуратности;
- Воспитание трудолюбия и упорства.
Ожидаемый результат.
После 1-ого года обучения ребенок должен знать и уметь:
Знать:
а). Нотную грамоту;
б). Обозначение аккордов;
в). Приемы игры на 6-ти струнной гитаре;
г). Основы вокального пения.
Уметь:
а). Читать и писать ноты в скрипичном и басовом ключах;
б). Исполнять простые гитарные этюды и пьесы;
в). Осуществлять постановку простых аккордов;
г). Играть на 6-ти струнной гитаре, применяя изученные прие-
мы игры, аккомпанировать себе во время пения;
д). Делать дыхательную гимнастику, распеваться, правильно
воспроизводить звуки.
11.
Объединение гитарной песни «Радуга» педагог Царёв Ю.А..
Учебно-тематический план 1-ого года обучения на 2015/2016г гр1.2.
Названия тем.
Количество часов.
Всего
Теория
Практика
1.Вводное занятие.
1
1
-
2.Теория музыки.
21
6
15
3.Устройство 6-ти струнной гитары.
1
1
-
4.Положение инструмента, посадка ис-
полнителя и постановка рук во вре-
мя игры.
4
1
3
5.Разучивание инструментальных
этюдов на 6-и струнной гитаре.
12
3
9
6.Обозначение аккордов (буквен-
ная система), аккордовые сетки
(без баррэ).
3
3
-
7.Приемы игры для правой руки.
6
1
5
8.Освоение аккордов и приемов
игры на 6-и струнной гитаре.
18
3
15
9.Вокальная практика.
18
3
15
10.Разучивание песенного мате-
риала и музыкального акком-
панемента.
21
9
12
11.Отработка песенного материала.
21
3
18
12.Сценическое движение.
6
1
5
13.Репетиции на сцене.
Итоговая аттестация.
12
3
9
Всего:
144
38
106
12.
Содержание программы 1-ого года обучения:
1.Вводное занятие.
- Инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности,
поведение в ДДТ и после занятий;
- Цели и задачи 1-ого курса.
2. Теория музыки:
- Нотное письмо.
- Тон и полутон. Знаки альтерации.
- Мелодия. Лад: мажор, минор.
- Понятие «метр» и «ритм».
- Тональность.
- Интервал. Аккорд.
3. Устройство 6-ти струнной гитары.
- История появления гитары, ее роль в культурной жизни лю-
дей разных эпох.
- Устройство 6-ти струнной гитары.
- Настройка 6-ти струнной гитары.
4. Положение инструмента, посадка исполнителя и постановка рук
во время игры.
-Положение исполнителя при игре.
-Положение инструмента при звукоизвлечении.
-Посадка исполнителя.
-Постановка рук.
5. Разучивание инструментальных этюдов на 6-и струнной
гитаре.
- Разучивание этюдов.
- Отработка техники исполнения.
6.Обозначение аккордов (буквенная система), аккордовые
сетки (без баррэ).
-Аккорды в первой позиции.
-Буквенная система обозначения аккордов.
-Аккордовые сетки.
7. Приемы игры для правой руки.
-Ритмические рисунки: щепок, щелчок, перебой, бой.
-Приемы игры для правой руки.
13.
8. Освоение аккордов и приемов игры на 6-ти струнной
гитаре.
- Отработка техники постановки аккордов.
- Исполнительская четкость ритмических рисунков.
- Аккомпанемент.
9. Вокальная практика.
- Беседа: Секреты вокального мастерства.
-Строение голосового аппарата.( физиологические особенности
голосового аппарата, воздушный поток, дыхательная гимнастика,
правильное воспроизведение звуков).
-Певческая установка.
-Певческое дыхание.
-Диапазон, регистр, тесситура певческих голосов.
-Артикуляция.
10. Разучивание песенного материала и музыкального
аккомпонемента.
- В зависимости от вокальных возможностей, исполнительской
техники игры на 6-ти струнной гитаре, музыкальной , духовной
потребности ребят, педагог предлагает выбор песенного материала.
11. Отработка песенного материала.
- Отработка песен под аккомпанемент 6-ти струнной гитары.
- Отработка синхронности исполнения.
12).Сценическое движение.
Отработка движений соответствующих характеру музыки и текста песни. Перемещение в пространстве сцены (выход на начало песни,
режиссура движений во время исполнения, концовка (финал) и уход
со сцены).
13). Репетиции на сцене.
Отработка исполнительского мастерства, умения сосредоточиться, настроиться на выступление, умения работать с микрофонами, выпол-
нений режиссерских установок, сыгранности, четкости вокального исполнения.
Итоговая аттестация (выступление, участие в концерте ДДТ).
14.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной
программы объединения «Радуга» 1-ого года обучения.
№
п/п
Раздел,
тема.
Форма
занятий.
Приемы
и
методы
организа-
ции уче-
но-воспи-
тательной
работы.
Методи-
ческий и
дидакти-
ческий материал.
Техни-
ческое
оснаще-
ние за-
натий.
Форма
подведения
итогов.
1.
Теория
музыки.
Теория:
рассказ,
лекции.
Практика
прослуши-
вание му-
зыки,пись-
менные за
дания,чте-
ние нот.
Словес-
ный. Наг-
лядный.
Повторе-
ния.
Альбомы,
плакаты,
журналы.
Магни-
тафон,
аудио-
кассеты,
гитара.
Открытое
занятие.
2.
Вокал.
Теория:
рассказ,
лекции.
Практика
индивиду-
альная,
групповая.
Метод ра-
звития во-
кального
слуха.
Объясни-
тельно-ил-
люстрати-
вный.
Учебная
литерату-
ра по во-
калу.
Магни-
тафон,
аудио-
кассеты,
гитара,
форте-
пиано.
Промежу-
точная ре-
флексия
(опрос, кон-
трольное
занятие).
3.
Игра на
6-ти
струн-
ной ги-
таре.
Теория:
рассказ,
лекция.
Практика
индивиду-
альная,
групповая.
Метод
объясни-
тельно-ил-
люстрати-
вный, ин-
формаци-
оный.
Метод ин-
дивидуаль
ного обу-
чения.
Учебная
литерату-
ра по
классу
гитары.
Альбомы,
плакаты.
Магни-
тафон,
аудио-
кассеты,
гитара.
Промежу-
точная ре-
флексия.
Открытое
занятие.
15.
2-ой год обучения.
Задачи 2-го года обучения:
Обучающие:
- Обучить построению аккордов (на преме баррэ);
- Обучить приемам игры на 6-ти струнной гитаре и ритмическим
рисункам;
- Обучить вокальному пению;
- Обучить навыкам аккопанемента.
Развивающие:
- Развитие навыков исполнительского мастерства.
Воспитывающие:
- Воспитание художественного вкуса;
- Воспитание пунктуальности, чувства ответственности, обязательности.
- Воспитание творческой потребности.
Ожидаемый результат.
После 2-ого года обучения ребенок должен знать и уметь:
Знать:
а). Построение аккордов на приеме баррэ;
б). Обширный песенный материал;
в). Разновидности дыхания;
г). Правила звукообразования, артикуляции и дикции;
д). Основные свойства певческого голоса;
ж) Разновидности гитарных ритмических рисунков.
Уметь:
а). Настраивать и ремонтировать гитару;
б). Грамотно читать нотные обозначения аккордов и находить их
на инструменте;
в). Сопровождать песенный материал разнообразными приемами
игры;
г). Свободно транспонировать мелодию в разные тональности;
д). Исполнять песенный репертуар под гитарный аккомпанемент на
высоком художественном уровне.
16.
Учебно-тематический план 2-ого года обучения на 2015/2016г. гр 2.1.
Название тем.
Количество часов.
Всего.
Теория.
Практика.
1.Вводное занятие.
2
2
-
2.Повторение программы 1-ого года
обучения.
18
-
18
3.Изучение аккордов (на приеме
баррэ).
24
6
18
4.Ритмические рисунки.
15
3
12
5.Отработка постановки аккор-
дов и ритмических рисунков.
33
9
24
6.Вокальная практика.
30
9
21
7.Разучивание песенного мате-
риала и аккомпанемента.
42
12
30
8.Отработка песенного материала и
аккомпанемента.
36
9
27
9.Репетиции на сцене.
10.Итоговая аттестация.
12
4
1
1
11
3
Всего:
216
55
161
Объединение гитарной песни. «Радуга» педагог Царёв Ю.А.
17.
Содержание программы 2-ого года обучения.
1. Вводное занятие.
-Инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности,
поведение в ДДТ и после занятий.
-Цели и задачи 2-ого курса.
2. Повторение программы 1-ого года обучения.
- Повторение и закрепление теоретического, песенного, инструментального репертуара изученного в 1-м году обучения.
3. Изучение аккордов (на приеме баррэ).
-Построение аккордов.
-Аккордовые сетки.
-Отработка техники постановки аккордов.
4. Ритмические рисунки.
-Виды ритмических рисунков.
-Отработка четкости исполнения ритмических рисунков.
5.Отработка постановки аккордов и ритмических рисунков.
-Упражнения, музыкальные композиции и пьесы.
6. Вокальная практика.
- Распевочные упражнения. Специальные упражнения в
различных темпах;
- Дыхательная гимнастика;
- Приемы развития музыкального слуха.
- Закрепление навыков звукообразования, артикуляции и
дикции;
- Работа над тембром;
- Развитие динамического диапазона;
- Двухголосье, пение гармонических интервалов, аккордов;
- Дуэт. Трио. Ансамбль. Умение держать голосовые партии.
7. Разучивание песенного материала и аккомпанемента.
- В зависимости от вокальных возможностей, исполнительской тех-
ники игры на 6-ти струнной гитаре, музыкальной, духовной пот-
ребности ребят, педагог предлагает выбор песенного материала.
8. Отработка песенного материала и аккомпанемента.
- Отработка вокала, техники исполнения аккомпанемента на 6-и
струнной гитаре.
- Синхронное исполнение.
9. Репетиции на сцене.
10. Итоговая аттестация (Выступления в концертах ДДТ).
18.
Методическое обеспечение образовательной программы
объединения гитарной песни «Радуга» 2-ого года обучения.
№
п/п
Раздел,
тема.
Форма
занятий.
Приемы и
методы ор-
ганизации
учебно-вос-
питатель-
ного про-
цесса.
Методи-
ческий и
дидакти-
ческий
материал.
Техничес-
кое осна-
щение
занятий.
Форма
подведения
итогов.
1.
Теория
музыки
Теория:
рассказ,
лекция.
Практика
индиви-
дуальная
группо-
вая.
Словесный,
наглядный,
развиваю-
щий, метод
повторения.
Учебная
литерату-
ра, аль-
бомы, на-
глядные
пособия.
Магнита-
фон, аудиокас-
сеты,
гитара,
фортепиа-
но.
Промежу-
точная ре-
флексия
(опрос, кон-
трольное
занятие).
2.
Вокал.
Теория:
рассказ,
лекция.
Практика
индиви-
дуальная
группо-
вая.
Объясни-
тельно-ил-
люстратив-
ный. Метод
повторения.
Метод твор-
ческого обу-
чения.
Учебная
литерату-
ра, аудио
записи,
демон-
стратив-
ный по-
каз.
Магнита-
фон,
аудиокас-
сеты,
гитара,
фортепи-
ано.
Участие в
концертах.
Открытое
занятие.
3.
Игра
на 6-ти
струн-
ной ги-
таре.
Теория:
рассказ,
лекция.
Практика
индиви-
дуальная
группо-
вая.
Объясни-
тельно-ил-
люстратив-
ный. Метод
повторения.
Метод твор-
ческого обу-
чения.
Учебная
литерату-
ра, аудио
записи,
демон-
стратив-
ный по-
каз.
Магнита-
фон,
аудиокас-
сеты,
гитара.
Участие в
концертах.
Открытое
занятие.
19.
3 –ий год обучения.
Задачи 3 года обучения:
Обучающие:
- Обучить построению аккордов (на приеме баррэ);
- Обучить приемам игры на 6-ти струнной гитаре.
- Обучить исполнению ритмических рисунков;
- Обучить вокальному пению;
- Обучить сценическому движению.
Развивающиее:
- Беседа: История создания и формирование музыкальных течений,
стилей, направлений на российской эстраде.
- Развитие художественного и музыкально-поэтического вкуса.
Воспитывающие:
- Воспитание мотивов труда и добросовестного отношения к труду.
- Воспитание эстетических взглядов.
- Воспитание нравственности подростка через песенное творчество.
Ожидаемый результат,
После 3-его года обучения ученик должен знать и уметь:
Знать:
а). Аббревиатуру нотного письма;
б). Построение аккордов (на приеме баррэ);
в). Приемы игры на 6-и струнной гитаре, тепо-ритмику;
г). Распевочные упражнения;
д). Дыхательные упражнения;
ж). Основные свойства певческого голоса;
з). Обширный, разножанровый песенный материал.
Уметь:
а). Исполнять песенный материал под аккомпанемент гитары.
б). Исполнять голосовые партии ( 2х, 3х голосье );
в). Эмоционально передавать сценический образ;
г). Исполнять упражнения на развитие диапазона глосса и на фор-
мирование правильного певческого дыхания;
д). Импровизировать;
ж). Самостоятельно подбирать аккорды для аккомпанемента;
з). Работать на сцене с микрофонами.
20.
Объединение гитарной песни «Радуга» педагог Царёв Ю.А..
Учебно-тематический план 3-его года обучения на 2015/2016г. гр 3.1.
Название тем.
Количество часов.
Всего.
Теория.
Практика.
1. Вводное занятие.
2
2
-
2. Повторение программы 2-ого года
обучения.
15
-
15
3. Построение аккордов ( на приеме
баррэ).
24
6
18
4. Приемы исполнения ритмических
рисунков.
12
3
9
5. Изучение исполнительского песен-
ного материала.
42
12
30
6. Вокальная практика.
30
4
26
7.Отработка техники игры гитаре.
15
3
12
8.Отработка песенного материала
под аккомпанемент гитары.
28
-
28
9.Актерское мастерство.
12
3
9
10. Сценическое движение.
12
3
9
11. Работа с микрофоном.
12
3
9
12. Репетиции на сцене.
Итоговая аттестация.
12
1
11
Всего:
216
40
176
21.
Содержание программы 3-его года обучения.
1. Вводное занятие.
- Инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности,
поведению в ДДТ и после занятий.
2. Повторение программы 2-ого года обучения.
- Повторение и закрепление теоретического, песенного, инструменталь-
ного репертуара изученного во 2-ом году обучения.
3. Построение аккордов ( на приеме баррэ).
- Построение аккордов на 6-ти струнной гитаре на приеме баррэ.
- Аккордовые сетки.
- Техника постановки изученных аккордов.
4. Приемы исполнения ритмических рисунков.
- Виды ритмических рисунков.
- Приемы исполнения ритмических рисунков.
5. Изучение исполнительского песенного материала.
Учитывая интерес и музыкальные потребности ребят изучаются
песни, которые ребята хотели бы исполнять, это и авторские, бардов-
ские, песни советской и российской эстрады, песни популярных
рок-групп. Педагог предлагает, помогает в выборе песенного матери-
ала.
6. Вокальная практика.
- Сольное пение.
- Развитие ансамблевых навыков:
а). Интонационная слаженность;
б). Единообразие манеры звукообразования;
в). Ритмическая и темповая слаженность;
г). Динамическое единство в партии;
д). Интонирование мелодической линии;
ж).Интонирование аккордов;
з). Одновременное начало и окончание пения произведения в
целом и отдельных его частей (куплета, фразы).
- Пение под ритмический аккомпанемент гитары.
7. Отработка техники игры на гитаре.
- Упражнения на технику постановки аккордов.
22.
- Упражнения на четкое воспроизведение ритмических рисунков.
- Упражнения на темпо-ритмику.
8. Отработка песенного материала под аккомпанемент гитары.
На базе изученного песенного материала и гитарного аккомпа-
немента на занятиях идет отработка синхронности, четкости, чисто-
ты совместного звучания.
9. Актерское мастерство.
- Мимические упражнения.
- Упражнения на раскрепощение, снятия зажимов, психологическая
настройка, избавление от комплексов, развитие коммуникабельности.
10. Сценическое движение.
- Упражнения по пластике.
11. Работа с микрофоном.
- Устройство микрофонов.
- Типы микрофонов и их технические характеристики.
- Работа с микрофоном.
12. Репетиции на сцене.
Итоговая аттестация (Выступления в концертах ДДТ).
23.
Методическое обеспечение образовательной программы
объединения гитарной песни «Радуга» 3-его года обучения.
№
п/п
Раздел,
тема.
Форма
занятий.
Приемы и
методы ор-
ганизации
учебно-вос-
питатель-
ного про-
цесса.
Методи-
ческий и
дидакти-
ческий
материал.
Техничес-
кое осна-
щение
занятий.
Форма
подведения
итогов.
1.
Теория
музыки
Теория:
рассказ,
лекция.
Практика
индиви-
дуальная
группо-
вая.
Словесный,
наглядный,
развиваю-
щий, метод
повторения.
Метод само-
обучения.
Учебная
литерату-
ра, аль-
бомы, на-
глядные
пособия.
Магнита-
фон, аудиокас-
сеты,
гитара,
фортепиа-
но.
Итоговая
рефлексия
(опрос, ито-
говое кон-
трольное
занятие).
2.
Вокал.
Теория:
рассказ,
лекция.
Практика
индиви-
дуальная
группо-
вая.
Объясни-
тельно-ил-
люстратив-
ный. Метод
повторения.
Метод твор-
ческого обу-
чения. Ме-
тод само-
обучения.
Учебная
литерату-
ра, аудио
записи,
демон-
стратив-
ный по-
каз.
Магнита-
фон,
аудиокас-
сеты,
гитара,
фортепи-
ано.
Участие в
концертах,
конкурсах,
фестивалях.
Отчетный
концерт.
3.
Игра
на 6-ти
струн-
ной ги-
таре.
Теория:
рассказ,
лекция.
Практика
индиви-
дуальная
группо-
вая.
Объясни-
тельно-ил-
люстратив-
ный. Метод
повторения.
Метод твор-
ческого обу-
чения. Ме-
тод само-
обучения.
Учебная
литерату-
ра, аудио
записи,
демон-
стратив-
ный по-
каз.
Магнита-
фон,
аудиокас-
сеты,
гитара.
Участие в
концертах,
конкурсах,
фестивалях.
Отчетный
концерт.
24.
Репертуар.
1. «Изгиб гитары желтой..» - О.Митяев.
2. «Песня о друге» - В. Высоцкий.
3. «Лыжи у печки стоят» - Ю.Визбор.
4. «Милая моя» - Ю.Визбор.
5. «Казачья притча» - народная песня.
6. «Зеленой лужок» - народная песня.
7. «Вечер бродит..» - А.Якушева.
8. «Белый снег» - В.Цой.
9. «Что такое осень» - Ю.Шевчук.
10. «Это все.» -Ю.Шевчук.
11. «Метель» - Ю.Шевчук.
12. «Руку мне дай» - И.Суруханов.
13. «Любимый мой дворик» - В.Добрынин, Л.Дербенев.
14. «Генералы песчаных карьеров..» - Д.Кайми.
15. «Маленький принц» - И.Камбурова.
16. «Скачки» - А.Кутиков, А.Макаревич.
17. «Поворот» - А.Кутиков, А.Макаревич.
18. «Пока горит свеча» - А.Макаревич.
19. «Костер» - А.Макаревич.
20. «Yesterday» - Дж.Леннон, П.Макартни.
21. «Let it be» - Дж.Леннон, П.Макартни.
22. «Вальс-бостон» - А.Розенбаум.
23. «Гончарный круг» - А.Розенбаум.
24. «Ау» - А.Розенбаум.
25. «Значит мы жывы» - А.Розенбаум
26. «Мой друг художник и поэт» - К.Никольский.
27. «Мечта сбывается» - Ю.Антонов.
28. «Море, море»- Ю.Антонов.
29. «Отчего» - Ю.Антонов.
30. «Учитель» - Ю.Царев.
31. «Школьные дни» - Ю.Царев.
32. «100 дорог» - Ю.Царев.
33. «Красный конь» - Ю.Мигуля.
34. «Куда уходит детство» -В.Добрынин, Л.Дербенев.
35. «Домой» - Ю.Клинских.
36. «Город золотой» - Ф. де Милано, А.Хвостенко.
37. «Закат» - В.Кипелов, М. Пушкина.
38. «До свидания» - Земфира.
39. «Давай за» - И.Матвиенко.
40. «Есть только миг» - Л.Дербенев, А.Зацепин.
41. «Березы» - М.Фрадкин, В.Лазарев.
42. «Серебро» - Би-2. и так далее, у педагога имеются журналы с
отобранным песенным материалом (более 200 песен).
25.
Литература:
1.Баренбойм Л, Брянская Ф, Перунова Н. Путь к музыцирова-
нию.-Л: 1981.
2.Н.К. Беспятова Программа педагога дополнительного обра-
зования. -АЙРИС ПРЕСС: Москва. 2003.
3.Васильев М.П. Анализ работы голосового аппарата вокали-
ста. - СПб.1997.
4.Добровольская Н.Н. Вокально-хоровые упражнения в дет-
ском хоре. – М: 1987.
5.Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж.
-СПб: 1996.
6.Манилов В. Учись аккомпанировать на гитаре. - Киев: Му-
зичка. Украина. 1983.
7.Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М: 1997.
8. Разумовский В.И.Учебник начинающего гитариста.- РнД: 2008.
9.Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. –М: 1999.
10.Стрельникова А.Н. Парадоксальная дыхательная гимнастика.-М:1998.
11.Струве Г.А. Учебно-воспитательная работа в детских и
юношеских хоровых коллективах.- М. 1985.
12.Халабузарь П.В, Попов В.С. Теория и методика музыкально-
го воспитания. – СПб: 1990.
13.Шемшурина А.И. Воспитание и дополнительное образование
детей. Серия: Основы этической культуры для учителей.- М. 1990.
Литература рекомендованная детям:
1.Гонтаренко Н.Б. Секреты вокального пения.-РнД. 2007.
2.Живов В. Мастерство и выразительность.-Музыкальная жизнь.1975.
3.Коваленко С. Современные музыканты: поп, рок, джаз».-М.2003.
4.Ластра Э. П. Пение молодых. – М. 1979.
5.Лейс К. Все песни в гости к нам. Советская Эстония.1972.
6.Панайотов Л. Самоучитель игры на гитаре.- М. 1976.
7.Птица К. Воспитание песней.- Правда. 1978.
8.Тевлин Б. Прекрасный мир песни.- Вечерняя Москва.1975.
26.
15