Урок музыки по знакомству с нотной грамотой в первом классе
«Музыка дождя»
Открытый урок музыки в 1 классе по изучению нотной грамоты.
Март 1995
Ход урока
Слушание «Песня жаворонка» из альбома «Времена года» П.И. Чайковского.
Небольшой опрос-анализ-беседа с учащимися о прослушанной музыке
Характеристика звука: высота, длительность, тембр.
Рассказ-беседа с учащимися.
Мы уже знаем, что звуки имеют три основных характеристики: это - высота, длительность, тембр. Две из них, мы можем определить зрительно и на слух. Зрительно – это расположение нот на линейках и клавиши на рояле, аккордеоне, баяне, или струны на гитаре, скрипке, так как каждая клавиша или струна это какой – то определённый звук. Если мы возьмём любое музыкальное сочинение записанное на нотах, то увидим, что ноты находятся на разных линейках и каждая из них соответствует определённому звуку. Чем выше чем выше нота записана на нотном стане, тем выше звук, и наоборот, чем выше звук извлекаемый на клавишах инструмента ( на баяне и аккордеоне это звуки расположенные в нижней части клавиатуры, а на рояле и пианино в правой части) тем выше нота, записанная на линейке. соответствующая этому звуку. А низкие звук наоборот находятся в верхней части клавиатуры клавишных инструментов и соответственно на более низких нотных линейках.
Характеристика звука: длительность
Теперь речь пойдёт о том, что же такое длительность звука? Мы уже знаем и определяем на слух, что одни звуки звучат коротко, дольше, протяжнее. Давайте вспомним какие в жизни мы можем слышать звуки отличающиеся долготой звучания? (ответы учащихся). Хорошо! А теперь перейдём к музыкальным звукам постараемся понять и разобраться в этом мире звуков. Представим себе, что за окном идёт дождик, услышим, как стучат капли по стеклу. Разные они эти капли дождя- и большие и маленькие. Большие капли тяжёлые и когда они падают, то звук от их падения мы слышим отчётливо – кап. Упала одна капля в начале дождя, потом ещё одна-кап. Если посмотреть на одну такую каплю сверху ( когда капля лежит на ровной поверхности стола, подоконника), то можно сказать что по своей форме она похожа на часть нотного знака, то есть на кружочек без чёрточки или на шарик приплюснутый с двух сторон. Будем считать эту целую прозрачную каплю дождя целой нотой. Она и внешне похожа на целую ноту, такую же прозрачную, как и капля дождя. Условимся ещё вот о чём.
Эту ноту – каплю большую, целую будем считать и самой долгой по звучанию. Но мы знаем, что капли дождя могут быть и меньше нашей целой большой капли, и звук от их падения будет более коротким. И вот теперь подумаем, как же нам получить из нашей целой ноты- капли более мелкие по звучанию ноты-капли? Как вы думаете? Что нужно сделать с этой целой нотой-каплей? Наверно, как то нужно уменьшить её. Давайте мы её как бы разделим. Конечно настоящую каплю трудно разделить. Но мы нарисуем её на доске и в тетрадях и сможем легко разделить. Сначала мы разделим её на две одинаковые части (демонстрация на доске). Что мы видим? Какие-то странные получились ноты-капли. Могут ли быть капли дождя вот такой формы? Конечно нет. Как бы мы ни делили, капли всё равно будут иметь овальную, закруглённую форму. Но как же тогда нам изобразить правильно полученные при делении наши капли- ноты? Для этого мы напишем нашу ноту-каплю вот так: к кружочку целой ноты подрисуем прямую вертикальную линию-отрезок. В музыке он называется штилем, он как – бы отсекает часть от целой ноты. Итак мы разделили целую ноту пополам и получили две одинаковые половинки. Назовём их половинными нотами. Чтобы получить более короткие ноты, мы каждую половинную ноту тоже разделим пополам. Полученные ноты будут называться четвертями. Но представим себе, что дождь становится сильнее и капли его уменьшаются в размере, они звучат короче, быстрее. Как же в музыке будут называться такие короткие по звучанию капли – ноты? Для этого вновь обратимся к делению теперь уже четвертной ноты. Разделив одну четвертную ноту мы также получим две более коротких по звучанию нотки. Они будут называться восьмыми, но уже вот с таким флажком на штиле. Почему мы их назвали восьмые? Давайте вернёмся к началу нашего деления. Итак, мы делим целую ноту - каплю пополам, потом полученные половинки ещё пополам. Посчитаем, сколько у нас получилось капель –нот? (Считают). Правильно, четыре. Теперь каждую из четырёх капель-нот разделим пополам (делят в тетрадях). Посчитаем, сколько маленьких каплей-нот мы получили? Восемь! Одна такая капля-нота из восьми будет называться одна восьмая. А когда мы сложим вместе все эти маленькие ноты-капли, то получим нашу целую ноту-каплю. А вот теперь давайте послушаем вместе дождь, который изобразили в музыке композиторы. Но прежде, чем прозвучит музыка, скажите, а дождь всегда одинаков в разное время года? (Ответы учащихся). Конечно же не одинаков. Ведь говорят же; скучный дождь, или весёлый дождик. Значит он чем то отличается. Конечно, это связано и со временами года, и с нашим настроением. И так, мы слушаем музыку дождя, а какого времени года и настроения вы скажите сами после прослушивания (звучат пьесы «Осенний дождик» муз. Парцхаладзе и «Дождик» муз. Косенко).
Разучивание попевки «Кап-кап»
Слушание простых примеров на определение на слух длительностей звуков.
Разучивание песни «Урок пения»
Итоговое обобщение. Мы сегодня слушали музыку дождя. А дождь состоит из капель больших и маленьких, тяжёлых и лёгких. Капли падают и мы слышим их звучание. Звуки имеют высоту и длительность. Вот сегодня мы и узнали какие основные длительности имеют звуки. Познакомились мы с целыми, половинными, четвертными и восьмыми длительностями нот. Но есть ещё и более мелкие и боле крупные длительности. Как они получаются и как называются мы будем говорить с вами на наших следующих занятиях.