Конспект и презентация классного часа для детей среднего школьного возраста «Зов предков»
Разработка классного часа на тему
«Зов предков»Цель:
воспитание любви к малой родине, гордость за родной край, умение ценить культуру и традиции народов Севера.
Задачи:
развитие наблюдательности, расширение кругозора;
- пробуждение интереса к культуре своего народа;
- привитие уважения и интереса к поэтам и композиторам Севера;
- формирование физических способностей во время проведения игр.
Оборудование:
- макет чума, картины
Реквизиты:
- эмблемы команд: изображение снастей, оленей;
- костюмы национальные;
- два туеска из бересты;
- ватман, фломастеры;
- бусы трех цветов к игре «Сбор ягод»;
- палка к игре «Перетяни палку».
Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о родном крае. Ямал – это место где вы родились и выросли, где живут и трудятся ваши родители. В связи с этим наш классный час посвящен профессиям и традициям народов севера.
Для начала мы поделим наш класс на две команды:
Команда «Оленеводы» - бригадир – Тарасов Эдуард
Команда «Рыбаки» - бригадир – Пяк Павел
Оценивать находчивость и знания будет учитель русского языка и литературы
Новикова Эльвира Васильевна.
Л. В. Лапцуй писал: - (слайд тундра)
Язык наш суров и не пышен,
И нет в нем прекраснее слов,
Чем эти, что с детства мы слышим:
ПАСТУХ, РЫБОЛОВ, ЗВЕРОЛОВ.
Три слова – рассказ о народе,
Что выжил в суровом краю,
Три слова скажу лишь, а вроде
Как целую песню спою.
Язык наш веками отточен,
Язык наш без промаха точен!
Наш земляк поэт Ю.Леонтьев написал о Пуровской земле такие строчки:
Тундра и ненец – (на доске)
Единая сказка, Вместе поют
Под полярный мотив,
Тундра и ненец,
Единая песня,
Ветер несет им
Душевный порыв…
Ход мероприятия
Учитель: Приветствие команд.
Команда «Оленеводы»: «Оленем северным мы мчим вперед,
Сияньем северным наш путь пролег»
Команда «Рыбаки»: Строганина на столе
Рыбная мясная.
Здесь, на Пуровской земле,
Пища кочевая.
Учитель:
- И так начинаем
1 - конкурс.
Чум – это временное жилище, и в то же время – это дом на века. Ставят его обязательно женщины. Летом чум устанавливается за полчаса, а зимой – примерно за час. У ненцев есть интересная загадка о чуме «Старика – волшебника одевают и раздевают»
Значит, выходят девочки с каждой команды. (3 минуты )
Команда оленеводов – разборка чума. (Слайд – чум)
Команда рыбаков – установка чума.
- Молодцы девочки справились с заданием
Следующий 2 конкурс. Участвуют все в команде, за 3 минуты вы должны дружно составить коллаж о профессии все, об оленеводстве, все о рыболовстве. По окончанию работы кто- то из вас должен представить коллаж. (Звучит песня В. Казымкина)
Команда оленеводов – все об оленеводстве.
Команда рыбаков - все о рыболовстве. ( Работы вывешиваются на доске)
Учитель: В конце июля начале августа морошка меняет цвет, превращается из красного в янтарный. Олени приходят на мшистые поляны, заросшие морошкой, едят лакомство - грибы, птицы клюют чернику.
И 3 - конкурс (слайд морошка)
- Чья команда быстрей соберет ягоды (бусы) в туесок.
Прежде чем начать следующий конкурс, ребята, мне хочется сказать несколько слов об одном из самых распространенных праздников коренных народов севера, национальный праздник ненцев, связанный с их хозяйственной деятельностью.
- Что за праздник такой, как вы думаете? (слайд день оленевода)
Учитель: Весна - яркое время года и поэтому в апреле проходит главный праздник оленеводов и рыбаков. Он устраивается в масштабах района или округа. На него собирается большое количество людей. Интересны традиционные соревнования по национальным видам спорта: метание тынзяна (аркана), метание топора, прыжки через нарты, перетягивание палки, тройной национальный прыжок, национальная борьба. Гонки на оленьих упряжках — красивое, захватывающее зрелище. На День оленевода ставят чумы, где готовят национальные блюда из оленины, лепешки, и конечно строганина. Устраиваются ярмарки, на которых продаются изделия национальных промыслов (поделки из кости, изделия из меха, бисера и т.д.)
–А теперь, ребята давайте проведем один из любимых состязаний оленеводов, которые они занимались в свободное время от работы.
конкурс – «Перетягивание палки». (Слайд «Перетягивание палки»)
Ваша задача: Перетянуть соперника на свою сторону. Кто кого перетянет (Включить музыку)
Учитель: Быть сильным и здоровым – это хорошо, но развивать своё физическое качество должен каждый, кто заботиться о своем здоровье, но не менее важно и развивать свою память, воображение и умножать свои знания о том, как вы знакомы с профессией, которые вы представляете. Сейчас мы узнаем, проведя конкурс «Кроссворды». (Включаем музыку) Жюри подводит итоги конкурса
Учитель: Я надеюсь, что сегодня мы провели с вами интересное мероприятие и пополнили ваш кругозор и запас знаний о профессиях, которые вы сегодня представили, и которые так важны сегодня нашему краю. Традиционные занятия наших предков: оленеводство, рыболовство и охота. Благодаря этим видам деятельности северяне выжили.
- Скажите, ребята, а есть среди вас, кто хочет стать рыбаком или оленеводом? Это хорошо, что продолжите дело своих отцов.
Испокон веков наш народ живет в дружбе и согласии, сохраняет обычаи, традиции предков. Сегодня мы в этом убедились. Мы уверены, что, выбрав, нелегкий труд оленевода и рыбака вы сможете, прожить в суровом краю.
(Слайд - дети севера)
Учитель: Вот и подошло к концу наше мероприятие. Я хочу сказать спасибо всем участникам за активное участие.
Рефлексия:
На фоне музыки С. Няруя «Хаероко Сей» все расходятся.